Особенности формирования образной речи младших школьников в процессе работы над художественным текстом
Автор: Даценко Екатерина Андреевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода Населённый пункт: Белгород Наименование материала: статья Тема: Особенности формирования образной речи младших школьников в процессе работы над художественным текстом Раздел: начальное образование
Особенности формирования образной речи младших школьников в
процессе работы над художественным текстом
Слова
«образность»,
«образный»
используются
в
стилистике
в
разных
значениях. Образность в широком смысле этого слова - как живость, наглядность,
красочность
изображения
-
неотъемлемый
признак
всякого
вида
искусства,
форма
осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность
речи - частное ее проявление. Стилистика рассматривает образность речи как особую
стилевую черту, которая получает наиболее полное выражение в языке художественной
литературы.
Попадая
в
художественный
контекст,
слово
включается
в
сложную
образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию. Более
узкое
понимание
образности
речи
основано
на
использовании
слов
в
переносном
значении, с измененной семантикой. При этом слова, получающие образное значение, в
художественном контексте в какой-то степени теряют свою номинативную функцию и
приобретают яркую экспрессивную окраску. Изучение образного значения слова в этом
смысле направлено на исследование лексических приемов, придающих речи эстетико-
художественное значение.
Формированием образного потенциала речи занимались такие ученые как Ф.И.
Буслаев, А.Н. Веселовский, В.М. Жирмунский, А.А. Потебня, Б.В. Томашевский В.П.
Григорьев, В.П. Телия, Н.Д. Арутюнова, Н.А. Туранина и др.
Традиционно слова, употребленные в переносном значении с целью создания
образа, называются тропами. Образная речь предполагает использование различных
тропеических средств: сравнение, метафора, эпитет.
Анализ современных учебников по русскому языку и литературному чтению для
начальной школы показал, что описание и анализ образных средств представлен только
в нескольких программах. В учебнике для третьего класса по программе Л.В. Занкова,
автором
которого
является
З.И.
Романовская,
используется
огромный
потенциал
русской и зарубежной литературы для развития образной речи младших школьников.
После
прочтения
поэтического
произведения,
автор
учебников
предлагает
ряд
вопросов, которые способствуют глубокому анализу текста, пониманию образности
предлагаемого произведения.
Учебники З.И. Романовской явились для нас основой исследования по проблеме
формирования
образной
речи
младших
школьников.
На
формирующем
этапе
эксперимента
проводились
уроки,
посвященные
образным
средствам,
тропы
использовались
во
внеурочной
деятельности
(на
классном
часе,
в
диалогах
с
учащимися).
Рассмотрим
урок
–
изложение
по
русскому
языку
по
проблеме
исследования.
Целью данного урока является создание условий для формирования навыка
передавать содержание текста, развивать речевую культуру, воспитывать внимательное
отношения к слову.
После
организационного
момента
и
сообщения
темы
и
плана
урока,
проводится
подготовительная беседа с учащимися. Приведем фрагмент такой беседы: «Многие из
нас умеют правильно и грамотно говорить, но обратите внимание на речь окружающих
вас людей, она не всегда красивая, грамотная и образная. Русский язык необычайно
богат, певуч и очень выразителен. Послушайте, как отмечали богатство и яркость
русского языка, известные люди. Так например, В.Г. Белинский говорил, что русский
язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. Писатель К.Г.
Паустовский отмечал, что нам дан во владение самый богатый и поистине волшебный
русский
язык.
Обратимся
к
художественному
тексту
и
посмотрим,
как
писатели
используют все богатство русского языка.
Для изложения нами выбран фрагмент из рассказа К. Паустовского «Прощание с
летом».
День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие
снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды,
потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.
Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места.
Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах. Мы сорвали
несколько гроздей схваченной морозом красной рябины – это была последняя память о
лете, об осени.
На маленьком озере – оно называлось Лариным прудом – всегда плавало много ряски.
Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная – вся ряска к зиме опустилась на
дно.
Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой
было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец.
Оттуда шли медленные снеговые тучи.
В лесах становилось всё сумрачнее, всё тише, и наконец пошёл густой снег. Он
таял в чёрной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.
Зима
начала
хозяйничать
над
землёй,
но
мы
знали,
что под рыхлым снегом,
если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах
всегда
будет
трещать
огонь,
что
с
нами
остались
зимовать
синицы,
и
зима
показалась нам такой же прекрасной, как лето.
Далее
следует анализ
предложенного
текста.
Предлагаем
такой
вариант
работы учителя с текстом.
Задание №1.
Прочитайте текст выразительно.
Задание №2.
В
тексте
используются
различные
образные
средства:
эпитеты,
сравнения,
олицетворения, метафоры. Дайте определение, какой прием мы называем эпитетом,
приведите примеры из текста (высокое небо, одинокие
снежинки, медленные тучи, в
чёрной воде)
Задание №3.
Обратите внимание на яркие сравнения К. Паустовского, выпишите их из текста
(чистые капли воды … скатывались на землю, как бисер
; небо… густело, и цвет его
напоминал свинец; зима показалась нам такой же прекрасной, как лето). Как вы
понимаете эти сравнения?
Задание №4.
В рассказе писатель использует олицетворения, найдите их и прочитайте вслух (день
дремал, зима начала хозяйничать). Объясните значение приведенных олицетворений.
Задание №5.
Составьте план, выпишите трудные для понимания слова (нахохлившись, сумрачнее,
порошил) и объясните их значение.
После объяснения
значений
указанных трудных слов
и составления плана
учащиеся приступают к написанию изложения , в котором они обязательно должны
использовать образные средства.
Работа
по
формированию
образной
речи
младших
школьников
должна
начинаться уже на ранних стадиях обучения родному языку. Так как в современном
мире умение образно и правильно строить высказывания является важной составной
частью языковой личности.
ЛИТЕРАТУРА.
1.
Романовская, З.И. Литературное чтение: Живое слово [Текст]: Учебник для 3
класса / З. И. Романовская. – М.: Просвещение, 2000. – 334 с.
2.
Туранина, Н.А. Стихия ВОДА в языке художественной прозы В. Астафьева и
В. Тендрякова: Монография [Текст] / Н.А. Туранина, Н.А. Меженская. –
Белгород, ИП Данилюк Л.П., 2009. – 160 с.
3.
Туранина, Н.А. Стихия ЗЕМЛЯ в художественном дискурсе XX века (на
материале
текстов
Е.
Евтушенко,
А.
Вознесенского,
Б.
Ахмадулиной):
Монография [Текст] / Н.А. Туранина, С.В. Петрова. – Белгород, ООО «ГиК»,
2009. – 96 с.
4.
Туранина
Н.А.
Именная
Метафора
в
русской
поэзии
начала XX
века:
Монография
[Текст]
/
Н.А.
Туранина.
–
Белгород:
Изд-во
Белгородского
университета. – 1999.- 214 с.