Напоминание

"Смысловое чтение, работа с текстом"


Автор: Ударцева Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: поселок Победа Майкопского района Республика Адыгея
Наименование материала: Статья
Тема: "Смысловое чтение, работа с текстом"
Раздел: начальное образование





Назад





Тема: «Смысловое чтение и работа с текстом (из опыта работы)»
учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Ударцева Е.В. Чтение — вот лучшее учение .


Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.

(Я. Коменский)
Начальная школа – этап в жизни ребёнка, который связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Поэтому читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Чтение
- это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из ряда операций. Достаточно полно навык чтения может характеризовать совокупность нескольких его параметров: способ, скорость, правильность, автоматизированность (так называемая “беглость”) и понимание прочитанного. Первостепенная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения.
Чтение не должно быть бесцельным. Чтение должно

быть осмысленным

.
ФГОС предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой. Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:


овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России, Республики
Адыгея и других стран. Приоритетной
целью
обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
читательской компетентности
младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность
определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, зна- нием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование
осмысленного
читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате' освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают
общеучебное
умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
Чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций
Выделяют две стороны чтения: техническую и смысловую.
Техническая

сторона
предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин).
Смысловая сторона
включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) У младших школьников смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая). Следовательно, умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения.
Цель смыслового чтения
- максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих

умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; -пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста; -определять эмоциональный характер текста; -выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова; -опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; -определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных; -уметь прогнозировать содержание читаемого; -осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; -формулировать тему небольшого текста; -работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; -выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; -определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; -находить главную мысль, сформулированную в тексте; -определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам. Одной из самых трудных задач в методике обучения динамическому ч т е н и ю
является

преодоление

привычки

сознательной

или

подсознательной

артикуляции,

стремление

к

озвучиванию

читаемого

текста.
Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминании информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки информации. При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов воспринимается только глазами.
Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения.
Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

Использование таблицы Шульте.

Развитие

техники

чтения

тормозится

из-за

слаборазвитой

оперативной памяти.
Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью, так называемых
зрительных диктантов
, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что

зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с

перерывами – это уже ничего не дает.
Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому делайте замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в “Таблицу достигнутых результатов”. Ребенок должен видеть свои достижения! Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
В работе по формированию осмысленности чтения
используем такие традиционные приемы.
Упражнения для понимания смысла текста.
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 2.Озаглавливание текста. 3.Деление текста на части, составление плана. 4.Определение темы текста, главной мысли. 5.Определение типа текста. 6.Подбор иллюстраций к тексту. 7.По иллюстрации определить содержание текста. 8.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др. 9.Работа по вопросам учителя, учеников друг другу, учебника. 10. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу. 11.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте. 13.Восстановление текста. Небольшой текст печатается крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 4 человек
восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если положить кусочки из другого текста. 14. Составление синквейна. 15. «Громкие чтения» Для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использую на уроке различные типы и виды чтения, в чем мне помогают обучающие приемы сингапурской методики. Современный урок по Сингапурской методике — это: урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику. урок, содержащий разные виды деятельности. урок, на котором ученику комфортно. урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика. урок развивает у детей креативное мышление. урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала. урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. Хорошо зарекомендовали себя такие упражнения по формированию
осмысленного
читательского навыка.
Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:
В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения! Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств: Чтение про себя (т.к. это надо скрыть); Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд). Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя). Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше. Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминании информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки информации.
При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов воспринимается только глазами. В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении, использую следующие упражнения
Чтение перевернутого текста:
Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать. Это упражнение способствует: -формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв; -развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов; Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.
Восполнение пропусков букв в словах:
Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками. Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения. Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.
“Игра в прятки”:
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
“Мнимое слово”:
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
Словарная работа.
В симпатичную коробочку собирать слова, значение которых непонятно. Можно ребятам приносить те слова, о которых они хотят рассказать сами. Ребёнок приносит карточку со словом, объясняет его значение, всем вместе можно составить предложение с данным словом.
Корректировка деформированных предложений
Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары. Вывод. Необходимо продолжить работу по формированию
осмысленного
читательского навыка .


Чтение



это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих

себя.

(В. Сухомлинский)


В раздел образования