Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях
Автор: Стурова Людмила Степановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова Населённый пункт: Воронеж Наименование материала: Методическое пособие Тема: Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях Раздел: начальное образование
Методическое пособие
Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях
Выполнила: учитель-логопед МБОУ
Гимназии им. А.В. Кольцова г. Воронеж
Стурова Л.С.
2016
Развитие мелкой моторики
Учёными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как
правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое
развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором,
стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению
артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее
важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного
мозга.
В своей практике я использую следующие виды работ, способствующие
развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1)
игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;
2)
специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в
комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая
пальчиковая гимнастика;
3)
игры и действия с игрушками и предметами:
раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т. д., нанизывание бус,
колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц,
игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.;
4)
обведение контуров, раскрашивание картинок, выполнение штриховки;
5)
самомассаж кистей и пальцев рук.
Работу по развитию кистей и пальцев рук я провожу систематически,
включаю эти упражнения в свои занятия. В начале учебного года дети часто
испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти
упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с
помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к
самостоятельному выполнению.
1.
Игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами
Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбаки тут и там.
На первые строчки этого стихотворения две ладони соединяем лодочкой и
выполняем волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» -
поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и
рыбок.
А также я выбираю стихи, которые подходили бы к постановке и
автоматизации определённого звука. Например, при автоматизации звука [с] беру
стихотворение «Капуста». Для звука [р] стихотворение «Рыбка».
2.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Вращение кистями рук.
Выгибание кистей рук.
Прогибание кистей рук.
Чередование прогибания и выгибания кистей рук.
3.
Игры и действия с игрушками и предметами
Для развития мелкой моторики я провожу игры с различными мелкими
предметами: с пуговицами, счётными палочками, бусами и т. д.
Игра «Бусы»
Нанизывая бусы на шнурок, ребёнок проговаривает слог. Каждая бусина
обозначает отдельный слог. (Фото 1)
Фото 1
Здесь же я использую шнуровки, игры Воскобовича. Соотношу звук с
буквой. При помощи шнурка выкладываю нужную букву. (Фото 2).
Фото 2
Игра «Здравствуй, пальчик!»
Ребёнок произносит слоги и в это время соединяет большой палец
правой руки с другими пальцами по очереди, затем также повторяет с пальцами
левой руки. (Фото 3)
Фото 3
Игра «Пианисты»
Последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки
по столу при слегка приподнятой кисти руки. То быстро, то медленно.
Игра «Бинокль»
Нужно соединить большой палец с указательным, остальные пальцы
примыкают друг к другу.
«Плетень»
Нужно соединить кисти рук тыльной стороной, переплести пальцы.
«Шагом через кочки»
Разложите на столе палочки. Приготовьтесь шагать через «кочки». Большой
палец нужно прижать к безымянному и мизинцу. А указательный и средний
«перешагивают» через палочки.
4.
Самомассаж кистей рук
Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным
увеличением усилий.
Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.
Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем
поочерёдное растирание.
Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на
основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
Самомассаж у меня на занятиях дети делают с использованием
«массажного шарика» (массажёр медицинский для интенсивного воздействия в
комплекте с двумя кольцевыми пружинами).
С помощью колец удобно массировать пальцы – это оказывает благотворное
влияние не только на пальцы, но и на весь организм в целом.
Также для массажа дети используют массажный шарик «Тривес».
Эти массажные шарики применяются в Су-Джок терапии.
Такой самомассаж приносит большую пользу и очень нравится детям.