Выступление по теме: Мотивация младших школьников
Начать выступление хочется словами В. А. Сухомлинского: '' Заветное желание каждого
отца,
каждой
матери
-
чтобы
детям
хотелось
учиться.
Чем
же
пробудить
это
хотение, желание? Оно имеет своим источником желание принести матери и отцу
радость. А это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, когда ребенок
испытал радость творения добра для людей. Заставить ребенка хорошо учиться можно,
воспитав в его сердце способность познавать душевный мир другого человека своим
маленьким детским сердечком.''
Поэтому одна из главнейших целей
образования - развитие личности школьника,
его
творческих
способностей,
интереса
к
учению,
формирование
желания
и
умения
учиться.
А основными
задачами общего образования являются:
1. сформировать компоненты учебной деятельности, выработать желание и умение
учиться, а так же
готовность к образованию и самообразованию в основном звене школы;
2. создать условия для проявления инициативности, самостоятельности, приобретения
навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
В стандартах второго поколения подчёркивается, что «…образование в начальной
школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД),
которые обеспечивают умение учиться.
Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение
чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень умений и навыков учащихся.
В наше время начальное образование закладывает основу для:
- формирования учебной деятельности ребенка,
- системы учебных и познавательных мотивов,
- умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели,
- планирования, контроля и оценки учебных действий и их результата.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную
мотивацию
и
интересы
учащихся,
готовность
и
способность
к
сотрудничеству
и
совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками…».
В современном, постоянно меняющемся обществе успешна социализация лишь тех
выпускников,
которые
обладают такими
каче ствами,
как
д и н а м и ч н о с т ь ,
активность, ответственность.
Любая деятельность, в том числе и учебная, связана с мотивацией. Мотивационная сфера,
по мнению известного психолога А. Н. Леонтьева, - ядро личности.
Под мотивацией понимают процессы, которые определяют движение по направлению
к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на
активность или пассивность поведения. Изучение мотивации - это изучение того, как и
почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели, и почему они
проявляют в них настойчивость.
Мотив —
внутреннее
побуждение
личности
к
тому
или
иному
виду
активности,
связанной с удовлетворением определённой потребности.Изучение мотивов невозможно
без знания потребностей.
Любому
школьнику
присущи
потребности
общечеловеческие,
возрастные
и
половые
(гендерные)
Виды школьных потребностей показаны в таблице, мы видим, что их характеристика
закономерна для любого возраста:
Обще-
человеческие
потребности
интерес к новому, необычному (новизна материала);
интерес к информации, помогающей решить жизненные проблемы;
связь с практическими потребностями;
своевременность и объективность оценивания проделанной работы
Возрастные
потребности
любознательность;
интерес к развлекательному и занимательному материалу;
требуется пища для воображения, интерес к приключениям
Гендерные
потребности
мальчики – интерес к спорту, автомобилям, технике, военной
проблематике;
девочки – взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и
эстетики.
Для
формирования учебных
мотивов своих
учеников педагогам
необходимо
знать
и
учитывать вышеперечисленные типичные потребности школьников.
Далее перейдём к типам мотивации учебной деятельности.
Практически
все
дети,
за
редким
исключением,
приходят
в
школу
с
желанием учиться. Но за положительным отношением к учению стоят самые разные
мотивы. Маленькие ученики, впервые севшие за парты, говорят, что хотят учиться,
- потому что надоело ходить в детский сад,
- потому что в школе будет много новых друзей,
- потому что родители купили им много красивых вещей – рюкзак, пенал и т.д.
Далеко не все дети приходят в школу с «настоящими» учебными мотивами, поэтому они
обычно развиваются в процессе обучения. Остановимся на этом несколько подробнее.
Учебную деятельность каждого ребенка всегда побуждает целый комплекс мотивов.
