О роли интеллектуальных игр в развитии качества мышления у школьников
Автор: Соломонов Александр Степанович Должность: тренер-преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО "Хангаласская ДЮСШ" МР "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) Населённый пункт: Техтюр Наименование материала: презентация Тема: О роли интеллектуальных игр в развитии качества мышления у школьников Раздел: дополнительное образование
Для повышения качества образования необходимо
найти новые способы и методы работы,
стимулирующие мышление, ибо оно – начало
будущего. Одним из таких способов являются
интеллектуальные игры, в первую очередь,
шахматы и шашки, занятия которыми играют
важную роль в развитии качества мышления, а
качество мышления, в свою очередь, играет
всеопределяющую роль в развитии человека.
О ПОЛЬЗЕ ШАШЕК И ШАХМАТ
шашки и шахматы обладают уникальными
свойствами гармоничного воспитания человека
наш опыт работы подтверждает, что лучшие юные
шашисты, как правило, учатся успешнее своих
одноклассников
шахматы и шашки способствуют развитию
личности ребенка, росту его общего кругозора,
активизируют его участие в общественной жизни
коллектива.
Интеллектуальные игры развивают память,
логическое мышление, пространственное
воображение, вырабатывают усидчивость,
внимательность, целеустремленность, а также
способность принимать решения в условиях
неопределенности и отвечать за них, а значит, и
самостоятельность.
Интеллектуальные игры учат правильно
относиться к неудачам и ошибкам – анализировать
причины, делать выводы и применять их в
следующих партиях. Помимо интеллекта,
развивается изобретательность и творческие
способности, этому особенно способствует
решение комбинаций, задач и, конечно же,
"музыки шахмат" - этюдов. Физической
подготовкой тоже придется заняться – не так-то
легко просидеть несколько часов за доской.
Интеллектуальные игры учат мыслить системно и
стратегически, развивают способность к анализу, а
самое главное – дети учатся создавать внутренний
план действий (ВПД), или, проще говоря,
действовать в уме. Этот навык является ключевым
для развития мышления в целом, и именно при
помощи интеллектуальных игр, и в частности
шашек, его проще всего выработать.
Сухомлинский в своей работе "Сердце отдаю
детям" писал:
"Игра в шахматы должна
войти в жизнь начальной школы как один из
элементов умственной культуры".
О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ
Существуют два направления шахматной (шашечной)
работы:
В педагогическом направлении шахматы используются
для развития интеллектуальных способностей
школьников. Все действия, предпринятые государством,
республикой, в основном реализуют данное
направление.
Учитель – это не тренер, у него нет задачи – выделить
лучших и добиться высоких результатов. Его цель –
развитие всех учеников, поэтому спортивная
составляющая шахмат исключается сразу.
На занятиях по развитию мышления при помощи
шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные
результаты, и, в конечном итоге, действительно сильных
игроков школьная методика не воспитывает. Тем не
менее, это хорошая основа для тех, кто решит заняться
шахматами всерьез.
О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ. ШАШКИ.
Развитие шашечного спорта в республике,
выдающиеся достижения якутских шашистов
связаны в первую очередь с целеустремленной
работой заслуженных тренеров РФ и РС (Я)
Кычкина Н.Н., Бырдынныровой М.Н. и других
энтузиастов данного вида спорта. Кузницей
чемпионов являются Чурапчинская спортивная
школа, ДЮСШ-5 г. Якутска. В улусах работают
тренеры ДЮСШ и тренеры-общественники.
Однако во многих улусах не хватает хороших
кадров – тренеров. В интернатах ДЮСШ-5 и
Чурапчинской спортивной школы места
ограничены.
О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ. ШАХМАТЫ.
По инициативе первого Президента республики
М.Е. Николаева в 2006 году состоялся I Республиканский
шахматный конгресс, на котором выработан проект
концепции «Шахматы как технология развития
интеллектуального потенциала детей», проведены детские
шахматные олимпиады на призы Николаева М.Е., открыли
шахматную школу Анатолия Карпова, на базе ФМФ «Ленский
край» ежегодно работает лагерь юных шахматистов.
Повсеместно ведется работа по распространению и
популяризации шахмат. Однако существуют определенные
проблемы, связанные с кадрами и с тем, что спортивное
направление шахматной работы в настоящее время находится
на недостаточно высоком уровне.
О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ
Спорт высших достижений имеет совершенно другие
технологию и тактику развития, нежели спорт массовых
разрядов. Успех в большей степени зависит от тренера-
технолога, способного организовать школу для юных
дарований. Одаренные, талантливые дети есть. Их нужно
тренировать в коллективе, соответствующем уровню их
развития, прилагая максимум внимания на индивидуальность.
Пример выдающихся тренеров Коркина Д.П., Кычкина Н.Н.,
учителей Алексеева М.А. и Бессонова Г.Е. подтверждает, что
только непрерывное, круглогодичное воспитание и образование
имеют успех.
О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ
Исходя из этого, приходим к выводу: нужна
специализированная спортивная школа
интеллектуальных игр (шашки, шахматы)
республиканского статуса, в которую можно было
пригласить одаренных детей из разных улусов для
непрерывного, круглогодичного обучения шахматам и
шашкам.
О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ
Где рациональнее создавать такую школу?
В Якутске? На селе?
Выдающийся тренер Кычкин Н.Н.-I считал – на
селе, и желательно вблизи от столицы!
Проработав в интеллектуальном лагере юных
шашистов ИНТЕЛ в Техтюре он выдвинул идею
создания такой школы именно в Техтюре!
