"Игровая деятельность как средство формирования познавательных УУД учащихся начальных классов"
Автор: Галиева Гульнур Халилрахмановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ " Мурзинская средняя общеобразовательная школа " Апастовскго муниципального района РТ Населённый пункт: Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: "Игровая деятельность как средство формирования познавательных УУД учащихся начальных классов" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Камскоустьинская
средняя общеобразовательная школа» Камско –Устьинского муниципального
районРеспублики Татарстан
Тема:«Игравая деятельность как средство формирования
познавательных УУД учащихся начальных классов»
Учитель: Галиева Г.Х.
учитель начальных классов
2014-2015уч. год
«Игравая деятельность как средство формирования познавательных УУД учащихся
начальных классов»
Галиева Гульнур Халилрахмановна - учитель начальных классов «Мурзинская средняя
общеобпразовательная школа»Апастовского муниципального района Республики
Татарстан
Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно
только в процессе деятельности.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность и потому
основная задача педагога - это построение такой системы взаимодействия, при которой
ребёнок не стал бы тяготиться школой, а учился именно потому, что ему хочется учиться,
чтобы он испытывал удовольствие от процесса учения.
Познавательная деятельность учащихся зависит в большей степени от форм и методов,
которые
использует
учитель,
от
взаимосвязанной
деятельности
учителя
и
ученика,
направленной на достижение целей обучения.
Познавательная деятельность – процесс двусторонний. Условия, активизирующие
процесс
познания
создаёт
учитель,
а
демонстрирует
результат
этих
условий
–
познавательную активность – ученик.
Здесь следует обратить внимание на три момента:
- первый – сама деятельность педагога. Он объясняет, демонстрирует, инструктирует,
поощряет, наказывает и т.д.
- второй – действие ученика, который слушает, записывает, рассматривает, сравнивает,
выполняет задание и т.д.
- третий – взаимодействие учителя и ученика, эта такая общая большая совместная работа,
позволяющая осмыслить учебный материал, сосредоточиться, познать, сделать усилие –
преодолеть себя - это действия, связанные с интеллектуальной, мотивационной, волевой,
эмоциональной сферой школьника. Вот почему при организации этого взаимодействия
важно
учитывать
индивидуальные
особенности
учеников,
их
психо
–
физические
возможности.
При подготовке к уроку учитель продумывает, каких микросдвигов и от кого из
учащихся в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности он
будет добиваться на этом уроке, какие для этого он будет использовать формы и методы
обучения. Очень важно, чтобы наряду с тем, что они делают, ученик и учитель осознавали
для чего они это делают.
Учитель чётко должен представлять, какие виды работ будут обеспечивать развитие
мышления,
памяти,
а
какие
виды
деятельности
обеспечат
концентрацию
внимания,
сосредоточенности. В связи с особенностью психофизических возможностей наших детей,
особенно
в
начальной
школе,
важно
помнить
о
неустойчивости
внимания,
о
необходимости переключения с одного вида деятельности на другой с использованием
демонстрационных пособий, раздаточного материала, включения в познавательную игру.
Существенным компонентом в познавательной деятельности в начальной школе
является игра.
Но важно отметить, что игровая форма деятельности на уроке должна быть вся
пронизана познавательным содержанием, игровой сюжет – это, по сути своей, форма
учебной деятельности и она должна нести в себе в первую очередь обучающий заряд.
Не надо забывать, что частое использование знакомых сюжетов и героев может лишить
урок новизны и привлекательности. Поэтому методика и формы проведения игр на уроке
весьма разнообразны. Игра всегда выступает в двух временных измерениях – в настоящем
и
будущем,
даря
сиюминутную
радость.
В
ней
моделируются
жизненные
ситуации,
закрепляются
свойства,
качества,
состояния,
умения,
необходимые
личности
для
выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.
Игры можно разделить на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитированные,
игры – драматизации. Я не буду останавливаться на способах их применения при решении
учебных задач, - отмечу только, что в последние годы интерес к игровой деятельности на
уроке снова возрастает, некоторые учебные проблемы решить без участия игры просто
невозможно, многие сущностные характеристики человека возникают и развиваются в
игре. Кроме этого, игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени,
пространстве,
людях.
Играя,
дети
экспериментируют,
обучаются,
развивают
коммуникативные умения, способности к восприятию, сопереживанию.
На уроках математики я использую игру и для изучения нового материала, и для
закрепления,
и
для
обобщения:
это
–
«найди
ошибки»,
«счастливый
случай»,
разноуровневые задания в «геометрическом ассорти», математическое лото, «крестики –
нолики»,
игра
–
путешествие,
«звёздный
час»,
кроссворды,
«математика
в
датах»,
«математика в лицах».
В
обучении
через
игру
стараюсь
давать
задания
с
учётом
индивидуальных
особенностей детей, с их психо – физическими возможностями. (Если морат будет решать
самостоятельно математический ребус, то Адиля и Булат – путешествовать по железной
дороге с помощью кости - кубика, Альбина восстанавливать числовой ряд с помощью
Незнайки).
А самое главное – важно помнить, что процесс игры должен быть интересным, а
результат полезным.
На уроках письма тоже стараюсь использовать формы работы, активизирующие
деятельность учащихся: ведь весь поток знаний идёт по каналам языка: через слово
усваиваются понятие, через слово строятся мысль и речь. Речь, в свою очередь, является
каналом развития интеллекта.
Для обогащения словарного запаса и развития речи провожу такие игры – задания:
- распредели слова по темам,
- сгруппируй слова на основе какого- то общего признака,
- замени в тексте слово другим, сходным или противоположным по значению,
- замени сочетания слов одним словом и наоборот.
При
работе
над
содержательной
стороной
слова
раскрываю
этимологию
(истинное
значение слов) таких, например, слов, как - перо, чернила, тетрадь, алфавит, азбука,
красная строка и т.д.
Вот например слово «апельсин». Слово заимствованное, состоит из 2-х корней – «апель» -
яблоко, «син» - Китай – «яблоко из Китая». «Апель» - дети запомнят этот корень (ударение
падает на гласную «а») и в слове «апельсин» они не сделают ошибки («опельсин»). Точно
такая
же
работе
проводится
над
словами
акваланг,
аквариум,
аквапарк,
акварель.
Словообразующая
часть
–
аква
(в
переводе
с
лат.-
вода),
терраса,
территория
–
словообразующая часть – терра ( с лат.- земля). Чтобы возбудить интерес к уроку, надо
стараться не только привлечь внимание к каким - то элементам предмета, но и вызвать у
ребят
удивление,
любопытство,
именно
удивление
формирует
у
детей
более
острое
сосредоточенное внимание. Именно удивление в сочетании с любопытством поможет
возбудить активную мыслительную деятельность.
Большую ценность представляет такая форма работы на уроке, как работа с загадкой.
Именно работа с загадкой является инструментом в самостоятельном развитии мышления,
сообразительности, воображения.
Загадки обогащают память, уроки с использованием загадок проходят интересно, живо,
не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.
Следующая
форма
работы,
срабатывающая
на
активизацию
познавательной
деятельности – это нетрадиционные уроки. Среди всех предложенных форм уроков для
наших детей я выделила такие:
- урок – практикум,
- урок – экскурсия,
- урок – соревнование,
- интегрированный урок,
- театрализованный урок,
- урок с дидактической игрой,
- урок – деловая игра,
- урок – ролевая игра.
Педагоги – дефектологи советуют использовать эти формы, не как целостный урок, а
как часть урока, т.к. они требуют большой предварительной подготовки, как со стороны
учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их
проведения несколько
ограничены.
И, наконец, ещё одна форма активизации деятельности учащихся – это поощрение.
Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому
ребёнок младшего школьного возраста, да и все наши дети, постоянно нуждаются в
одобрении
и
признании.
Американский
ученый
–
психолог
Торндайк
Э.,
сравнивая
механизмы поощрения и наказания, пришёл к выводу, что награда, похвала, поощрение
имеют тенденцию поддерживать и усиливать деятельность, чувство удовлетворенности,
вызванное
похвалой,
намного
сильнее
чувства
неудовлетворенности,
вызванного
порицанием, наказанием.
Поощрение не только оценивает положительные результаты, видимые в настоящий
момент, но и подталкивает, побуждает ребёнка к дальнейшей плодотворной работе.
Поощрения делятся на: мимические и пантомимические (улыбка учителя, поглаживание
по голове, аплодисменты товарищей, пожатие руки, ласковый взгляд и т.п.).
Словесные: Умница! Молодец! Прекрасно! Здорово! Класс! Великолепно! Ты сегодня на
высоте! Отвечал, как никогда!
Материализованные: благодарность в дневнике, значки, грамоты, благодарственное
письмо родителям,
В результате успешного применения поощрений возрастает активность детей, развивается
память, мышление, формируется познавательный интерес.
Итак, среди важнейших требований к организации познавательного процесса детей в
условиях коррекционно – развивающего обучения можно выделить:
- гуманистическое отношение к детям,
- максимальный учёт их индивидуальных особенностей,
- применение различных форм и методов на уроках, способствующих вызывать удивление,
любопытство, неподдельный интерес к познанию т.е познавательную активность.