Напоминание

Развитие исследовательских навыков младших школьников


Автор: Олорчехонова Елена Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Якутская городская национальная гимназия"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие исследовательских навыков младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Развитие исследовательских способностей младших школьников

Олорчехонова Елена Яковлевна
учитель начальных классов МОБУ Якутская городская национальная гимназия города Якутска Республики Саха (Якутия) Современный мир стремительно меняется в области науки и технологий. Образовательный стандарт должен стать ответом на вызов современного меняющегося мира. Роль школы в развитии творческой личности огромна. Один из главных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка – это исследовательская практика. Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет ученикам заниматься исследовательской деятельностью раньше, чем во времена, когда ФГОС не был внедрен в систему образования. По программе ФГОС предусмотрены внеурочные занятия, где педагог имеет возможность организовать исследовательскую работу младших школьников. Организация исследовательской деятельности младших школьников имеет свои особенности и состоит из 3 этапов: подготовительный, основной этап, заключительный этап. Особое внимание следует уделить подготовительному этапу. Здесь необходимы мотивация к исследовательской деятельности; выбор темы исследования; знакомство с требованиями к научной работе. От выбора подходящей темы для исследования зависит результативность работы. Выбранная тема и методы исследования должны соответствовать возрастным особенностям детей. Тема должна быть интересной, близкой, увлекательной для младшего школьника. При организации исследовательской деятельности я использую такие методы учебно- познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные методы (демонстрации иллюстраций, видеоматериалов), практические (лабораторные опыты, упражнения, трудовые действия)
.
Как показывает опыт работы, при выборе методов для успешной организации работы наиболее эффективными методами выступают такие методы, как метод создания успеха в учебе, метод познавательной игры, метод поощрения, метод учебных дискуссий. Основной этап организации исследовательской деятельности младших школьников – самый длительный. Учебно-исследовательскую деятельность учащихся я организую на уроках и во внеурочное время
.
Первичные навыки исследовательской работы мои ученики получают на уроках «Окружающий мир». Например: уроки-исследования «Свойства воздуха», «Определение прозрачности, цвета, запаха, текучести воды»; уроки-экскурсии «Растения лугов»; уроки- наблюдения «Муравьи»; уроки творчества «Путешествия капельки воды»; практические работы « Лекарственные растения»; проведение опытов.

Походы и экскурсии на природуспособствуют формированию умения наблюдать
.
Окружающая природа – вот непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления и знания. Практические работы на местности, наблюдения за многообразием и строением растений, животных, сбор гербария, коллекции насекомых помогают учащимся собрать материал для исследовательской деятельности.
В решении задач исследовательской деятельности учеников следует отметить взаимодействие школы с музеями

города Якутска. Юные исследователи используют богатыйпотенциал краеведческого музея. Здесь младшие школьники

выбирают темы для своих первых исследовательских работ о животном мире земного шара, об их экологии. Я даю детям летние задания. Летом они собирают гербарий и коллекцию насекомых, узнают названия собранных растений и насекомых. Ученики вели дневник наблюдений за растением, животным, насекомым, природным явлением. В процессе летних наблюдений учащиеся получают возможность научиться планировать и проводить простейшие исследования, связанные с ростом растений, жизнью животных, наблюдения за сезонными изменениями Дети используют в своих исследовательских работах дополнительные источники информации по итогам своих наблюдений.

Результаты исследования моих воспитанников оформляются в виде научных работ школьников в виде доклада, проекта, отчета, небольшой книжки, макета, рисунка, чертежа. Частично – поисковый и исследовательский уровень познавательной деятельности в моем классе начинается с написания рефератов – первых научных трудов младших школьников. Сначала первоклассники передают свою мысль с помощью рисунков и схем, комментируя свое творение. Темы рефератов самые разные: «Солнце», «Луна», «Деревья», «Животные леса», «Полезные ископаемые», «Птицы Якутии» и.д. На заключительном этапе ученики принимают самое активное участие на научно- практических конференциях школьников, фестивалях и смотрах исследовательских работ. Наша школа является участником сетевого международного проекта Северного форума Юнеско «Школа жизни на Севере». Наш проект работает 6-й год.

Цель проекта: установить культурно- образовательный диалог между учащимися, педагогами и школами Северных регионов мира. В рамках этого проекта проведена научно-практическая конференция «Здоровый ребёнок- богатство нации». Цель НПК: научить учащихся правильно питаться, правильно одеваться, ценить родные традиции и обычаи в питании, в одежде. Тема исследования, наблюдения, обобщения «Якутская лошадь- национальная гордость и достояние». Вековые традиции народа саха - разведение якутской породы лошади, извлечение максимальной пользы для здоровья из продуктов. Жеребятина, конина- кладезь здоровья, предметы домашнего обихода, украшения, тёплая одежда из выделенной кожи, конского волоса. Этапы работы: I. Ознакомление с темой исследования II. Мастер- классы, индивидуальные консультации для родителей и учащихся. III. Подбор темы исследования для учащихся, знакомство с литературой, собеседования IV. Начало исследовательской работы. Мониторинг наблюдений по теме исследования В ноябре этого года мы в классе провели мини-конференцию по теме «Лошадь – национальная гордость и достояние» - это итог летней исследовательской деятельности детей. Выступили и защитили свои проекты 24 учащихся : 1. Алексеев Айсен «Саха сылгыта - айыл5а о5ото» 2. Васильева Оля «Якутская лошадь-уникальное животное» 2
3. Дмитриев Женя «Сылгы иитиитигэр аналлаах тутуулар» 4. Дмитриева Айта «Отличительные особенности якутских лошадей от скаковых пород» 5. Дмитриева Ася «Саха сылгыта мииниллэр минэ. Ат тэрилэ» 6. Дмитриева Саргылана «Саха сылгыта» 7. Егорова Даян «Сылгы -киьи до5оро» 8. Захарова Настя «Мин дьёьёгёй о5отобун» 9. Иванов Миша «Якутский кумыс - напиток жизни» 10. Иванова Айыына «Сылгы –саха остуоруйатыгар» 11. Исаков Максим «Особенности якутской лошади» 12. Коркина Аля «Саха сылгыта- ыраас хааннаах боруода» 13. Кычкин максим «Сылгы киьи атаьа - дьоллоох киьи до5оро» 14. Кулаковский Аяр «Саха сылгыта – айыл5а о5ото» 15. Лыглаев Артём «Образ лошади в картинах якутских художников» 16. Мучин Тимур «Бухатыыр ата» 17. Неустроева Алина «Сахалар cылгыны хайдах талаллара» 18. Санникова Айта «Якутская лошадь- верный друг и помощник народа саха» 19. Семёнова Карина «Дьааны сылгыта» 20. Степанов Артур «Сылгы биэрэр аьылыгын туьунан» 21. Терентьев Айыы Сиэн –«Сыспай сиэллээх» 22. Фёдорова Нарыйаана «Якутская лошадь» 23. Шадрина Лена «Лошадь – священное животное якутов» 24. Шарин Ян – Кымыс туьата» Дети выступили со своими исследовательскими работами с большим интересом. Это их первое выступление перед аудиторией. Кто-то с радостью рассказывал, кто- то робко излагал свою мысль, но всех объединяет то, что им есть что сказать, что рассказать и видно было, им очень хотелось поделиться своими наблюдениями, открытиями, впечатлениями. Это только первые шаги в мир знания, в мир открытий. Шестеро детей выступили со своими докладами на школьной конференции. Неустроева Алина заняла 2 место в городской НПК «Ступеньки к творчеству» Санникова Айта, Дмитриева Айта выступили с докладами «Якутская лошадь – верный друг и помощник народа Саха», «Отличительные особенности якутских лошадей от скаковых пород» в рамках юбилейного мероприятия «Якутск-Фэрбенск -города побратимы»..

В 2012-2013 учебном году Лыглаев Артем стал лауреатом I Всероссийского конкурса детских исследовательских проектов «Мои первые открытия». Кычкин Максим участвовал с докладом Городской НПК и занял 3 место. Мучин Тимур выступил на английском языке НПК Северного Форума «Школа жизни на Севере» и награжден международной Грамотой. В 2013-2014 учебном году Иванов Миша и Дмитриева Ася стали призерами дистанционной онлайн-олимпиады проекта Северного Форума «Школа жизни на Севере». Дмитриева Айта Иванов Миша, Кулаковский Аяр участвовали в НПК «Школа жизни на Севера» в рамках Северного Форума «Партнёрство школ». Кулаковский Аяр награжден Грамотой за участие на городской НПК «История родного края», посвященной Дню Республики. В 2014-2015 учебном году коллектив 1 б класса участвовал в НПК школьников на английском языке в Международном проекте «Школа жизни на Севере» с работой панно 3
«Времена года». Защитили свой проект на английском языке и получили номинацию «Креативный подход». С коллективной работой класса «Времена года» участвовали на II Международной выставке-ярмарке «Технологии Арктики» в рамках Генеральной ассамблеи в г. Якутске по проекту «Школа жизни на Севере».

В 2015-2016 учебном году Ефремова Айта приняла участие на НПК Северного Форума «Школа жизни на Севере» с докладом «Наряд якутской невесты (на материале археологических раскопок середины 18-нач 19 вв). Ефремова Айта –участник Третьего Фестиваля науки СВФУ Региональной площадки Всероссийского Фестиваля науки. 7 учеников заняли 1 место во Всероссийском конкурсе «Времена года» работой «Весна в тундре». Мучин Антон занял 3 место на республиканском фестивале НПК «Окно в науку» с докладом «Куоракка бэйдиэ сылдьар ыттар», Филиппов Валентин 2 место на республиканской НПК Северного Форума «Школа жизни на Севере». Филиппов Валентин стал победителем на НПК «Ступеньки к творчеству». Желание заниматься исследовательской работой растет. Как показал опыт работы, исследовательская деятельность учащихся способствует развитию учащихся, формирует устойчивый мотив к учению, повышает качество и уровень самостоятельности, познавательной активности. Поисковая, исследовательская работа формирует у ребят чувство ответственности, позволяет им самоутвердиться, повысить собственную самооценку. Растет количество и качество исследовательских работ моих воспитанников на городских научно-практических конференциях «Окно в науку», «Ступеньки к творчеству», «Первые шаги в науку». Привитие навыков исследовательской работы младших школьников успешно влияет на качество образования как одного из условий саморазвития ученика. Результативность проведенной работы проявляется в увеличении количества победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, поступлением учеников в ВУЗ-ы, гимназии, лицеи. 4
5


В раздел образования