Напоминание

Защита проекта "Как научиться читать выразительно"


Автор: Кравцова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1п. Клетня Брянской области
Населённый пункт: п.Клетня
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Защита проекта "Как научиться читать выразительно"
Раздел: начальное образование





Назад





Защита проекта

Проблема
В нашем классе многие дети не умеют читать стихи выразительно.
Гипотеза
Научиться читать стихи выразительно можно, если выполнять специальные упражнения и соблюдать определённые правила.
Цель
Улучшить качество выразительного чтения.
Задачи:
Найти и проанализировать информацию о причинах невыразительного чтения и способах их преодоления. Провести исследование и оформить результаты. Подготовить презентацию.
Ожидаемый результат:
Положительная динамика качества чтения Повышение уровня читательской активности Повышение успеваемости по чтению Раскрытие творческих способностей детей


Тип проекта по доминирующей деятельности
: исследовательский, (с элементами творческого) среднесрочный, коллективный
Материально-технические ресурсы:
учебный кабинет, мультимедийный проектор, ноутбук, библиотека, литературные произведения.
Сроки проведения
: 05.10.2016 –19.10.2016
Авторы проекта
: Кравцова С. В.
Участники проекта:
учащиеся 1-4 классов, родители детей
Ход урока
Инсценированные эпизода сказки
Звучит музыка «Алиса и Чеширский кот». Кот лежит на диване. Входит Алиса Кот лишь улыбнулся, когда увидел Алису. «Он выглядит добродушным», — подумала Алиса. Но у Кота были
очень
длинные когти и
много
больших зубов. Поэтому она решила, что с ним нужно обращаться почтительно. Алиса: Чеширский Котик… Не будете ли вы добры сказать мне, по какой дороге я могу уйти отсюда? Кот: Это в большой степени зависит от того, куда ты хочешь прийти Алиса: Я не очень забочусь, куда именно… Кот: Тогда не имеет значения, по какой дороге ты идешь Алиса: Так далеко, чтобы придти
куда-нибудь
. Кот: О, наверно, так и получится, если только ты пойдешь достаточно далеко. Любая дорога начинается с первого шага. Банально, но верно! Кто ищет, тот всегда найдёт.
Учитель:
Хорошо, что нам не всё равно, куда мы идём. Сегодня я предлагаю отправиться в мир выразительного чтения. К этому уроку мы готовились две недели. Столько времени занял наш проект «Как научиться читать выразительно». Мы знаем, что проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация Сегодня у нас презентация проекта. Для представления проекта приглашается Манашёва Ольга
Оля
- Нам часто приходиться слушать стихи на уроках, на праздниках. Мы заметили, что, слушая стихи в исполнении одних учеников, погружаемся в глубину содержания стихотворения, как будто становимся очевидцами описанных событий, можем почувствовать запах трав, услышать шелест листьев, и звонкий голос ручейка, и пение птиц, а слушая стихи в исполнении других чтецов, мы с трудом понимаем, о чем стихотворение. – Как же правильно читать стихи? Как научиться читать стихи так, чтобы люди слушали вас с удовольствием? Решили создать проект. Определили тему: «Как научиться читать стихотворения выразительно». Сформулировали проблему: «В нашем классе многие дети не умеют читать стихи выразительно».
Выдвинули гипотезу: «Научиться читать стихи выразительно можно, если выполнять специальные упражнения и соблюдать определённые правила». Наметили цель: «Улучшить качество выразительного чтения» Определили задачи: Найти и проанализировать информацию о причинах невыразительного чтения и способах их преодоления. Провести исследование и оформить результаты. Подготовить презентацию. Выбрали объект нашего исследования: учащиеся 3 класса Уточнили предмет исследования: выразительное чтение стихотворений Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие
методы:
- Н а б л ю д е н и е - Анкетирование - Б е с е д а - Работа с литературными источниками и Интернет - ресурсами. - Анализ результатов С помощью приёма «Мозговой штурм» мы разработали проект Далее мы наметили
план исследования:
1.Найти и проанализировать информацию о причинах невыразительного чтения и способах их преодоления. 2. Разучить дыхательные, артикуляционные, двигательные упражнения, которые помогают приобрести навык выразительного чтения. 3. Провести анкетирование среди учащихся третьих классов с целью выявления их заинтересованности чтением. 4.Провести эксперимент по развитию выразительности чтения. 5. Оформить результаты исследования в виде книжек-малышек, плакатов, памяток. 6. Подготовить презентацию. 7.Провести презентацию проекта на открытом уроке Решили, что проект будет коллективным и начали совместную работу 1. Определили количество и состав групп (Представить группы) 2. Выбрали старшего в каждой группе. Это организаторы. 3. Распределили обязанности. 4. Выяснили, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание; 5. Каждый участник продумал, каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны, каким образом он будет контролирует себя (индивидуальное дело)
6. Определили, что старший будет контролировать, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело); Разработали «
Правила совместной работы»:
1. Работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; 2. Работать по плану (сверять дела с планом); 3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца; 4. Качественно выполнять работу; 5. Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё. Началась работа. Провели анкетирование. Получили следующие результаты. (Слайд) Поняли, что нам надо тщательно готовиться к выразительному чтению, репетировать, как актёрам перед выходом на сцену. И мы постараемся детально подготовиться к выступлению. Мы уже знали, что выразительное чтение –это достаточно громкое и внятное с использованием пауз, логических ударений, чтение с нужной интонацией, с соблюдением знаков препинания. Мы узнали, что надо работать над техникой речи. Техника речи - это дыхание, дикция, голос. Слово предоставляется первой группе
Выступление 1 группы

