Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии как средство реализации ФГОС в начальной школе"


Автор: Заботкина Лариса Борисовна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: МБОУ "ЛСОШ №2"
Населённый пункт: Московская область, город Луховицы
Наименование материала: cтатья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии как средство реализации ФГОС в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Сообщение на РМО воспитателей ГПД по теме :
«Здоровьесберегающие технологии

как средство реализации ФГОС

в начальной школе»

Подготовила: Заботкина Л.Б.

воспитатель ГПД

МБОУ «ЛСОШ №2»


2016 г.
Лучший способ сделать ребёнка хорошим – это сделать его здоровым Оскар Уайльд Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1- е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. Активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:  обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;  снижение уровня заболеваемости учащихся;  сохранение работоспособности на уроках;  формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;  формирование системы спортивно-оздоровительной работы. Главной мыслью закона РФ «Об образовании» и принципиально важным является тезис о разностороннем развитии ребёнка, а значит о личностно-ценном образовании. Здоровье является фактором личностно-ценного образования. Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы: 1. воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый образ жизни (ЗОЖ); 2. организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка; 3. использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Знание по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя и воспитателя. Учитель и воспитатель д о л ж е н о б л а д а т ь ш и р о к и м спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успех конкретного обучающегося.
Здоровьесберегающая технология – это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых, и детей. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения, воспитательной работы в ГПД. Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня (ГПД). В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Приоритетными направлениями здоровьесбережения детей во время их пребывания в ГПД являются: 1. здоровье и здоровый образ жизни; 2. соблюдение режима дня; 3. соблюдение правил личной гигиены; 4. санитарно-просветительные мероприятия (беседы); 5. полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки; 6. различные формы физического воспитания: - спортивные праздники, - спортивные часы, - весёлые старты, - туристические походы, - экскурсии, - подвижные игры, - подвижные перемены, - физминутки, - изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД, - обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с большой двигательной активностью. Занятия в ГПД начинаются с прогулки. Прогулка – это одна из форм активного отдыха детей. Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры: «Пустое место», «Мяч – соседу», «Наседка и коршун», «Зайчик без норки», «Пятнашки с домиками», «Салки-приседалки», «Кошки и мышка», «Северные и южные ветры» и т.д. Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха можно провести игру «Море волнуется раз». После прогулки в течение часа дети готовят уроки. Во время самоподготовки проводятся физминутки для профилактики нарушений осанки или упражнения на релаксацию. Также снимают напряжение и расслабляют мышцы следующие игры: «Воздушный шарик» (Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает
инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».); «Винт» («Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать в том же направлении. Начали! ... Стоп!».) и др. На протяжении многих лет своей работы я применяю здоровьесберегающие технологии, организуя специальные клубные часы. Например, «Режим дня – одна из составляющих здоровья ребенка», «Мы – за здоровый образ жизни», игровая программа «Здоровье – овощи плюс фрукты, плюс ягоды», «Правильная осанка – залог здоровья», «Здоровый сон», «7 апреля – День здоровья», «Каша – матушка наша», устный журнал «Расти здоровым», «Путешествие в страну Здорового Образа Жизни». Дети активно принимают участие в данных мероприятиях, готовя сообщения и создавая рисунки по предложенным темам. Кроме того, в рамках профилактики безопасности жизнедеятельности мы проводим следующие занятия: «Как вести себя дома, чтобы не случилось беды», «Как вести себя в автомобиле, в транспорте», «Знай и будь осторожным на улице», «Как правильно вести себя на воде», «Мы учимся соблюдать правила движения», «Не шути с огнем», «Темная улица и безопасность», «Дорожные знаки и светофор», «Мы идем в школу» и т. д. Данные мероприятия помогают младшим школьникам освоить необходимые навыки безопасного поведения. Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в кабинете, где проводит значительную часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают нам. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль. Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание.
Вывод:
Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от: 1. активного участия в этом процессе самих учащихся; 2. создания здоровьесберегающей среды; 3. высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов; 4. планомерной работы с родителями. Задача воспитателей – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами.


В раздел образования