Автор: Черникова Ольга Александровна Должность: учительфизической культуры Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 Населённый пункт: г.Чехов Московской области Наименование материала: статья Тема: Патриотическое воспитание младших школьников Раздел: начальное образование
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что
важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и
целостности
многонациональной
Российской
Федерации
является
патриотическое
воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России и других
странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в
другую,
привели
к
деградации
сложившейся
прежде
системы
патриотического
и
интернационального
воспитания.
В
сознание
людей
стали
проникать
безыдейность,
эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. Вызывает озабоченность
тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в
ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к государственному
флагу и гербу.
В условиях социальной нестабильности и отсутствия действенных идеологических
установок
оказалось
весьма
сложным
разработать
концепцию,
которая
бы
позволила
педагогам
определить,
какого
гражданина
следует
воспитывать,
какие
личностные
качества
необходимо
v
него
формировать.
В
результате
распространение
получили
различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка
с
неадекватным
толкованием
понятий:
"Отечество",
"гражданство",
"патриотизм",
"интернационализм", "национализм", "шовинизм", "фашизм", "сионизм", "антисемитизм",
"космополитизм" и т.д. В столь опасной ситуации происходит отход граждан России от
прежнего советского патриотизма и постепенное формирование нового — российского
патриотизма,
в
котором
должны
гармонически
сочетаться
традиции
героического
прошлого и сегодняшние реалии жизни.
Характеризуя создавшееся в стране положение, президент В.В.Путин говорит о том, что
даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном
смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью
позитивное
значение.
Это
чувство
гордости
своим
Отечеством,
его
историей,
свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это
источник
мужества,
стойкости,
силы
народа.
Утратив
патриотизм,
связанные
с
ним
национальную
гордость
и
достоинство,
мы
потеряем
себя
как
народ,
способный
на
великие свершения" (Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 30.12.1999).
[10,6]
В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего
России
нравственной
деградации,
слово
"патриотизм"
вновь
обретает
свое
высокое
значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников
учреждений
образования
и
культуры,
ученых,
государственных,
общественных
и
религиозных
деятелей.
По
их
мнению,
патриотическое
воспитание
является
важным
средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности
Российской
Федерации.
Важным
этапом
усиления
внимания
руководства
страны
и
населения к проблемам патриотического воспитания стала разработка государственной
программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005
годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г., № 122).
Патриотизм - есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в
его историческом и культурном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с той
местностью, где живём: раскрыть детям смысл понятия «малая Родина». Разобраться,
почему Родина дороже всего?
Я говорю о микрорайоне Венюково. С самого первого урока, урока знаний, я, как
классный руководитель, знакомлю детей с теми, событиями, память о которых дорога
каждому жителю нашего города: А.П.Чеховым, битвой близ с. Молоди, 70-летием со дня
битвы под Москвой, а также с народными и семейными традициями.
Для воспитания патриотизма на уроках физической культуры
использую все свои
знания
о
спортсменах,
приношу
фото,
рассказываю
о
прошедших
соревнованиях,
общаюсь с учащимися об увиденном. Во время Олимпийских игр совместно с учениками
веду дневник медалей.
Вначале эта работа осуществлялась на уроках, потом через внеурочную деятельность.
Так, например, ко Дню космонавтики, я провожу занятие «К полёту – готовы»,
связывая не только с подготовкой будущих лётчиков, но и рассказываю о героических
лётчиках,
чьими
именами
названы
улицы
нашего
города:
Гагарин,
Марков,
Гарнаев.
Первоклассники
составляют эти фамилии из букв, а будущий космический корабль
выкладывают из геометрических форм.
Во внеурочное время проводим народные праздники: «Праздник русской матрешки»,
«Праздник русской берёзки», а летом обязательно готовим мероприятие ко дню рождения
А.С.Пушкина. 12 февраля, отправляя детей на каникулы провели «Масленицу», где
учащиеся
познакомились
с
русским
фольклором.
С
огромным
удовольствием
поучаствовали в соревнованиях по перетягиванию каната, где каждый «болел» за свой
класс, «свою малую родину».
В плане военно- патриотического воспитания дети нашей школы побывали на экс -
курсии в музее на базе колледжа №32,много узнали о героях-земляках. Из года в год, по
уже сложившейся традиции, проводим вахту памяти с возложением цветов к местному
мемориалу героям-землякам 8 мая и 22 июня и мемориальной доске по улице Маркова,д
№1, готовим концертную программу для ветеранов и тружеников тыла к 23 февраля и 9
Мая.
С большим интересом учащиеся отнеслись к военно-патриотической игре «Зарница»,
подготовленной к 22 июня, в день памяти и скорби. Эту игру мы готовили совместно с
Китчиевой А.Л., когда вместе работали на одном отряде, организованном из параллельных
классов.
Игра
была
проходила
по
станциям;
«Оказание
помощи
раненым»,
«Историческая»,
«Штаб»,
где
дети
разгадывали
зашифрованные
имена
полководцев.
Последней станцией была «Спортивная»,где участники соревновались в эстафетах
Учитель
нашей
школы
Голиевская
М.П.
организовала
экскурсию-субботник
по
очищению территории возле венюковского родника вместе со своими учениками и их
родителями.
Работая
в
данном
направлении,
можно
с
уверенностью
сказать,
что:
учащиеся
с
интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами
являются
участниками
творческого
процесса.
Повышается
их
культурный
уровень,
возникает потребность в получении новых знаний о Родине, её природе,
народных
традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего
Отечества.