Напоминание

Использование приема "Чтение с остановками" на уроках литературного чтения в начальной школе


Автор: Егорова Дина Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: БПОУ РА "Горно-Алтайский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Горно-Алтайск Республика Алтай
Наименование материала: статья
Тема: Использование приема "Чтение с остановками" на уроках литературного чтения в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ

Егорова Дина Александровна
преподаватель литературы БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж», г. Горно-Алтайск E-mail: dina_ egorova86@mail. ru Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий»- понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.
Критичность ума
- это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Критическое мышление
, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания. Под
критическим мышлением
американские авторы (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит) понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Они разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из
трех стадий
: вызова, осмысления содержания и рефлексии, а также методические приёмы (перепутанные логические цепочки, маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-», «?», заполнение кластеров, таблиц и т.д). Технология критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие приемы учебной деятельности по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Каждый прием в критическом мышлении помогает раскрыть творческий потенциал учащихся. На каждой стадии урока ученые-методисты рекомендуют использовать определенные приемы работы, которые помогают включить обучающихся в совместную деятельность. Так, стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредствен- ной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «ново- му». Этому способствуют методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»). Прием «чтение с остановками» представляет собой своеобразный художественный ка - лендарь текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозирова- нием дальнейшего развития сюжета.
Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествова - тельный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптималь - ный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только се- рьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Для младших школьников такими текстами могут служить неизвестные де- тям сказки и рассказы с сюжетной линией. Данный прием содержит все стадии технологии: 1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, сов - местный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Приведем пример чтения с остановками рассказа
В. Астафьева «Капалуха».
Данный текст мы поделили на три смысловые части и к каждой из них приготовили вопросы. На ста - дии вызова целесообразно задать вопрос: По названию предположите, о чем будет рассказ? Выслушав предположения школьников, читаем первую часть рассказа. После прочтения за- даем вопрос: Какие события могут произойти в описанной обстановке? Второй смысловой отрывок предполагает вопросы:  Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?  Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?  Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?  Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его? После третьей заключительной части зададим вопрос: Что будет с героем после собы- тий рассказа? Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдель - ных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение вы - ражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Главное достоинство данного приема – развитие мышления, воображения и речи уча- щихся. Однако, многие методисты выделяют трудности применения данного приема: Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от учителя отлич - ного знания текста. Во-вторых, учитель должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки. В-третьих, при таком чтении нет целостного восприятия текста. Поэтому после того, как текст был прочитан с остановками, его необходимо прочитать на уроке еще раз, уже пол - ностью, чтобы восстановить его целостное восприятие. В-четвертых, большие затраты времени, т.е. использовать для чтения с остановками объемные тексты нецелесообразно. Таким образом, основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использо - вать на уроке прием « чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и вооб - ражения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в
том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения. Список использованной литературы: 1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с. 2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.


В раздел образования