Урок по Окружающему миру на тему "Мир глазами эколога", 3 класс
Автор: Николашина Инна Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №40 Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: Урок по Окружающему миру на тему "Мир глазами эколога", 3 класс Раздел: начальное образование
Цель: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по естествознанию и географии с
экологическим уклоном.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, учить приумножать ее богатство.
Формируемые
УУД: познавательные
–
осознавать
познавательную
задачу,
высказывать
предположения,
обсуждать
проблемные
вопросы,
выявлять
известное
и
неизвестное;
коммуникативные – участвовать в общей беседе.
об использовании человеком природных богатств га, причины .
Оборудование: иллюстрации животных из Красной книги России, плакат «Планета Земля в
опасности - защитим ее!»
Ход урока.
I. Организационный момент
1 .Фронтальный опрос.
1.
Что такое материки?
2.
Сколько их на планете?
3.
Перечислите все материки Земли?
4.
Перечисли материки, расположенные в Западном полушарии?
5.
Перечисли материки, расположенные в Восточном полушарии?
6.
Что такое остров?
7.
Что такое полуостров?
8.
Какой материк состоит из двух частей?
9.
Что занимает 70% поверхности нашей планеты?
10.
Из скольких океанов состоит Мировой океан? Назови.
11.
Каково значение Мирового океана для планеты Земля?
12.
На каком материке живем мы?
13.
Что такое Экология?
14.
Что такое Заказник?
15.
Что такое Заповедник?
Чтоб был мне ближе год от года
Земной неповторимый лик,
Учусь я чувствовать природу,
Ее особенный язык.
II. Мотивация учебной деятельности.
Сейчас
я
вам
прочитаю
отрывок
из
рассказа
английского
писателя-фантаста
Роджера Бейкера. А вы представьте, что все описанное происходит с вами.
Саймон не сказал никому, когда нашел это в первый раз. Он спрятал это в карман
своего темно-серого комбинезончика и повернулся к детям рисовать на песке карты.
Beчером, незаметно от мамы, он засунул это под подушку. Джейн поцеловала его перед
сном и прикрыла за собой дверь. Когда медленно спустились фиолетовые сумерки,
Саймон поднялся, оперся на руку и осмотрел это.
Оно было совсем непонятное: мягкое, гнулось, но не ломалось. И было красивого
какого-то нового для Саймона цвета. А запах был удивительный... Саймон вдохнул его еще и
еще, и вдруг ему стало не по себе...».
- Мягкое, гнулось, но не ломалось... Что бы это могло быть? У вас есть какие-нибудь
предположения?
Оказывается, герой фантастического рассказа нашел травинку. Каким-то чудом она
выросла в царстве бетона и стали. Чудесная природа исчезла, и даже воспоминания о ней
наказываются законом. Власть боится, что люди вспомнят луга, леса и поля, которые когда-
то
существовали
на
планете.
Вспомнят
и
выйдут
из
повиновения.
Тяжелое,
зловещее
будущее описал английский писатель.
Но
если
задуматься,
такое
ли
уж
оно
и
невозможное?
Если
человечество
будет
продолжать
безжалостно
уничтожать
природу,
то
безрадостные
предсказания
фантаста
вполне могут стать реальностью. Этот рассказ - предупреждение людям о том, что может
произойти с Землей в будущем.
III. Сообщение темы и задач урока.
Как это страшно - умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут,
И падут растенья,
И зверь не обойдет своей беды.
И сколько тут корысти ни ищи ты,
Какой
ты
отговоркой
ни
владей,
Земля
защиты
требует.
Защиты!
Она спасенья просит у людей!
Перед тем, как прочитать статью, вспомним:
-
Что такое ЭКОЛОГИЯ, РЕЛИКТ, ЗАКАЗНИК, ЗАПОВЕДНИК.
-
Как деятельность человека влияет на природу?
-
Какие пути охраны и обогащения природы на Земле использует человечество?
-
Может ли одна страна решить экологические проблемы всей Земли?
1.
Работа в группах
Продолжим изучать природу в группах.
