Напоминание

Образовательная программа "Фэнтези"(декоративно прикладное творчество)


Автор: Карелина Татьяна Александровна
Должность: педагог до
Учебное заведение: дворец творчества "Орион"
Населённый пункт: город Уфа, Дёмский район
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: Образовательная программа "Фэнтези"(декоративно прикладное творчество)
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Пояснительная записка
Знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства развивает интерес и внимание к окружающему миру, предметам, обогащает знания о природе, позволяет воспитывать и развивать художественный и эстетический вкус, наблюдательность, восприятие, воображение, фантазию, т.е. те художественные способности ребенка, которые ему будут необходимы в собственной творческой декоративно-прикладной деятельности. Приобщение к искусству – это новый этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего – в его духовном мире. Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» – традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием – народное искусство; и классика – памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств. Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающей жизнью. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Для формирования творчества в рисовании, лепке, росписи большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. 2
В ходе реализации программы «Фэнтези» развивается художественная одаренность детей, творческие способности, формируется индивидуальное творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира, что в целом способствует формированию гармонично развитой личности
.
Программа способствует развитию как познавательных и творческих способностей, так и необходимых свойств личности: творческой инициативы, активности, самореализации. В объединении ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с культурой и традициями других стран, с разными видами декоративно-прикладного искусства. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Воспитание и обучение осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед началом выполнения изделия, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) декоративное оформление. Знакомство детей с историей и различными техниками художественной росписи (по дереву, по ткани, по стеклу, по керамике, по камню), а также знакомство с современными видами искусства (декупаж, дизайн-композиции для интерьера, бисероплетение бижутерии и другое) происходит в процессе творческой деятельности, направленной на воплощение собственных замыслов в конкретном художественном материале.
Новизной
программы является то, что дети в процессе обучения могут самостоятельно придумывать и воплощать любые работы, в разных техниках по своим эскизам. Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения. Программой предусмотрен индивидуальный подход к каждому у ч а щ е м у с я . Обучение по программе «Фэнтези» способствует получению знаний и умений в н о в е й ш и х т е х н и к а х , к о т о р ы е р а н е е н е п р е п о д а в а л и с ь . 3

Актуальность программы
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь народной художественной культу- ры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творче- ской активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандарт- ного мышления, творческой индивидуальности.
Педагогическая

целесообразность
объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, эстетическое восприятие окружающего мира, умение ценить культуру и традиции разных народов. Данная программа курса «Фэнтези» поможет пробуждению интереса детей к новой деятельности, расширит знания в области декоративно-прикладного искусства. Поможет овладеть и усовершенствовать умения и навыки в изготовлении различных декоративных композиций в разных техниках. Декоративно-прикладное искусство является связующим звеном между изобразительным искусством, историей и художественным трудом. Эта система межпредметных связей значима для формирования у обучающихся интереса к народному искусству, к культуре быта, традициям, к современному декоративно-прикладному искусству, повышения творческой активности в изготовлении декоративных изделий.
Цель

программы:
Научить детей создавать различные изделия и композиции на основе полученных знаний по декоративно-прикладному искусству.
Задачи:

Обучающие:
- познакомить с историей различных видов декоративно-прикладного искусства, - познакомить с различными материалами, их свойствами и сферой применения, - научить разрабатывать эскизы на основе полученных знаний; - научить работать с различными материалами и в разных техниках.
Развивающие:
- развивать творческие способности, - развивать воображение, - развивать навыки работы с различными материалами и в различных техниках, - развивать эстетическое восприятие окружающего мира, - развивать умения понимать и ценить народные традиции, - развивать самостоятельность. 4

Воспитательные:
- воспитание гражданственности, культуры творчества, культуры здоровья, культуры отношений, толерантности, духовно - нравственное воспитание, - воспитание художественного вкуса, - формирование уверенности, преодоление внутренней робости, - воспитание целеустремлённости, терпения, упорства, - воспитание дисциплинированности, коллективизма, ответственности.
Отличительные особенности образовательной программы
«Фэнтези» заключаются в следующем: программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промыслов, техники росписей и основных композиционных приемов; взаимосвязь истории и народного творчества. В основу программы положен тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана система понятий и творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством формирования творческих способностей у детей.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на два года обучения, по 144 часа на каждой год. Возраст обучающихся 10 – 14 лет, наполняемость группы составляет 12 – 15 человек.
Формы и режим занятий
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного, демонстрационного материала и закрепляется практическим освоением темы. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. Продолжительность занятий – 45 мин., 15 мин. – перемена.
Ожидаемые результаты
По окончании первого года обучения обучающиеся
должны знать:
- технику безопасности при работе с инструментами и материалами; - историю различных видов декоративно-прикладного искусства (батик, витраж, роспись по дереву, роспись по керамике, бисероплетение); - основы композиции и цветоведения;
должны уметь:
- организовывать свое рабочее место; - правильно работать с инструментами и материалами; 5
- самостоятельно подготавливать основу для росписи по ткани, по стеклу, по дереву, по керамике; -создавать творческие работы в следующих техника х : «холодный батик», «свободной росписи», «витражная роспись», «роспись по дереву»; - создавать панно из природного и нетрадиционного материала; - изготавливать бижутерию из бисера; - разрабатывать эскизы; - выполнять композиции с применением полученных знаний. По окончании второго года обучения обучащиеся
должны знать:
- историю возникновения «горячего батика»; - историю развития декупажа; - отличительные особенности различных способов окрашивания ткани; - терминологию изучаемых видов прикладного творчества; - основные виды обработки различных материалов;
должны уметь:
- создавать изделия и композиции в следующих техниках: «горячий батик», «узелковое крашение», «декупаж», «смешенная техника»; - выполнять композиции с применением полученных знаний; -самостоятельно подбирать материалы к своему замыслу; - разрабатывать эскизы изделий и композиций; - творчески использовать полученные знания на практике; - работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Способы оценки результатов обучения
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, в тестировании, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как: 1) эстетичный вид, оформление, аккуратность работы; 2) художественный вкус, техника исполнения; 3) оригинальность; 4) сохранение народных традиций; 5) грамотность исполнения и соответствие заданной теме.
Форма подведения итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются: викторины, конкурсы, участие в выставках различного уровня, итоговые занятия. 6

Учебно-тематический план I года обучения
7
№ Темы занятий Общее кол- во часов Теория Практика 1 История декоративно-прикладного искусства. 1 1 2 Знакомство с искусством художественной росписи. 1 1 3 Основы декоративной композиции и цветоведения. Упражнение «Гармоничное сочетание в декоративной композиции». 4 1 3 4 Приготовление красок и красителей. Упражнение «Законы и категории композиции в декоративно - прикладном искусстве». 4 1 3 5 Подготовка основы для росписи (ткань, стекло, керамика, дерево и др.) 3 1 2 6 Знакомство с техникой художественной росписи ткани в технике «холодный батик». Упражнение «Линия, как передача замысла». 4 2 2 7 Знакомство с созданием форэскиза. Выполнение форэскиза. 2 2 8 Творческое задание (настенное панно в технике «холодный батик»). 8 8 9 Знакомство с техникой художественной росписи стекла («витражная роспись»). Выполнение форэскиза. 3 1 2 10 Творческое задание (композиция в технике «витражная роспись»). 8 8 11 Знакомство с техникой художественной росписи по дереву. Выполнение форэскиза. 3 1 2 12 Творческое задание (роспись по 8 8 8
дереву). 9
13 Знакомство с техникой художественной росписи по керамике. Выполнение форэскиза. 3 1 2 14 Творческое задание (роспись по керамике – вазы, тарелки, фоторамки). 8 8 15 Знакомство с техникой художественной росписи ткани в технике «Свободная роспись». Упражнение «Роспись по солевому раствору». 4 1 3 16 Упражнение «Сухая кисть». 3 3 17 Упражнение «Роспись с применением масляных красок». 3 3 18 Творческое задание (настенное панно в технике «Свободная роспись»). 8 8 19 Знакомство с техникой выполнения панно, композиций из нетрадиционных материалов. Выполнение форэскиза. Подбор необходимого материала и оборудования. 6 1 5 20 Творческое задание (настенное панно, композиции). 8 8 21 Знакомство с техникой выполнения панно, композиций из природного материала. Выполнение форэскиза. Подбор необходимого материала и оборудования. Обработка материала. 6 1 5 22 Творческое задание (настенное панно, композиции). 8 8 23 Знакомство с законами составления экибаны, дизайн - композиции. Подбор необходимого материала и оборудования. Изготовление отдельных элементов композиции. 3 1 2 24 Творческое задание (экибаны, 4 4 10
дизайн - композиции). 25 Знакомство с техникой бисероплетения. Упражнение «Основные элементы бисероплетения». Подбор необходимого материала и оборудования. 4 2 2 26 Творческое задание (бижутерия из бисера). 8 8 27 Творческое задание (по выбору детей). 16 16 28 Пленэрные зарисовки, этюды. 4 4 29 Просмотр творчества детей. 2 2 ИТОГО 144 16 128
Содержание программы 1-го года обучения
1. «История декоративно-прикладного искусства» – на занятии дети получают информацию о различных видах декоративно-прикладного искусства. Рассматривают репродукции известных художников (1 час). 2 . «Знакомство с искусством художественной росписи» – дети узнают все о росписи: о её истоках, о её видах (ткань, стекло, керамика, дерево и др.) и различных техниках. О том, где можно встретить художественную роспись в современном мире. Рассматривают фотоальбом «Батик» (1час). 3. «Основы декоративной композиции и цветоведения. Упражнение «Гармоническое сочетание в декоративной композиции» – рассказывается об основах композиции в декоративно-прикладном искусстве, законах смешивания цветов. Выполняется упражнение, в котором дети должны будут научиться классическому сочетанию цветов (1 час – теория, З часа – практика). 4. Приготовление красок и красителей. Упражнение «Законы и категории композиции в декоративно - прикладном искусстве» – знакомство с технологией приготовления красителей для художественной росписи ткани, стекла, керамики и дерева. Выполняется упражнение, в котором дети закрепляют свои знания о композиции (1 час – теория, З часа – практика). 5. Подготовка основы для росписи и необходимое оборудование и материалы – дети получают информацию о том, как готовится основа для различных видов художественной росписи, какие необходимы материалы и оборудование, как они называются, как применяются. Подготавливают основу для батика (1час – теория, 2 часа – практика). 6. «Знакомство с техникой художественной росписи ткани в технике «холодный батик». Упражнение «Линия, как передача замысла» – воспитанники обучаются 11
художественной росписи ткани в технике «холодного батика», его особенностям. Рассматривание фотоальбома «Холодный батик» (2 часа – теория, 2 часа – практика). 7. Знакомство с созданием форэскиза. Выполнение форэскиза – педагог дает детям разъяснение отличия эскиза от форэскиза. При выполнении форэскиза дети учитывают поэтапность в создании эскиза для батика. Педагог в праве предложить темы, например: «Астры», «Дождь», «Пасмурно» и т.д. (2 часа – теория, 2 часа – практика). 8. Творческое задание «Холодный батик» – обучающиеся выполняют настенное панно в технике «холодного батика», педагогом оказывается индивидуальная помощь (8 часов –практика). 9. «Знакомство с техникой художественной росписи стекла». Выполнение форэскиза – воспитанники обучаются технике художественной росписи стекла. Повторяют правила подготовки основы и необходимых материалов для росписи. При выполнении форэскиза учитывают те же правила выполнения, что и для батика. Педагог также вправе предлагать темы. Подготовка основы для витражной росписи (1 час – теория, 2 часа – практика). 10. Творческое задание «Витражная роспись» – ребята выполняют композицию в технике витражной росписи. Педагогом оказывается индивидуальная помощь (8 часов – практика). 11. «Знакомство с техникой художественной росписи по дереву». Выполнение форэскиза – обучающиеся узнают о различных видах художественной росписи по дереву – это и роспись досок, и лаковая миниатюра, и нестандартное видение – роспись спилов деревьев, дизайнерских композиции. Рассматривание фотоальбома «Роспись по дереву». Создают форэскиз своей будущей работы (1 час – теория, 2 часа – практика). 