Формирование культуроведческой компетентности на уроках русского языка в начальной школе
Автор: Семенова Наталья Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ Краснохолмская СОШ №2 Населённый пункт: Калтасинский район, село Краснохолмский Наименование материала: статья Тема: Формирование культуроведческой компетентности на уроках русского языка в начальной школе Раздел: начальное образование
Методические основы изучения пословиц и поговорок на уроках
русского языка и литературного чтения в начальной школе
Современная
школа
уделяет
изучению
половиц
очень
большое
внимание, особенно на уроках русского языка и литературного чтения. И это
не
случайно,
ведь
пословицы
и
поговорки,
созданные
русским
народом,
составляют
неоценимое
богатство
русского
языка.
Знакомство
с
ними
в
школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку,
повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и
более
глубокому
изучению
литературы,
обогащает
учащихся
народной
мудростью.
Пословицы и поговорки обязательно должны использоваться в работе
всеми учителями начальных классов. Задача педагога состоит в том, чтобы
найти
максимум
педагогических
ситуаций,
в
которых
может
быть
реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности.
Пословицы
и
поговорки
позволяют
оживить
урок,
повысить
его
познавательное значение, привить любовь к языку.
Работа с пословицами и поговорками кропотливая, так как применение
их к событиям во многих случаях затруднено. Прежде чем начать работу с
пословицами
и
поговорками,
учитель
должен
продумать
объяснение
их
детям, ситуации и случаи применения их в речи, составить предложения,
устно
обыграть
их.
Можно
завести
с
детьми
специальную
тетрадь
для
пословиц.
Основная работа с пословицами — это раскрытие их смысла, прямого и
переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы «Труд кормит, а лень
портит». Ребята говорят: тот кто работает, тот трудится, того уважают. Кто не
хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему платят
деньги. Лень портит человека».
При работе с пословичным материалом следует обратить внимание на
следующие моменты:
знакомство с мудрым словом возможно не только на уроках русского
языка и чтения, но и на других уроках;
подбирать и применять только те пословицы и поговорки, которые
доступны пониманию учащихся;
пословицы и поговорки можно использовать на любом этапе урока;
количество пословиц и поговорок, которые можно давать детям за один
урок, установлено и теоретически и практически, и экспериментально
—
их
не
должно
быть
более
7-9.
Именно
такое
количество
предложений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за
45 минут;
перечень пословиц и поговорок должен систематически пополняться. В
их подборе принимают участие и ученики. Они подбирают пословицы,
записывают их в тетрадь по чтению, природоведению или запоминают
наизусть;
некоторые
пословицы
могут
использоваться
несколько
раз
при
изучении разных тем.