Методические рекомендации психологической подготовки юных спортсменов
Автор: Конеса Мария Григорьевна Должность: тренер-преподаватель по лыжным гонкам Учебное заведение: ДЮСШ № 2 МР "Сосногорск" Населённый пункт: город Сосногорск Наименование материала: Методические рекомендации Тема: Методические рекомендации психологической подготовки юных спортсменов Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации психологической подготовки
юных спортсменов
Специфика
лыжных
гонок,
прежде
всего,
способствует
формированию
психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке
и реализации целей, принятии решений, воспитании воли.
Все используемые средства психологической подготовки подразделяются на две
основные группы:
Вербальные (словесные) – лекции, беседы, доклады, идеомоторная, аутогенная
и психорегулирующая тренировка.
Комплексные –
всевозможные
спортивные
и
психолого-педагогические
упражнения.
Методы психологической подготовки делятся на сопряженные и
специальные. Сопряженные методы включают общие психолого-педагогические
методы,
методы
моделирования
и
программирования
соревновательной
и
тренировочной деятельности.
Специальными методами
психологической
подготовки являются: стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы
психической
регуляции, идеомоторных
представлений,
методы
внушения
и
убеждения.
На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации
важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование
спортивного интереса, перспективной цели, дисциплины, самооценки, образного
мышления, непроизвольного внимания, психосенсорных процессов.
В
спорте
огромную
роль
играет
мотивация
спортсмена
на
достижение
определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки. Мотивы
человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его
усилий для достижения цели, влияют на его поведение.
Основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы,
сложившиеся в процессе его жизни. Поэтому развитие у спортсменов мотивов к
высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших
сторон
учебно-тренировочной
работы,
направленную
на
формирование
спортивного характера.
Цель,
которую
тренер
ставит
перед
спортсменом,
должна
быть
реальной,
основанной
на
знании
его
возможностей
и
объективных
предпосылок
для
достижения запланированного результата. Только при глубокой убежденности в
том, что у него есть все возможности, чтобы достичь намеченной цели в заданный
промежуток времени, при осознании ее важности у юного спортсмена возникает
внутренняя готовность бороться на ее достижение.
Тренер должен умело поддерживать стремление и внутреннюю готовность
спортсмена
к
достижению
поставленной
цели.
Этот
процесс
обязательно
предусматривает
регулярную
информацию
тренера
о
достижениях
юного
спортсмена, о том, что еще ему осталось сделать, чтобы выполнить намеченную
программу.
Появление
объективных
трудностей,
связанных
с
нарастанием
утомления
и сопутствующим
ему
тяжелым
функциональным
состоянием
в
процессе
гонки,
вызывает психологические изменения в организме лыжника,
выражающиеся в своеобразии психической деятельности, определенной динамике
психических процессов, снижении интенсивности процессов сознания.
В учебно-тренировочной деятельности и соревнованиях спортсмену приходится
преодолевать
трудности,
которые,
в
отличие
от
объективных,
обусловлены
индивидуально-психологическими особенностями его личности. Они возникают в
сознании спортсмена в виде соответствующих мыслей, чувств, переживаний и
психологических
состояний
в
связи
с
необходимостью
действовать
в
определенных условиях и не могут быть поняты в отрыве от них.
В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена субъективные
трудности в одних и тех же условиях проявляются по-разному: от малозаметных
сомнений
в
своих
силах
и
незначительных
волнений
до
почти
аффектных
состояний, сопровождающихся ослаблением, а иногда и потерей сознательного
контроля за своими действиями. Это оказывает самое неблагоприятное влияние на
моторные функции организма.
Для воспитания способности преодолевать объективные трудности, связанные с
утомлением
и
сопутствующим
ему
тяжелым
функциональным
состоянием,
необходимо
на
тренировках
моделировать
эти
состояния.
Для
этого
нужно
включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко выраженной
усталости. Проводить тренировки в любую погоду (оттепель, мороз, метель) на
открытых для ветра участках трассы. Наиболее благоприятные возможности для
практического овладения приемами, помогающими преодолевать развивающееся
утомление усилиями воли, дает участие в соревнованиях.
Для
воспитания
смелости
и
самообладания,
решительности,
способности
преодолевать различные формы страха и неуверенности необходимо повышать
степень риска при прохождении сложных участков дистанции (крутых и закрытых
спусков и др.) с различным качеством снежного покрова.
Готовность
к
преодолению
неожиданных
трудностей
вырабатывается
с
помощью
анализа
возможных
причин
их
возникновения.
Иногда
в
процессе
подготовки к соревнованиям следует специально создавать сложные ситуации,
которые вынуждали бы спортсмена проявлять все волевые качества.
Если
же
трудности,
встречающиеся
на
соревнованиях,
невозможно
смоделировать на тренировке (болевые ощущения, поломка инвентаря, потертости
и др.), то спортсмен должен иметь о них четкое представление и знать, как
действовать при их появлении.
Борьба
с
субъективными
трудностями
предполагает
целенаправленные
воздействия на укрепление у юных лыжников-гонщиков уверенности в своих
с и л а х , которая
формируется
на
основе
знания
своих
физических
и
функциональных возможностей, сильных и слабых сторон подготовленности. Для
правильной
оценки своих
возможностей
необходим
систематический
анализ
результатов
проделанной
работы,
спортивных
достижений,
условий,
обеспечивающих
достижение
соответствующего
успеха
и
причин,
которые
привели к неудаче.
Выполнение сложных тренировочных заданий и освоение трудных упражнений
вызывает
у
спортсмена
положительные
эмоциональные
переживания, чувство
удовлетворения,
дает
уверенность
в
своих
силах.
Поэтому
важно,
чтобы
спортсмены,
сомневающиеся
в
своих
силах,
заканчивали
определенный
этап
тренировки с выраженными положительными показателями.
Оценка эффективности воспитательной работы и психолого-педагогических
воздействий
в
учебно-тренировочном
процессе
осуществляется
путем
педагогических
наблюдений,
измерений,
анализа
различных
материалов,
характеризующих
личность
лыжника
-
гонщика.
Полученные
данные
сравниваются
с
исходными
показателями
и
используются
для
внесения
коррективов в учебно-тренировочный процесс и планирования психологической
подготовки спортсменов.