12. Творческое задание «Роспись по дереву» – воспитанники выполняют панно в выбранной ими технике. Педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 13. «Знакомство с техникой художественной росписи по керамике». Выполнение форэскиза – дети получают информацию о технике росписи по керамике, о необходимых материалах и оборудовании. Рассматривание фотоальбома «Роспись по керамике». При создании форэскиза своей работы учитывают уже имеющиеся знания и умения (1 час – теория, 2 часа – практика). 14. Творческое задание «Роспись по керамике» – дети выполняют композицию по ранее выполненному эскизу (8 часов – практика). 15. «Знакомство с техникой художественной росписи ткани в технике «свободной росписи». Упражнение «Роспись по солевому раствору» – воспитанники знакомятся с новой техникой батика, выполняют упражнение для закрепления навыков. Рассматривание фотоальбома «Батик. Роспись по солевому раствору» (1 час – теория, 2 часа – практика). 16. Упражнение «Сухая кисть» – дети самостоятельно подготавливают основу (ткань), выполняют несколько элементов в данной технике (3 часа - практика). 12
17. Упражнение «Роспись с применением масляных красок» – дети выполняют упражнение, изучая данную технику художественной росписи ткани (3 часа – практика). 18. Творческое задание (настенное панно в технике «свободной росписи») – самостоятельная работа воспитанников, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 19. «Знакомство с техникой выполнения панно, композиций из нетрадиционных материалов». Выполнение форэскиза. Подбор необходимого материала и оборудования – педагог учит детей создавать композиции, панно из бросового материала. Дети создают эскиз, затем подбирают материал для своей работы. Рассматривание фотоальбома (1 час – теория, 2 часа – теория). 20. Творческое задание (настенное панно, композиций из нетрадиционных материа лов) – самостоятельная работа детей, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 21. «Знакомство с техникой выполнения панно, композиций из природного материала. Выполнение форэскиза. Подбор необходимого материала и оборудования» – воспитанники учатся создавать композиции, панно из природного материала, предварительно обрабатывать его. При создании форэскиза дети учитывают свойства того или иного материала, а затем подбирают материал, рассматривают фотоальбомы (1 час – теория, 2 часа – практика). 22. Творческое задание (настенное панно, композиций из природного материала) – самостоятельная работа детей, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 23. «Знакомство с законами составлениями экибаны, дизайн - композиции. Подбор необходимого материала и оборудования. Изготовление отдельных элементов композиции» – педагог знакомит детей с законами составления экибаны, подбором материала (природный материал, сухоцветы и др.) и изготовлением отдельных элементов с использованием современных материалов (1 час – теория, 2 часа – теория). 24. Творческое задание (экибана, дизайн-композиции) – самостоятельная работа детей, педагог оказывает индивидуальную помощь (4 часа – практика). 25. «Знакомство с техникой бисероплетения. Упражнение «Основные элементы бисероплетения». Подбор необходимого материала и оборудования – педагог знакомит воспитанников с основами бисероплетения, учит разбираться по схемам, подбирать необходимый материал, рассматривают фотоальбом. Дети самостоятельно выбирают какое изделие будут выполнять, определяют материал и оборудование (2 час – теория, 2 часа – практика). 26. Творческое задание (бижутерия из бисера) – ученики самостоятельно выполняют плетение, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика) 27. Творческое задание (по выбору детей) – дети самостоятельно выбирают в какой технике будут выполнять свою работу, подготавливают необходимый 13
материал и оборудование (16 часов – практика). 28. Пленэрные зарисовки, этюды – вместе с педагогом воспитанники выходят на пленэр, для создания этюдов, зарисовок для своих будущих работ (4 часа – практика). 29. Просмотр творчества детей – ребята выставляют свои работы, выполненные в течение года, подводят итоги, делают самоанализ своего творчества (2 часа).