Принято различать две большие группы учебных мотивов:
познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее
выполнения)
и социальные (связанные
с
различными
социальными
взаимодействиями
школьника с другими людьми)
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ
Группы мотивов
Вид мотива
Потребность
Учебно-
познавательные
связанные с содержанием
учения
стремление узнавать новые факты,
овладевать знаниями
связанные с процессом
учения
стремление проявлять активность,
думать, рассуждать
Социальные
мотив долга и
ответственности
ответственность перед классом,
учителем, родителями
мотив самоопределения
понимание значения знаний для
будущего образования, профессии
мотив престижа;
желание занять высокое место среди
одноклассников
мотив социального
благополучия
стремление получать хорошие отметки,
одобрение
материальный мотив
отношение к учению, как к средству
получения материальных поощрений
Отрицательные
мотив избегания неудач
боязнь наказания, осуждения,
отрицательных отметок
Давайте начнём характеристику с понятия отрицательная мотивация.
Под отрицательной
мотивацией подразумевают
побуждения
школьника,
вызванные
осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он
не будет учиться. Особенно она характерна для неуспевающих детей, которые боятся
получить очередную «двойку», того, что учитель и родители будут его ругать, дома не
пустят гулять, не разрешат играть на планшете и т.д. Такая мотивация не приводит к
успешным результатам.
Социальные мотивы учения встречаются нередко. Ребенок включён в систему значимых
для него отношений, главным образом, с взрослыми.
И эти отношения, ценности, установки, требования взрослых тоже побуждают учиться.
У
школьника
должны
появиться
широкие
социальные
мотивы
-
желание
стать
образованным, хорошо окончить школу, чувство долга, ответственности перед учителем,
родителями и классом, и т.п.
К сожалению, эти мотивы, придавая смысл учебе, не обладают такой действенной силой,
благодаря которой ребенок немедленно сел бы за стол выполнять скучное домашнее
задание.
Но
всё,
же
у
большинства
детей
социальные
мотивы
постепенно
приобретают
необходимую силу и начинают побуждать их учебную деятельность.
Сильными для большинства учеников в этом возрасте являются такие социальные
мотивы учения, как отметка, похвала и награда. Ради них ребенок готов старательно
заниматься.
Конечно,отметкане должна определять полностью смысл учения. Но разумно ее
использовать можно и нужно, и именно тогда, когда ребенок учится в начальных классах, в
дальнейшем роль оценки не уменьшается, а даже возрастает, но здесь важно объяснить
ученику, что оценка должна показывать реальный объём усвоения знаний, а не быть
орудием
для
похвалы
или
награды. Задача
оценки
поддержать
положительное
отношение к учебной деятельности.
Похвала для школьника очень важна. Есть дети с низкой самооценкой, которых
практически невозможно «захвалить», похвала всего лишь стимулирует их работу. При
общении с
детьми,
имеющими
очень
высокую
самооценку,
это
средство
нужно
использовать осторожно, не «подпитывая» их самомнение.
Награда –
это самый сложный вариант, который чаще используется в семье. В
последнее
время
плата
за
высокие
учебные
результаты
оказалась
довольно
распространенным явлением. Родители в этом случае должны помнить, что, введение
такой награды ослабляет познавательную мотивацию: ребенок начинает учиться ради
денег, не получая удовольствия от процесса учебной деятельности.
К социальным мотивам учения относится и престижная мотивация.
Это желание
быть первым, лучшим, выделиться на фоне остальных детей. Престижная мотивация –
действенный
мотив,
побуждающий
ученика
много
заниматься
и
достигать
высоких
результатов. Дети с престижной мотивацией соперничают с такими же способными и
успешными школьниками, стремясь получить свои «пятерки», они идут проторенным
надежным путем, но не ищут оригинальных решений и не реализуют полностью свой
творческий потенциал.
Мы,
педагоги,
должны
стремимся
в
первую
очередь
развивать познавательную
мотивацию – это
- во - первых ориентация на содержание учебного материала
- во – вторых процесс учебной деятельности.
Это ценный учебный мотив: материал интересен ученику, а выполнение действий
вызывает удовольствие.
Мотивация должна быть заложена в самом процессе учебной деятельности, когда мы
создаём
условия
для
удовлетворения
любознательности,
преодоления
препятствий,
и н т е л л е к т у а л ь н о й
а к т и в н о с т и ,
р е а л и з а ц и и
с п о с о б н о с т е й
у ч а щ и х с я ,
расширения кругозора и приобретения ими определенных знаний.
Наконец,
учебную
деятельность
побуждает мотивация
достижения
успеха,
когда
учащийся
ориентирован на получение качественного результата. Что общего между
альпинистом,
штурмующим
горные
вершины,
ребенком,
увлеченно
играющим
в
компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться все лучше и лучше? У каждого из
них
активизирован
мотив
достижения
успеха,
стремление
к
повышению
уровня
собственных возможностей. Такой ребенок стремится довести дело до конца, выполнять
не только интересную, но и скучную, рутинную работу, необходимую для выполнения
задания. Ученик удовлетворен, даже горд собой, когда, преодолев трудности, достигает
нужного результата, повышается его самооценка и сохраняется самоуважение.
Мотивация
-
сложное
структурное
образование,
в
котором
различные
мотивы
выступают
в
единстве
и
взаимозависимости.
Поэтому
формирование
мотивации
не
может идти по частям, только целостный подход может обеспечить успех.
Очень важная
роль отводится нам педагогам.
Перейдём к способам повышения мотивации.
Развитие
учебной
мотивации
–
важная
и
трудная
задача
для
взрослых,
воспитывающих школьника.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться
нельзя.
Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без
внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной
деятельности.
Как ж е
п р о буд и т ь
у детей
желание
«напиться»
из источника
знаний? Наличие
у
учителя
специальных
педагогических
задач
по
формированию
у
школьников мотивации учения свидетельствует о психологической культуре урока и о
педагогическом мастерстве учителя.
Большую роль играет содержание учебного материала в мотивации учения.
Содержание
обучения
выступает
для
учащихся
в
первую
очередь
в
виде
той
информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Только та
информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и
умственной переработке.
В
результате
ребенок
получает
импульс
к
последующей
деятельности.
Поэтому учителю очень важно знать потребности его учеников, у школьника при
благоприятных условиях возникают и развиваются такие важнейшие для всей
будущей
жизни
потребности,
как
потребность
в
умственной
деятельности,
потребность в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений, потребность в
рефлексии и самооценке и др.
Содержание
учебного
материала
должно
быть,
конечно,
вполне
доступно
учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на
жизненный опыт детей, но в, то, же время материал должен быть достаточно
сложным и трудным. Совершенно очевидно, что информационно бедный материал
не
обладает
мотивационным
эффектом,
поэтому
содержание
урока
не
должно
полностью копировать материал учебника.
Все,
что
повышает
любознательность,
может
быть
включено
в
урок:
новые
необычные факты и нестандартный взгляд на события, яркие наглядные пособия.
Используйте загадки, ребусы, головоломки и игры, Школьники любого возраста
любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к
приключениям.
Однотипная
и
длительная
работа
быстро
их
утомляет. Если
необходимо
проделать
большое
количество
однообразных
упражнений,
нужно
включить
их
в
игровую
оболочку,
в
которой
эти
действия
выполняются
для
достижения цели предметной, а не игровой.
Мы знаем, что удивительные факты всегда заинтересовывают школьников, дают
пищу для развития их воображения.
Игра наряду с учебой занимает важное место в жизни ребенка. В игре ребенок
накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы и
приобщается
к
интеллектуальной
деятельности.
Важнейший
психологический
секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности.
Заставить
играть
нельзя,
увлечь
игрой
–
можно.
Познавательные
игры
способствуют развитию потребности в книге, в чтении, так как увлеченность детей
познавательной деятельностью заставляет их искать дополнительную информацию
в справочной литературе. Участвуя в познавательных играх, дети учатся работать
со
словарями,
справочниками,
энциклопедиями.
