Напоминание

Альтруизм и эгоизм


Автор: Пшиченко Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Суоярвская СОШ"
Населённый пункт: Суоярви
Наименование материала: конспект
Тема: Альтруизм и эгоизм
Раздел: начальное образование





Назад





«Альтруизм» и «эгоизм»

Цель урока:
формирование понятий «альтруизм» и «эгоизм» (через выявления положительных и отрицательных сторон этих понятий)
Задачи урока, ориентированные на достижение результатов
личностных:  формировать у младшего школьника нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм». метапредметных:  овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;  готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся. предметных:  познакомить учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»,  понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Планируемые результаты:  осознание понятия «альтруизм» и «эгоизм»  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; Оборудование и материалы к уроку: учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы, карточки (кроссворд, слова), толковые словари, словарь синонимов и антонимов, презентация.
Ход урока.

Организационный моме
нт. В жизни по-разному можно жить- Можно в беде, а можно в радости Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать шалости.
А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям. Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела»
2. Вызов.
а) просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (слайд 2) - Как повлияли на медвежонка эти два слова «просто так»? (вопрос задается перед просмотром мультфильма) - Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называются действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество, бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей? б) - В этом поможет кроссворд, который лежит у вас на партах (работа в группах), разгадав его, вы узнаете ответ на этот вопрос. (слайд 3-22) 1. Основатель науки этики (АРИСТОТЕЛЬ) 2. Стремление человека к добру; положительное качество человека (ДОБРОДЕТЕЛЬ) 3. Аристотель назвал ее совершенной добродетелью (СПРАВЕДЛИВОСТЬ) 4. Сознавать долг и не исполнять его – это (ТРУСОСТЬ) 5. Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности (ДОБРО) 6. Добродетель, которая украшает душу (МУДРОСТЬ) 7. Кому принадлежат эти слова? «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (ЦИЦЕРОН) 8. Первый, самый благородный путь у человека, чтобы разумно поступать (РАЗМЫШЛЕНИЕ) 9. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (МОРАЛЬ)
3. Осмысление
а) - Объясните значение слова «АЛЬТРУИЗМ»? (слайд 23)
Работа с разными источниками информации (по группам): толковый словарь: Альтруизм (от латинского слова альтер- другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. учебник (с.30): Альтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей. - Подберите синонимы к слову «альтруизм» (словарь синонимов) (слайд 24)
Бескорыстие;
самопожертвование;
спасение чужих людей; спасение своих родственников;

милосердие; забота о благе чужих людей;
доброта, щедрость, самопожертвование. б) – Послушайте притчу «
Пахарь и крот» (
В.А.Сухомлинский
).
(слайд 25) Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот: - Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё? Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям. Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе. - Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду. - Для чего Пахарь пахал землю? - Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря? - Для кого трудился крот? - Для кого работал Пахарь? - Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему? - Пахарь – альтруист, а крот? в) - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру «Подбери антонимы» (слайд 26) добро – зло хорошо – плохо добродетель – порок трудолюбие – лень справедливость – несправедливость альтруизм - ? (используя словарь антонимов) г) – Что же такое «эгоизм»? (слайд 27) Работа с разными источниками информации (по группам):
толковый словарь: Эгоизм
(
от латинского ego – я) - поведение, направленное на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества. Эгоизм - (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). учебник (с.30): Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества. - Подберите синонимы к слову «эгоизм» (словарь синонимов) (слайд 28)
своекорыстие;
действует в своих интересах;
ищет во всем выгоды для себя;
расчётливость, скупость, себялюбие, самолюбие, эгоцентризм. - А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику. д) Самостоятельная работа с учебником ((прием ТРКМ – инсерт: «V» – уже знал, «+» - новое) Задание (на карточках) 1. Прочитать в учебнике об эгоизме. 2. Какие различают формы эгоизма. 3. Соотнесите понятия и примеры: (слайд 29) Альтруизм Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка. Одноклассник не передал домашнее задание. Эгоизм Мальчик не поделился подаренными конфетами. Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа. Объясните следующую схему: (слайд30) Альтруизм - разумный эгоизм – эгоизм. - А сейчас я предлагаю вам изобразить отрезок, крайними точками которого будут понятия «альтруизм» и «эгоизм» - Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке там, где вы считаете нужным. - Я предлагаю вам послушать ещё одну притчу.
Собрались как-то раз мудрецы и стали спорить, какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово - «мера». - Какой вывод мы можем сделать? Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким. - Ребята, есть такое понятие - разумный эгоист. - Как вы думаете, кто такой разумный эгоист? - Где на этом отрезке находится разумный эгоист? -Ребята, послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье» и оцените поведение героев. Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол. - Дели по одному, - строго сказал Миша. Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки. - Ровно? - спросил Вова. Миша смерил глазами кучки. - Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались. - Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша. - Угу! - отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба... -Понравился рассказ? Как повели себя мальчики? В. Сухомлинский Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой. - Ты у нас самый красивый! – говорит мама. - Ты у нас самый умный! – говорит папа. - Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.
- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка. Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам- таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить. И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт. е) - Перед вами сказочные герои. Кто они – альтруисты, эгоисты или…? Объясните свою точку зрения (слайд 31). (Золушка, Старик Хоттабыч, Двенадцать месяцев, Иванушка – Дурачок, Стойкий оловянный солдатик, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Карлсон, Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина)
4. Рефлексия деятельности в технике
«Закончите предложения» (слайд 32) а)1. Я сегодня узнал… _______________________________ 2. Самым сложным для меня было…__________________ б) Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела» - Как вы поняли, о чем поется в песне? (о добре, добрых делах) - Какие дела можно назвать добрыми? (приводят примеры)
-
Из данных слов составьте предложение, которое и будет итогом нашего урока («Жизнь дана на добрые дела»)(слайд 33)
5. Домашнее задание:


В раздел образования