Учебно-тематический план 2 года обучения
14
№ Темы занятий Общее кол-во часов Теория Практика 1 Пленэрные работы. Создание зарисовок для будущих эскизов. 2 2 2 Знакомство с техникой художественной росписи ткани «горячий батик». Различные способы запаривания ткани. Рассматривание фотоальбома «Батик». Упражнение «Цвет и настроение». 4 2 2 3 Выполнение форэскиза платка, шарфика, парео. Подготовка ткани, материалов и необходимого оборудования. 2 2 4 Творческое задание (роспись платка, шарфика в технике «горячий батик»). 8 8 5 Знакомство с техникой «декупаж». Подготовка необходимого материала и оборудования. 2 1 1 6 Творческое задание («декупаж» – тарелка, фоторамка). 4 4 7 Знакомство с техникой художественной росписи ткани «Узелковая раскраска». Подготовка необходимого материала и оборудования. Упражнение «Получение солнечного узора в два цвета». 4 2 2 8 Упражнение по окраски ткани способом скручивания «Получение абстрактного узора». Выполнение примерного эскиза росписи майки, топа, банданы. 2 2 9 Творческое задание («узелковая раскраска» – майки, топы, банданы). 8 8 10 Знакомство с выполнением панно, композиций способом смешанной техники. Рассматривание фотоальбома «Разное творчество». Упражнение «Цвет и форма». 2 1 1 11 Творческое задание (смешенная техника – «витражная роспись + декупаж»). 8 8 15
12 Творческое задание (смешенная техника – «витражная роспись + бисероплетение»). 8 8 13 Творческое задание (смешенная техника – «нетрадиционный материал + декупаж»). 8 8 14 Творческое задание (смешенная техника – «роспись по дереву + природный материал»). 8 8 15 Творческое задание (смешенная техника – «бисероплетение + декупаж»). 8 8 16 Творческое задание (батик). 8 8 17 Творческое задание (витражная роспись).8 8 18 Творческое задание (роспись по дереву). 8 8 19 Творческое задание (роспись по керамике). 8 8 20 Творческое задание (нетрадиционные материалы). 8 8 21 Творческое задание (декупаж). 4 4 22 Творческое задание (бисероплетение). 8 8 23 Творческое задание (экибана, дизайн- композиция). 4 4 24 Творческое задание (природный материал). 4 4 25 Пленэрные зарисовки, этюды. 4 4 26 Просмотр творчества детей, итоги обучения. 2 2 ИТОГО 144 6 138
Содержание программы 2-го года обучения
1. Пленэрные работы. Зарисовки для будущих эскизов – работа детей на пленэре, создание эскизов для творческих работ, композиций, сбор природного материала (2 часа – практика). 2. «Знакомство с техникой художественной росписи ткани в технике «горячий 16
батик». Различные способы запаривания ткани. Рассматривание фотоальбома «Батик». Упражнение «Цвет и настроение» – педагог знакомит воспитанников техникой художественной росписи «горячий батик», с различными способами запаривания готового изделия. Вместе с детьми рассматривают фотоальбом, обсуждают композиционные решения, технику выполнения изделий, панно. Учащиеся выполняют упражнение на цветовое решение, на колоритную палитру определённой темы (2 часа – теория, 2 часа – практика). 3 . Выполнение форэскиза платка, шарфика, парео. Подготовка ткани, материалов и необходимого оборудования – воспитанники выполняют форэскиз в цвете, подготавливают материалы: подбирают резервирующий состав и красители (2 часа – практика). 4. Творческое задание (роспись платка, шарфика в технике «горячий батик») – дети выполняют задание, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 5. «Знакомство с техникой «декупаж». Подготовка необходимого материала оборудования» – педагог знакомит детей с салфеточной техникой декорирования различных предметов. Совместно с воспитанниками подготавливают необходимый материал (1 час – теория, 1 час – практика). 6 . Творческое задание («декупаж» – тарелка, фоторамки и др.) – воспитанники выполняют задание, педагог оказывает индивидуальную помощь (4 часа – практика). 7. «Знакомство с техникой художественной росписи ткани в технике «Узелковая раскраска». Подготовка материала и необходимого оборудования. Упражнение «Получение солнечного узора в два цвета» – педагог знакомит с техникой «Узелковая раскраска», наглядно показывает последовательность подготовки ткани и необходимого оборудования. Воспитанники выполняют упражнение, педагог наглядно показывает методику выполнения, оказывает индивидуальную помощь (2 часа – теория, 2 часа – практика). 8. Упражнение по окраске ткани способом скручивания «Получение абстрактного узора». Выполнение примерного эскиза росписи майки, топа, банданы» – дети выполняют упражнение, педагог наглядно показывает методику выполнения, оказывает индивидуальную помощь. Также выполняется примерный эскиз росписи (2 часа – теория, 2 часа – практика). 9. Творческое задание («узелковая раскраска» – майки, топы, банданы) – выполняется творческое задание, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 10. «Знакомство с выполнением панно, композиций способом смешанной техники». Рассматривание фотоальбома «Разное творчество». Упражнение «Цвет и форма» – педагог знакомит учащихся с техникой выполнения панно способом смешанной техники. Совместно с педагогом рассматривают фотоальбом и обсуждают композиции, панно (1 час – теория, 1 час – практика). 11. Творческое задание (смешанная техника – «витражная роспись + декупаж») – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 17
