Напоминание

Гражданско-патриотическое воспитание школьников


Автор: Сокольникова Акулина Степановна
Должность: учительница, педагог-организатор музейной работы в школе
Учебное заведение: МБОУ "Тумульская СОШ им. В.М. Прокопьева"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Усть-Алданский улус, село Тумул
Наименование материала: статья
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад





ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО

ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Историко-краеведческий музей школы создан в 1981 году учителем родного языка, литературы, национальной культуры Сокольниковой А.С. Прошел паспортизацию на республиканском, Всероссийском уровнях. Работа историко-краеведческого музея основана на реализацию основных государственных программ по формированию гражданско-патриотического воспитания школьников РФ. Ведущая идея: С помощью памятников истории, культуры, природы приобщить учащихся к национальной культуре, народным обычаям и традициям своего народа. Воспитать нравственно устойчивую личность, обладающую национальным самопознанием, патриотизмом, желанием постоянного самосовершенствования. Цель: 1.Формирование духовных потребностей ребенка, приобщение к культуре родного народа, истории родного села, наслега, улуса, республики, развитие творческих способностей ребенка, созидательных качеств личности. 2.Воспитание учащихся на боевых и трудовых традициях народа, воспитание чувства почтения, сохранения памяти людей, ушедших из жизни, бережного отношения к памятникам истории и культуры, к природе. Задачи:  способствовать развитию личностных качеств каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности;  углубить и расширить знания учащихся о своей малой родине (за счет участия их во внеклассных краеведческих мероприятиях;  способствовать формированию общеучебных умений и навыков (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков)  способствовать социальной адаптации и профессиональной ориентации школьников.
Музей располагается на базе кабинет класса школы. Имеется – кабинет- балаган, где должен быть работать центр развития фольклора (в настоящее время отопительная система отключен. Специального оборудования для экспозиций не имеем, приспособлены школьным инвентарем. Оснащены оргтехникой в виде: - Видеоплеер – 1 (2003 г.), - Аудиомагнитофон – 1 (2004 г.). Есть 1 компьютер «Belhea” 1998 года, в котором включен архив музея. Основной фонд: 319 ед. Количество научно-вспомогательного фонда: воспоминаний -157, докладов, рефератов – 50, фото -1000. На материалах музея вышли: буклеты: «История школы» (2003 г.), книги: «История Борогонского наслега» (2007 г.) в серии «Наслега Якутии». Объемом – 17,32 изд.л., тиражом- 1000 экз. «Память людская» (2010 г.) тиражом — 100 экз. По материалам краеведения сняты художественные фильмы «Пусть не знает Матушка-Земля» (2005 г.), «Проклятая правда» (2010г.) Музей держит тесный связь с музеем-заповедником «Дружбы народов», улусным историко-краеведческим музеем, литературным музеем им. Кулантая. Оказывают социально-экономическую поддержку управление образования, управление культуры улуса, администрация муниципальной организации улуса, администрация наслега, попечители, меценаты. Работа ведется через клубную деятельность, по 4-м направлениям: 1. «Аал луук мас» (родословие). Цель: изучение генеологических корней, работа над генеологическими таблицами, пропаганда и освещение СМИ почетных людей рода, наслега. Всего 72 семьи начали изучение своей родословной, что дало свои результаты. С 2002г. 6 семей стали победителями улусных и республиканских семейных конкурсов. В 2005 году 4 семьи стали победителями научно-исследовательских, литературных конкурсов республиканской экспедиции «За Родину Мать!». Ведется работа по увековечению памяти односельчан. В честь них проводятся различные соревнования, номинации и встречи. Традиционно проводятся
