Напоминание

Урок-путешествие "По сказкам Г.Х.Андерсена"


Автор: Комендантова Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ города Астрахани "СОШ №45"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-путешествие "По сказкам Г.Х.Андерсена"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Урок-путешествие по сказкам Х.К. Андерсена Цели: продолжить знакомство с творчеством великого сказочника, развивать устную речь учащихся, продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся Оформление: 1. Портрет Х.К. Андерсена 2. Грамзапись Грига «Сказки» 3. Книжная выставка. 4. Рисунки учащихся 1. Слово учителя (на фоне музыки) Есть на свете страна, которую мы узнаём и начинаем любить с самого раннего возраста. Это Дания. Маленькая северная страна, с трёх сторон окружённая морем, пленяет нас с детства, потому что в ней жил и писал величайший сказочник мира Х.К. Андерсен. Сказочник любил путешествовать. Получил он как-то много денег, мог бы купить дом, чтоб свой был. С садом даже. А он взял да и купил на эти деньги билет на пароход, потому что в Англии жил писатель Диккенс, который написал много прекрасных и добрых романов. И встретиться с Диккенсом было для Андерсена важнее, чем купить дом. А однажды он проезжал в дилижансе по Италии. Была весна, ночь, полная крупных звёзд. В дилижанс сели несколько деревенских девушек. Было так темно, что пассажиры не могли рассмотреть друг друга. И между ними начался шутливый разговор. Андерсен стал рассказывать девушкам о них самих. Он говорил, как о сказочных принцессах. Он увлёкся: восхвалял их зелёные сказочные глаза, пушистые косы, рдеющие губы, тяжёлые ресницы. Каждая была прелестна в описании сказочника. И по- своему счастлива. Девушки смущённо смеялись, но, несмотря на темноту, писатель заметил, как у некоторых из них блестели в глазах слёзы. Одна из попутчиц попросила, чтобы он описал им себя.
2. Работа с портретом: - Каким предстал Андерсен перед девушками? - Что поражает в его лице? -Может ли этот человек быть жестоким? Да, Г.Х, Андерсен был некрасив, и он это знал, но знал он и другое: главное в человеке – его душа . Душа, открытая навстречу добру, искренности ,любви. А другая девушка попросила попутчика рассказать о своей жизни. 3.Что рассказал Андерсен девушкам? (рассказ учащегося) Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе в семье сапожника. В детстве он был не такой, как другие мальчики. Не бегал, не строил игрушечные мельницы и корабли. Родители хотели научить сына какому- нибудь ремеслу, но у него ничего не получалось. Всё валилось из рук: и молоток, и гвозди, и иголка. Думали, что он лентяй и тупица. А он вовсе и не был лентяем и тупицей .Просто он всё время мечтал и фантазировал. Сами по себе приходили к нему в гости причудливые сказки. Из-за этого он и грамоте выучился позже других детей. Подростком уехал Г.Х.Андерсен в столицу Дании. Кем только не работал он, чтобы прокормиться! Но сказки не оставляли его. И постепенно он стал известным писателем - сказочником. Сказки не считались тогда настоящей литературой. За них платили очень мало, над их автором часто насмехались. Андерсен был очень беден. Он был плохо одет, у него не было собственного дома, но это не огорчало его. Раз он шёл по улице, а навстречу ему один богатый литератор. Узнал сказочника и говорит: «Господин Андерсен, неужели то, что у Вас на голове, Вы считаете шляпой?» Андерсен не растерялся и ответил: «Господин такой-то, а неужели то, что у Вас под шляпой, Вы считаете головой?» Вот таким был великий сказочник. Учитель: - Да, нелегко пришлось писателю, много испытал он. И всё же он счастливый человек. Его любили, любят и взрослые, и дети. Итак, мы представили, о чём мог бы произойти разговор в дилижансе.
4. Первая остановка на станции «Копенгаген» - краткий рассказ о Копенгагене. Учитель: -А наше путешествие продолжается по улочкам Копенгагена. Кругом приветливые лица, простые люди узнают Андерсена, нежно улыбаются ему, машут вслед рукой. Да это и понятно. Он был певцом бедняков, хотя и короли считали за честь пожать его сухощавую руку. Разве можно быть равнодушным, слушая его забавные истории, видя вот эти предметы? 5 Следующая остановка на станции «Угадай» - Из каких сказок пришли к нам вот эти предметы? Краткий пересказ понравившегося эпизода. 1.Ранец («Огниво») Шёл солдат по дороге: раз-два, раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел с войны. 2. Горошина (« Принцесса на горошине», 3.Ложка («Стойкий оловянный солдатик», Было когда-то 25 оловянных солдатиков, родных братьев по матери – старой оловянной ложки. 4.Сеть («Дикие лебеди» Всю ночь провела она за плетением сетки из гибкого лозняка и тростника; сетка вышла большая и прочная 5.«Жаба» Сядь Элизе на голову, когда она войдёт в купальню, пусть она сделается такой же тупой и ленивой, как ты. 6.Серные спички «Сундук –самолёт» Жила-была пачка серных спичек, очень гордых своим высоким происхождением; глава их семьи, то есть сосна, была одним из самых крупных и старейших деревьев в лесу. 7. Зонтик «Оле-Лукойе»
Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сны. Учитель: - Молодцы, я вижу вы читали сказки, знаете героев, а теперь… - попробуйте отгадать, из каких сказок пришли к нам эти герои? (инсценировки сказок) 1. «Свинопас», 2. «Принцесса на горошине», 3. «Дюймовочка», 4. «Голый король». Учитель: А наш дилижанс движется дальше. 6. И вот он подъехал к почтовому отделению. Здесь Андерсену вручили много писем. Некоторые мы прочитаем вместе с ним. - Чтение детских писем Андерсену. - Ребята, на секунду представим, что тролль сделал своё злое дело, и вот кусочек волшебного зеркала попал в наш класс, в наши сердца. 7. Следующая станция: «Какие мы? Какими же мы будем?» - Кто хочет воспроизвести эту картину? Учитель: -Хватит, хватит. Мне страшно стало. Вот видите, ребята, что может произойти, если восторжествуют тролли. И поэтому мы все должны сделать, чтобы было больше добрых фей, а не троллей. - Ребята, я несколько раз произнесла слово тролль. 8. Словарная работа. - Что означает слово тролль? (злой волшебник) - И можно ли, не читая сказки, сказать, что она нерусская? 9. Наше путешествие заканчивается. Мы остановились у последней станции «Художественной». Ребята проиллюстрировали свои любимые сказки. Оцените их рисунки.
Заключительное слово учителя: Наше путешествие на сегодняшний день закончилось. Мы познакомились с замечательным человеком, писателем, мы встретились со сказочными героями, которые очень похожи на нас, потому что они, как и мы, мечтали о счастье, о победе добра, они ненавидели зло и несправедливость. А сейчас мы должны немного отдохнуть, поразмыслить, пофантазировать, а дома 1 ряд: составить кроссворд по прочитанным сказкам Г.Х.Андерсена 2 ряд: придумать сказку «Что было бы, если б Дюймовочка вышла замуж за крота?» 3 ряд: написать сказку из жизни заколдованного друга. И закончить урок-путешествие я хочу следующими словами Андерсена, которые говорят о народной основе произведений сказочника. В цветущей Дании, где свет увидел я, Берёт мой мир своё начало. На датском языке мать песни мне певала, Шептала сказки мне родимая моя.


В раздел образования