Напоминание

Учебно-методическая аннотация к пьесам по сборнику Н. Фролова,Заслуженного работника Республики Коми


Автор: Фролов Николай Семенович
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБОДО "ДШИ с. Зеленец"
Населённый пункт: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Зеленец
Наименование материала: Учебно- методическая аннотация
Тема: Учебно-методическая аннотация к пьесам по сборнику Н. Фролова,Заслуженного работника Республики Коми
Раздел: дополнительное образование





Назад





Учебно-методическая аннотация к пьесам по

сборнику Н. Фролова, заслуженного работника

Республики Коми, преподавателя «ДШИ с.

Зеленец»

Детская полька
стр. 3 Несмотря на название «Детская полька», эта пье са требует активной предварительной работы по звукоизвлечению, « а р т и к у л я ц и я » т р е б у е т т щ а т е л ь н о г о в н и м а н и я . Аккордовое активное о строе ст аккато т ребует б о л ь ш о го т р у д о л ю б и я п о э т о м у звукоизвлечению (первые 2 строчки + акценты + синкопы). В с ё э т о с л о ж н ы й н а б о р технических навыков. В сочетании смены силы звука с forte на piano, следующий вид звукоизвлечения - legato в с о ч е т а н и и с гаммообразным движением с острым легким стаккато (2-3 части) тоже требуют умения играть гаммы и арпеджированные аккорды в разложенном виде. Аппликатурный вопрос требует тщательной подготовительной работы педагога с целью передачи этих особенностей ученику. А с а м о е г л а в н о е д о б и т ь с я а р т и с т и ч е с к о г о л е г к о г о ко н ц е р т н о го з ву ч а н и я п р и и с п о л н е н и и п ь е с ы . Д л я достижения всех этих целей нужна тщательно выверенная работа со сменой меха. 1

Прелюд
стр. 4-5 Главный принцип ощущения этой пьесы глубокое проникновение в м е л о д и з м ( в е д е н и е з в у к а , ощущение фразы в сочетании с двухголосным движением голосов в п р а в о й р у к е ) . М я г к а я ненавязчивая работа со сменой меха. Аккуратное пропевание в левой партии залигованных синкоп с 3-ей доли на 1-ую долю. (I-II части) III часть наполнена глубоким звуком, широтой звучания и качественным ведением фразы.
Коми задумчивая
стр.6-7 Это полифоническая пьеса. Она требует продуманной аппликатуры (для выверенного проведения фразы, пропевания каждого голоса, в сочетании с левой партией). Требует также хорошего портаменто в правой руке, в проведении средней части темы в сочетании с аккуратной игрой левой руки (мягкий переход с аккордов на основной бас) и аккуратной чисто хрустальной игры в III части при игре на piano (последние 2 строки). 2

Кадриль
стр. 8-12 По большому счету это концертная пьеса для сольного яркого выступления. Сложная артикуляционная работа требует вдумчивой аппликатуры и глубокого анализа при исполнении этой пьесы, работы над проведением разных оттенков, проведения тем. Требует тщательной проработки работа над проведением темы (аккордовой) такты с 63 и далее. Филигранная игра до самого конца.
Обработка р.н.п. «Зимушка-

зима»
стр. 13-16 Владение выборной клавиатуры является необходимостью при проведении этой пьесы, при проведении главной темы и хорошего ведения подголосков правой клавиатуры. Проведение главной темы в готовом ряду с 25 такта требует плотного голосоведения + нежное острое звучание гармонии в правой руке до 40 такта. При игре первой цифры на готовой клавиатуре обратить внимание на синкопы, акценты и плотное звучание правой руки с легкостью звучания подголосков (переходы с легато на стаккато ) и ощущения основной темы. При игре второй цифры не утяжелять звучания хроматизмов. Внутренне слышать о с н о в н у ю т е м у. В к о н ц е проведения темы предыдущего звучания с 73 такта и блестящего окончания. 3

Легкое движение
Стр . 17-18 Звучание пьесы подразумевает л е г ку ю э с т р а д н у ю и г ру с о свободным исполнением всех особенностей эстрадного жанра (т риоли, дуоли, синкопы и р и т м и ч е с к у ю ч е т к о с т ь сопровождения) в левой руке. Пьеса рассчитана на хорошего способного ученика старших 5-7 классов.
Обработка р.н.п. «Ты гуляй,

гуляй, мой конь»
стр. 19-20 П е р в о е п р о в е д е н и е т е м ы подразумевает хорошее владение выборной клавиатурой и умение сочетать легкость с ощущением гармонии. II часть - техничная. Тема хорошо прослушивается, хорошее владение гаммообразными техническими особенностями поможет сыграть пьесу в старших 6-7-8 классах ДШИ.
Полька- галоп
стр. 21-22 Полька - галоп. Эстрадная легкая полечка. Требуется умение слышать фразу и легко исполнять пьесу. II часть подразумевает хорошее владение гаммами и блестящее их исполнение. 4

Русский лирический
стр. 23-26 Для пьесы важен характер, игривого танцевального жанра, который подразумевает хорошее владение всеми способами игры на баяне (хорошее голосоведение, острое стаккато, игра терциями в сочетании с аккордовой техникой) и главное хорошим ощущением проведения каждой вариации в своем характере и стиле. В этой пьесе много сложностей, которые нужно преодолевать у ч е н и ку совместно с педагогом.
Сибирская кадриль
стр.27-29 Жанр – т а н ц е в а л ь н ы й . Подразумевает яркий, разухабистый стиль сибирской пляски. Хоч е т с я хо р о ш е го , т о ч н о г о ощущения проведения каждой темы. Нужно хорошо проработать с и н к о п ы и legato на синкопу. Акценты в сочетании с арпеджио. К а ж д о е п р о в е д е н и е т е м ы характерно по своему. И, конечно, нужно добиться легкого исполнения триолей в последнем проведении темы, чтобы показать легкость игры.
Плясовая
Стр. 30-34 Завершает этот блок пьес ансамбль для трех баянов. Это яркая ярмарка звучания народной музыки с танцевальными вывертами проведения народных тем. Требует хорошей техники исполнительского мастерства и хорошей подготовки учащегося. 5

Ноктюрн
стр. 35-36 Ноктюрн – музыка при свечах, н о ч н а я м у з ы к а . Х а р а к т е р таинственности, тонкого ощущения мелодии. Нежного исполнения т р и о л е й и в ы р а з и т е л ь н о г о исполнения пассажей, то есть это музыка души исполнителя, его нежности, где-то мечтательности. В техническом исполнении особых трудностей нет. Мягкое аккуратное сопровождение гармонии левой руки, изредка подчеркивание 4-ой доли в басу. II часть более взволнованная, более э м о ц и о н а л ь н а я , с л е г к и м движением и ярким звуком.
Кадриль

№ 2
стр. 37-38 Изящная кадриль деревенского стиля с вывертами (синкопами). I и II часть в мажоре и миноре и л е г к и м и г а м м о о б р а з н ы м и движениями. III часть - это блестящая легкая музыка, блеск беглости пальцев и м у з ы к а л ь н о й м ы с л и . С т о и т о т д е л ь н о п р о р а б о т а т ь и г р у форшлага в связке с акцентом на первую долю.
Игривые синкопы
стр. 39-40 Само название пьесы о многом говорит. Ед инс т ве нно е , это д о б и т ь с я легко сти и изящной игры в соблюдении этого ритма. В о II части более сложный текст в техническом исполнении – тридцать вторыми в сочетании певучести. Заключение – это яркий всплеск радости и веселья эстрадной музыки. 6

Импровизация №2
стр. 41-43 П ь е с а « И м п р о в и з а ц и я № 2 » построена на простой гармонии в с о ч е т а н и и с с о в р е м е н н о м синкопированном ритме. Сложно всё четко выигирать – это основная цель. В сочетании с легкостью мысли.
Юмореска №2
стр. 44-45 «Юмореска» - шутка в музыкальном и с п о л н е н и и . В с оч е т а н и и с легкостью исполнения даёт легкость музыкальной мысли, а технические сложности преод оления дают нужный характер музыканту. Это основная цель. Можно хорошо разложить ансамблем. Звучит блестяще.
Весёлое настроение
стр. 46-47 Эстрадная музыка (легкая, изящная) требует хорошей музыкальной артикуляции, точного ощущения характера пьесы. Нужно постараться добиться хорошего ненавязчивого глиссандо и легкого исполнения пьесы.
В кубинском стиле
стр. 48-51 Типичная эстрадная музыка с р а з л и ч н ы м и с п о с о б а м и звукоизвлечения, есть определенные сложные моменты работы с мехом, есть полиритмия и технически сложные пассажи в последней части. Но всё преодолимо. Пьеса р а с с ч и т а н а н а т е х н и ч е с к и продвинутого музыканта. 7

Заключение
Этот анализ произведений – общий, неуглубленный. Суть заключается в том, что каждый педагог - Музыкант должен вносить своё умение выразить музыкальный текст в исполнении произведения и добиться своего видения пьесы со своим учеником. Очень много можно говорить о технической оснащенности педагогов и его педагогических навыках в работе со своими учениками. Хочется, чтобы педагог применил это свое умение, свои взгляды и свои способности в работе над пьесами со своими учениками. Н. С. Фролов з а с л у ж е н н ы й р а б о т н и к Р К , преподаватель «Детской школы искусств с. Зеленец» по классу баяна 8


В раздел образования