часов – практика). 12. Творческое задание (смешанная техника – «витражная роспись +бисероплетение») – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов - практика). 13. Творческое задание (смешанная техника – «нетрадиционный материал + д е к у п а ж » ) – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 14. Творческое задание (смешанная техника – «роспись по дереву + природный мат е р и а л » ) – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 15. Творческое задание (смешанная техника – «бисероплетение + декупаж») – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 1 6 . Творческое задание (батик) – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 17. Творческое задание (витражная роспись) – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 18. Творческое задание (роспись по дереву) – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 1 9 . Творческое задание (роспись по керамике) – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 2 0 . Творческое задание (нетрадиционные материалы) – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 21. Творческое задание («декупаж») – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (4 часов – практика). 2 2 . Творческое задание (бисероплетение) – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (8 часов – практика). 2 3 . Творческое задание (экибана, дизайн - композиция) – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (4 часов – практика). 2 4 . Творческое задание (природный материал) – воспитанники выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь (4 часов – практика). 25. Пленэрные зарисовки, этюды – учащиеся выходят на пленэр для создания зарисовок и этюдов для своих будущих композиций (4 часа – практика). 26. Просмотр творчества детей, итоги обучения – ребята выставляют свои работы, выполненные в течение года, подводят итоги, делают самоанализ своего творчества (2 часа).
Материально – техническое обеспечение программы
Создание и накопление методического материала позволяет результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальные интересы учащихся, 18
воспитывать самостоятельность. Творческий поиск вариантов выполнение изделия осуществляется дифференцированным подходом в обучении. При организации работы объединения используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Для работы в области художественной росписи предлагается, использовать такие материалы, как акриловые и анилиновые красители, резервирующие составы, художественная краска для витражной росписи, контуры для стекла и керамики, масляные краски. Для работы в технике «декупаж» – различные салфетки, клей, лак. А для изготовления панно из нетрадиционного и природного материала, а также дизайн-композиций потребуется различный природный и бросовый материал, клей, краска-аэрозоль, различная фурнитура. Задания в области дизайна предусматривают такие технические приемы и материалы для работы в объеме, как моделирование из картона, бумаги, пенопласта, из разного типа готовых конструкторов, природных материалов. На стадии разработки эскиза, можно применять гуашь, акварель, мелки, тушь, перо. 19

Список используемой литературы:
1. Алексеева В. В. Что такое искусство? – М., 1991. 2. Выготский JI. С. Психология искусства. – М., 1987. 3. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве // Искусство в школе. – 1993. – № 3. 4. Изобразительное искусство и. художественный труд: 5 – 8 классы: Книга для учителя / Сост. Н. Н. Фомина. – М., 1995. 5. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. – М., 1987. 6. Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / Под ред. Н. Н. Фоминой. – М., 1991. 7. СанПиН 2.4.4.1251-03. 8. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, О-13 Изд- во Проспект, 2004. – 48 с.
Список рекомендуемой литературы для педагога:
1. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980г. 2. Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М., Высшая школа, 1992г. 3. Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина, 2002г. 4. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994г.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся:
1. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999. 2. Конышева Н. М. Секреты мастеров. Издательство, 2003 г. 3. Артамонова Е. В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. Москва, 2005 г. 4. Малышева А. Н. Работа с тканью. Ярославль, 2001 г. 20


В раздел образования