Автор: Комендантова Юлия Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ города Астрахани "СОШ №45" Населённый пункт: город Астрахань Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок-путешествие "По сказкам Г.Х.Андерсена" Раздел: начальное образование
Тема: Урок-путешествие по сказкам Х.К. Андерсена
Цели: продолжить знакомство с творчеством великого сказочника,
развивать устную речь учащихся,
продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся
Оформление:
1.
Портрет Х.К. Андерсена
2.
Грамзапись Грига «Сказки»
3.
Книжная выставка.
4.
Рисунки учащихся
1.
Слово учителя (на фоне музыки)
Есть на свете страна, которую мы узнаём
и начинаем любить с самого
раннего возраста.
Это Дания. Маленькая северная страна, с трёх сторон окружённая морем,
пленяет нас с детства, потому что в ней жил и писал величайший сказочник
мира Х.К. Андерсен.
Сказочник любил путешествовать.
Получил он как-то много денег, мог бы купить дом, чтоб свой был. С садом
даже. А он взял да и купил на эти деньги билет на пароход, потому что в Англии
жил писатель Диккенс, который написал много прекрасных и добрых романов.
И встретиться с Диккенсом было для Андерсена важнее, чем купить дом.
А однажды он проезжал в дилижансе по Италии.
Была
весна,
ночь,
полная
крупных
звёзд.
В
дилижанс
сели
несколько
деревенских девушек. Было так темно, что пассажиры не могли рассмотреть
друг
друга.
И
между
ними
начался
шутливый
разговор.
Андерсен
стал
рассказывать девушкам о них самих. Он говорил, как о сказочных принцессах.
Он увлёкся: восхвалял их зелёные сказочные глаза, пушистые косы, рдеющие
губы, тяжёлые ресницы. Каждая была прелестна в описании сказочника. И по-
своему
счастлива.
Девушки
смущённо
смеялись,
но,
несмотря
на
темноту,
писатель заметил, как у некоторых из них блестели в глазах слёзы. Одна из
попутчиц попросила, чтобы он описал им себя.
2. Работа с портретом:
- Каким предстал Андерсен перед девушками?
- Что поражает в его лице?
-Может ли этот человек быть жестоким?
Да, Г.Х, Андерсен был некрасив, и он это знал, но знал он и другое: главное в
человеке – его душа . Душа, открытая навстречу добру, искренности ,любви.
А другая девушка попросила попутчика рассказать о своей жизни.
3.Что рассказал Андерсен девушкам? (рассказ учащегося)
Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе в семье сапожника.
В детстве он был не такой, как другие
мальчики. Не бегал, не строил
игрушечные мельницы и корабли. Родители хотели научить сына какому-
нибудь ремеслу, но у него ничего не получалось. Всё валилось из рук: и
молоток, и гвозди, и иголка. Думали, что он лентяй и тупица. А он вовсе и
не был лентяем и тупицей .Просто он всё время мечтал и фантазировал.
Сами по себе приходили к нему в гости причудливые сказки. Из-за этого он
и грамоте выучился позже других детей. Подростком уехал Г.Х.Андерсен в
столицу Дании. Кем только не работал он, чтобы прокормиться! Но сказки не
оставляли его. И постепенно он стал известным писателем - сказочником.
Сказки не считались тогда настоящей литературой. За них платили очень
мало, над их автором часто насмехались. Андерсен был очень беден. Он был
плохо одет, у него не было собственного дома, но это не огорчало его. Раз он
шёл по улице, а навстречу ему один богатый литератор. Узнал сказочника и
говорит: «Господин Андерсен, неужели то, что у Вас на голове, Вы считаете
шляпой?» Андерсен не растерялся и ответил: «Господин такой-то, а неужели
то, что у Вас под шляпой, Вы считаете головой?» Вот таким был великий
сказочник.
Учитель:
-
Да,
нелегко
пришлось
писателю,
много
испытал
он.