У
них
формируются
навыки
активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания, а
не просто усваивать их в готовом виде.
Нам необходимо организовывать учебную деятельность так, чтобы она была одним из
главных путей формирования мотивации.
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной
деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит,
как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности, -
от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая
роль.
Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно
состоять из трех основных этапов:
- мотивационного,
- операционально-познавательного
- рефлексивно-оценочного.
Активные формы обучения позволяют вовлечь учащихся в процесс познания, дают
возможность
проявить
умственную
самостоятельность
и
инициативность.
Обращаясь к проблемному обучению, нельзя не вспомнить слова мудреца: «Скажи
мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда». В решении проблемы нужно использовать все идеи и
соображения
детей:
поощрять
догадки,
вопросы
и
критику;
позволять
им
доказывать и проверять даже явно ложные идеи; учить спорить друг с другом и
опровергать имеющиеся версии.
Всем известные виды активных форм работы с учащимися.
1.
Различают изучение
через
открытие,
когда
учащиеся
в
значительной
степени
работают сами, и управляемое открытие, где процессом управляет учитель.
2.
Метод проектов(о нём мы не так давно говорили с учителями начальной школы)
т а к ж е
п о з в о л я е т
у ч а щ и х с я
в к л ю ч и т ь
в
исследовательскую работу. Систематическое и
целенаправленное
вовлечение
учащихся
в
проектировочную
деятельность
постепенно
учит
детей
правильно
формулировать
цель
исследования,
определять
объект
исследования,
формулировать
гипотезы,
выбирать
способы
проверки
гипотез,
делать
обоснованные
выводы.
Самое
ценное
в
этом
методе
то,
что
у
детей
есть
возможность по выбору определить тему исследования, проявить активность и
самостоятельность.
3.
Широкие
возможности
для
повышения
мотивации
учащихся
содержат
в
себе
современные
педагогические
технологии
и
нестандартные
формы
проведения
уроков (урок – аукцион знаний, урок-сказка, урок-экскурсия, урок-путешествие и
др.).
Для развития социальных мотивов школьника необходима: организация сотрудничества.
Здесь имеется ввиду совместная работа. В ней школьники учатся взаимодействовать
и быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было детей, которые
бездельничают, но получают преимущества за счет работы группы, нужно распределять
ответ ственно сть
между
учениками.
Можно
создавать команды
учебных
достижений,состоящих
из
5-6
человек
с
разными
способностями
и
успеваемостью.
Учитель
отмечает
работу
каждого
члена
команды,
также
ведется общий
счет
всей
команды.
Каждый
работает
самостоятельно,
и
все
работают
вместе.
По
итогам
определяется группа-победитель.
В
повышении
мотивации
учеников
весьма
эффективен
момент соревнования. Но
следует
помнить,
что
индивидуальные
соревнования
надо
использовать
чрезвычайно
осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве
случаев более полезными являются групповые соревнования, участвующие в которых
группы комплектуются так, чтобы выровнять их по возможностям.
Нынешнее
поколение
школьников
относительно
мало
читает,
особенно
классическую
художественную
литературу.
Телевидение,
фильмы,
видео
вытесняют
литературное чтение для сердца и разума. Поэтому перед современной школой стоит
важная
задача
–
сохранить
интерес
к
чтению,
развивать мотивацию
к
читательской
деятельности.
Пользуется популярностью пособие педагога Анатолия Гина «Приёмы педагогической
техники». Эта книга-методика адресована учителям-практикам и методистам независимо
от предметной специализации. В ней содержатся апробированные и четко
сформулированные приемы управления классом, технологии организации традиционных
и нетрадиционных форм работы на уроке, приёмы повышения мотивации учащихся и
интереса к учебному материалу, которые можно использовать на различных этапах урока.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса
и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно
приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счёте, к
совершению подростками правонарушений.
Давайте сделаем некоторые выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному
предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
3) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить
качественные показатели познавательных процессов.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать
одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее
актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач
формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и
познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,