Напоминание

"Учимся писать письма. Письмо другу с урока. 3 класс"


Автор: Хозяшева Жанна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ№2
Населённый пункт: город Алапаевск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Учимся писать письма. Письмо другу с урока. 3 класс"
Раздел: начальное образование





Назад




Русский язык (3 класс)
Тема: Учимся писать письма. Письмо другу с урока.

Цель
: Формировать у младших школьников навыков изложения информации в письменном виде.
Задачи
: Учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию Развивать коммуникативные навыки (умение четко отвечать на поставленные вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, аргументировать свое мнение) Развивать навыки самоконтроля. Воспитывать бережное отношение к слову (наблюдение за языковым оформлением писем в зависимости от адресата.)
(Слайд 1)

Ход урока

1.

Организационный момент.
Здравствуй мир! Это я, А вокруг страна моя. Солнце в небесах горит И у ног земля лежит. Здравствуй же, родная школа, Здравствуй, дом мой самый лучший, Здравствуй, край, родной могучий! Здравствуй же, страна моя! Здравствуй мир!


Проснулся Я!
2. Постановка цели урока. Актуализация знаний.
- У меня в сундучке лежит один предмет. Что это, вы узнаете, если внимательно послушаете легенду. Перенесёмся в далёкое прошлое. (читает ученик) Легенда В давние времена подарки дарили с тайным умыслом. Однажды персидскому царю принесли подарки от вождей другой страны. Вот они: птица, мышь, лягушка и стрелы. Задумался царь, что обозначают эти предметы?
(Слайд 2)
 Почему задумался царь?  Какой смысл вложили бы вы? А вот, что подумал царь? - Неужели они решили сдаться нам? Мышь обитает в земле, лягушка в воде, а птица в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, и вместе со стрелами свою храбрость и силу! А мудрец, услышав это толкование, опечалился.  Как вы думаете, почему опечалился мудрец? А мудрец, услышав это толкование, опечалился и сказал, что, скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озёра, то погибнете под ударами наших стрел.  Почему мудрец и царь по-разному поняли смысл подарков? - В древности люди обменивались информацией, посылая разные предметы. Это получалось не особенно понятно. И постепенно люди стали использовать то, что лежит сейчас в сундучке. ( С помощью этого люди передают информацию на расстоянии) - Что находится в сундучке? (письмо) - Почему возникла необходимость в письмах?
(В письмах заключалась наиболее понятная адресату информация.) - В современном обществе существует множество способов передачи информации: телефонный разговор, видеосвязь, смс – сообщения. - Так может быть, письма изжили себя? - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
( Слайд 3)

тема: Учимся писать письма.
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Какие поставим перед собой цели? Чему учиться?
( Слайд 4)

Цели:
А) учиться писать письма Б) учиться бережному отношению к слову В) обогащать словарный запас
3. Изучение нового материала

а) история письма
- Напомните мне, пожалуйста, что такое письмо?
(Слайд 5)
- Заглянем в словарь
(Слайд 6)
( Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.) Словарь Ожегова Письмо (слово на доску) - Какие орфограммы встретились в слове?

Ученик.
В 18 веке появляются произведения, основанные на переписке действующих лиц, в так называемой эпистолярной форме. Эпистола - ( от лат письмо)- литературное произведение в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора.
(Слайд 7)

Ученик.
Письма люди писали друг другу ещё издавна. Если мы захотим узнать об истории письма, то будем удивлены разнообразием форм, размерами посланий, и даже материалами, которые использовались в процессе написания: папирус, пергамент, глиняные дощечки,береста, черепки.
(Слайд 8)

Ученик
На Руси слово письмо вошло во всеобщее употребление лишь с 18 века. До этого использовали название « грамота». Первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краями процарапывали буквы костяным «писалом». - Почему появились письма? - Для чего нужны письма?
(Слайд 9)
- Несмотря на смену времён, традиций, эпох до наших дней сохраняется деление писем на группы. - Все письма делятся на:
(Слайд 10)

письмо –пожелание

письмо-поздравление

письмо-повествование

б) словарная работа

- Проведём словарную работу. (проводит ребёнок)
(Слайд 11)
1.Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. ( конверт) 2.Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. ( адрес) 3.Цифровое условное обозначение населённого пункта. ( индекс) 4. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. ( почтальон) 5. Человек, которому адресовано письмо. ( адресат)
в) пирамида знаний о письме
- А сейчас построим пирамиду знаний о письме. Какие требования к оформлению письма вам уже знакомы.  Мысли в письме излагаются четко и последовательно  Письмо должно быть написано грамотно.  Если вы сомневаетесь в написании того или иного слова, обратитесь к орфографическому словарю.  Не используйте в письмах слова, значения которых адресат может не знать.  Не следует писать письмо, когда ты в плохом настроении. Письмо – фотография души  Прежде, чем начать писать письмо, чтобы оно получилось красивым, надо продумать его мысленно, составить план
(памятка на столе
) - В каких случаях вы будете писать письма друзьям?
(
Когда уезжаем из дома.)
- Как вы думаете, что должно интересовать друзей в ваших письмах?
(
Если мы живем в спортивном лагере, то какой лагерь, как выглядит место, где я живу. Кто мои друзья и воспитатели. Как проходит день в спортивном лагере. Как мое здоровье. Что было на обед или ужин. Интересные случаи.)
-
А что хотели бы вы узнать из ответного письма ?
(
Что нового произошло. Чем занимаются друг.)
г) Обсуждение особенностей построения письма.

