Роль экскурсий в формировании экологической грамотности дошкольников и младших школьников
Автор: Килевич Ксения Сергеевна Должность: магистрант Учебное заведение: мгпу иппо Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: Роль экскурсий в формировании экологической грамотности дошкольников и младших школьников Раздел: начальное образование
Роль экскурсий в формировании экологической грамотности
дошкольников и младших школьников
Килевич К.С.,
магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ.
Научный руководитель – Козина Е.Ф.,
к.п.н., доцент, ГАОУ ВО МГПУ
г.Москва
Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования у детей
дошкольного и младшего школьного возраста экологической грамотности;
представлены разнообразные трактовки данного понятия, конечные цели процесса
формирования, принципы организации и критерии оценки. Автор рассматривает
экскурсию как оптимальную форму для формирования у воспитанников всех
компонентов экограмотности.
Ключевые слова: экологическая грамотность, экологически грамотная
личность, формирование экологической грамотности, дошкольники, младшие
школьники, экскурсия.
Annotation . The necessity of forming for the children of preschool and junior
school age of ecological literacy is reasonable in the article; various interpretations of
this concept, ultimate goals of forming process, principles of organization and criteria of
estimation, are presented. An author examines an excursion as optimal form for forming
for the pupils of all of the tools of ecological literacy.
Keywords : ecological literacy, ecologically literate personality, forming of
ecological literacy, preschool children, junior schoolchildren,
excursion.
Реализация современных ФГОС ДО и ФГОС НОО в условиях глобализации
обостряющихся экологических проблем предполагает формирование у ребенка
экологической грамотности, под которой понимается уровень естественнонаучных
знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека,
позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности.
«Это особый вид деятельности, который характеризуется совокупностью системы
знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко
всему живому и окружающей среде» [1, с. 84]. В целом экологически грамотная
личность как ожидаемый результат данного процесса характеризуется тремя
главными особенностями: 1) психологическая включенность в мир природы; 2)
субъективный характер восприятия природных объектов; 3) стремление к
взаимодействию с миром природы [8].
Формирование экологически грамотного человека необходимо начинать на
эмоционально-аксиологическом уровне с дошкольного, а на осознанном
«знаниевом» – с младшего школьного возраста, когда приобретенные знания
могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Однако анализ
соответствующей литературы показал неоднозначность понимания его сути. В
своей работе мы исходим из того, что это целенаправленный, организованный,
систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс
формирования экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений,
нравственных качеств, обеспечивающий становление и развитие у личности
ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Это
предполагает решение в учебном процессе следующих актуальных задач: а)
усвоение ребенком ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе
которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и наоборот;
б) понимание многосторонней ценности Природы как источника материального и
духовного развития общества; в) овладение прикладными знаниями,
практическими умениями и навыками рационального природопользования,
развитие способности оценить состояния природной среды, принимать
правильное решение по ее улучшению; г) выработка умений предвидеть
возможные последствия своей деятельности в природе; д) формирования понятия
о взаимосвязях в природе; е) развитие духовной потребности в общении с
природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию
окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера; ж)
формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению
природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого
отношения к действиям людей, наносящих вред природе.
Показателями же сформированности экологической грамотности младшего
школьника могут служить проявления: 1) выполнение ряда правил поведения в
окружающей среде вошло в привычку – ребенок контролирует свои действия,
соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех
или иных объектов окружающей среды; 2) развита потребность в заботливом
отношении к тем или иным представителям животного и растительного мира; 3)
вполне способен самостоятельно выбирать объекты своей экодеятельности; 4)
потребность в знаниях экологического содержания пытается реализовать в
свободное от уроков время; 5) доброта, отзывчивость, внимание к окружающим
людям, природе сопровождается готовностью оказать помощь нуждающимся в
ней.
Поскольку конечная цель формирования у воспитанников экологической
грамотности – ответственное отношение к окружающей среде, ее достижение,
несмотря на очевидную деятельностно-естественнонаучную основу, не возможно
исключительно в рамках одного учебного предмета (в ДОУ – тематического
направления). Это сложный, комплексный процесс, в коем важная роль отводится
межпредметным связям. Оптимальные возможности для становления
экологической грамотности дошкольников и младших школьников представляет
смешанная модель, при которой все учебные дисциплины (ДОУ – направления
работы) сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, а
координирующую роль возьмет на себя предмет естественнонаучного цикла –
«Окружающий мир» [6].
В целом процесс формирования экологической грамотности ребенка
организуется в соответствии с принципами:
1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является
составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением и
строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к
раскрытию современных экологических проблем.
2. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство
интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и
практической деятельности по ее улучшению.
3. Процесс формирования экологической грамотности воспитанников
опирается на принципы систематичности, непрерывности и
междисциплинарности в содержании, организации экологического развития.
Со всей определенностью можно утверждать, что процесс формирования
ответственного отношения к природе является составной частью общей системы
воспитания, актуальным ее направлением и строится на взаимосвязи глобального,
регионального и краеведческого подхода к раскрытию современных
экологических проблем; в основе формирования бережного отношения к природе
лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей
среды и практической деятельности по ее улучшению [9]. Следовательно,
экологическая грамотность предполагает наличие у индивида базовых социально-
бытовых экологических знаний и умений, необходимых для осмысления
конкретных экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни,
способность и готовность совершать элементарные природоохранительные
действия и адекватные поступки в ситуациях экологического характера [6].
Содержание экологической грамотности как минимальной необходимой
ступени в экологическом становлении личности определяется в рамках
личностного контекста. Как считают В.А. Ермоленко, Р.Л. Перченок, С.Ю.