И
всё
же
он
счастливый человек. Его любили, любят и взрослые, и дети.
Итак, мы представили, о чём мог бы произойти разговор в дилижансе.
4. Первая остановка на станции «Копенгаген»
- краткий рассказ о Копенгагене.
Учитель:
-А наше путешествие продолжается по улочкам Копенгагена.
Кругом приветливые лица, простые люди узнают Андерсена, нежно улыбаются
ему, машут вслед рукой. Да это и понятно. Он был певцом бедняков, хотя и
короли считали за честь пожать его сухощавую руку.
Разве можно быть равнодушным, слушая его забавные истории, видя вот
эти предметы?
5 Следующая остановка на станции «Угадай»
-
Из
каких
сказок
пришли
к
нам
вот
эти
предметы?
Краткий
пересказ
понравившегося эпизода.
1.Ранец («Огниво»)
Шёл солдат по дороге: раз-два, раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел
с войны.
2. Горошина (« Принцесса на горошине»,
3.Ложка («Стойкий оловянный солдатик»,
Было когда-то 25 оловянных солдатиков, родных братьев по матери – старой
оловянной ложки.
4.Сеть («Дикие лебеди»
Всю ночь провела она
за плетением сетки из гибкого лозняка и тростника;
сетка вышла большая и прочная
5.«Жаба»
Сядь Элизе на голову, когда она войдёт в купальню, пусть она сделается такой
же тупой и ленивой, как ты.
6.Серные спички «Сундук –самолёт»
Жила-была
пачка
серных
спичек,
очень
гордых
своим
высоким
происхождением; глава их семьи, то есть сосна, была одним из самых крупных
и старейших деревьев в лесу.
7.
Зонтик «Оле-Лукойе»
Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает
над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сны.
Учитель:
- Молодцы, я вижу вы читали сказки, знаете героев, а теперь…
- попробуйте отгадать, из каких сказок пришли к нам эти герои? (инсценировки
сказок)
1. «Свинопас»,
2. «Принцесса на горошине»,
3. «Дюймовочка»,
4. «Голый король».
Учитель:
А наш дилижанс движется дальше.
6. И вот он подъехал к почтовому отделению. Здесь Андерсену вручили много
писем. Некоторые мы прочитаем вместе с ним.
- Чтение детских писем Андерсену.
- Ребята, на секунду представим, что тролль сделал своё злое дело, и вот
кусочек волшебного зеркала попал в наш класс, в наши сердца.
7. Следующая станция: «Какие мы? Какими же мы будем?»
- Кто хочет воспроизвести эту картину?
Учитель:
-Хватит, хватит. Мне страшно стало. Вот видите, ребята, что может произойти,
если восторжествуют тролли. И поэтому мы все должны сделать, чтобы было
больше добрых фей, а не троллей.
- Ребята, я несколько раз произнесла слово тролль.
8. Словарная работа.
- Что означает слово тролль? (злой волшебник)
- И можно ли, не читая сказки, сказать, что она нерусская?
9. Наше путешествие заканчивается. Мы остановились у последней станции
«Художественной». Ребята проиллюстрировали свои любимые сказки. Оцените
их рисунки.
Заключительное слово учителя:
Наше путешествие на сегодняшний день закончилось. Мы познакомились с
замечательным человеком, писателем, мы встретились со сказочными героями,
которые очень похожи на нас, потому что они, как и мы, мечтали о счастье, о
победе добра, они ненавидели зло и несправедливость. А сейчас мы должны
немного отдохнуть, поразмыслить, пофантазировать, а дома
1 ряд: составить кроссворд по прочитанным сказкам Г.Х.Андерсена
2 ряд: придумать сказку «Что было бы, если б Дюймовочка вышла замуж за
крота?»
3 ряд: написать сказку из жизни заколдованного друга.
И закончить урок-путешествие я хочу следующими словами Андерсена,
которые говорят о народной основе произведений сказочника.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берёт мой мир своё начало.
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя.