"Музыкальная деятельность детей, ее виды и особенности"
Автор: Герасева Елена Джоновна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО "Демиховская детская школа искусств" Населённый пункт: д. Демихово, Орехово-Зуевский район, Московская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Музыкальная деятельность детей, ее виды и особенности" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Демиховская детская школа искусств»
Орехово –Зуевский район
Московская область
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему: «Музыкальная деятельность детей, ее виды и особенности»
Выполнила:
Герасева Елена Джоновна
Преподаватель класса эстрадного пения
Высшая квалификационная категория,
МБУДО «Демиховская ДШИ»
2016 г
Содержание
1.
Музыкальная деятельность детей, ее виды и особенности:
а) Введение;
б) Виды музыкальной деятельности детей;
в) Особенности музыкальной деятельности детей.
2.
Волшебной музыки страна. Учимся слушать и слышать музыку:
а) Слушаем тишину;
б) Имена;
в) В гости к музыке;
г) Правила поведения при встрече с музыкой.
3.
Вывод.
1. Музыкальная деятельность детей, ее виды и особенности.
Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Все
мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому
взрослому, так как то него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как
он сможет распорядиться своим природным даром.
Есть такое человеческое качество – эмоциональность души. Человек с
тонкой, эмоциональной душой (натурой) не может забыть горя, страдания,
несчастья другого человека, всегда придет на помощь тому, кому это очень
надо. Это качество воспитывает музыка. Чтобы сердце ребенка стремилось к
добру, красоте, человечности, нужно научить малыша любить и понимать
музыку.
С древних времен музыка была важнейшим средством воспитания. Музыка и
различные виды музыкальной деятельности обладают специфичными
возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу
того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное
значение в развитии чувств ребенка.
Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения
предполагает умственные операции – сравнение, анализ, синтез.
Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего
расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке,
связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов
музыкальной деятельности.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства
познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающего мира
и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее
развитие.
Познание музыкального искусства ввиду специфики музыки осуществляется
через эмоциональное восприятие. Познание музыки не ограничивается
эмоциями. Осмысление эмоционального образного содержания музыки
углубляет ее восприятие, воздействует на последующую исполнительскую и
творческую деятельность детей.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности,
предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых
она неосуществима, и оказывает влияние на музыкальное развитие
дошкольников.
В музыкальном воспитание детей выделяются следующие виды музыкальной
деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-
образовательная деятельность.
Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо
музыкальной способности. Эмоциональная отзывчивость на музыку
развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, в наибольшей
степени - в процессе восприятия музыки и музыкально – ритмических
движений. В исполнительской деятельности (пение, музыкально –
ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) ребенок под
руководством педагога пытается найти наиболее выразительные способы
передачи, воплощения музыкального образа. В результате этого сложившиеся
первоначально, в процессе восприятия музыки, представления о ней
уточняются и углубляются.
Песня – это радуга красок окружающего нас мира. Песня учит быть добрым
и внимательным, чутким и заботливым, учит видеть в самом простом и
понятном удивительное и необыкновенное. Она печалится вместе с нами,
когда грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся.
Удалой и веселый, спокойный и плавный танец по нраву каждому. В нем, как
и в песне, есть все: мысли и чувства, душа и характер, образ и движение.
Дети особенно любят танцевать. Энергия внутренних сил ребенка требует
своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое
воплощение в движении. Всегда очень внимательно нужно слушать музыку,
она обязательно подскажет, какое движение выбрать: меняется мелодия –
меняется движение, повторяется звучание – можно повторить и движение.
Фантазия, воображение, творчество помогут найти нужный двигательный
образ.
Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной
деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на
восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних
и внутренних действий, способствует музыкальному развитию детей.
В разных видах музыкальной деятельности соотношение воспроизводящих и
творческих действий бывает различным, в зависимости от возраста детей,
самого вида музыкальной деятельности.
Восприятие музыки – это творческий процесс. Он является первичным,
ведущим видом музыкальной деятельности детей. Этот вид деятельности
доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери – первое
его знакомство с музыкой. Разнообразные музыкальные впечатления, которые
ребенок получает в раннем детстве в процессе восприятия музыки,
накладывают неизгладимый отпечаток на всю последующую музыкальную
деятельность. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем
детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда ребенок
сам еще не может говорить.
Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех
возрастных периодах дошкольного детства. Слышать воспринимать музыку –
это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой
интонаций, настроений. Восприятие музыки детьми раннего возраста
отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с
приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может
воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с
жизненными явлениями, определять характер произведения. В детстве, когда
опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько
прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным,
прочувствованным.
Самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности.
Здесь важны чувство меры, вариантность, чередование воспроизводящих и
творческих действий детей, слушание музыки. Педагог должен чувствовать
детей, видеть их реакцию, ни в коей мере не притуплять их интерес к
музыкальной деятельности и, следовательно, к музыке.
2. Волшебной музыки страна. Учимся слушать и слышать музыку.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть,
ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все
многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к
собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам
леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию,
высоту, длительность. Из необходимости и умения слышать рождалась
музыкальность – природой данное человеку свойство.