1. Обращение.

-
С чего обычно начинают письмо?
(
С обращения к тому, кому адресовано письмо).
Обращение (карточка на доску)

(Слайд 12)
- Как можно обратиться к другу? Здравствуй, Алёша! Привет, Светлана! Здравствуй, мой дорогой друг Кирилл!
-
Посмотрите, как обращаются в письмах. Можете определить, к кому обращаются? - Почему так важно правильно обращаться в письме?
(Слайд 13)

-
Есть правило: ! СЛОВО, КОТОРОЕ НАЗЫВАЕТ ТОГО, К КОМУ ТЫ ОБРАЩАЕШЬСЯ (ОБРАЩЕНИЕ), ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЗАПЯТЫМИ ИЛИ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ.
2. Основная часть письма.

- О чём дальше будем писать в письме?

Основная часть (карточка на доску)


-
В основной части описывается причина написания письма: «Я очень скучаю…», «Мне необходим твой совет…», «Получила от тебя письма…». - О чем можно рассказать в основной части письма?
(
Рассказ о своей жизни, о каких-то своих делах, событиях. ) - Если вам хочется что-то узнать о жизни вашего друга, как вы это сделаете?
(
Нужно задать вопросы.)
-
Какие можно задать вопросы?
(
Как здоровье? Какие у тебя новости? Получил ли ты мою фотографию?) - В письме обязательно надо написать слова благодарности. Спасибо за письмо. Спасибо за подарки.
3. Заключительная часть письма.

-
Как закончить письмо?
Прощание (карточка на доску)

(Слайд 14)
Пиши мне чаще. Жду ответа. Передайте привет Мише. До скорой встречи. До свидания.
-
Посмотрите, как прощаются в письмах. Можете определить, с кем прощаются в письмах? - Что ещё пишут в конце письма?
Подпись

Дата (Карточки)
- Почему так важно правильно проститься в письме? Повторим, из каких частей состоит письм? По ходу беседы на экране демонстрируется таблица:
Схема текста письма

Письмо

1. Обращение. Начальная фраза о состоянии переписки. Дорогая бабуля! Мои дорогие мама и папа! Получил(а) ваше письмо… 2.Основное содержание письма, сообщение о новостях. Опишу вам, как идет жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей… Живем мы весело: ход и м в п оход ы , и г р а е м , к у п а ем с я в м о р е . К н а м приезжали гости – белорусские школьники. 3.Вопросы к родным и близким. Благодарность. Просьбы. Приветы. Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Какие новости? Спасибо за то, что сообщили в письме о том, как отдыхают мои одноклассники. Спасибо за подарки. Я прошу тебя писать мне чаще. Передайте большой привет Марии Петровне и Кате. 4.Прощание. Подпись. Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу). До свидания. До скорой встречи! Ваш сын Сережа. 17 июля 2010 года. Анапа.
4 Работа в парах «Собери письмо»

(Слайд 15)
- Сейчас я проверю, как вы запомнили части текста. Поработаем в парах. Прочитайте письма. - Понравились они вам? Почему? - Попробуйте поменять части так, чтоб получилось красивое письмо.
5. Орфографическая подготовка.

-
Какие предложения встретятся в письме? - Какие знаки поставите в конце этих предложений?
- О написании каких слов хотите спросить? - Где можно узнать, как пишется слово? 7
(
В словаре.)
6.Гимнастика для глаз

(Слайд 16)

7. Самостоятельная работа.
- Сегодня я предлагаю вам написать письмо другу о своей работе на уроке русского языка по плану – памятке. После обращения к нему можете так и написать: «..Пишу тебе на уроке русского языка. Мы сегодня…..и т. д.». - О чём можно написать с урока? (- О том, что делали на уроке, чему и как учились, как относились к работе, как себя ощущали в разных видах деятельности, как общались, работая в группах, и т. д. ) - Можете использовать наши традиционные слова: «Я понял… Я научился… Мне было...». - Это письмо будет итогом работы, оно покажет, удалось ли достичь поставленную цель. Желаю успеха. Пишут.
8. ПРОВЕРКА - рефлексия.
Несколько человек зачитывают свои письма, все желающие высказывают своё мнение о качестве составления текста письма, о чувствах, которые хотели передать, и что испытывали сами.

