"Здоровьесберегающие технологии как средство реализации ФГОС в начальной школе"
Автор: Заботкина Лариса Борисовна Должность: воспитатель гпд Учебное заведение: МБОУ "ЛСОШ №2" Населённый пункт: Московская область, город Луховицы Наименование материала: cтатья Тема: "Здоровьесберегающие технологии как средство реализации ФГОС в начальной школе" Раздел: начальное образование
Сообщение
на
РМО
воспитателей
ГПД
по
теме
:
«Здоровьесберегающие технологии
как средство реализации ФГОС
в начальной школе»
Подготовила: Заботкина Л.Б.
воспитатель ГПД
МБОУ «ЛСОШ №2»
2016 г.
Лучший способ сделать ребёнка хорошим –
это сделать его здоровым
Оскар Уайльд
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
В
последнее
время
очевиднее
становится
катастрофическое
ухудшение
здоровья
учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в
качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-
е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем,
что для детей самое важное – это хорошо учиться. Активно поднимается вопрос о том,
что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и
психическому здоровью детей.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих
технологий
должна
стать
приоритетным
направлением
в
деятельности
педагога,
работающего с детьми младшего школьного возраста.
Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление
здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:
обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в
школе;
снижение уровня заболеваемости учащихся;
сохранение работоспособности на уроках;
формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу
жизни;
формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Главной мыслью закона РФ «Об образовании» и принципиально важным является
тезис о разностороннем развитии ребёнка, а значит о личностно-ценном образовании.
Здоровье
является
фактором
личностно-ценного
образования.
Целая
серия
нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы:
1.
воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый образ
жизни (ЗОЖ);
2.
организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не
навредит здоровью ребёнка;
3.
использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития
школьника.
Знание по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей
профессиональной компетентности современного учителя и воспитателя. Учитель и
воспитатель д о л ж е н
о б л а д а т ь
ш и р о к и м спектром
здоровьесберегающих
образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые
обеспечивают в данных конкретных условиях успех конкретного обучающегося.
Здоровьесберегающая
технология –
это
система
работы
оздоровительного
пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых, и
детей.
Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных
предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного
заведения, воспитательной работы в ГПД.
Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня (ГПД).
В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты,
так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза,
пальцы,
мышцы
спины,
они
искажают
позвоночник,
подгибают
ноги,
подпирают
голову
руками
и
т.д.,
а
в
ГПД
дети
опять
должны сидеть
за
партами
во
время
самоподготовки,
на
занятиях
в
кружках
и
т.п.
Для
отдыха
детям
необходимы
двигательные
минутки
и
занятия,
которые
позволили
бы
размять
своё
тело,
передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе
и принести своему организму пользу.
Приоритетными направлениями здоровьесбережения детей во время их пребывания
в ГПД являются:
1.
здоровье и здоровый образ жизни;
2.
соблюдение режима дня;
3.
соблюдение правил личной гигиены;
4.
санитарно-просветительные мероприятия (беседы);
5.
полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
6.
различные формы физического воспитания:
- спортивные праздники,
- спортивные часы,
- весёлые старты,
- туристические походы,
- экскурсии,
- подвижные игры,
- подвижные перемены,
- физминутки,
- изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД,
-
обязательная
часовая
прогулка
на
свежем
воздухе
с
большой
двигательной
активностью.
Занятия в ГПД начинаются с прогулки. Прогулка – это одна из форм активного
отдыха детей. Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность
разнообразить их в течение всего года. На игровых прогулках дети могут играть в
хорошо
знакомые
игры:
«Пустое
место»,
«Мяч
–
соседу»,
«Наседка
и
коршун»,
«Зайчик
без
норки»,
«Пятнашки
с
домиками»,
«Салки-приседалки»,
«Кошки
и
мышка», «Северные и южные ветры» и т.д. Эти игры динамичны, они позволяют
удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха можно провести
игру «Море волнуется раз».
После прогулки в течение часа дети готовят уроки. Во время самоподготовки
проводятся физминутки для профилактики нарушений осанки или упражнения на
релаксацию.
Также снимают напряжение и расслабляют мышцы следующие игры:
«Воздушный
шарик» (Все
играющие
стоят
или
сидят
в
кругу.
Ведущий
дает
инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики.
Вдохните
воздух,
поднесите
воображаемый
шарик
к
губам
и,
раздувая
щеки,
медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш
шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем.
Представили? Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их
друг другу».); «Винт» («Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого
поставьте пятки и носки вместе. По моей команде будем поворачивать корпус то
влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать в том же
направлении. Начали! ... Стоп!».) и др.
На протяжении многих лет своей работы я применяю здоровьесберегающие
технологии, организуя специальные клубные часы. Например, «Режим дня – одна из
составляющих
здоровья
ребенка»,
«Мы
–
за
здоровый
образ
жизни»,
игровая
программа «Здоровье – овощи плюс фрукты, плюс ягоды», «Правильная осанка – залог
здоровья», «Здоровый сон», «7 апреля – День здоровья», «Каша – матушка наша»,
устный журнал «Расти здоровым», «Путешествие в страну Здорового Образа Жизни».
Дети
активно
принимают
участие
в
данных
мероприятиях,
готовя
сообщения
и
создавая рисунки по предложенным темам.
Кроме того, в рамках профилактики безопасности жизнедеятельности мы проводим
следующие занятия: «Как вести себя дома, чтобы не случилось беды», «Как вести себя
в автомобиле, в транспорте», «Знай и будь осторожным на улице», «Как правильно
вести себя на воде», «Мы учимся соблюдать правила движения», «Не шути с огнем»,
«Темная улица и безопасность», «Дорожные знаки и светофор», «Мы идем в школу» и
т.
д.
Данные
мероприятия
помогают
младшим
школьникам
освоить
необходимые
навыки безопасного поведения.
Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе
в кабинете, где проводит значительную часть времени группа. Контроль освещенности
помещения,
соблюдение
температурного
режима,
своевременная
влажная
уборка,
проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения
детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают нам.
Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Мы
регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль.
Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Воспитатель
внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное
время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима
непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем
воздухе, проветривание.
Вывод:
Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий
зависит от многих составляющих, в частности, от:
1.
активного участия в этом процессе самих учащихся;
2.
создания здоровьесберегающей среды;
3.
высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
4.
планомерной работы с родителями.
Задача воспитателей – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях,
активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами.