"Учитель - ключевая фигура в формировании коммуникативной культуры"
Автор: Шамаль Ирина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Ульканская СОШ №2" Населённый пункт: п Улькан Наименование материала: Статья из опыта работы Тема: "Учитель - ключевая фигура в формировании коммуникативной культуры" Раздел: начальное образование
тема «Учитель – ключевая фигура в формировании коммуникативной
культуры»
1 слайд: музыка, росток дерева , он растёт
Человек подошел к дереву, вежливо пнул его ногой и попросил:
- Дерево, одолжи мне смысл жизни.
- Зачем тебе смысл моей жизни? – проснулось Дерево.
- Я запутался.– сказал Человек. – Понимаешь, не знаю, куда идти, не знаю
зачем. Время проходит, а я не знаю толком, кто я.
Я устал от неопределенности, устал бояться, что сделаю что - нибудь не то,
устал блуждать, устал совершать ошибки.
- Понимаю, - сказало Дерево. – но чем могу помочь тебе я?
- Одолжи мне свой смысл жизни, - повторил Человек. – Может, поможет…
- Хорошо, - согласилось Дерево. – Вот мой смысл жизни: расти.
- Расти? – переспросил Человек. – Просто расти? И все???
- Да, сказало Дерево, - просто расти - и все, - и оно замолчало.
Тогда человек пошел к реке.
- Река! Крикнул Человек
- Что? Отозвалась Река.
- Одолжи мне свой смысл жизни! - попросил человек.
- Зачем? – спросила Река. – своего, что ли, нет?
- Нет.- опустив голову, сказал Человек.
-Вот как… - сказала Река. – Тогда ладно, слушай. Мой смысл жизни – течь.
- Течь… - повторил Человек.
- Да – да, течь, - и Река зажурчала куда –то по камням дальше.
Человек пошёл к солнцу.
- Как дела, Человек? – спросило Солнце.
- Вообще -то не очень, - пожаловался Человек. – Смысл жизни не могу
отыскать. Дерево говорит: «Расти», Река говорит: «Течь», но мне что – то
расти и течь не особо хочется…. Может, ты чего присоветуешь? Какой у тебя
смысл жизни?
- С удовольствием, - сказало Солнце. - Мой смысл жизни – дарить свет.
- «Дарить свет», - всплеснул руками Человек. – И это все?
- Все, - подмигнуло Солнце. – А! Нет, еще, дарить тепло, - сказало Солнце и
укатилось за горизонт.
- Человек задумался. Вдруг перед ним появился ребенок.
- Ты чего задумался? – спросил он Человека.
- я никак не могу найти смысл жизни?
-Так он же есть у всех и даже у меня.
- Ну, и какой у тебя,малуша, смысл жизни?
Но Ребенка уже и след простыл. И только из темноты донесся его
переливчатый смех:
- Иг – ра – а – ть!!!
- Ах, играть! – всплеснул руками Человек.- Вот совет так совет!
Слайд Расти… Течь… Дарить добро… Играть…
слайд ШКОЛА
Все эти слова слились в одно – ШКОЛА.
Слайд МОЁ ФОТО
Вот и я, переступив школьный порог с 1994 года обучая детей, стала сама
учиться, искать свой путь и расти как учитель, наполняя смысл моей жизни
мудростью и опытом.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в
представлении о целях образования и путях их реализации.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на
развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности
учащихся к самообразованию.
Слайд , ЗНАЧОК ФГОС, СТАНДАРТЫ,КАРТИНКИ СОВРЕМЕННЫХ
ДЕТЕЙ
Важнейшим приоритетом начального общего образования становится
развитие личности через формирование универсальных учебных действий,
среди которых важное место занимают коммуникативные УУД.
Зачем же нам нужна коммуникативная активность ? Ну, во-первых, это
стандарт современного общества – хочешь быть успешным – Заяви о себе.
Во-вторых, развитие коммуникативных УУД – это требование федерального
государственного образовательного стандарта, в - третьих ребенок, который
мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения
организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя
уязвленным, отвергнутым.
Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию
робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность,
конфликтность.
Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни
возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что
у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные
способности. Но их необходимо поддерживать и развивать.
Поэтому для меня, как учителя 1 класса тема формирования
коммуникативных УУД актуальна.
Определение Коммуникативная деятельность и общение определяются как
взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и
объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения
общего результата.
К
коммуникативным
умениям, формируемым в младшем школьном
возрасте относятся:
слайд
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодейст
вия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Каково значение формированиякоммуникативных УУД ученика в образовательном
процессе?
Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик
стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный
ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.
Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации
ребенка к школе.
В-третьих, это ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Слайд:Основные педагогические условия успешного формирования
коммуникативных способностей у школьников:+ схема
Решающая роль в формировании коммуникативных УУД принадлежит нам
учителям, мы должны быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и
обладать достаточной общей коммуникативной культурой;
давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров,
приведении аргументов.
Слайд: темы уроков 1 – 2 фото
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках я
осуществляю через речевую направленность – т .е. обучение общению с помощью
общения;черезфункциональность т. е., выполнение коммуникативных задач: дети
отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют;через
ситуативность т .е. ролевая организация учебного процесса;через новизнуречевых
ситуаций это смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра,
условий общения;черезпринцип по «нарастающей»: от простого к сложному;
через личностную ориентациюобщения, т. е.речь всегда индивидуальна и надо уметь
слушать и слышать партнёра.
Соблюдение данных принципов на уроках помогают мне создавать
коммуникативные ситуации, т.е. благоприятные условия для активного общения.
Слайд: фото групповых работ
Я стараюсь строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик
– ученик и чаще отдаю предпочтение взаимодействию ученик – ученик .Форма
взаимодействия демократична это совместное размышление, приближение учебного
процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика, что …
На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения:
групповые, индивидуально-групповые.
Формирование коммуникативных УУД продолжается и во внеурочной и во
внеклассной деятельности.
Слайд: схема
С учащимися класса были проведены:
Слайд: фото внеклассной работы
КТД «Дни именинников» (осенние, зимние)
Учились составлять проект «Моя семья», «Кто такие динозавры?», «Живая
природа»
Классные часы, беседыгде мы коллективно обсуждали разные темы, дети учились
высказывать свою точку зрения, учились прислушиваться к мнению других
Слайд: перемена, поход, музей
В ГПД, помогаю учащимися организовать взаимную проверку выполнения
домашних заданий: где сильные учащиеся помогают слабым.
Игровая деятельность является важным фактором формирования
коммуникативных УУД. Во время перемен, прогулок дети играют в
подвижные ролевые игры которые мы специально разучиваем.
проводим соревнования, эстафеты разные, где учимся общаться по
-спортивному.
Слайд: схема родители
Конечно же, к данному процессу я привлекаю и своих родителей
провожусовместные мероприятия.
Слайд: список мероприятий + 1 -2 фото
Консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения детей,
взаимодействия ребенка и взрослого.
Тематические родительские собрания: ….
Слайд Темы собраний фото
Важным состовляющим формирования коммуникативных ууд является мой
собственный артистизм, умение перевоплощаьться, ажечь и поавести за собой
каждого ребенка, родителей и своих коллег.
Слайд фото сама артиска
Коммуникативные действия считаются сформированными, если:
СЛАЙД
1.
ребенок проявляет желание вступать в контакт с окружающими;
2.
знает нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с
окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
3.
умеет организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение
эмоционально сопереживать;
4.
умеет решать конфликтные ситуации;
5.
умеет работать в группе.
И когда коммуникативные действия сформированны, они способствуют не
только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с
объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать,
преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в
группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их
будущей взрослой жизни.
Как же определить уровень развития коммуникативных УУД?
Для этого существуют разные диагностики, целью которых является определение
уровня развития коммуникативных навыков у школьников, и как следствие этого -
выявление детей, имеющих проблемы в общении. И я их очень активно применяю в своей
практике.
СЛАЙД НАЗВАНИЕ диагностик
Уровни развития коммуникативных УУД бывают:
-низкий (дети не могут сдерживать эмоции, часто проявляется импульсивность,
осознанность в высказываниях носит ситуативный характер, проявляется
неудовлетворенность собой и т.д.)
-средний (сдержанность в проявлении чувств, в процессе диалогического взаимодействия
высказывают заинтересованность и проявляют сочувствие к собеседнику, положительное
отношение к учёбе, не до конца уверен в своих способностях)
- высокий (обдуманность в суждениях, усиление сдержанности и осознанности в
проявлении эмоций, повышается устойчивость эмоциональных состояний, установление
взаимосвязи между различными понятиями, развита способность к прогнозированию).
Слайд График 1
Уровень коммуникативных УУД в классе в начале года
низкий
средний
высокий
14 ч - 50%
10 ч - 36%
4 ч - 14%
В начале учебного года в 1 классе я провожу стартовую диагностику на выявление
уровня сформированностикоммуникативныхууд, для того чтобы спланировать свою
работу.
Слайд график 2
Промежуточная диагностика уровня коммуникативных УУД в классе
низкий
средний
высокий
8 ч – 28,5%
14 ч - 50%
6 ч – 21,5%
В январе провожу промежуточное диагностирование для корректировки
составленного плана и уже в конце года проводится итоговая диагностика, чтобы
проанализировать и спланировать свою работу уже на новый учебный год.
Положительным результатом формирования коммуникативных УУД в своём классе я
считаю то, что:
Слайд ФОТО детей
дети класса учатся разрешать возникающие между ними конфликты,
учатся организовывать игры, при этом самостоятельно распределяя роли,
устанавливая правила игры,
учатся работать в паре, в группе и защищать результат этой работы,
учатся высказывать своё мнение,
учатся сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и
противоречия интересов,
учатся договариваться между собой, уступать.
Даной результативности способствует и моё совершенствование педагогического
мастерства через:
СЛАЙД
Выступление на стажеровочной площадке в 2014 году « …….» на базе МОУ
«Ульканская СОШ №2» (СЛАЙД БУКЛЕТ ФОТО)
Участие в районных методических семинарах учителей начальных классов
(НАЗВАНИЕ,ФОТО)
Курсы повышения квалификации (НАЗВАНИЕ И СЕРТИФИКАТЫ на СЛАЙД)
Активное участиев региональной стажировочной площадке (НАЗВАНИЕ) в
2015 году в г.Братске.
Свой опыт я транслирую:
на заседаниях ТПГ учителей начальных классов нашей школы(СЛАЙД ТЕМЫ
ВЫСТУПЛЕНИЙ)
на открытых уроках(ФОТО НАЗВАНИЕ УРОКОВ)
На педагогических советах школы( НАЗВАНИЕ, ФОТО)
На заседание РМО учителей начальных классов(ФОТО НАЗВАНИЕ)
А также в сети Интернет на сайте Социальной сети работников образования
«Наша
сеть»,
сетевом
образовательном
сообществе
«Открытый
класс».
(ГРАМОТЫ)
Таким образом, из всего мною сказанного можно сделать вывод:
Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются
и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во
внеурочной и во внеклассной деятельности, где они учатся, играют, растут, дарят добро.
В заключение, процитирую Джулиану Вильсон.
(СЛАйД 9 – 5- 1 класс и слова ИГРАЮТ РАСТУТ ДАРЯТ ТЕПЛО ВЗРОСЛЕЮТ
«Нет такого достижения, которое можно было бы считать высшим и окончательным, вся
прелесть жизни в том и состоит, что нам всегда есть чему учиться и к чему стремиться».
(СЛАйД 9 – 5- 1 класс и слова ИГРАЮТ РАСТУТ ДАРЯТ ТЕПЛО ВЗРОСЛЕЮТ
добавляется фото
А это и есть мой опыт , а значит и смысл моей жизни.