О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ
Удобное географическое положение
села Техтюр, современное каменное благоустроенное
здание школы, повышенный интерес к
интеллектуальным видам спорта со стороны
населения, коллектива школы позволяют открыть
такую школу на базе Техтюрской средней школы.
В 2008 году совместно с заслуженным
тренером РФ и РС (Я) Кычкиным Николаем
Николаевичем – I разработали проект
«Республиканский центр
интеллектуальных видов спорта на базе
Техтюрской средней школы Хангаласского
улуса»
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ.
Идея проекта заключается в
повышении мастерства юных
шашистов и шахматистов
посредством организации
целенаправленного непрерывного,
круглогодичного обучения детей
азам шашек и шахмат в
коллективе, соответствующем
уровню их развития
.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
Развитие качества мышления детей посредством
введения в школьную программу интеллектуальных игр
(шахматы, шашки), являющихся одним из основных
форм и методов интеллектуального развития
школьников.
C помощью целенаправленного обучения детей основам
шашек и шахмат добиться того, чтобы в школе ребёнок
учился с удовольствием, на 4 и 5, выполнял домашние
задания быстро и без помощи родителей.
Развитие шашек и шахмат в улусах республики от спорта
массовых разрядов до спорта высших достижений.
Оказание учебно-методической помощи тренерам-
преподавателям, учителям начальных классов по
основам теории и практики игр, методике
преподавания.
Участники проекта:
учащиеся Техтюрской СОШ, юные
шашисты республики; педагогический коллектив
Техтюрской СОШ;
Создатели проекта:
Авторы
•
Кычкин Н.Н.-I , заслуженный тренер РФ и РС (Я)
•
Соломонов А.С., директор Техтюрской СОШ
Основные партнеры
•
Федерация шашек РС (Я)
•
ОАО «Нижнеленское»
•
ГУП «Комдрагметалл РС (Я)»
•
Шахматная федерация РС (Я)
•
Федерация шашек СВФУ имени М.К. Аммосова
•
МУ ДОД «Хангаласская ДЮСШ»
•
ДЮСШ-5 г. Якутска
Срок реализации:
2012 – 2015 г.г.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Действия
Сроки
Ответственный
Создание улусного шашечного центра на базе
школы.
01.2012
Федерация шашек улуса, МУ
«Хангаласская ДЮСШ»
Открытие республиканского центра
интеллектуальных видов спорта (РЦИВС)
2013 год
Министерство образования РС (Я),
Администрация МР
«Хангаласский улус»
Дистанционное обучение одаренных юных
шашистов, шахматистов улуса
Весь период
Администрация школы
Включение в учебный план школы предметов
«Шашки», «Шахматы, I год обучения» в
начальных классах
08.2012
Администрация Техтюрской
СОШ
Выделить 2 штата тренера-преподавателя по
шашкам и шахматам
09.2012
Администрация улуса, МУ ДОД
«Хангаласская ДЮСШ»
Методическая помощь тренерам-преподавателям
шашек, шахмат
Весь период
Улусный центр
I вариант. 1-й этап.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Действия
Сроки
Ответственный
Размещение детей по семьям (10
чел.)
09.2012
Администрация школы
Внедрить курс «Шахматы, II год
обучения» в начальных классах
08.2012
Тренеры,
администрация школы
Внедрить элективные курсы по
изучению теории и практики игры в
шахматы для 5 -6 классов
09.2012
Тренеры,
администрация школы
I вариант. 2-й этап.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Действия
Сроки
Ответственный
Внедрить элективные курсы
по изучению теории и
практики игры в шахматы для
7-8 классов
09.2013
Тренеры,
администрация
школы
Внедрить курс «Шахматы, III
год обучения» в начальных
классах
06.2013
Тренеры,
администрация
школы
Строительство интерната на
50 мест
2013
Полное освоение учебного
курса МО РФ «Шахматы –
школе»
2013-14 Тренеры,
администрация
школы
I вариант. 3-й этап.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 шаг. Придать республиканский статус лагерю юных
шашистов улусного значения «ИНТЕЛ» с выделением полного
штатного расписания из республики (возможно долевое
участие).
II вариант.
Количество смен
1
Охват детей в одну смену
40 (20 из улуса, 20 из других
улусов республики)
Руководитель
1
Тренер
3
Воспитатель
2
Преподаватель по учебным предметам
3
Повар
2
Завхоз, рабочий
1
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
2 шаг.
По согласованию с Федерацией шашек
республики (руководитель генеральный
директор ОАО «Нижнеленское» Кычкин В.Р.)
в целях увековечения памяти заслуженного
тренера РФ и РС (Я) Кычкина Н.Н.-1 начать
строительство здания данного лагеря,
реорганизовать лагерь в стационарный
республиканский летний центр
интеллектуальных видов спорта имени
Кычкина Н.Н.-1.
Центр со своим бюджетом
и.т.д. ФОТ, питание, прочие расходы – из
республиканского бюджета; содержание
(отопление, электричество, водоснабжение) –
МР «Хангаласский улус».
II вариант.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
3 шаг.
Впоследствии РЦИВС переходит в
круглогодичный режим работы.
Воспитанники центра обучаются по
общеобразовательным предметам в
МБОУ Техтюрская СОШ.
II вариант.
Пришло время всерьёз заняться спортивным
направлением развития шахмат.
По шашкам мы, якутяне, находимся на
передовых позициях в мире. А шашки и
шахматы по своей сути очень похожи. При
правильной организации работы по
спортивному направлению развития шахмат в
скором времени мы можем выйти на
передовые позиции и в шахматах!
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!