Современные образовательные технологии в декоративно-прикладном искусстве
Автор: Гушан Елена Васильевна Должность: преподаватель дпи Учебное заведение: МБУ ДО "Ханымейская ДШИ" п. Ханымей Населённый пункт: п. Ханымей Пуровского района ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: Современные образовательные технологии в декоративно-прикладном искусстве Раздел: дополнительное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Проектные технологии помогают в творческой работе учащимся больше
раскрывать свои таланты и способности, потому что подобная работа уводит их в мир
реальности и возможности. Часто идеи преподавателя накладываются на аналогичные
желания подопечного, в результате готовый проект и готовая вещица: топиарий, панно
в технике скапбукинга, квиллинга, мозаики, графики. Какие только не моделировали
изделия с учащимися на занятиях: коробочки, шкатулочки, цветы, открытки и мн.др.
Опять же, что-то из знакомого оформительского опыта брали, что-то вносили новое,
смешивали старое с новым. Понравился скапбукинг, подсмотренный в Интернете,
потому что в нем есть элемент новизны, но со знакомыми технологическими
приемами, со знакомыми оформительскими понятиями, с использованием дешевых
материалов, изучили получше, и сделали объемные панно на Рождество Христово, на 8
Марта, на 9 Мая. Такого рода проекты выполняются быстро, носят практичный
характер, занимают небольшое пространство в квартире, имеют легкую сменяемость,
удобны в хранении, а главное - на них есть спрос. Хочу отметить, что ручная работа в
наше время очень востребована. Почему бы ученикам не заниматься подобными
проектами, почему бы не развивать фантазию, практические и трудовые навыки,
которые помогут им в будущем помочь в выборе профессии, где проектные технологии
составят основу их трудовой деятельности. Таких профессий много.
Конечно, при кажущейся легкости в изготовлении подобных проектов существует
одна закавыка. Обязательно, рано или поздно при выполнении работ связанных с
проектом, возникнет вопрос по материальной базе. Ученики охотно приносят и
делятся тем, что имеется у них в доме. Очень сложно убедить ребенка, а тем, в свою
очередь, родителей на приобретение дополнительных приспособлений, материалов и
предметов для выполнения конкретных проектов, встречаюсь с родителями на
классных часах и говорю им об укомплектованности учащихся средствами труда,
обеспечением необходимым материалом для творческого моделирования. Педагоги
составляет список необходимого и ресурсного материала, а классный руководитель
следит за исполнением данного задания учеником, вверенного ему класса.
Информационно
–
коммуникационные
технологии
прочно
вошли
в
жизнь
современного человека. Сейчас, пожалуй, нет человека, который бы не пользовался
Интернетом, компьютером, мобильной связью. Нельзя сказать, что все так просто в ис-
пользовании информационно – коммуникационных технологий. Сегодня функциональ-
ные возможности многих современных средств информатизации значительно опережа-
ют возможности их использования. Дотянутся до совершенства в знаниях по работе на
компьютере – это безумство. Многое обновляется, меняются программы, усложняются
накопительные структуры, режимы, доступы к материалам. Хочу отметить, что ученик
лучше подготовлен к работе на компьютере, чем педагог. Для школьников введен об-
разовательный минимум в общеобразовательных школах– урок информатики хотя бы
раз в неделю, а для педагогов дополнительного образования даже нет недельных кур-
сов в году. Поэтому не удивительно, что учащиеся опережают своих педагогов в обла-
сти знания ИКТ и поэтому используют их смелее, чаще, перспективнее. Однозначно,
компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний
посредством выполнения разноуровневых заданий и задач.
Применение проектных и информационно-коммуникационных технологий
способствует возникновению такого взаимодействия и отношений учащихся между
собой и с педагогами, при которых для достижения цели реализуются творческие
усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит
развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования
зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в
преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности.
Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно
только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми,
возникающих в трудовом процессе. Выполнение творческого проекта - одна из сторон
воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством
нравственной ценности трудового начала в жизни. Умение грамотно и
целенаправленно использовать ИКТ во многих направлениях и в нужном объеме в
школьном проектировании поможет учителю и ученику скорейшему изготовлению
готового продукта, готовой формо -идеи, готового арт-дизайна. У школьников
развиваются коммуникативные способности и умения устанавливать контакт с
людьми, активности в общения, стремления к взаимодействию, сотрудничеству со
взрослыми и со сверстниками, умению учитывал интересы других людей, уважению и
достоинству другого, стремления к диалогу.
Морально - ценностное отношение к труду включает понимание не только
общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия
самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная
способность человека испытывать радость от процесса и результата труда
интеллектуальных, волевых и физических сил. Учащиеся должны выбрать для себя
объект проектирования, тему проекта, то есть изделие, которое они действительно
хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы
удовлетворить реальные потребности людей.
Очень тесно сотрудничаем я и учащиеся ДПИ с историко – краеведческим музеем
нашего поселка. Музей имеет очень хороший экспонируемый фонд различных
предметов, стендов, этнических залов и мн. др.. В музее часто проводятся выставки
художников нашего округа, мастер-классы с мастерами из коренного населения. Я со
своими воспитанниками выставляю итоговые работы в музее, часто принимаем
участие в выставках я и дети, проводимых поселком и музеем. Эти выставки
организуются ежегодно ко Дню Матери, ко Дню Победы, на экологические темы, на
здоровьесберегающие темы, на борьбу против пагубных привычек, новогодние,
Рождественские, с национальным компонентом и др. Позиционирование наших
проектов находит свое место и свое время в залах музея. Ведь они и существуют для
просмотра итоговых работ, для обмена опытом, для подведения важных итогов.
Впереди еще много нереализованных планов по выполнению проектов различного
направления. Мы с учениками руководствуемся библейским выражением «Дорогу
осилит идущий» - это помогает нам реализовывать проектные технологии и
использовать информационно-коммуникационные технологии на школьной площадке.
На занятиях по ДПИ я реализую проектную, поисково-исследовательскую, ин-
дивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа
помогает развивать способности учеников к отбору и анализу информации, использо-
ванию новейших компьютерных технологий. Разработка творческих проектов, участие
в тематических конкурсах, экскурсиях в музей, библиотеку обеспечивает оптимальное
решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовку
их к осознанному выбору будущей профессии.
В с своей работе я использую элементы нескольких технологий, применяю ори-
гинальные методические приемы, видоизменяю их и реформирую под своих детей,
под свои возможности и вкусы. В этом случае будет уместно сказать, что некоторые
технологии становятся «авторскими» . Не только я, но и каждый педагог – творец тех-
нологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно
без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, все-
гда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоя-
нии.
Возьмем хоты бы разноуровневую технологию , которая и так довольно точно го-
ворит сама за себя, и все же есть ряд обстоятельств, которые заставляют ее корректиро-
вать еще и под ситуацию. Например, проводится срочный конкурс, и надо с учащимися
разновозрастными выполнить определенную работу с определенными ограничениями.
Наступает самый ответственный момент не только по поиску образов в передаче
основной темы в композиции, но и в применении более стремительных технологий.
Работая с разновозрастной аудиторией, начинаешь к разноуровневой технологии
присовокуплять личностно-ориентированную или исследовательскую , проектную
или игровую и т.д. И все же, педагогические технологии обучения - это цепочка дей-
ствий и операций направленных и ориентированных на результат. Технология обуче-
ния определяется как совокупность действий по отбору и определению порядка и по-
следовательности использования дидактических средств, организации форм и методов
обучения. Есть, конечно, как в любой работе и в любой деятельности приоритетные пе-
дагогические технологии. Все технологии освоить сразу невозможно, но пробуя в про-
цессе работы то одну, то другую, можно остановиться на более совершенной для своей
работы и для своего вида деятельности.
Пожалуй, только здоровьесберегающую технологию нельзя игнорировать, пото-
му что в ней продумана забота о детях, о здоровье доверенных нам детей. Мой предмет
требует режима во всем, хорошего освещения и снятия напряжения, усталости и стрес-
са именно на моих занятиях. В момент творения на листе бумаги, или на другом мате-
риале учащийся свободно самовыражается, самоутверждается и самореализуется ,
что может быть лучше и ценнее в этот момент. Вот вам и еще появляются новые техно-
логии, но только если в это время отсутствуют другие, такие как проблемно-деятель-
ные технологии или информационно-рефлексивные .
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – препода-
вание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концеп-
цию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, раз-
вивающее обучение. Интенсивное обучение дает учащемуся возможность выбора под-
ходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы развития
личности. Освоение любой технологии требует времени и педагогу и учащемуся для
мозговой переработки, для реализации и для адаптации. Надо пробовать многое, чтобы
сравнивать и выбирать из этого многого. Я так делаю сама и советую другим. При этом
за результат отвечает педагог. Если вы знаете, что любая педагогическая технология –
это гарантия успеха, тогда будьте уверены, что у вас все получиться.