Напоминание

Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях


Автор: Стурова Людмила Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях
Раздел: начальное образование





Назад




Методическое пособие
Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях
Выполнила: учитель-логопед МБОУ Гимназии им. А.В. Кольцова г. Воронеж Стурова Л.С. 2016

Развитие мелкой моторики
Учёными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. В своей практике я использую следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук: 1) игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками; 2) специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика; 3) игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т. д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.; 4) обведение контуров, раскрашивание картинок, выполнение штриховки; 5) самомассаж кистей и пальцев рук. Работу по развитию кистей и пальцев рук я провожу систематически, включаю эти упражнения в свои занятия. В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
1.

Игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами
Лодочка
Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбаки тут и там. На первые строчки этого стихотворения две ладони соединяем лодочкой и выполняем волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. А также я выбираю стихи, которые подходили бы к постановке и автоматизации определённого звука. Например, при автоматизации звука [с] беру стихотворение «Капуста». Для звука [р] стихотворение «Рыбка».
2.

Упражнения для пальчиковой гимнастики
 Сжимание пальцев в кулак и разжимание.  Вращение кистями рук.  Выгибание кистей рук.  Прогибание кистей рук.  Чередование прогибания и выгибания кистей рук. 3.
Игры и действия с игрушками и предметами
Для развития мелкой моторики я провожу игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счётными палочками, бусами и т. д.
Игра «Бусы»
Нанизывая бусы на шнурок, ребёнок проговаривает слог. Каждая бусина обозначает отдельный слог. (Фото 1)
Фото 1 Здесь же я использую шнуровки, игры Воскобовича. Соотношу звук с буквой. При помощи шнурка выкладываю нужную букву. (Фото 2). Фото 2
Игра «Здравствуй, пальчик!»

Ребёнок произносит слоги и в это время соединяет большой палец правой руки с другими пальцами по очереди, затем также повторяет с пальцами левой руки. (Фото 3) Фото 3
Игра «Пианисты»
Последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки. То быстро, то медленно.
Игра «Бинокль»
Нужно соединить большой палец с указательным, остальные пальцы примыкают друг к другу.
«Плетень»
Нужно соединить кисти рук тыльной стороной, переплести пальцы.
«Шагом через кочки»

Разложите на столе палочки. Приготовьтесь шагать через «кочки». Большой палец нужно прижать к безымянному и мизинцу. А указательный и средний «перешагивают» через палочки.
4.

Самомассаж кистей рук
 Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.  Растирание ладоней движениями вверх-вниз.  Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.  Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.  Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочерёдное растирание.  Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Самомассаж у меня на занятиях дети делают с использованием «массажного шарика» (массажёр медицинский для интенсивного воздействия в комплекте с двумя кольцевыми пружинами). С помощью колец удобно массировать пальцы – это оказывает благотворное влияние не только на пальцы, но и на весь организм в целом. Также для массажа дети используют массажный шарик «Тривес». Эти массажные шарики применяются в Су-Джок терапии. Такой самомассаж приносит большую пользу и очень нравится детям.


В раздел образования