Медленно, очень тихо, словно боясь потревожить кого-то, в комнату входит
музыка… Знакомая, любимая… Охватывает ощущение удивительного покоя
и счастья, отступают заботы, далеко уносятся тревоги и печали…
Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства.
Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их
обладателем, нужно обязательно потрудиться. Нужно всегда помнить, что
музыка всегда начинается с ТИШИНЫ! В ней она рождается и растворяется
тоже в ней.
Важно научить детей внимательно прислушиваться к окружающим его
звукам. Пусть малыши посидят и послушают тишину. Они, несомненно
удивятся, обнаружив, что тишина это вовсе и не тишина, потому что вся
наполнена звуками. А может быть это особая тишина – звучащая?
Существует много игровых упражнений для того, чтобы развить у ребенка
умение внимательно слушать и слышать.
Вот примеры некоторых из них.
Слушаем тишину
Посадите детей в круг. Сами сядьте в центр. Постарайтесь сделать так, чтобы
детям было удобно и ничто не отвлекало от предстоящей игры. Попросите
детей закрыть глаза (говорите с ними при это только едва слышным шепотом,
чтобы дети постепенно настраивались на тишину). Задавайте вопросы
каждому ребенку по очереди, на которые они должны отвечать тоже шепотом.
- Какие звуки ты различаешь в группе?
- Откуда они доносятся?
- Какие из них более громкие, а какие еле слышны?
- Какие звуки слышишь на улице?
- Угадай, кто подал голос?
- Какие звуки тебе понравились, а какие совсем неприятны?
Примечание . Вопросы можно продолжить. Обратитесь за помощью к
собственному воображению. В тот момент, когда у детей закрыты глаза, сами
попробуйте произвести некоторые шумы (например, скомкайте лист бумаги,
скрипните дверью, проведите карандашом по стеклу и т.д.). Попросите
ребенка догадаться, какой звук он слышал.
Имена
1. Участники игры садятся по кругу, запоминают сидящих радом. Все
закрывают глаза и произносят по очереди свои имена шепотом, следя за тем,
чтобы не было остановок. Тот, кто пропустил свою очередь, расплачивается
фантом. В конце игры обладатель фанта выполняет какое-нибудь задание:
читает стихотворение, поет или танцует.
Примечание. Игра может иметь несколько вариантов.
1.
Участники игры произносят имена, чередуя громкое и тихое
произнесение слов (один тихо, другой громко, следующий снова тихо и т.д.);
б) Играющие произносят имена то высоким, то низким голосом в строгой
последовательности (один высоко, другой низко, снова высоко, низко и т.д.);
в) Участвующие в игре чередуют медленное произнесение имени с быстрым
также очень последовательно.
2. Играющие сидят в кругу с закрытыми глазами. Свое имя должен назвать
лишь тот, возле кого ведущий хлопнул в ладоши, или топнул ногой, или
ударил в бубен.
В гости к музыке
Так как же научиться слышать музыку? Вот несколько советов:
1. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение
необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое . Главное, конечно,
хотеть слышать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что
происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая
слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит
слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно,
прежде никогда не испытанное.
2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так
как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуком еще не
выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше
выбирать для слушания небольшие произведения .
3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или
инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных
инструментах). Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и
различить динамические оттенки музыкальной речи .
4. Конечно, слушать вокальную музыку легче , ведь текст всегда подскажет,
о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
5. В инструментальной музыке нет слов. Но от этого она не становится менее
интересной. П.И. Чайковский «Детский альбом» - какие только жизненные и
даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! С.С. Прокофьев
«Детская музыка» - музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый
ребенком. А произведения композитора С. Майкапара «В садике»,
«Пастушок» будут близки и понятны даже самым маленьким.
6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же
самых произведений .
Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать.
Всегда слушайте музыку, не отвлекаясь, вдумчиво. Учитесь наслаждаться
красочным музыкальным водопадом и тонко различать каждую хрустальную
струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая
упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало,
как вздумается».
7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием .
Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя
делать этого наспех.
8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных
солистов и коллективов . Все это поможет расширить знания о музыке,
позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.
3. Вывод
Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей
активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее
особенности. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров,
форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В
наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной
деятельности, развитию многообразных видов технических средств,
способных воспроизводить музыку становится доступной формой общения с
искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации
практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации
целенаправленного слушания музыки. Научить детей активно слушать
музыку – дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс
восприятия был активным и творческим.
Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать
следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального
воспитания; систематичность; постепенность; последовательность;
повторность.
Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки
активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей,
прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой
обогащения музыкальной культурой детей.
Музыкальные занятия оказывают влияние на формированию эстетического
вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают
внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальная
деятельность не что иное, как путь развития художественного вкуса детей,
воспитания любви к музыкальному искусству.
«Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков
эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного
воспитания» В.А. Сухомлинский.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981
2. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду.
Популярное пособие для родителей и педагогов. – «Академия развития»,
Ярославль, 1998
3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – «Академия развития», Ярославль, 1997
4. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное
Воспитание дошкольников. Учебное пособие. – Изд. Академ А, М., 1998
5. Сухомлинский В.А. ст. «Сердце отдаю детям»/П. Халабузарь, В. Попов,
Н. Добровольская. «Методика музыкального воспитания», М., - «Музыка»,
1990