Цель урока: формирование понятий «альтруизм» и «эгоизм» (через выявления положительных и
отрицательных сторон этих понятий)
Задачи урока, ориентированные на достижение результатов
личностных:
формировать у младшего школьника нравственных качеств через раскрытие понятий
«альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм».
метапредметных:
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию
учащихся.
предметных:
познакомить учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»,
понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Планируемые результаты:
осознание понятия «альтруизм» и «эгоизм»
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Оборудование и материалы к уроку:
учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы,
карточки (кроссворд, слова), толковые словари, словарь синонимов и антонимов, презентация.
Ход урока.
Организационный моме нт.
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно в радости
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела»
2. Вызов.
а) просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (слайд 2)
- Как повлияли на медвежонка эти два слова «просто так»? (вопрос задается перед просмотром
мультфильма)
- Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называются действия, направленные на благо другого,
будь то человек или общество, бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей?
б) - В этом поможет кроссворд, который лежит у вас на партах (работа в группах), разгадав его, вы
узнаете ответ на этот вопрос. (слайд 3-22)
1.
Основатель науки этики (АРИСТОТЕЛЬ)
2.
Стремление человека к добру; положительное качество человека (ДОБРОДЕТЕЛЬ)
3.
Аристотель назвал ее совершенной добродетелью (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)
4.
Сознавать долг и не исполнять его – это (ТРУСОСТЬ)
5.
Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности (ДОБРО)
6.
Добродетель, которая украшает душу (МУДРОСТЬ)
7.
Кому принадлежат эти слова? «Любовь к родителям – основа всех добродетелей»
(ЦИЦЕРОН)
8.
Первый, самый благородный путь у человека, чтобы разумно поступать (РАЗМЫШЛЕНИЕ)
9.
Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (МОРАЛЬ)
3. Осмысление
а) - Объясните значение слова «АЛЬТРУИЗМ»? (слайд 23)
Работа с разными источниками информации (по группам):
толковый словарь: Альтруизм (от латинского слова альтер- другой) - готовность
бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
учебник (с.30): Альтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от
человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.
- Подберите синонимы к слову «альтруизм» (словарь синонимов) (слайд 24)
Бескорыстие; самопожертвование; спасение чужих людей; спасение своих родственников;
милосердие; забота о благе чужих людей; доброта, щедрость, самопожертвование.
б) – Послушайте притчу « Пахарь и крот» ( В.А.Сухомлинский ). (слайд 25)
Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь
всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:
- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.
Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору
себе, и каждый Крот роет нору себе.
- Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.
- Для чего Пахарь пахал землю?
- Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?
- Для кого трудился крот?
- Для кого работал Пахарь?
- Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?
- Пахарь – альтруист, а крот?
в) - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру «Подбери антонимы» (слайд 26)
добро – зло
хорошо – плохо
добродетель – порок
трудолюбие – лень
справедливость – несправедливость
альтруизм - ? (используя словарь антонимов)
г) – Что же такое «эгоизм»? (слайд 27)
Работа с разными источниками информации (по группам):
толковый словарь: Эгоизм ( от латинского ego – я) - поведение, направленное на
удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или
общества.
Эгоизм - (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека,
полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех,
счастье).
учебник (с.30): Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в
том числе и в ущерб интересам других людей или общества.
- Подберите синонимы к слову «эгоизм» (словарь синонимов) (слайд 28)
своекорыстие; действует в своих интересах; ищет во всем выгоды для себя; расчётливость,
скупость, себялюбие, самолюбие, эгоцентризм.
- А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику.
д) Самостоятельная работа с учебником ((прием ТРКМ – инсерт: «V» – уже знал, «+» - новое)
Задание (на карточках)
1.
Прочитать в учебнике об эгоизме.
2.
Какие различают формы эгоизма.
3.
Соотнесите понятия и примеры: (слайд 29)
Альтруизм
Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка.
Одноклассник не передал домашнее задание.
Эгоизм
Мальчик не поделился подаренными конфетами.
Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа.
Объясните следующую схему: (слайд30)
Альтруизм - разумный эгоизм – эгоизм.
- А сейчас я предлагаю вам изобразить отрезок, крайними точками которого будут понятия
«альтруизм» и «эгоизм»
- Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э?
Поставьте точку на отрезке там, где вы считаете нужным.
- Я предлагаю вам послушать ещё одну притчу.
Собрались как-то раз мудрецы и стали спорить, какое слово самое главное на земле. Долго
спорили и пришли к выводу, что это слово - «мера».
- Какой вывод мы можем сделать?
Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким.
- Ребята, есть такое понятие - разумный эгоист.
- Как вы думаете, кто такой разумный эгоист?
- Где на этом отрезке находится разумный эгоист?
-Ребята, послушайте
рассказ В. Осеевой «Печенье» и оцените поведение героев.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за
стол.
- Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя
по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он
посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...
-Понравился рассказ? Как повели себя мальчики?
В. Сухомлинский
Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются.
Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.
- Ты у нас самый красивый! – говорит мама.
- Ты у нас самый умный! – говорит папа.
- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.
- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.
Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается.
Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-
таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.
И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе
принесёт.
е) - Перед вами сказочные герои. Кто они – альтруисты, эгоисты или…? Объясните свою точку
зрения (слайд 31).
(Золушка, Старик Хоттабыч, Двенадцать месяцев, Иванушка – Дурачок, Стойкий оловянный
солдатик, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Карлсон, Золотая рыбка из сказки А.С.
Пушкина)
4. Рефлексия деятельности в технике
«Закончите предложения» (слайд 32)
а)1. Я сегодня узнал… _______________________________
2. Самым сложным для меня было…__________________
б) Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела»
- Как вы поняли, о чем поется в песне? (о добре, добрых делах)
- Какие дела можно назвать добрыми? (приводят примеры)
- Из данных слов составьте предложение, которое и будет итогом нашего урока («Жизнь дана на
добрые дела»)(слайд 33)
5. Домашнее задание: