Напоминание

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.


Автор: Иванова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Лицей 2010
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект
Тема: Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
Раздел: начальное образование





Назад





Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после

шипящих.

Тип урока:
«открытие» нового знания.
Методы:
словесный, наглядный, частично — поисковый, практический.
Деятельностная

цель:
формирование способности учащихся к новому способу действия.
Цель урока:
организовать исследовательскую деятельность учащихся, изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода». Овладеть приемом правописания ь на конце имен существительных после шипящих.
Задачи урока:
- Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; - Формировать умение различать слова мужского и женского рода; - Воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения; - Воспитывать самостоятельность, творческую активность; - Развивать орфографическую зоркость учащихся; - Развивать познавательные процессы: мышление, внимание, память.
Планируемые результаты.

Личностные результаты
- формировать интерес к учению; - формировать способность к самооценке. - понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Метапредметные результаты:

Познавательные
- подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак - формировать практические навыки правильного написания существительных с шипящей на конце - способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать
Регулятивные
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель - выдвигать гипотезу - устанавливать причинно-следственные связи - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве - содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах

Ход урока:

I.

Организационный момент
– Прозвенел уже звонок? (Да!) – Это начался урок? (Да!) – Хотите учиться? (Да!) – Значит, можно всем садиться! (Да) Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. СЛАЙД. - Прочитайте девиз сегодняшнего урока. Внимательно слушай – и все услышишь. Внимательно смотри - и все увидишь. Думай – и все поймешь.
II.

Чистописание.
Внимание и умение слушать нам пригодится в течение всего урока, поэтому настроимся и приступим к работе. Перед вами
карточка № 1
, на которой записаны буквы: СЛАЙД.
Карточка № 1.
а р ж м н о ш у л э ч м н я щ - Зачеркните буквы гласных звуков.
СЛАЙД,
- Зачеркните буквы согласных звонких непарных звуков. - Какие буквы у вас остались? (ж ш ч щ – буквы шипящих звуков). - Как называют эти согласные звуки? - Разбейте их на 2 группы. - По какому признаку вы их разделили? (всегда мягкие/всегда твердые).
СЛАЙД.
Написание: жш чщ шж щч - Напишите пары букв до конца строки, меняя буквы местами.
III. Актуализация знаний.
- Составьте предложение из слов и запишите его в тетради. (1 уч-ся у доски составляет предложение из слов) Тишь, ручья, маленькой, журчание, нарушает, рощи. (Журчание ручья нарушает тишь маленькой рощи.) - Поставьте под шипящими точки, используя зеленый и синий карандаши. - Найдите основу предложения. - Слова, какой части речи чаще других встречаются в этом предложении? (имена существительных)
За горами, за долами, За дремучими лесами. Есть страна удивительная Правит этой страной существительное. Мы хотим о нём всё знать Кто готов нам рассказать? - Что такое имя существительное? - Назовите имена существительные в этом предложении? - Определите их род. - Посчитайте и запишите кол-во букв и звуков в словах «ручья», «маленькой». - Какую работу выполняет Ь в этих словах? - Сегодня на уроке вы откроете еще один секрет работы Ь. Но это случится чуть позже.

А пока

поработайте в парах.
IV. Открытие нового знания .
- А пока

поработайте в парах. СЛАЙД. - Подберите синонимы к словам, записанным на
карточке

Карточка № 2.
Неправда – ….. ложь Поддержка – ….. помощь Рёв – …. плач Вещи - …… багаж ПРОВЕРКА - Были ли у вас какие-либо затруднения ? - В чем состояла проблема? ( писать или не писать ь) - Подчеркните буквы, на которые оканчиваются, записанные вами синонимы. - Как они называются? (шипящие) - Сформулируйте тему урока, СЛАЙД - Подумайте, на какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке ? (Когда писать Ь на конце существительных после шипящих) - Чему мы научимся сегодня на уроке? СЛАЙД (писать имена существительные с шипящими на конце ) - Распределите, подобранные вами синонимы, на 2 равные группы. - По какому признаку их можно распределить? (по родам). - Прочитайте имена существительные мужского рода, женского рода. СЛАЙД. - Скажите, ответили вы на вопрос, когда необходимо писать Ь на конце существительных после шипящих? (нет) - Взгляните на предложение, записанное в начале урока, и попробуйте ответить на вопрос: в словах какого столбика нужно написать Ь. - Попробуйте сформулировать правило, когда пишется Ь на конце существительных после шипящих. - Сравним ваш вывод с правилом в учебнике на с.31. ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА с.31.
Выучим это правило: Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо - Мягкий знак употреблять. - А теперь запишите эти слова в 2 столбика по родам. (1 уч-ся у доски) Проверка по эталону. СЛАЙД. - Какую роль играет Ь в словах 2 столбика? (указывает на то, что это существительное женского рода). Значит, у Ь есть ещё одна работа – указывать на род имен существительных. Таким образом, Ь выполняет 3 работы. СЛАЙД, В русском языке нередко Ь не обозначает мягкость согласных, а лишь указывает на его форму. Такую работу выполняет Ь на конце имен существительных в начальной форме после букв шипящих. Он сообщает, это существительное женского рода. СЛАЙД, В имена существительных в начальной форме, оканчивающихся на шипящие Ж, Ш,Ч, или Щ – всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем - писать или не писать Ь.
V. Работа по теме урока.

1.
Составление алгоритма действий. - Как нужно действовать? СЛАЙД. - Сформулируйте ответ, опираясь на схему, Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи, если это существительное в начальной форме, определи его род, если это слово женского рода, то пишется Ь, а если мужского рода – то Ь не пишется.
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём, Нужно, без сомнения. Дружно быстренько встаём, Выполним движения. Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, встаёте , если мужского рода , хлопаете ладонями над головой.
Слова:
ёж, лещ, дичь, печь, мышь. товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.
2.
Применение новых знаний. Решение орфографических задач. СЛАЙД,
А) Игра «Четвёртый лишний».
- Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее слово. Спишите. Вставьте, где нужно, мягкий знак. а) Дол…ка, л…динка, колос…я, пис…мо.
б) Варен…е, прос…ба, сиден…е, в…юга. в) Грач…, гараж…, вещ…, ландыш… СЛАЙД (проверка задания) - Какую работу может выполнять Ь в словах? СЛАЙД. (3 работы Ь знака)
Б) Орфографическая задача.
Слуховое восприятие. - Запомните слова с шипящим на конце, которые вам встретятся в предложениях, Запишите их. Мне опять приснились дебри, Глушь пустынь, заката тишь. Жёлтый лев крадётся к зебре Через травы и камыш. ПРОВЕРКА,
В) Словарная работа.
СЛАЙД. (Словарная работа) -Замените группы слов одним словом с шипящим на конце, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь. • Если хорошо заточен, всё легко он режет очень. (нож) • Женское украшение, которое прикалывают на грудь или воротник (брошь) • Предмет, на котором ездил Емеля (Печь) • Без него не откроешь замок (Ключ) • Его надевают в дождь (Плащ) • Маленький ребёнок (Малыш) • Тихая безветренная погода. (Тишь) • Мелкие деньги. (Мелочь) ☺ • Под полом таится, кошки боится. (Мышь). СЛАЙД. (Проверка) СЛАЙД. (Веселая грамматика)
Г) Веселая грамматика.
Догадайтесь, какие сказочные слова относятся к именам существительным женского рода? Девежь боромож Тяжлая куж… Велочь кущь Бурявый брыж… Ларукуш Мяувая дуч… - Что вы можете о них сказать? - Итак, когда же на конце существительных после шипящих мягкий знак пишется, а когда не пишется?
Д) Грамматический диктант.
(Ответы записываются цифрами)
СЛАЙД (грамматическая задача)
Карточка № 3
Прочитайте текст. Определите, в каких именах существительных после шипящего необходимо написание мягкого знака. Заполните пропуски. Колючий ёж… убежал в лесную глуш… . На сцене трубач… играет марш… . Настала темная ноч… . Мы купили дорогую вещ… . Он примерил новый плащ… . Меня охватила сильная дрож… . - Сколько всего имен сущ использовано в тексте? (9) - Сколько всего имен сущ с шипящими на конце использовано в тексте? (8) - Сколько в тексте сущ женского рода? (4). - Сколько в тексте сущ мужского рода? (4). СЛАЙД, (Проверка грамматической задачи)
VI. Рефлексия

А) Разноуровневые задания.

-
- Подумайте и возьмите ту карточку, с заданием, которого вы точно справитесь. • Если вы считаете, что очень хорошо поняли тему, возьмите красную карточку (тут необходимы знания и других тем). • Если вы считаете, что поняли тему, но еще немного сомневаетесь в себе, возьмите зелёную карточку. • Но если вы считаете, что еще не до конца поняли, возьмите синюю карточку.
Карточка № 1.
синяя (я понял тему урока) Задание: Напишите данные имена существительные в ед.ч. Обозначьте изученные орфограммы, определите род Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Карточка № 2.
зелёная.

(я хорошо понял тему урока) Задание: Образуйте от данных слов однокоренные имена существительные в единственном числе с шипящими на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род. Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить, сильный.
Карточка № 3
красная .(я отлично понял тему урока, могу объяснить её товарищу)) Задание: Подберите к словам синонимы с шипящими на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род. Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь. - Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые. СЛАЙД. (Проверка разноуровневых заданий)

VII. Итог урока.
- Над какой темой работали на уроке? - Какую цель вы ставили ? (Узнать, в каких случаях пишется мягкий знак у существительных после шипящих на конце слова.) - Достигли вы поставленной цели? СЛАЙД (Продолжи высказывания) - Продолжите высказывания хором: • Мягкий знак после шипящих пишется у существительных …
женского

рода
• У существительных м. р. после шипящих мягкий знак …
не пишется
• на конце существительных: тишь, мышь, глушь, мощь мягкий знак …
не пишется
- Чтобы ученье не было для вас тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас на партах. Они разного цвета. Поднимите соответствующую звёздочку: СЛАЙД. (Звезды) Жёлтый – Я всё понял, могу объяснить другу. Синий – Я понял, но мне ещё нужно тренироваться. Красный – У меня ещё не всё получается, но я постараюсь.


В раздел образования