именные спортивные соревнования: по лыжному спорту Сп.П.Алексеева, по шахматам и шашкам к.м.с. Ф.И. Васильева, эстафета на призы легкоатлета И.И. Протопопова – партизан Протопопов, республиканский турнир по хапсагаю среди мастеров спорта на призы мастера спорта, заслуженного тренера республики И.А. Халдеева. В целях увековечения памяти предков на национальном празднике лета «Ысыах» проводятся спортивные соревнования по 6-ти номинациям. Стала хорошей традицией проведение улусной Прокопьевской олимпиады по истории среди учащихся среднего звена. В целях стимулирования и поощрения лучших школьников основаны именные денежные стипендии: «Лучший спортсмен года», «За лучшую творческую работу», «Лучший ученик года». 2. «Учение Айыы». Для реализации данного проекта проводим работу лектория среди населения, элективный курс «Этнопедагогика народа саха» для учащихся 11 класса. Создана группа по проведению традиционных ритуалов. Учащиеся активно участвуют в проведении наслежных, улусных, республиканских мероприятий, ысыахов. 3. «У камелька». Цель проекта: Возрождение и сохранение местного традиционного народного художественного творчества. Фиксация и накопление информации по фольклорным традициям В Борогонском наслеге жили и творили 6 олонхосутов. В школе работает кружок «Олонхо», который тесно сотрудничает с центром досуга «Тумсуу» (директор Черкашин П.Е.), отделом муниципального Фонда ИМЦ КН и СКТ (заведующий, заслуженный работник культуры СР (Я) Сивцева М. З.). По улусной программе олонхо в 2006 году провели юбилейное мероприятие посвященное к 90-летию олонхосута Татаринова С. С, в 2007 году провели вечер, посвященный к 120-летию олонхосута Барашкова Е. П., в 2009 г. 210-
летие Алексея Аржакова, в 2010 г. 65-летие писателя-олонхосута Н.А. Аржаковой-Ивановой. Организован фольклорный ансамбль «Дьээ-буо». Ансамбль принимает активное участие на улусных и республиканских конкурсах олонхо, он победитель регионального конкурса олонхосутов «Олоцхону утумнаахтык, уйэлээхтик», призер республиканского конкурса «Васильевские чтения», улусного конкурса «О5о уонна олонхо», победители улусного конкурса олонхо «Туьулгэ». 4.«История микрорайона». Цель: активное приобщение молодого поколения к бессмертному подвигу якутян в годы Великой Отечественной войны, забота о ветеранах войны, семьях, погибших защитников Родины, поиск и сбор документов и реликвий военного времени, обеспечение их сохранности для будущих поколений. Приоритетные формы деятельности: - Акция «Я поведу тебя в музей» - поисково-исследовательская работа по основным направлениям. - проведение школьной экспедиции по 5 маршрутам: « Ытык кэриэс сирдэр», «Чыцаада Бе5е оло5унан», «Сэьэн Ардьакыап оло5унан», «Литературные места», «Памятники истории природы и культуры». - систематизация краеведческих материалов по результатам поисково- собирательный деятельности - проведение ежегодной научно-практической конференции по школьному краеведению. - шефство над памятниками ветеранов ВОВ С 2003 года работает детская общественная организация «Утум» («Смена»). Работа ведется в форме экспедиции. Приняли участие в 3 республиканских экспедициях. По результатам исследовательских работ выявлены и вынесены решения депутатских сессий включения в состав «Особо охраняемых мест наслега» 3 урочищ, связанных с историей наслега.
Защитили программу музейных уроков, насчитывающий 293 часа. Ввели элективный курс по изучению истории наслега в 10 классе. Индивидуальная работа по краеведению ведется через чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Каждый год учащиеся успешно участвуют в различных конкурсах, конференциях, увеличивается интерес к изучению истории своей малой родины. Эффективным методом воспитания является проведение кинофестивалей. При этом проводим не только смотр кинофильмов, но и их обсуждение. Также принимаем участие в создании фильмов. В 2005 году снят художественный фильм «Сир Ийэ билбэтин» («Пусть не знает Матушка Земля»), в 2010 году – «Кыраммыт кырдьык» («Проклятая правда»). В реализации данных фильмов музей и школа приняли самое активное участие в предоставлении экспонатов, материалов, в организации съемок, постановки фильма. В сценарий включены некоторые подлинные эпизоды из истории наслега. Кроме того, школьники участвовали в фильме в качестве актеров. Воспитывающая роль сюжетной линии и съемки данных фильмов огромен. В 2003 году было заснято телестудией «Илгэ» и отдан на хранение в республиканский архив телевидения первые массовые мероприятия, записи воспоминаний - живые голоса ветеранов. В 2005 году совместно с телестудией «Илгэ» засняли улусное мероприятие «Аллея Героев», которое тоже передали в госархив республики. Хорошо работает общественная организация детей ветеранов войны «Память». С 2003 года 6 мая традиционно проводим День Памяти. Все семьи ветеранов войны и тыла устроили выставку о жизни каждого ветерана. Свой волнующий, по-своему впечатляющий ритуал имеет «Минута молчания», где в память каждого участника войны зажигаются поминальные свечи и устанавливается «последний солдатский паек». Ребята с волнением слушают рассказы-воспоминания ветеранов войны и тыла, детей войны. Кроме
традиционной игры «Зарница», проводится игра разновозрастных отрядов «Тропа риска». В целях привлечения социума по инициативе краеведческого музея в наслеге создана общественная организация детей ветеранов ВОВ «Память» («Өйдөбүнньүк»). Совет общественной организации насчитывает 7 человек, число членов с каждым годом возрастает. С 2006 года традиционно проводим месячник боевой и трудовой Славы «Умайар сулус буолан!», в виде военно- спортивной игры, где участниками являются только мужская часть школы. Организаторами и спонсорами соревнований и конкурсов являются дети ветеранов войны. Работа по данному проекту проводится совместно с общественным объединением отцов «Модун», молодежной организацией, советом ветеранов. Включены улусный военкомат, музей отдела внутренних дел улуса, штаба кустовой пожарной службы. Отличительная сторона данного проекта - личное первенство школы по 17 видам различных конкурсов, вт.ч. научно-исследовательским, военно-прикладным, художественно-эстетическим видам- проводимых по трем группам классов. С 2009 года начали работу в сборе средств в проведении ремонта памятника воинам погибшим в Великой Отечественной войне в м. Хатты и создания мемориала в м. Хардыы. В юбилейный год усилиями сельчан эти работы завершены. В настоящее время развивается перспективная образовательная технология – учебно-исследовательская деятельность учащихся. Главным результатом творческой работы являются итоговые работы, представленные учащимися на конкурсы и научно-практические конференции. Основным методом работы кружка является самостоятельная деятельность учащихся. В 2010 году провели улусную научно-практическую конференцию «Патриотизм: истоки, современность, проблемы возрождения и развития» (Усть-Алданский улус во время второй мировой войны) и Военно-спортивную игру «Утум - 2010» на базе
ТСОШ. За последние 5 лет победителями и призерами республиканских НПК, смотров и конкурсов стали 65 школьников, •5 дипломантов Всероссийского НПК «Во имя Победы», награждены нагрудным знаком «Подвигов героев будь достоин!» (2005г.). • 1 участник Парада Победы в г. Москве (2005г.) По итогам проводимых работ музей стал: - победитель муниципального (2003, 2004, 2007 г., республиканского (2002, 2004г) смотров-конкурсов школьных музеев. - Победитель двухгодичной экспедиции школ РС(Я)(2005г.) - дипломант Всероссийского смотра-конкурса «За Родину – мать!» (2005 г.) - За самое подробное составление воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны награжден Дипломом республиканского конкурса «Кинолетопись Якутии» в номинации «Победный сорок пятый». «Лучший организатор работы по этнопедагогике» улуса (2006 г., 2007 г.).
Защитили авторские программы:
- Программа «Ытык сир, Ыйык сир, Ымыы сир» («Священная Земля предков»(2001 г) -«Программа туристко-краеведческой работы в школе» (2002 г.) - Программа развития школьного музея в культурно-образовательный комплекс (2003 г.) - Программа «Школа культуротворчества» защищена в улусном ЭС, школа стала экспертной площадкой улуса. (2006 г.), - программа опорной школы по развитию якутского языка (2008 г.) Опубликованы статьи: - доклад «Олонхо омоон суолунан» (По следам олонхо)- - ж-л «Этнос. Культура. Образование» (2007 г.). -ст. «Роль музейной педагогики в воспитании подрастающего поколения» ж-л «Народное образование Якутии» (2005 г.) -ст. «О5ону терут эйгэ5э иитии» (Воспитание ребенка в родной среде)- Сборник «Дьиэ кэргэн уонна оскуола – о5ону иитиигэ»(Семейное и общешкольное воспитание ребенка) (2005г.)




В раздел образования