Напоминание

"Стыд, вина, извинение".


Автор: Тутолмина Елена Феофановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №36
Населённый пункт: город Улан -Удэ
Наименование материала: конспект
Тема: "Стыд, вина, извинение".
Раздел: начальное образование





Назад





Разработка урока

Учитель МАОУ СОШ№36 Тутолмина Е.Ф.

Модуль:
Основы светской этики.
УМК:
Школа России
Тема урока
;
«Стыд, вина, извинение».

Тип урока:
изучение нового материала
Цель, задачи

Цели:
-создать условия для формирования мотивации к осознанному нравственному поведению.
Задачи:
воспитывать уважительное отношение друг другу, к окружающим; ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вини, извинение; развивать ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты урока
Личностные  смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;  формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий  эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание материала;  умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока; умение понимать душевное состояние героев сюжета. Предметные  межкультурный диалог, сближающий людей разных национальностей, желание демонстрировать через свои поступки лучшие черты культуры, которую они представляют. Это своего рода культурный патриотизм.  моральные понятия, которыми оперирует наше сознание- дружба, совершенство, уважение, неблагодарность, сердечность и чёрствость, тактичность, терпимость .
Метапредметные Регулятивные УУД  определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;  овладение навыком работы по предложенному учителем плану;  умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;  корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 2. Познавательные УУД  нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;  умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица);  переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление кластера);  использование словарей, справочников;  осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;  установление причинно-следственных связей. 3. Коммуникативные УУД  обеспечивают социальную компетентность и учет позиции людей других национальностей;  умение слушать и вступать в диалог;интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Необходимое оборудование Проектор, экран, компьютер, колонки. Дидактическое обеспечение Рабочие листы, карточки с заданием, учебник.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативна

я

Регулятивная


1 «Вызов»
Актуализация опыта и предшествующих знаний обучаемых. Активизация деятельности учащихся. Формирование мотивации на учебную деятельность. Приёмы (эмоциональн ое вхождение в урок) Приём. Составление кластера по понятию -Здравствуйте, дорогие ребята! Поприветствуйте наших гостей.
Проверка готовности к уроку.

Психологический тренинг.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла. -Сегодня мы поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде, чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм («Теплый хлеб») Поделитесь своими впечатлениями
Дети комментируют мультфильм
-Какой смысл скрыт в названии мультфильма? -Что под ними подразумевается? -А как вы думаете? Что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе) -Теперь посмотрите, правы ли вы? -Какие чувства вы не назвали? В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает о них. Важны ли они в жизни человека? Вспомните, как вы сформулировали «золотое правило» нравственности – (Не поступайте с людьми так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой.) Посмотрите на доску и назовите тему нашего урока. -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? -Что нового для себя откроем? -Чему будем учиться на уроке?
Осуществляемые

действия
Выдвигают предположение по теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.
Формирующие

действия
Выделять существенную информацию из прослушанного. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
Осуществляемые

действия
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Формирующие

Действия
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Осуществляемые

действия
Контролируют правильность ответов учащихся
Формирующие

действия
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
2.

Осмысление

(реализация
) Получение обучаемыми -Продолжите фразу «Стыд – это…» Дети высказывают свое мнение. Обратимся к нашему путеводителю т.е. учебнику с 44. -Как авторы учебника объясняют, что такое стыд? (Слайд 3)
Осуществляемые

действия
Понимают проблему в целом, выделяют главное,
Осуществляемые

действия.
Участвуют в обсуждении
Осуществляемые

действия.
В ходе заслушивания ответов других
нового знания. Формирование понимания и систематизаци я з н а н и й , соотнесение уже известного с новым. Освоение способа р а б о т ы с информацией. Поддержка целей, поставленных н а с т а д и и Вызов. Прием работы в группах. ( ч т е н и е с пометками)
Физкультмин

утка.
-Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? -какие поступки вызывают такое чувство? -Если я правильно вас поняла, то существует множество причин для переживания чувства стыда. Найдите эти причины в учебнике. (Слайд 4) Внимательно рассмотрите картину. -Кто является главным героем? Опишите его. -Какие чувства испытывает герой? Почему? Эта картина А, Ф, Решетникова называется «Опять двойка». Дети обсуждают картину в группах, делятся своими предположениями. Каким образом эта картина связана с темой нашего урока? Стыд ограждает от дурных поступков, но иногда сдерживает от хороших. Игра «Говорящие руки». Я называют различные чувства, а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление, уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие. -Послушайте рассказ В. Сухомлинского «Стыд перед соловушкой». (Слайд 5) -Какой урок Оля извлекла из этой истории? -А знаете ли вы, что существует понятие «ложный стыд». Дети высказывают предположения. -Прочитаем об этом в учебнике. -Стыд и вина это одно и то же? Дети в группах обсуждают сходства и различия. Вывод. Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой. Стыд и структурируют информацию. Ведут поиск и выделяют необходимую информацию. Делают выводы в результате совместной деятельности работы класса и учителя. Участвуют в обсуждении характеров героев.
Формирующие

действия
Уметь выделять существенную информацию из сообщений разных видов;строить логическую цепь рассуждений. вопросов во фронтальном режиме.
Формирующие

действия.
Понимать на слух ответы учащихся. Уметь формулировать собственное мнение. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. групп, контролируют правильность и полноту ответа. По мере необходимости исправляют , дополняют, уточняют ответ.
Формирующие

действия.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя. Ученики работают по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану
вина образуют совесть. Чувство вины тяжелое чувство. -Как от него можно избавиться? Работа в группах. Каждой группе предлагается ситуация. Дети пробуют найти выход. Разрешая ситуации, вы много раз предлагали извиниться. А как это правильно сделать? (Слайд 7) Найдите в учебнике слова – извинения. -Вспомните ситуации, когда вы кого-то обидели. Возьмите друг друга за руки и попросите прощение (первый начинает учитель). -Прочитайте в учебнике последний абзац. О чем написано? Извинение – это признак силы, также как умение прощать. Как называют человека, который может простить, забыть обиды?
3. Рефлексия.
Присвоение нового знания. Создание целостного представления о предмете изучения. Оценка и самооценка развития обучаемых в теме. Я для вас приготовила задания. (Доскажи словечко, собери пословицу, тест) У меня есть копилка добрых советов, пока она пуста. Запишите свои советы как поступить, если вы или кто- то испытывает чувства стыда или вины, чтобы каждый из нас смог воспользоваться советом друга и одноклассника. А сейчас нам нужно подвести итог нашего урока. -О каких чувствах мы говорили на уроке? Предлагаю вам подвести итоги работы ваших команд. Выбрать цветную ладошку, соответствующую оценке работы вашей команды.
Формирующие

действия.
Уметь находить Логические отношения между известными данными и искомыми.
Осуществляемые

действия
Воспроизводят и применяют правила работы в группе.
Формирующие

действия
Слушать
Осуществляемые

действия
Ученики работают по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану
Формирующие

действия.
Принимать и
Прием «ладошка» Красный – работа в команде была слаженна, все получалась Зеленый- работали дружно, но не все получалось Синий- работа в команде не сложилась. собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя.


В раздел образования