Вывод:
Считаю, что на первый раз получилось неплохо. Мы продолжим работу по составлению красивых интересных писем, предназначенных разным людям на следующих уроках. У нас остался ещё очень важный момент: научиться правильно писать адрес на конверте. Поэтому я предлагаю поинтересоваться в нашем почтовом отделении, в каких конвертах можно отправлять письма, какие марки наклеивать, и к следующему уроку развития речи принести чистый конверт с маркой. Дома на отдельном листе напишите небольшое письмо о своём любимом занятии в свободное время. Адресата выберите сами. Предлагаю памятку, которая поможет вам правильно проверить написанное, исправить грамматические ошибки
(приложение ).
На следующем уроке развития речи мы напишем адрес на конверте, и вы сами можете опустить письмо в почтовый ящик. А почтальон доставит письмо вашему адресату на дом, в почтовый ящик указанной квартиры.
(Слайд 17)
- Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма!
Оценки за урок
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало
фразы из рефлексивного экрана
на доске: 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно…
3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрел… 9. Я научился… 9 10. У меня получилось … 11. Я смог… 12. Я попробую… 13. Меня удивило… 14. Урок дал мне для жизни… 15. Мне захотелось… 16. Мои достижения на уроке... 17. Сегодня на уроке я научился... 18. Мне было интересно.. 19. Мне было трудно... 20. Я понял, что... 21. Я почувствовал, что... 22. Больше всего мне понравилось... 23. Урок навёл меня на размышления... (заставил задуматься) 24. Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен). потому что. , 25. Я выбирал эти задания на уроке, потому что:
10
«Собери письмо»
(Восстанови письмо, правильно распределив его части, к какому типу письма относится) Запишите только числа в нужном порядке.
Письмо№1
 А что интересного вы, ребята, можете рассказать про свой город?  Дорогие ребята!  Вот мы и рассказали про свой город.  Мы очень любим свой город. В нём много зелени, старинных домов. Мы гордимся, что в нашем городе есть музей П.И.Чайковского. Вообще в нашем городе есть много хорошего.  Пишут вам Юля и Дима.  Будем с нетерпением ждать ваших писем.
«Собери письмо»


(Восстанови письмо, правильно распределив его части, к какому типу письма относится) Запишите только числа в нужном порядке.
Письмо № 2
 Твой друг Юрий Гагарин.  Но в школе ты станешь грамотным человеком – ты научишься дружить.  Вот ты и стал большим, вот ты и стал школьником. Задача перед тобой стоит важная, трудная – научиться писать, читать и считать. Все люди на земле: лётчики, агрономы, рабочие и моряки – начинали учиться с такой же палочки в твоей
тетради, с первой буквы на доске, с первого слова в букваре.  Дорогой друг! Желаю тебе счастья, здоровья, успехов в учёбе.  Мой дорогой друг!
«Собери письмо»
(Восстанови письмо, правильно распределив его части, к какому типу письма относится) Запишите только числа в нужном порядке.
Письмо №3
 Пусть первые весенние лучи подарят тебе хорошее настроение!  Прими мои самые искренние поздравления с замечательным весенним праздником — Международным женским днем 8 Марта  Дорогая мама!  Желаю тебе здоровья, красоты и нежности. Пусть в твоей жизни всегда шагают рядом радость, удача и надежда.  С любовью твой сын(дочь).

Схема текста письма

Письмо
1. Обращение. Начальная фраза о состоянии переписки. Дорогая бабуля! Мои дорогие мама и папа! Получил(а) ваше письмо… 2.Основное содержание письма, сообщение о новостях. Опишу вам, как идет жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей… Живем мы весело: ход и м в п оход ы , и г р а е м , к у п а ем с я в м о р е . К н а м приезжали гости – белорусские школьники. 3.Вопросы к родным и близким. Благодарность. Просьбы. Приветы. Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Какие новости? Спасибо за то, что сообщили в письме о том, как отдыхают мои одноклассники. Спасибо за подарки. Я прошу тебя писать мне чаще. Передайте большой привет Марии Петровне и Кате. 4.Прощание. Подпись. Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу). До свидания. До скорой встречи! Ваш сын Сережа. 17 июля 2010 года. Анапа.

План написания письма.
1. Обдумываю содержание письма (о чём хочу написать). 2. Выбираю вид основного текста (описание, рассуждение, повествование). 3. Составляю план текста (последовательность изложения мыслей). 4. Обдумываю слова-обращения. 5. Продумываю вопросы и пожелания. 6. Подбираю слова прощания. ………………………………………………………………………………………. .
Проверка написанного письма.
1. Перечитай текст целиком для проверки последовательности изложения мыслей. 2. Перечитай слова, в написании которых сомневался, и подбери проверочные слова или посмотри в словаре. 3. Если нашёл ошибки, исправь их аккуратно, чисто. 4. Дай, по возможности, проверить взрослым, или заранее извинись за
возможные ошибки.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники