Учебно-методическая аннотация к пьесам по сборнику Н. Фролова,Заслуженного работника Республики Коми
Автор: Фролов Николай Семенович Должность: преподаватель по классу баяна Учебное заведение: МБОДО "ДШИ с. Зеленец" Населённый пункт: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Зеленец Наименование материала: Учебно- методическая аннотация Тема: Учебно-методическая аннотация к пьесам по сборнику Н. Фролова,Заслуженного работника Республики Коми Раздел: дополнительное образование
Детская полька
стр. 3
Несмотря на название
«Детская
полька»,
эта
пье са
требует активной предварительной
работы
по
звукоизвлечению,
« а р т и к у л я ц и я »
т р е б у е т
т щ а т е л ь н о г о
в н и м а н и я .
Аккордовое
активное
о строе
ст аккато
т ребует
б о л ь ш о го
т р у д о л ю б и я
п о э т о м у
звукоизвлечению
(первые
2
строчки
+
акценты
+
синкопы).
В с ё
э т о
с л о ж н ы й
н а б о р
технических навыков. В сочетании
смены силы звука с forte на piano,
следующий вид звукоизвлечения -
legato
в
с о ч е т а н и и
с
гаммообразным
движением
с
острым
легким
стаккато
(2-3
части)
тоже
требуют
умения
играть гаммы и арпеджированные
аккорды
в
разложенном
виде.
Аппликатурный
вопрос
требует
тщательной
подготовительной
работы педагога с целью передачи
этих
особенностей
ученику.
А
с а м о е
г л а в н о е
д о б и т ь с я
а р т и с т и ч е с к о г о
л е г к о г о
ко н ц е р т н о го
з ву ч а н и я
п р и
и с п о л н е н и и
п ь е с ы .
Д л я
достижения всех этих целей нужна
тщательно
выверенная
работа
со
сменой меха.
1
Прелюд
стр. 4-5
Главный принцип ощущения этой
пьесы
глубокое
проникновение
в
м е л о д и з м
( в е д е н и е
з в у к а ,
ощущение
фразы
в
сочетании
с
двухголосным движением голосов
в
п р а в о й
р у к е ) .
М я г к а я
ненавязчивая
работа
со
сменой
меха.
Аккуратное
пропевание
в
левой партии залигованных синкоп
с
3-ей
доли
на
1-ую
долю.
(I-II
части)
III часть наполнена глубоким
звуком, широтой звучания и
качественным ведением фразы.
Коми задумчивая
стр.6-7
Это полифоническая пьеса. Она
требует продуманной аппликатуры
(для выверенного проведения
фразы, пропевания каждого голоса,
в сочетании с левой партией).
Требует также хорошего
портаменто в правой руке, в
проведении средней части темы в
сочетании с аккуратной игрой
левой руки (мягкий переход с
аккордов на основной бас) и
аккуратной чисто хрустальной
игры в III части при игре на piano
(последние 2 строки).
2
Кадриль
стр. 8-12
По большому счету это концертная
пьеса для сольного яркого
выступления. Сложная
артикуляционная работа требует
вдумчивой аппликатуры и
глубокого анализа при исполнении
этой пьесы, работы над
проведением разных оттенков,
проведения тем.
Требует тщательной проработки
работа над проведением темы
(аккордовой) такты с 63 и далее.
Филигранная игра до самого
конца.
Обработка р.н.п. «Зимушка-
зима»
стр. 13-16
Владение
выборной
клавиатуры
является
необходимостью
при
проведении
этой
пьесы,
при
проведении
главной
темы
и
хорошего
ведения
подголосков
правой клавиатуры.
Проведение
главной
темы
в
готовом
ряду
с
25
такта
требует
плотного голосоведения + нежное
острое
звучание
гармонии
в
правой руке до 40 такта.
При игре первой цифры на готовой
клавиатуре обратить внимание на
синкопы,
акценты
и
плотное
звучание правой руки с легкостью
звучания подголосков (переходы с
легато на стаккато ) и ощущения
основной темы. При игре второй
цифры
не
утяжелять
звучания
хроматизмов. Внутренне слышать
о с н о в н у ю
т е м у.
В
к о н ц е
проведения
темы
предыдущего
звучания с 73 такта и блестящего
окончания.
3
Легкое движение
Стр
.
17-18
Звучание
пьесы
подразумевает
л е г ку ю
э с т р а д н у ю
и г ру
с о
свободным
исполнением
всех
особенностей
эстрадного
жанра
(т риоли,
дуоли,
синкопы
и
р и т м и ч е с к у ю
ч е т к о с т ь
сопровождения)
в
левой
руке.
Пьеса
рассчитана
на
хорошего
способного
ученика
старших
5-7
классов.
Обработка р.н.п. «Ты гуляй,
гуляй, мой конь»
стр. 19-20
П е р в о е
п р о в е д е н и е
т е м ы
подразумевает хорошее владение
выборной
клавиатурой
и
умение
сочетать
легкость
с
ощущением
гармонии.
II часть - техничная. Тема хорошо
прослушивается, хорошее
владение гаммообразными
техническими особенностями
поможет сыграть пьесу в старших
6-7-8 классах ДШИ.
Полька- галоп
стр. 21-22
Полька - галоп. Эстрадная легкая
полечка. Требуется умение слышать
фразу и легко исполнять пьесу.
II
часть
подразумевает
хорошее
владение гаммами и блестящее их
исполнение.
4
Русский лирический
стр. 23-26
Для
пьесы
важен
характер,
игривого
танцевального
жанра,
который
подразумевает
хорошее
владение всеми способами игры на
баяне
(хорошее
голосоведение,
острое
стаккато,
игра
терциями
в
сочетании с аккордовой техникой) и
главное
хорошим
ощущением
проведения
каждой
вариации
в
своем
характере
и
стиле.
В
этой
пьесе
много
сложностей,
которые
нужно
преодолевать
у ч е н и ку
совместно с педагогом.
Сибирская кадриль
стр.27-29
Жанр
–
т а н ц е в а л ь н ы й .
Подразумевает яркий, разухабистый
стиль сибирской пляски.
Хоч е т с я
хо р о ш е го ,
т о ч н о г о
ощущения
проведения
каждой
темы.
Нужно
хорошо
проработать
с и н к о п ы
и legato
на
синкопу.
Акценты в сочетании с арпеджио.
К а ж д о е
п р о в е д е н и е
т е м ы
характерно по своему. И, конечно,
нужно добиться легкого исполнения
триолей
в
последнем
проведении
темы,
чтобы
показать
легкость
игры.
Плясовая
Стр. 30-34
Завершает этот блок пьес ансамбль
для трех баянов. Это яркая ярмарка
звучания народной музыки с
танцевальными вывертами
проведения народных тем. Требует
хорошей техники исполнительского
мастерства и хорошей подготовки
учащегося.
5
Ноктюрн
стр. 35-36
Ноктюрн
–
музыка
при
свечах,
н о ч н а я
м у з ы к а .
Х а р а к т е р
таинственности, тонкого ощущения
мелодии.
Нежного
исполнения
т р и о л е й
и
в ы р а з и т е л ь н о г о
исполнения
пассажей,
то
есть
это
музыка
души
исполнителя,
его
нежности, где-то мечтательности.
В техническом исполнении особых
трудностей нет. Мягкое аккуратное
сопровождение
гармонии
левой
руки,
изредка
подчеркивание
4-ой
доли в басу.
II часть более взволнованная, более
э м о ц и о н а л ь н а я ,
с
л е г к и м
движением и ярким звуком.
Кадриль
№ 2
стр. 37-38
Изящная
кадриль
деревенского
стиля с вывертами (синкопами).
I
и II часть в мажоре и миноре и
л е г к и м и
г а м м о о б р а з н ы м и
движениями.
III часть
- это блестящая легкая
музыка, блеск беглости пальцев и
м у з ы к а л ь н о й
м ы с л и .
С т о и т
о т д е л ь н о
п р о р а б о т а т ь
и г р у
форшлага
в
связке
с
акцентом
на
первую долю.
Игривые синкопы
стр. 39-40
Само
название
пьесы
о
многом
говорит.
Ед инс т ве нно е ,
это
д о б и т ь с я
легко сти
и
изящной
игры
в
соблюдении этого ритма.
В о II части более сложный текст в
техническом исполнении – тридцать
вторыми в сочетании певучести.
Заключение – это яркий всплеск
радости и веселья эстрадной
музыки.
6
Импровизация №2
стр. 41-43
П ь е с а
« И м п р о в и з а ц и я
№ 2 »
построена
на
простой
гармонии
в
с о ч е т а н и и
с
с о в р е м е н н о м
синкопированном ритме.
Сложно всё четко выигирать – это
основная
цель.
В
сочетании
с
легкостью мысли.
Юмореска №2
стр. 44-45
«Юмореска» - шутка в музыкальном
и с п о л н е н и и .
В
с оч е т а н и и
с
легкостью исполнения даёт легкость
музыкальной мысли, а технические
сложности
преод
оления
дают
нужный
характер
музыканту.
Это
основная
цель.
Можно
хорошо
разложить
ансамблем.
Звучит
блестяще.
Весёлое настроение
стр. 46-47
Эстрадная музыка (легкая, изящная)
требует
хорошей
музыкальной
артикуляции,
точного
ощущения
характера пьесы. Нужно постараться
добиться
хорошего
ненавязчивого
глиссандо
и
легкого
исполнения
пьесы.
В кубинском стиле
стр. 48-51
Типичная
эстрадная
музыка
с
р а з л и ч н ы м и
с п о с о б а м и
звукоизвлечения, есть определенные
сложные моменты работы с мехом,
есть
полиритмия
и
технически
сложные
пассажи
в
последней
части.
Но
всё
преодолимо.
Пьеса
р а с с ч и т а н а
н а
т е х н и ч е с к и
продвинутого музыканта.
7
Заключение
Этот анализ произведений – общий, неуглубленный. Суть заключается в том, что
каждый педагог - Музыкант должен вносить своё умение выразить музыкальный
текст в исполнении произведения и добиться своего видения пьесы со своим
учеником. Очень много можно говорить о технической оснащенности педагогов и
его педагогических навыках в работе со своими учениками. Хочется, чтобы педагог
применил это свое умение, свои взгляды и свои способности в работе над пьесами
со своими учениками.
Н. С. Фролов
з а с л у ж е н н ы й
р а б о т н и к
Р К ,
преподаватель
«Детской
школы
искусств с. Зеленец» по классу баяна
8