1-ая группа «Атмосфера».
2-ая группа «Здоровье».
3-ая группа «Водоемы».
4-ая группа «Почва».
На столах лежат вырезки из газет, журналов и энциклопедии «Я познаю мир», учебники.
Найдите ответы на вопросы:
-
Что загрязняет природу?
-
Чем люди наносят вред природе?
Рассказ учителя. Экологические катастрофы. Нефть попала в Черное море. От этой
катастрофы убытки более 10 миллиардов гривен. Пятно нефти растянулось на 6 км в длину и
300 м в ширину.
-
Что
такое
Красная
книга?
(Книга
о
животных,
которым
грозит
опасность
исчезновения).
Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказываем об
этой удивительной книге: «Красный цвет - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше
так нельзя». В Красную книгу мира уже записано 295 видов зверей, 312 птиц. Но записать
животное или растение в Красную книгу - еще не значит их сохранить. Это пока только
сигнал
тревоги.
Красная
книга
сама
по
себе
не
охраняет,
а
только
устанавливает,
предупреждает.
Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. На черных страницах списки тех.
кого мы уже никогда не увидим. На красных страницах записаны особо редкие животные.
На
желтых
страницах
те
животные,
количество
которых
быстро
снижается.
На
белых
страницах те животные, численность которых всегда была невелика. На серых страницах те
животные, которые до сих пор мало изучены. На зеленых страницах - самых обнаде-
живающих - те животные, численность которых удалось восстановить.
Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало в списки
черных страниц. Идея Красной книги - спасти весь животный и растительный мир.
Выступление учащихся по группам:
1-ая
группа
«Атмосфера». Главные
отравители
атмосферы
-
промышленные
предприятия и автотранспорт. В 1999 году ими было выброшено в воздух нашей страны 94
млн.
тонн
загрязняющих
веществ.
Общее
количество
вредных
веществ,
которыми
мы
дышим, превышает 100 млн. тонн. Составлен длинный список городов, в которых отмечено
превышение предельно допустимых норм. В этот список входят Архангельск, Волгоград,
Кемерово, Омск, Свердловск, Хабаровск и многие другие города.
3-ая группа «Водоемы». В водоемах нашей страны в 1999 году оказалось 40 млн.
тонн
загрязняющих
веществ.
Их
основными
источниками
являются
промышленность,
сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство. Около 1/4 сточных вод поступают в
водоемы
без
всякой
очистки.
Волга,
Байкал,
Ладога,
Арал,
Черное
море
-
это
только
некоторые адреса экологических проблем. А маленькие речки и озера не только теряют
чистоту, но зачастую совсем исчезают с лица Земли.
4-ая группа «Почва». Загрязнение почвьг происходит прежде всего из-за применения
в
сельском
хозяйстве
ядохимикатов.
Примерно
55
млн.
гектаров
пахотных
земель
основательно
загрязнены
ими.
Но
если
бы
только
пестициды
загрязняли
почву.
Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в землю свинца,
ртути, меди, марганца и других веществ. Хорошо известно, каким опасным недругом почв
являются овраги. Общая площадь оврагов у нас превысила 10 млн. гектаров и продолжает
расти.
Второй
ученик
(ученица):
Растут
и
горы
бытового
мусора.
Каждый
год
его
образуется около 57 млн. тонн. Между тем именно переработка мусора - лучший способ от
него избавиться.
Третий ученик (ученица): Сложный комплекс проблем связан с нерациональным,
использованием недр земли.
2-ая
группа
«Здоровье».
Влияние
загрязнения
окружающей
среды
на
здоровье
человека
огромно.
Четко
прослеживается
связь
между
загрязнением
воздуха
и
заболеваниями дыхательных путей. В Москве, например, эти болезни встречаются на 40-
60% чаще, чем в других городах. Опаснейшее влияние оказывают на здоровье людей
пестициды.
IV. Рефлексия
Справились ли вы с предложенной работой?
Какие задания были интересными?
Какие задания были трудными для вас?
Оцените свою работу.
V. Итог урока.
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость!
И даст вам природа здоровье и радость!