1. Дыхание, голос.
И восприятие, и передача авторского текста зависят от многих условий, в том числе и от умения читающего владеть своим дыханием и голосом. Помните, что правильное дыхание – это когда вдох делаем через нос, а выдох – ртом. Речь, произносимая тусклым, глухим голосом, прерываемая частым дыханием, производит неприятное впечатление и плохо воспринимается слушателями. Проведём ряд упражнений на тренировку дыхания: А) “задувание свечи” Раздаются листочки бумаги размером 4 x 8 см. листок держим на расстоянии I5 – I8 см на уровне полости рта. Вдохнув, ровной струёй выдыхаем воздух. Пламя воображаемой свечи должно отклоняться, но не угасать.
Б) “поймай комара” Руки раздвинуть в стороны – вдох, постепенно сомкнуть ладонями друг к другу и сделать выдох. На расстоянии вытянутых рук находится “комар”, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. В) “Гудение провода” После вдоха произносим непрерывно сочетание букв НУННОННАННЕННИННЫН. Прислушайтесь к гудению проводов. Затем сделайте то же упражнение со звуком (м).
Выступление 2 группы

Дикция
ДИКЦИЯ – произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации. Нельзя читать произведения переживая текст, проглатывая начала и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Как например, в стихотворении “Сашина каша” С. Михалкова ( читает подготовленный ученик”. Живёт на свете Саша. Во рту у Саши каша - Не рисовая каша, Не гречневая каша, Не манка, Не овсянка На сладком молоке. С утра во рту у Саши Слова простые наши - Слова простые наши На русском языке. Но то, что можно внятно Сказать для всех понятно, Красиво, чисто, ясно, -
Как люди говорят, - Наш Саша так корёжит, Что сам понять не может: Произнесёт словечко - И сам тому не рад! Он скажет: "До свидания!" А слышится: "До здания!" Он спросит: "Где галоши?" А слышно: "Это лошадь?" Когда он вслух читает, Поймёшь едва-едва: И буквы он глотает, И целые слова. Он так спешит с налёта Прочесть, спросить, сказать, Как будто тонет кто-то, А он бежит спасать... Он может, но не хочет За речью последить. Нам нужен переводчик Его переводить. Такое чтение искажает содержание произведения и мучительно воспринимается на слух. Вот, что пишет об этом К. С. Станиславский, известный режиссёр, педагог: “слова, с подмененными буквами, представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговорённым концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб; отрезанное ухо и другие подобного рода уродства. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мёд . . .
Упражнения для губ, зубов


Скороговорки и чистоговорки
Помогут вам избавиться от недостатков при чтении. Проворонила ворона воронёнка Произносите её с разными смысловыми оттенками:  “Ах, как жалко вороненка”  “Так ей, раззява, и надо” Логическое ударение Выдвижение тоном голоса и силой дыхания слова на первый план в смысловом отношении называется Логическим ударением. К. С. Станиславский говорил: “Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или такте. В выделяемом слове открыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста” Проследим, как меняется содержание высказывания от перемены места логического ударения в предложении. ВЧЕРА была сильная гроза (а не сегодня) Вчера БЫЛА сильная гроза (уточнение) Вчера была СИЛЬНАЯ гроза (а не лёгкая) Вчера была сильная ГРОЗА (а не просто кратковременный дождь).
Задание:
В каждом предложении, в стихотворной строчке найдите слово, на которое падает логическое ударение. Воображение Воображение помогает читающему дорисовывать характеры и события, способность видеть за словами авторского текста конкретные, живые картины. Игра “Кабы да если бы” Учитель обращается к детям: – Вы сейчас слушаете меня. Как бы вы слушали жужжание шмеля? – К а к б ы в ы с л у ш а л и з в у к б о р м а ш и н ы ? – Где вы сидите? На чём сидите? А если бы вы сели на горячую плиту? – А если бы вы сели на ёжика?
Задание:
Вообразите картины, которые есть в стихотворении. Темп, интонация ИНТОНАЦИЯ – манера произношения, отражающая какие-либо чувства. ПОД ТЕМПОМ обычно понимается скорость произношения речи, характеризующаяся ( в зависимости от содержания) ускорением или замедлением.
Найти нужный темп можно только в результате правильной оценки произведения, что поможет читающему обрисовать картины, факты или события.
Задание:
прослушайте стихотворение А.Л.Барто (читает ученица). Правильно ли она выбрала темп? Почему? А.Л.Барто “Болтушка лица”, “объявление”. Мимика. жесты МИМИКА – движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние. ЖЕСТ – движение рукой, сопровождающие речь. “Напишите на лице” Учитель, не глядя, достает из конверта таблички с надписями: “улыбка”, “страх”, “радость”, “грусть”, “испуг” и др. Ребята должны молча изобразить это состояние мимикой, жестами, а учитель отгадывает, какую табличку он вынул. Идея произведения, цель чтения. Проанализировать стихотворение по данному плану, подготовьтесь к его чтению. План  Основная мысль стихотворения.  Какова цель чтения?  “Сквозное действие” читающего.  Этапы, “куски” сквозного действия.  Задачи читающего в каждом куске. Выразительное чтение выбранного стихотворения наизусть с учётом полученных навыков. Ученик читает стихотворение. Учащиеся – зрители оценивают работу аплодисментами. Среди зрителей работают “ Журналисты”, которые берут экспресс-энтервью у зрителей по поводу выступления товарища:  правильно выбрал темп?  удалось ли передать чувства автора?  какая из строф прозвучала интереснее?  есть ли замечания по поводу исполнения и др. Заключительный этап урока Подведение итогов.


В раздел образования