Напоминание

Рисунок интерьера.


Автор: Пурнова Оксана Евгеньевна
Должность: преподаватель рисунка, живописи, композиции
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ Городского округа - г. Камышин
Населённый пункт: г. Камышин, Волгоградской области.
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Рисунок интерьера.
Раздел: дополнительное образование





Назад







Интерьер
-внутреннее пространство архитектурного сооружения или внутренний вид
любого помещения. Основная цель в рисовании интерьера: Совершенствовать знания и навыки рисования. Развивать объемно-пространственное мышление. Закреплять знания по практическому применению законов перспективы и светотени. Развивать чувство пропорций. Рисование интерьера основано на законах перспективного изображения простых геометрических форм, например куба и близких ему прямоугольных форм. Любой интерьер всегда приближен к этим объемам, т. к. большинство помещений в плане прямоугольны. Пол, потолок, стены есть плоскости куба или параллепипеда, ограничивающие замкнутое пространство. Здесь возникает важная задача – развитие глазомера и наблюдательности, умение видеть и чувствовать глубину и масштабность. И перед детьми ставиться несколько педагогических задач. Преподаватель должен научить: 1. Видеть явления перспективы и передавать их в рисунке; 2. Видеть общую форму предметов и с нее начинать; 3. Точно видеть соотношение размеров (пропорции) , т.е. правильно определять размеры натуры и ее частей – развивать глазомер. 4. Видеть конструктивную основу формы и использовать ее при построении рисунка; 5. Знать законы перспективы и освещения 6. Видеть движения и пластику формы, уметь передавать их в рисунке; 7. Видеть наиболее характерное в натуре и образно передавать в рисунке. Первые задания по рисунку интерьера не должны быть сложными, т.к. помимо рисунка ученику надо освоить целый ряд научных положений. Чтобы работа проходила успешно, необходимо соблюдать следующие правила: - предварительный анализ постановки; - композиционное размещение изображения на листе бумаги; - передача формы предметов и их пропорций; - конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости; - выявление объема предметов средствами светотени;
- детальная прорисовка формы предметов; - обобщение, подведение итогов работы над интерьером. В изображении интерьера особое значение имеет линейно-конструктивный метод построения изображения и знание законов перспективы, что позволяет четко проследить за ходом построения изображения предметов в рисунке. Приступая к рисунку интерьера надо заранее все обдумать и предусмотреть, почувствовать, понять и передать особенности интерьера. Так, например, одна и та же комната выглядит по-разному при дневном освещении и при электрическом. Выбрав наиболее удачный вид интерьера, его надо вкомпоновать в лист бумаги. То, что мы видим в натуре, не всегда можно уместить в рисунке. Поэтому важно правильно выбрать точку зрения (линию горизонта). От этого зависит правильное композиционное решение. Каждый интерьер имеет несколько точек зрения, и важно выбрать наиболее выгодную. Это может быть часть помещения или все целиком. Теперь можно переходить к композиционному размещению интерьера на листе бумаги. Учащийся может воспользоваться «видоискателем»(в небольшом листе бумаги вырезать прямоугольное отверстие). Затем на отдельном листе бумаги сделать тональный набросок, чтобы лучше решить композиционную задачу. Возможно, благодаря наброску, придется немного изменить композицию -- чуть-чуть сдвинуть рисунок вправо или влево. В рисунке интерьера должен быть выявлен композиционный центр. Обычно его выделяют контрастным тоном. В то же время, выделяя главное тоном, надо следить, чтобы его отличие от всего остального в изображении не было чрезмерным. В композицию интерьера входят не только предметы обстановки, но и окружающая среда. Она должна быть не простым нейтральным фоном, а действующим композиционным элементом. Это обязывает правильно найти тоновое соотношение фона с предметами интерьера. Решив окончательно композиционную задачу, можно приступать к рисунку. Вначале намечают общий вид интерьера. Затем проверяют рисунок по перспективе: точно намечают линию горизонта, точки схода уходящих в глубину параллельных линий, правильность расположения предметов на полу и конструктивную слаженность рисунка каждого объекта интерьера. Рисунок интерьера целесообразно начать с легкого изображения всего вида, а затем переходить к аналитической части работы. Первое живое, непосредственное восприятие натуры поможет правильно установить взаимосвязь всех компонентов интерьера: объема и характера формы предмета, тоновые отношения света и тени. Наметив в легких и тональных отношениях рисунок интерьера, проверив его по перспективе, можно переходить к детальной прорисовке каждого предмета в отдельности.
При прорисовке деталей предметов (особенно дальнего плана) не надо торопиться сильно нажимать карандашом на бумагу. Это может привести к нарушению тональных отношений, а следовательно, к неубедительной передаче пространства. Линейная перспектива помогает правильно расположить предметы в пространстве и выразить характерные особенности их формы. Воздушная перспектива дает возможность правильно решить тональную задачу рисунка. Поэтому, рисуя интерьер, где объем пространства не так велик и разница в планах почти не заметна, нужно разбить условно свой рисунок на два-три плана и решать каждый соответственно его характеру. Это поможет справиться с воздушной перспективой. Начинать лучше со среднего плана. Он поможет найти тональную разницу между первым (ближним) и дальним планом, проверить перспективную закономерность в построении изображения. Наглядной иллюстрацией передачи пространства может служить Интерьер с лампой. Новожилова А. (карандаш) На первом плане изображен стул с драпировкой. Они прорисованы очень тщательно. Преобладает четкость форм. На втором плане стол с книгами и настольной лампой. Все изображено достаточно четко, но по силе тона слабее (светлее) первого плана. Плотность форм предметов второго плана не столь плотна, как первого. На третьем плане – бюст на подиуме. Изображения даны очень обобщенно, без прорисовки деталей, что подчеркивает дальний план. При рисовании натюрморта решаются не только учебные задачи, но и художественно-
творческие. Здесь требуется и большая степень мастерства и разнообразие в использовании рисовальных материалов. Натурные постановки можно выполнять простым карандашом или сменить его на уголь, мокрый соус, сангину. Уголь позволяет шире взять палитру тональных градаций. Им легко передавать фактуру материала, эффекты освещения и пространство. Углем можно работать и на белой бумаге, и на цветном тонированном картоне. Панкратова И. (сангина). Самарай Л. (уголь).
Литература
М.В. Федоров.
Рисунок и перспектива. ( издательство Искусство. М.1960г)
Н.Г. Ли.
Основы учебного академического рисунка: Учебник. ( М. Эксмо, 2008г)
Ю.Я. Герчук
. Основы художественной грамоты. ( издательство Учебная литература. М. 1998 г).
Н.Н. Ростовцев
. Учебный рисунок. (Просвещение, М. 1985г)
Н.Н. Ростовцев
. Академический рисунок. (Просвещение, Владос, М. 1995г)


В раздел образования