Напоминание

"Образ героя – животного в авторской сказке В. М. Гаршина "Лягушка – путешественница"".


Автор: Борадзова Карина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 43, им. Героя Cоветского Cоюза Юльева А.Н.
Населённый пункт: город Владикавказ
Наименование материала: Конспект открытого урока по литературе
Тема: "Образ героя – животного в авторской сказке В. М. Гаршина "Лягушка – путешественница"".
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ СОШ №43 Конспект открытого урока по литературному чтению (4 класс) Тема: «
Образ героя – животного в авторской сказке

В. М. Гаршина

«Лягушка – путешественница»».


Подготовила : учитель начальных классов Борадзова К.И. Владикавказ 1.ФИО Борадзова Карина Игоревна 2.Место работы МБОУ СОШ №43 3.Должность Учитель начальных классов 4.Предмет Литературное чтение
5.Класс 4 6.Тема: «Образ героя – животного в авторской сказке В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница». 7.Базовый учебник Литературное чтение, Л.А. Ефросинина 8.Цель урока: формировать представление учащихся об особенностях жанра литературной сказки о животных 9.Задачи: - обучающие учить давать характеристику героям сказки, используя метод шести шляп -развивающие развивать творческие способности, связную речь, память; -воспитательные содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости. 10.Тип урока урок обобщения и систематизации знаний 11.Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, в парах 12.Необходимое техническое оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки для теста, картинки утки и лягушки, конверты с индивидуальным заданием. 1. Организационный момент.
Дети заходят в класс.
- Добрый день, всем! Для начала давайте встанем по кругу. (дети становятся по кругу) - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Игоревна. А для того, чтобы познакомиться с вами я предлагаю каждому из вас на счёт 3-4 громко произнести своё имя. Готовы? Три-четыре!

(дети называют свои имена)
- Отлично. А сейчас прошу вас повторять всё за мной. Начинаем ровно в срок Увлекательный урок Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся! Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей. Я желаю всем удачи И успешности в придачу! - Ну, что ж, ребята, сегодня мы проведём вместе урок литературного чтения. Работать будем в группах. Я уверена, что каждый из вас уже обратил внимание на расположение столов и на то, что на каждом столе лежат шляпы определённого цвета. - Сейчас я предлагаю вам определить группу, в которой вы будете работать. В этом вам поможет волшебная шляпа. В ней находятся ленточки четырёх цветов. Опустите руку в шляпу и вытащите одну ленточку. Затем, займите место за тем столом, на котором находится шляпа того же цвета. (дети достают ленточки и садятся за столы). - Я вижу, что все заняли свои места. По правилам групповой работы, каждой группе необходимо выбрать командира, т.е. человека, который будет контролировать действия всей группы, и следить за дисциплиной. Готовы ли вы отправиться в путешествие за новыми знаниями?
Стадия «Вызов»
Приём «Ассоциации» - Ребята, а какие ассоциации у вас возникают при слове «путешествие»? - Подберите синонимы к слову «путешественник»? (ответы детей) - Внимание на экран! (синонимы) - Как вы думаете, путешествовать могут только люди? - На чём можно отправиться в путешествие?
Определение темы урока.
- Предлагаю вашему вниманию загадку, которая поможет назвать интересного путешественника с необычным способом передвижения, а так же тему урока.
В это сказке ради шутки

Замечательные утки

Понесли с собой на юг

Позабывшую испуг.

Как зовётся их подружка?

Да, конечно же (лягушка)
- Итак, какому произведению мы посвятим урок? (Лягушка – путешественница) - Знакомо ли вам это произведение? - Тогда, выберите наиболее подходящую цель сегодняшнего урока. (обобщить знания) - Назовите автора произведения. (Всеволод Гаршин) - Назовите действующих лиц. (утки и лягушки)
- Внимание! Задание для командиров белой и чёрной шляп. Прошу выйти вас к доске. Ваша задача: собрать как можно больше информации о лягушках. Для этого уберите в сторону все неверные утверждения. Верные утверждения вы должны будете прочитать. (Аналогично про уток.) См.приложение 1. -Командиры красной и жёлтой шляп, ваше задание находится на карточках (Назовите какими связями (положительными или негативными) связаны лягушки и утки в сообществе). Прочитайте внимательно вопрос и через 1 минуту попробуйте дать на него ответ. См. Приложение 2.
Остальной класс работает с сигнальными табличками.
- У вас на столах лежат сигнальные карточки трех цветов. Для данной работы вам понадобятся два цвета – красный и зелёный. Возьмите их в руки. Я буду читать вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы…». Если верите – поднимите зелёную карточку, если не верите – красную. Задание всем понятно? Верите ли вы:  Что история с лягушкой произошла осенью?  Что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?  Лягушка пришла в восторг, когда утки рассказали ей про юг?  Что лягушка отправилась в путешествие с утками?  Верите ли вы, что идея взять с собой на юг лягушку придумали утки?  Что лягушка, держась лапками за прутик, полетела вместе с утками в теплые края?  Что путешественница долетела до юга вместе с утками? - Как вы думаете, эта история произошла на самом деле? Почему? - К какому жанру отнесем это произведение? - Вы отлично справились с заданием. Сейчас слово нашим командирам групп. - Какие утверждения о жизни лягушек вы посчитали «верными»? - Какие утверждения о жизни уток вы посчитали «верными»? - Командир красной шляпы прочитайте вопрос. Так как связаны лягушки и утки в сообществе? - Как на этот же вопрос ответил командир жёлтой шляпы?
Физминутка.
Мы весёлые лягушки мы зелёные подружки рано утром умывались полотенцем обтирались ручками хлопали ножками топали влево, вправо наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет Всем друзьям: « Физкульт – привет»! Стадия «Осмысления»
- Ну что ж, пришло время надеть шляпы, которые лежат на ваших столах. Существует легенда о том, что надевая шляпу определённого цвета, мы принимаем на себя ту роль, которую она предполагает. Таким образом, задание для групп : Белая шляпа – собирает только факты, т.е.ваша задача найти описание лягушки в тексте, составить словесный портрет, перечислить все факты о её жизни и о том, какая история с ней произошла. Жёлтая шляпа – позитив. Ваша задача: выделите положительные черты характера лягушки, найдите в тексте выражения и слова, которые автор использует для того, чтобы показать своё положительное отношение к лягушке, а также положительное отношение уток к ней и самой лягушки к себе. Чёрная шляпа – критика. Ваша задача: выделите все отрицательные черты характера лягушки, найдите в тексте слова, которые подчёркивают негативное отношение автора к лягушке. Объясните, как характеризуют лягушку слова: шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками. Красная шляпа – чувства и эмоции. Ваша задача: Рассказать о том, какие чувства и эмоции испытывает автор к героине в различных ситуациях, какие чувства испытывают к ней утки, люди, лягушки на болоте, и, конечно же, какие чувства и эмоции вызывает лягушка у вас. См. приложение 3. - На выполнение этого задания я даю вам 6 минут. Можете приступать. Если у вас возникнут вопросы, вы можете обраться ко мне. Время пошло. (дети работают в группах). - Время вышло. На сообщение даю каждой команде по одной минуте. Начнём с белой шляпы. Пожалуйста, какую информацию нашли вы. (аналогично остальные шляпы). - Ну, что ж ребята, вы отлично поработали. Сейчас, я предлагаю вам снять свои шляпы и надеть зелёные. Зелёная шляпа – творческая. Она приготовила для вас сюрприз, но, чтобы его заслужить, необходимо поработать. Задание для всех групп: придумайте своё окончание сказки. (2-3 минуты). Чья группа придумает самый интересный финал сказки и заберёт подарок. Время пошло. Выслушиваются ответы детей. Стадия «Рефлексия». - Скажите ребята, какие отрицательные черты характера хотел показать нам автор? - Чему научила вас эта сказка? - К сожалению, наш урок подходит к концу. Оценим нашу работу. Для этого нам понадобятся таблички. Красный цвет - группа работала отлично. Зелёный цвет - группа работала не очень хорошо. Синий цвет - группа вообще не справилась с заданиями. Дайте оценку своей работе в группе: «!» - я работал очень хорошо, всё было понятно; «?» - я работал плохо, многие задания были непонятны; «…» - я хочу продолжения. - Придумаем стихотворение для оценки урока. Стихотворение должно состоять из пяти строк: УРОК
1 – существительное 2 – 2 прилагательных 3 – 3 глагола 4 – ваше отношение к уроку 5 – синоним Дополнительный материал для учителя. Белая шляпа (факты) Найдите описание лягушки в тексте. Составьте словесный портрет лягушки. (лакированная спинка, большая и толстая (утки не станут её есть, большую и толстую квакушку), лупоглазая ( высунула из воды свою лупоглазую голову), осторожная ( спросила, потому что была осторожна), уверенная в себе (я, наверное, придумаю что-нибудь хорошее), - где жила лягушка? ( в болоте) - как жилось лягушке в болоте? (благополучно) - что делала лягушка, живя на болоте? (ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами) - чем наслаждалась лягушка, сидя однажды на сучке высунувшейся коряги? (наслаждалась тёплым мелким дождём) - о чём думала лягушка, сидя на сучке коряги? («Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода») - кого однажды лягушка увидела на болоте? (Лягушка увидела уток) - Куда летели утки? (утки летели на юг) - Что интересного утки рассказали лягушке про юг? (Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные болота! Какие там червяки! Что там целые тучи комаров и мошек!) - Что решила сделать лягушка, после рассказа уток о юге? (решила полететь с ними «Возьмите меня с собой») - Что придумала лягушка для того, чтобы отправиться с утками на юг? (она предложила двум уткам взять в клювы прутики, а она прицепилась за него) - Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг? (Лягушка прицепилась головой и спинкой вперед, а брюшком назад)
Жёлтая шляпа (позитив) - Найдите в тексте выражения и слова, которые автор использует для того, чтобы передать своё положительное отношение к лягушке. Автор любит её, он ею восхищается, она ему нравится Доказательством являются слова: «наслаждалась, какая прекрасная, восхитительно, приятно нежилась, пришла в восторг - Как вы относитесь к лягушке? Почему? - Какие положительные черты характера вы бы отметили у лягушки? (находчивость, сообразительность, жизнерадостная, любопытная) - Как относятся утки в лягушке? (они восторгаются её умом «Её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её, хвалят её: «удивительно умная голова наша лягушка, даже между утками мало таких найдётся) - как лягушка относится сама к себе? (она радуется и гордится «Она смотрела назад и немного вверх, но кое-что всё-таки видела и радовалась и гордилась: Вот как я превосходно придумала) Чёрная шляпа (негатив, критика) Как относитесь к ней вы? Какие отрицательные черты видит автор в лягушке? Найдите в тексте слова. Как характеризуют лягушку слова: шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками? Какие чувства испытывает автор к героине? Какие чувства испытывает лягушка к самой себе? Какие чувства испытываете к лягушке вы? Какие чувства испытывает утки? Какие чувства испытывает люди? Какие чувства испытывают лягушки на болоте ?

Приложение 1
Дикие утки относятся к семейству утиных.

Утки населяют водоёмы только с пресной водой.

Утки— птицы с широким, обтекаемым телом,

горизонтально сплюснутым клювом и лапами с

ластообразными перепонками.

Оперение у уток плотное и снаружи полностью

водонепроницаемое.

Утки, которых несколько дней насильно держат без

купания, могут утонуть при первом же попадании на

воду либо будут плавать неэффективно.

Стряхнув с перьев воду, утки смазывают их жиром,

выдавливая его из копчиковой железы и затем клювом

наносят по всему телу.

Хорошо развитые грудные мышцы, придающие телу

приземистый вид, позволяют птицам очень быстро

летать, делая частые взмахи крыльями.

Утки питаются только растительностью.

Приложение 2
Сухой воздух для лягушек очень полезен.

При понижении температуры лягушка становится

более активна.

Тон окраса лягушки зависит от погоды.

Если пищи становится недостаточно, лягушка

мигрирует в другие места.

Лягушки, которые живут во влажных зарослях

травы, леса имеют более тёмный окрас, чем те,

которые живут на открытых сухих местностях.

Зимуют лягушки в ямах, норках грызунов, кучах

листвы, под камнями, в старых пнях, подвалах.

С наступлением осенних холодов лягушки прячутся

под воду.

Молодые лягушки могут стать жертвами других

более крупных видов лягушек.

Лягушки питаются мухами, комарами, оводами.

Лягушки – это бесхвостые земноводные.

Задание: Как вы думаете, какими связями (позитивными или негативными) связаны лягушки и утки в сообществе? Задание: Как вы думаете, какими связями (позитивными или негативными) связаны лягушки и утки в сообществе? Приложение 3 Белая шляпа. Опишите внешность лягушки. ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________
- Где жила лягушка? __________________________________________ - Как жилось лягушке в болоте? _________________________________ - Что делала лягушка, живя на болоте? ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ _ - Ч е м н а с л а ж д а л а с ь л я г у ш к а , с и д я од н а ж д ы н а с у ч к е в ы с у н у в ш е й с я к о р я г и ? ______________________________________________________ - О ч ё м д у м а л а л я г у ш к а , с и д я н а с у ч к е к о р я г и ? ___________________________________________________________________________________________ _______________________________ - Кого однажды лягушка увидела на болоте? ______________________ - Куда летели утки? ___________________________________________ - Ч т о и н т е р е с н о г о у т к и р а с с к а з а л и л я г у ш к е п р о ю г ? ___________________________________________________________________________________________ _______________________________ - Ч т о р е ш и л а с д е л а т ь л я г у ш к а , п о с л е р а с с к а з а у т о к о ю г е ? ___________________________________________________________________________________________ _______________________________ - Ч т о п р и д у м а л а л я г у ш к а д л я т о г о , ч т о б ы о т п р а в и т ь с я с у т к а м и н а ю г ? ___________________________________________________________________________________________ _______________________________ - Что придумала лягушка, во время полёта, чтобы видеть всё вокруг? - Ч т о п р о и з о ш л о с л я г у ш к о й и з - з а е ё л ю б о п ы т с т в а ? ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ _ Жёлтая шляпа (позитив) - Автор положительно отношено относится к лягушке. Доказательством являются слова: ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________ - К а к и е п о л о ж и т е л ь н ы е ч е р т ы х а р а к т е р а в ы б ы о т м е т и л и у л я г у ш к и ? ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________ - Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что утки хорошо относились к лягушке. - Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что сама лягушка к себе хорошо относится.
Чёрная шляпа (негатив, критика) Какие отрицательные черты видит автор в лягушке? Найдите в тексте слова. Запишите. ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ __________________________ Назовите отрицательные черты характера лягушки. ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________Как характеризуют лягушку слова: шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками? ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ __________________________________________________
Красная шляпа (эмоции и чувства) Какие чувства испытывает автор к героине? ___________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ К а к и е ч у в с т в а и с п ы т ы в а е т л я г у ш к а к с а м о й с е б е ? ___________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ Какие чувства испытывает утки? ___________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ Какие чувства испытывает люди? ___________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ Какие чувства испытывают лягушки на болоте ? ___________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________
Какие чувства испытываете к лягушке вы? ___________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________


В раздел образования