Автор: Нефедова Ирина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1" Населённый пункт: город Калтан, Кемеровская область Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия по ОБЖ Тема: Осторожно, огонь! Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» Г. КАЛТАН
ОСТОРОЖНО, ОГОНЬ!
сценарий внеклассного мероприятия
Составила:
Нефедова Ирина Александровна
Учитель начальных классов
ВВЕДЕНИЕ
«Осторожно, огонь!» - это внеклассное мероприятие по предмету ОБЖ.
Воспитательные задачи, которые решаются в ходе этого мероприятия:
показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;
познакомить детей профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм
людей этой профессии;
проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности;
убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;
воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества:
мужество, находчивость, самоотверженность, скромность;
побуждать к творчеству.
Для проведения необходимо: рисунки на противопожарную тему; плакаты и
лозунги: «Спички не тронь – в спичках огонь!», «Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте
с огнем осторожны всегда», «Не играй, дружок, со спичкой, помни ты, она мала, но от
спички-невелички может дом сгореть дотла»; стенд с книгами:
Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Ю.
Яковлев «Кто о чем поет»; Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; С. Я. Маршак
«Пожар», «Кошкин дом», «рассказ о неизвестном герое» и др.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учитель . Открытие способа добывания огня было значительной победой человека
над природой. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только
расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни
думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи,
палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди
прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили
пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел
людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать
людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в
пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки
костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись,
танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому
радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря
Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе
такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.
1-й ученик:
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня,
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя,
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
2-й ученик:
В работе электросварщики используют полезные свойства огня.
Ты видел как он управляет огнем? Железная маска надета на нем.
Вот строится дом, посмотри поутру:
Он в стеганой куртке сидит на ветру. Варил он опоры могучих
мостов.
Железо с железом он может сварить!
Он добрый волшебник.
Что тут говорить?
Учитель. Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту и
на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может
привести к беде. Давайте вспомним стихотворение С. Я. Маршака «Пожар».
Ученики инсценируют стихотворение.
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь!»
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой.
В топку красную глядит,
А в печи огонь гудит:
«Нынче в печке места мало,
Разгуляться негде стало.
Маме, Леночка, не верь,
Приоткрой пошире дверь».
Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок...
Учитель. А сейчас немного статистики.
Ученики:
- Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.
- Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.
- Каждый третий погибший - ребенок.
Учитель. А сейчас краткая история пожарного дела.
Ученики:
- В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах: «Зажигальщику
живота не дать, казнить его смертною казнью».
- С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов,
сотских старост и посадских людей.
- В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
- Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25
человек.
- 17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем».
Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
Учитель. От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных
современных средств тушения пожаров - таков путь развития пожарной охраны. Сегодня
эта специальная служба - одна из самых мобильных.
Чтобы стать пожарным, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом.
Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году показала, что работники пожарной охраны с
честью выдержали серьезный экзамен на зрелость, отвели беду от сотен тысяч людей,
проявив при этом героизм и мужество. Первыми к реакторам через несколько секунд по
тревоге прибыли пожарные из охраны АЭС во главе с начальником караула Правиком. Его
отряд первым ступил на линию огня. Из всех
возможных решений Владимир Правик выбрал наиболее верное: направил свой отряд на
крышу машинного зала. Они - герои! То, что они сделали, - подвиг! Дело в том, что
именно в этом зале находились все турбины, через него шли многочисленные кабели
высоковольтной линии, которые от огня могли превратиться в бикфордов шнур. Вскоре на
помощь караулу Правика прибыл караул лейтенанта Кибинка.
Могли ли они отступить? Могли ли не делать того, что сделали и сохранить себе
жизнь? Да, могли. Могли временно отступить до прихода подкрепления. Но об этом никто
не подумал. Это были люди с повышенным чувством ответственности, люди, давшие
присягу. И они ступили в бушующее пламя, в смертельную радиацию не по приказу
командира, а по закону совести. Они бросились спасать станцию и людей, не думая о
своей жизни. Они ясно осознавали опасность, но как настоящие не жалели себя.
Были. Как страшно звучит это слово по отношению к тем, кому не было и тридцати
лет. Давайте и мы помолчим в память об этих смелых и мужественных людях.
(Минута молчания.) Спасибо.
Учитель: Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного
врага, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного
труда.
3-й ученик:
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь:
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит траве,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
4-й ученик:
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья, ветки,
Хитрый делает бросок.
5-й ученик:
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
6-й ученик:
Злой огонь — огонь пожара,
Злой огонь — огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны.
Учитель: Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую
опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или
строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда
раздуваемые ветром искры разлетаются на большое расстояние.
Всем надо помнить, что в городе не разрешено разжигать костры или сжигать
мусор. Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов, не задумываясь о
последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками.
1-й ученик:
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты — она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
2-й ученик:
Младшим братьям и сестричкам
Все ребята говорят:
«Крепко помните, что спички —
Не игрушка для ребят».
3-й ученик:
Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного,
А теперь Сережу врач
Лечит от ожога.
От такого пугача
Путь обычный до врача.
4-й ученик:
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей:
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Инсценирование стихотворения.
Алло! Вы ноль-один? У нас горит!
Горит квартира! Срочно выезжайте!
Уже в пути? Да, воздух перекрыт,
Мы все ушли! Хоть что-нибудь
спасайте!
Что? Отчего? В квартире фейерверк
Совсем малюсенький зажгли
ко дню рожденья!
Кто мог подумать?... Его искры всех,
Всех подожгли!
И шторы, и сиденья,
И полки с книгами.
Мы кинулись тушить
Свою одежду. Паника. Смятенье…
Вы правы. Да. Эх, нам бы
Поспешить,
Пожара б не было…
Пожар ко дню рожденья…
Учитель: Очень опасна игра с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями,
такими как бензин, ацетон, лак и др.
Подобное грозит взрывами, а значит — тяжелыми ожогами и увечьями.
Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах,
умеют приготовить обед или выгладить белье. И здесь также надо помнить о пожарной
безопасности. Грозит пожаром оставленный без присмотра включенный утюг или плитка.
Уходя из дома, никогда не забывайте выключить их или другие электрические приборы.
5-й ученик:
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит три минутки.
Ленты нет – кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
6-й ученик:
Этот дядя не жалеет,
Что в лесу окурок тлеет.
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!
7-й ученик:
Что от молнии спасет!?
Это молниеотвод!
Он в грозу нас не подводит –
В землю молнию уводит.
8-й ученик:
При пожаре, при пожаре,
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набирают «01».
И вот машины красные
Спешат в места опасные –
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся!
Учитель: Вот таких героев – ваших сверстников – в нашей стране сотни. Все
они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросаются в огонь спасать жизнь
людей, спасать государственное имущество. Юных героев награждают медалью «За
отвагу на пожаре»!
КОНКУРС «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ»
1. Выпал на пол уголек,
2. Если младшие сестрички
Деревянный пол зажег.
Зажигают дома спички,
Не смотри, не жди, не стой.
Что ты должен предпринять?
А залей его... ( в од о й ) .
Сразу спички же... (о т н я т ь).
3. Если где хранится мусор или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться, навести порядок там.
Метлу, лопату взяли быстро и все... (убрали чисто).
4. Шипит и злится,
5. Что бывает, если птички
Воды боится,
Зажигают дома спички?
С языком, а не немой,
( п ож а р )
Без зубов, а кусает ( о г о н ь)
6. Летела мошка – осиновая ножка,
На стог сена села – все сено съела.
( с п и ч к а )
7.
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе:
Продырявит море.
( у т ю г )
(Наиболее активные участники конкурса награждаются памятными призами.)
Учитель: Запомните, дети, правила эти.
1-й ученик:
С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.
2-й ученик:
Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек целый дом может сжечь.
3-й ученик:
Костер вы бросили в лесу –
И вот несчастье на носу.
4- ученик:
Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал!
Х о р о м :
Пусть помнит каждый гражданин –
Пожарный номер «01».
Учитель: Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет
государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую — здоровье и жизнь.
Ученик:
Такая у нас эпоха,
Время такое у нас...
Чтоб не было людям плохо –
За счастье борись каждый час.
За радость, за жизнь, за счастье
В бой каждый день идет
Пожарный, хирург и мастер,
Пекарь и садовод.
У счастья людского на страже
Заняли мы рубежи,
Потому что отважным
Эпоха принадлежит.
(Ученики поют песню на мелодию выпускной песни
«Фабрики звезд-1» «Круто ты попал на TV».)
Спички детям не игрушка –
Знает каждый с юных лет.
Потому что мы подружки
Огонькам - без нас их нет.
Зажигаем мы конфорки,
Чтоб готовился обед,
И костер запалим ловко,
И свечу, даря ей свет.
Служим людям мы столетья,
И виновны только в том,
Что, попав случайно к детям,
Против воли все кругом
Поджигаем, не жалея –
И квартиру, и леса.
И детей тогда спасают
Лишь пожарных чудеса.
Припев:
Людям служим мы много лет,
Но беда, но беда, когда
нам удержу нет.
Людям служим мы много лет,
Не играй с огнем! Даем мы совет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем пособии представлено лишь одно занятие по наиболее актуальной
проблеме сохранения здоровья в начальных классах. Построение системы подобных
занятий зависит от многих обстоятельств и прежде всего от творческого отношения
учителя. Я надеюсь, что учителя начальных классов воспользуются приведенным
материалом как основой для разработки своих занятий,
Представленное в пособии занятие может быть использовано при проведении
уроков природоведения по соответствующей теме.
Если у ребят возникли вопросы, и они не решены непосредственно на данном
занятии и оставлены для самостоятельного обдумывания, это только повысит его ценность
и даст детям пищу для размышления, а учителю – возможность адекватного планирования
в своей дальнейшей работе.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Гайнулина В. М. Учителю о пожаре. // Видное. 1988.
2.
Макарочкина С. Ю. Осторожно, огонь! // Начальная школа. 1986. №8.
3.
Лазарева Г. Не шути с огнем! // Воспитание школьников. 2003. №5.
4.
Ермошкина Е. Г. Опасный огонь. // Читаем, учимся, играем. 2005. №1.
5.
Александрова Н. П. Пожарным можешь ты не быть… // ПедСовет. 2004. №12.
6.
Жарова Г. Н., Надеева Н. В., Сайдакова Л. А. Природа. Человек. Здоровье:
Занимательное природоведение. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992.
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОВЕТЫ:
1.
Не включайте электроприборы, если взрослых нет дома.
2.
Если умеете пользоваться электроприборами, не оставляйте их без присмотра.
3.
Ребята! Не открывайте сами дверцу печки.
4.
Нельзя бросать в огонь пустые баночки и флаконы от бытовых химических
веществ, особенно аэрозолей.
5.
Не играйте с бензином и другими горючими веществами.
6.
Осторожно пользуйтесь свечами, хлопушками, бенгальскими огнями.
7.
Костюмы и парики участников новогодних мероприятий должны быть пропитаны
огнезащитным средством.
8.
При пожаре никогда не прячьтесь.
9.
Не загромождайте выходы, пути эвакуации, балконы, лоджии.
10. Умейте пользоваться огнетушителем.
11. Не позволяйте другим нарушать правила пожарной безопасности.
ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
Ч
тоб не ссориться с огнем,
Д
ремлют спички, словно птички, Нужно
больше знать о нем,
В коробочке до поры.
Отказаться от привычки
Только маленькие спички
Свысока смотреть на спички
Не годятся для игры:
И запомнить навсегда,
Если искорка случайно
Что бывает, если дети,
Попадет на ворс ковра –
Те, что знают все на свете,
Может кончиться печально
Зажигают спички эти
Интересная игра:
И бросают не туда.
Загорятся, как солома,
Мебель, стены и полы,
И останется от дома
Только горсточка золы.
Е
сли папы дома нет,
П
рабабушке Сашиной семьдесят
Убежал куда-то дед,
лет,
А у мамы на работе
У этой прабабушки памяти нет:
Непредвиденный банкет;
Включила утюг и ушла в магазин;
Если в это время вдруг
Остался утюг совершенно один.
К вам нагрянул лучший друг –
Но скучно стоять просто так
Пиротехник и электрик –
утюгу:
То нельзя включать:
«Я дольше терпеть, – говорит, –
Утюг,
не могу!
Холодильник, кипятильник,
Я просто горю –
Новый бабушкин светильник,
Я нагрелся, как печь,
Пылесос, электрочайник,
Мне хочется что-нибудь
Телевизор и паяльник:
Срочно поджечь!»
Ни за что и никогда
И все, до чего дотянуться он смог,
Не хватайте провода,
Горячий утюг потихонечку сжег…
И без взрослых даже штепсель
Прабабке пришлось ночевать
Не втыкайте никуда.
у подруг:
Полдома спалил разозленный утюг
Н
овый год встречают дети.
К
то поверит, что игрушки
Веселится детский сад:
Могут кушать всё подряд:
Самый лучший дед на свете –
Занавески и подушки,
Дед Мороз смешит ребят.
Глупых маленьких ребят,
И в разгар большого бала
Двери, стулья и кровати,
Под веселый детский крик
И обои на стене,
Свечка с елочки упала
И собачку тети Кати,
Прямо деду на парик.
И цветочки на окне.
Зря шипел огнетушитель,
Лишь огонь, сбежавший на пол
Зря несли вёдро воды...
Из неловких детских рук,
Ну, какой же дед, скажите,
Раскаленной красной лапой
Без усов и бороды?
Уничтожит все вокруг.
Бывший Дед сказал:
И его, такого злого,
«Обидно, Глупо бороду спалил:
Не поймать и не унять.
Я ее огнезащитным
И понятно с полуслова,
Спецсоставом не полил...»
Что с огнем нельзя играть.
Е
сли спичек коробок
Е
сли в комнате у вас
Ты не взять никак не мог
Слезы катятся из глаз,
И совсем-совсем случайно
Так как дым клубами вьется
Что-то в комнате поджег,
И огонь жует палас,
То нельзя паниковать,
Нужно мужество найти,
Лезть под папину кровать
К телефону подойти.
И туда, откуда взрослым
Постараться вспомнить цифры
Нелегко тебя достать:
От нуля до девяти;
В холодильник, шкаф, буфет,
Смело трубку в руку взять,
Целлофановый пакет,
«Ноль-один» суметь набрать.
Печь, кастрюлю, чемодан,
И назвать еще потом
Вазу, валенок, стакан:
Город, улицу и дом,
Не укроет от огня
И квартиру, где живете,
Ни кастрюля, ни броня,
И с каким она замком.
Так что спрятаться попытки –
И еще сказать: «Даю
Бесполезная возня.
Вам фамилию свою;
В руки ты себя бери –
Также номер телефона,
Не пугайся, не ори,
У которого стою».
А ползи на
четвереньках
В направлении двери.
В
ыход может пригодиться,
Если ты нашарил дверь.
Должен быть свободен он.
То рукам сперва не верь:
И не стоит торопиться
Может это дверца шкафа –
Зарешечивать балкон.
Хорошенечко проверь!
Не спешите делать ставни
Если выйдешь в коридор
И капканы у дверей;
Или выползешь во двор –
Если сделали недавно –
Позови на помощь взрослых
Убирайте поскорей:
И заставь тушить костер.
Вдруг у вас пожар начнется,
Вспыхнет газовый баллон –
Ведь выскакивать придется
В окна, двери, на балкон!
Ну а если там, простите,
Будет свален разный хлам –
Как тогда вы убежите?
Как тогда спасаться вам?
С
просите бабушку и деда,
Е
сли где-то малыши
Спросите братьев и сестер,
Жгут чего-то от души,
Пускай расскажут по секрету,
Или кто окурок бросил,
Как получается костер.
Огонек не потушив;
И по секрету им скажите,
Если твой любимый друг
Что вам хотелось бы узнать,
Взрыв задумал сделать вдруг,
Как действует огнетушитель
Или младшая сестренка
И как его со стенки снять:
Ухватилась за утюг,
Не знать такого неудобно...
Малышей найди в дыму,
Пусть вас в ответ на ваш вопрос
Расскажи им, что к чему,
Проинструктируют подробно,
Расскажи им о пожарах,
Доступно, четко и всерьез.
Что известно самому.
Пусть в химический кружок
Твои запишется дружок.
Чтоб от бомбы самодельной
Пострадать никто не смог.
Эти действия нужны
Для сохранности страны:
Спички, бомбы и мальчишки
Совмещаться не должны.
ЗАГАДКИ:
Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек!
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется!
(Лампа)
То назад, то вперед.
Ходит, бродит пароход,
Остановка - горе:
Продырявит море.
(Утюг)
Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная.
(Телевизор}
Из горячего колодца,
Через нос водица льется.
(Чайник)
Полюбуйся, посмотри,
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама Зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
(Холодильник)
Пыль увижу, заворчу,
Заверчу и проглочу.
(Пылесос)
После стирки на машинке
Он разгладит все морщинки.
(Утюг)
Мигнет, моргнет,
В пузырек нырнет,
В пузырек, под потолок, –
Ночью в комнате денек!
(Лампа)