Концептуальные основы перехода к качественно новому уровню дополнительного образования детей спортивной направленности.
Автор: Терещенко Оксана Владимировна Должность: тренер-преподаватель Учебное заведение: МБОУДО "ДЮСШ" ЕР Населённый пункт: ст. Егорлыкская, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: Концептуальные основы перехода к качественно новому уровню дополнительного образования детей спортивной направленности. Раздел: дополнительное образование
Концептуальные основы перехода к качественно новому
уровню дополнительного образования детей
спортивной направленности.
Межведомственная
программа
развития
системы
дополнительного
образования
детей
рассматривает
развитие
дополнительного
образования
детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики.
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности и способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Практико - деятельностная основа образовательного процесса.
Перечисленные
позиции
составляют
концептуальную
основу
дополнительного
образования
детей,
которая
соответствует
главным
принципам
гуманистической
педагогики:
признание
уникальности
и
самоценности
человека,
его
права
на
самореализацию,
личностно-
равноправная
позиция
педагога
и
ребенка,
ориентированность
на
его
интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
В
учреждении
дополнительного
образования
ребенок
имеет
возможность
выбора
не
только
содержания
и
форм
занятий
по
своим
интересам, но и удобного для себя темпа и режима деятельности, а также
педагога.
Педагогический
процесс
строится
на
основе
сочетания
индивидуальной, групповой и массовой форм работы.
Интеграция
основного
и
дополнительного
образования
позволяет
сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одно из
наиболее сложных проблем современной педагогики.
Другая важная особенность дополнительного образования детей
- воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора
видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значить, и более
эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности
взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности.
(
сборник тезисов выступлений участников областной научно-практической конференции
2005г.)
Успешное
развитие
дополнительного
образования
детей
зависит
от
многих факторов, в числе которых – координация деятельности, творческом
сотрудничестве педагогов дополнительного образования и школы, педагогов-
психологов,
социальных
педагогов,
родителей,
а
также
руководителей
образовательных учреждений и дополнительного образования.
Развитие системы дополнительного образования детей становится по-
настоящему
эффективным,
если
дополнительные
образовательные
программы
соответствуют
интересам
и
потребностям
воспитанников,
учитывают
реальные
возможности
их
удовлетворения
в
конкретном
1
учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и
действенную позицию, стимулируют самообразование и саморазвитие.
Главным определяющим фактором дальнейшего укрепления и развития
системы
дополнительного
образования
детей
являются
кадры,
в
лице
педагогов, методистов, руководителей. Специфика системы предъявляет к
педагогическим работникам особые требования: они должны сочетать в себе
творца, педагога, психолога и, самое главное, исповедовать религию любви.
Приведем несколько критерий, обеспечивающие качество содержания
дополнительного образования.
Качественные изменения в подходах к пониманию сущности качества
образования
произошли
после
появления,
«Концепции
модернизации
российского образования на период до 2010 года». В ней впервые было
предложено
оценивать
качество
образования
по
степени
развитости
ключевых компетенций, которые понимаются как «система универсальных
знаний,
навыков,
а
также
опыт
самостоятельной
деятельности
и
личной
ответственности обучающихся».
Качество образования (по определению Кальней В.А. и Шишова С.Е.) -
это
социальная
категория,
определяющая
состояние
и
результативность
образовательного процесса в обществе, которое определяется совокупностью
показателей,
характеризующих
различные
аспекты
учебной
деятельности
образовательного учреждения, такие как содержание образования, формы и
методы обучения, материально-техническую базу, кадровый потенциал и т.п.
Дополнительное образование детей представляет собой предложение
нетрадиционной
формы
или
неформальной
среды
образовательного
процесса, посредством которой и в ней самой каждый (педагог и ребенок)
самостоятельно,
свободно
формирует
свой
способ
жизнедеятельности
и
программу образовательной среды.
Результативно сть
и
каче ство
образовательного
п р о ц е с с а
отслеживаются
по
следующим
направлениям:
создание
условий
деятельности (материально-техническая база, финансирование); программно
-
методическое
обеспечение
образовательного
процесса;
содержание
и
организация
учебно-воспитательного
процесса
(развитие,
обученность,
результативность,
воспитанность);
уровень
профессиональной
подготовки
педагогических кадров.
Условия организации эффективного образовательного процесса оцениваются
по определенным критериям:
-
оценка
обеспечения
комфортных
и
безопасных
условий,
развития
материально-технической базы (наличие собственной базы, обеспечение,
приобретение
спортивного
инвентаря,
проведение
ремонтных
работ
для
поддержания необходимых условий, обеспечение безопасных условий и т.п.)
- программно - методическое обеспечение образовательного процесса .
Следует отметить, что одним из важных направлений и факторов повышения
качества
обучения
является
организационно-методическая
деятельность,
обновление содержания учебно-воспитательного процесса. В связи с этим
деятельность методической службы направлена на развитие инновационного
2
педагогического творчества и профессионального мастерства. Оценка учебно-
методической работы осуществляется через;
- наличие программ: образовательной, государственных, авторских (с
целью
обновления
содержания
образования),
модифицированных.
При
разработке
программ
основными
целями
являются
пропаганда
здорового
образа жизни, развития системы профилактики и коррекции здоровья на
основе
мониторинга
и
определения
ведущих
факторов
риска.
Большое
внимание уделяется не только формам работы, направленным на физическое
совершенствование воспитанников и достижения ими высоких спортивных
результатов, но и методике выработки положительных социальных качеств
личности.
Преимуществом
учебно-воспитательной
работы
являются
возможность привлечение детей
любого возраста, доступность, очевидная
эффективность и полезность не только одного человека, но и общества в
целом.
- наличие методических разработок, учебно-методических пособий,
трансляция педагогического опыта через СМИ; методическое обеспечение в
школе должно поддерживаться современной методической литературой по
культивируемым
видам
спорта,
воспитательной
работы
и
методической
деятельности.
- нормативно-правовая база школы;
- подготовка и проведение учебно-тренировочных занятий, спортивно-
массовых
мероприятий
(практика
показывает,
что
проведение
открытых
учебно-тренировочных
занятий
открывает
широкие
возможности
для
отслеживания уровня качества образования и педагогической деятельности
тренеров-преподавателей.
Открытые
учебно-тренировочные
занятия
-
это
продуктивная форма организации обмена опытом работы, стимулирование
педагогического
творчества,
распространение
передовых
технологий
(индивидуальный метод обучения, метод «круговой тренировки», взаимный
контроль
и
самоконтроль,
тестовый
контроль
знаний,
игровые
формы
обучения и др.);
- участие в работе методических объединений, семинарах, советах; на
заседаниях
тренерско-методических
советов
необходимо
рассматривать
вопросы
обновления
содержания
образования,
учебно-тренировочного
процесса;
повышения
качества
учебно-тренировочной
работы;
совершенствования форм и методов воспитательного процесса в проведении
спортивных
и
физкультурно-оздоровительных
мероприятий;
внедрения
в
практику
передового
педагогического
опыта;
оказания
помощи
общеобразовательным
школам
в
проведении
спортивно
-
массовых
мероприятий;
работа
по
повышению
квалификации
педагогического
коллектива.
-
содержание
и
организация
учебно-воспитательного
процесса
включают
в
себя
следующую
оценку: реализация
потребностей
воспитанников
в
образовательных
услугах;
(проведение
анкетирования
обучающихся
начальных
классов
общеобразовательных
школ
с
целью
выявления
спортивных
интересов).
Совместно
с
общеобразовательными
3
школами решать вопрос безнадзорности, беспризорности, бесконтрольности
детей, которые в силу различных причин, предоставлены сами себе. Тем
самым
спортивная
школа
может
значительно
разнообразить
направления
спортивной деятельности; оценивание организации учебно-воспитательного
процесса: сохранение контингента; в соответствии с интересами ребенка
свободу выбора образовательного направления; использование эффективных
методов
обучения;
развитие
склонностей,
способностей
и
интересов,
социального и профессионального
самоопределения детей; организацию
рациональной досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего
отдыха и оздоровления детей; создание условий для сохранения и укрепления
здоровья обучающихся; систематический мониторинг качества образования
(начальный, промежуточный, итоговый - контрольно-переводные нормативы,
результаты выступления на соревнованиях различных рангов); диагностику
результативности, обученности, воспитанности (педагогический мониторинг,
включающий основные объекты дети, родители, педагоги, образовательный
процесс, социум; общепедагогические методы диагностики - педагогические
наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование и др.)
-
критерий
уровня
профессиональной
подготовки
педагогических
кадров отслеживается по направлениям:
Деятельность
спортивных
школ
строится
на
основе
коллективного
творчества,
сотрудничества,
самоопределения
и
самореализации
администрации,
тренеров-преподавателей
и
их
во спит анников.
Образовательный процесс осуществляется на вариативной основе, содержит
гибкие
формы
обучения
и
воспитания,
сочетающие
классические
и
нетрадиционные
подходы
в
работе
с
детьми.
Высокий
творческий
и
профессиональный
потенциал
педагогического
коллектива,
энтузиазм,
способность находить неординарные решения в сложных ситуациях - все это
является гарантом успешного и качественного обучения.
Оценка уровня деятельности тренера-преподавателя прослеживается по
следующим показателям: неизменный состав обучающихся; реализация прав
ребенка на свободу выбора спортивного направления по его интересам и
возможностям
(рекомендуется
применять
методы
анкетирования,
письменного опроса); психологический климат в коллективе.
Оценить
уровень
эффективно сти
занятий
возможно
п о ;
результативности
деятельности
педагога
-
результатам
достижения
воспитанников
в
соревнованиях,
конкурсах,
пополнение
сборных
команд
области,
округа,
страны:
развитие
у
детей
коммуникативных
качеств,
использование
полученных
знаний
в
практической
жизни,
умение
адаптироваться в современных условиях действительности; формирование
личности, готовой к профессиональному самоопределению; формирование
гражданской
-
патриотической
позиции,
формирование
здорового
образа
жизни;
индивидуальное
личностное
развитие
каждого
воспитанника,
успешное освоение программы;
Профессиональную квалификацию тренеров-преподавателей оценивают по
таким показателям как: уровень образования, награды, звания; стаж работы;
4
профессионализм
и
квалификация
(прохождение
курсов
повышения
квалификации),
использование в своей работе прогрессивных методов и
форм
обучения
(представление
передового
педагогического
опыта
(на
Всероссийских, областных, районных
конкурсах, как учреждение, так и
тренеры-
преподаватели).
Основными
направлениями
в
работе
с
педагогическими кадрами в спортивной школе являются: стимулирование
профессионального роста, (это и система премирования, и направление на
курсы
повышения
квалификации,
и
обмен
опытом
работы
с
ведущими
тренерами
области);
поддержка
молодых
педагогов,
привлечение
к
педагогической
деятельности
выпускников,
(через
организацию
помощи
«школа молодого специалиста»); организация творческих встреч коллектива с
ведущими тренерами области, по возможности России, и с интересными
людьми; организация мероприятий, способствующих сплочению коллектива,
(проведение
«Вечеров
встреч
выпускников»,
турниров
среди
ветеранов
спорта, Дни здоровья, Дни спорта и др.)
Формы работы тоже различны:
1.Повышение квалификации и аттестации (консультации, семинары,
курсы,
проведение
открытых
знаний,
разработки
модификационных
программ, авторских программ, методические рекомендации и разработки).
2.Представление
передового
педагогического
опыта
(участие
в
конкурсах, смотрах, выставках, публикации в СМИ, творческие отчеты и др.)
3.Досуговые
программы
(праздники
коллектива,
походы,
встречи
с
ведущими
тренерами
области
и
России,
деятелями
культуры,
участие
коллектива в товарищеских встречах, матчах, турнирах)
4.Социальная
поддержка
(социальное
страхование,
медицинское
страхование, материальная помощь, организация отдыха педагога и детей
сотрудников.
Таким
образом,
педагогический
коллектив
ДЮСШ
должен
быть
высокопрофессиональным
союзом
единомышленников,
стремящийся
к
достижению
высокой
результативности,
эффективности
работы,
находящийся
в
творческом
поиске
инновационных
методов,
который
стремиться
достичь
качественных
образовательных
и
воспитательных
результатов.
И это далеко не все параметры, влияющие на качество дополнительного
образования спортивной направленности. Об этом можно говорить много и я
согласна с мнением, что образование формирует общество: его ценности,
цели, духовный и творческий потенциал. Поэтому принципиально должен
измениться взгляд на совокупность общего и дополнительного образования:
его
цель
–
не
только
овладение
ЗУНами,
но
и
становление
человека,
обретение
им
себя,
своего
человеческого
образа,
неповторимой
индивидуальности. И это может быть обеспечено общеобразовательными
школами и учреждениями дополнительного образования.
Тенденция
развития
качества
дополнительного
образования
соотносится
инновационным
изменениям,
происходящими
в
системе
образовательного
пространства,
и
обуславливаются
всеми
факторами
и
5
условиями
существования
общества:
экономическими,
социальными,
культурными и др.
Процессы, происходящие в дополнительном образовании, говорят о
тенденциях
становления
его
как
самостоятельной,
образовательной
подсистемы.
Дополнительное
образование
детей
–
часть
системы
непрерывного образования, призванная обеспечить ребёнку дополнительные
возможности
для
интеллектуального,
духовного,
физического
развития,
удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.
Литература:
6
1.
Воспитать
человека:
Сборник
нормативно-правовых,
научно-
методических,
организационно-практических
материалов
по
проблемам воспитания под редакцией В.А.Березиной, О.И. Волжиной,
И.А, Зимней, - г. Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2002г.
2.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования
детей
(в
ред.
Постановлений
Правительства
РФ
от
22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 01.02.2005 N 49, от 07.12.2006
N 752).
3.
Управление
качеством
вариативной
системы
дополнительного
образования
детей:
актуальные
проблемы
и
перспективы
развития.
Тезисы
выступлений
участников
областной
научно-практической
конференции. МО ПО РО, г.Ростов-на-Дону 2005г.
7