Черноглазкин, экологическая грамотность связана с формированием обыденных
(социально-бытовых) знаний и умений в области экологии, введением в
практическую социально-бытовую экологию, где осваиваются элементарные
знания об экологии жилища, поселений, пищи, досуга, производственных
процессов и трудовой деятельности людей [5]. Именно поэтому особое внимание
необходимо уделять формам, методам и средствам формирования экологической
грамотности, которые можно подразделить на разновидности: традиционные,
активные, инновационные. Различаются следующие виды занятий: урок как
традиционная форма (вводные, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы,
исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач и др.);
специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, учебные дискуссии,
ролевые игры); внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод,
эксперимент, решение экологических задач); факультативы, лекции, рассказ,
просмотр кинофильмов, различные виды экскурсий, использование средств
массовой информации [7]. При этом наиболее оптимальными формами
организации получения вышеперечисленных знаний и умений являются
экскурсия, в том числе по экологической тропе (в ДОУ – экотропинке).
Экскурсия – один из видов занятий и основная форма организации работы по
формированию экологической грамотности, одна из трудоемких и сложных форм
обучения. Ее преимущество в том, что она позволяет в естественной обстановке
познакомить детей с объектами и явлениями природы. Так, знакомство с
растениями, животными и условиями их обитания способствует образованию
первичных представлений о взаимосвязях в природе.
Экскурсии во всем их разнообразии способствуют развитию детской
наблюдательности, возникновению интереса к первозданной природе и
социальной среде. Так, в ходе экскурсий на промышленные предприятия
обучающиеся узнают об источниках загрязнений и их составе, о последствиях
загрязнения окружающей среды и влиянии отходов на экологическую обстановку
города, а также о способах утилизации и ликвидации загрязнителей. При этом
формируется элементарное умение предвидеть последствия некоторых
человеческих действий по отношению к окружающей среде и находить способы
уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека.
Значительную роль в формировании экограмотности играет посещение
экологических экспозиций в учреждениях культуры: музеев природы,
краеведческих музеев, национальных парков, заповедников и т.д. [3, 4].
В целом акцентирование внимания экскурсантов на взаимосвязях
наблюдаемых объектов и среды их обитания, характер взаимовлияния
способствовало появлению особой разновидности – экологической экскурсии (от
лат. «еxcursiо» – поездка), под которой понимается форма экологического
образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов
или учреждений культуры в образовательных целях [5].
Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с их
движением, что содействует укреплению здоровья [2]. Находясь в лесу, на берегу
реки и т.п., воспитанники собирают разнообразный материал для последующих
наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и
кустарников, ракушки и т.д.). При этом у ребенка необходимо воспитывать любовь
«ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без
чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и
беззащитному, слабому и нежному» (по В.А. Сухомлинскому). Все это составляет
аксиологический компонент экскурсии.
Задачи образовательного ее компонента заключаются в освоении детьми
системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о
природе [3]. Развивающий же стимулирует формирование у дошкольников и
младших школьников: а) навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; б)
сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет
и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и
пр.); в) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения,
классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени
сложности); г) воображения и творческих способностей.
То есть, при разработке экскурсии, нацеленных не только на формирование
экологической грамотности ребенка, но и развитие в целом, важно ставить и
решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего
характера. Экологическая же экскурсия направлена на освоение детьми
разнообразных биоценологических связей в мире природы: 1) между органами
животных и растений и их функциями; 2) между средой обитания живых существ
и особенностями их строения, образа жизни; 3) между состоянием конкретных
живых объектов и условиями их существования; 4) между различными живыми
существами в одной экосистеме.
Поскольку большинство экскурсий в ДОУ и начальной школе носит
комплексный характер, а использование всех их разновидностей направлено на
воспитание у ребенка любви к природе и осознанного, бережного отношения к
ней, все это способствует важному в свете реализации ФГОС НОО II поколения
формированию экологической грамотности младших школьников. То есть,
экскурсию модно рассматривать как наиболее эффективную форму последнего.
Литература
1. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф.
Виноградова. – М.: Академия, 1999. – 133 с.
2. Добротин, Д.Ю. К методике изучения проблем здоровья и здорового
образа жизни / Д.Ю. Добротин // Химия в школе. – 2013. – №6. – С.15-21.
3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед.
учебн. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2007.
– 176 с.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.:
Гардарики, 2009. – 528 с.
. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия,
2008. – 496 с.
6. Козина, Е.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников
в условиях многообразия видов деятельности / Е.Ф. Козина // Проблемы
формирования экологической культуры младших школьников: материалы кругл.
стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов 19.12. 2013 г. / сост.
М.С.Смирнова. – М.: Экон-информ, 2014. – С.7-11. 161
7. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной
школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2002. – № 1. – С.57-59.
8. Минаев, В.М. Внеклассная работа по природоведению / В.М. Минаев. –
Мн.: Харвест, 2009. – 275 с.
9. Смирнова, М.С. Методические приемы формирования основ
экологической культуры / М.С. Смирнова // Начальная школа. – 2014. – №9.– С.45-
49.
1 0 . P
Damerell,
C
Howe,
and
E.J.
Milner-Gulland. 2013.
Child-orientated
environmental
education influences
adult
knowledge
and
household behaviour.
Environmental Research Letters 8: 015016.
11.
Laura
Barraza.
1999.
Children’s
Drawings
About the
Environment.
Environmental Education Research 5, 1: 49–66.