Напоминание

Формирование культуроведческой компетентности на уроках русского языка в начальной школе


Автор: Семенова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ Краснохолмская СОШ №2
Населённый пункт: Калтасинский район, село Краснохолмский
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуроведческой компетентности на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад





Методические основы изучения пословиц и поговорок на уроках

русского языка и литературного чтения в начальной школе
Современная школа уделяет изучению половиц очень большое внимание, особенно на уроках русского языка и литературного чтения. И это не случайно, ведь пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Пословицы и поговорки обязательно должны использоваться в работе всеми учителями начальных классов. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Пословицы и поговорки позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку. Работа с пословицами и поговорками кропотливая, так как применение их к событиям во многих случаях затруднено. Прежде чем начать работу с пословицами и поговорками, учитель должен продумать объяснение их детям, ситуации и случаи применения их в речи, составить предложения, устно обыграть их. Можно завести с детьми специальную тетрадь для пословиц. Основная работа с пословицами — это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы «Труд кормит, а лень портит». Ребята говорят: тот кто работает, тот трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему платят деньги. Лень портит человека».
При работе с пословичным материалом следует обратить внимание на следующие моменты:  знакомство с мудрым словом возможно не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках;  подбирать и применять только те пословицы и поговорки, которые доступны пониманию учащихся;  пословицы и поговорки можно использовать на любом этапе урока;  количество пословиц и поговорок, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически и практически, и экспериментально — их не должно быть более 7-9. Именно такое количество предложений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 45 минут;  перечень пословиц и поговорок должен систематически пополняться. В их подборе принимают участие и ученики. Они подбирают пословицы, записывают их в тетрадь по чтению, природоведению или запоминают наизусть;  некоторые пословицы могут использоваться несколько раз при изучении разных тем.


В раздел образования