Напоминание

Мотивация младших школьников


Автор: Антоновская Лариса Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Вельская СШ № 23"
Населённый пункт: Вельск
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Выступление по теме: Мотивация младших школьников
Начать выступление хочется словами В. А. Сухомлинского: '' Заветное желание каждого отца, каждой матери - чтобы детям хотелось учиться. Чем же пробудить это хотение, желание? Оно имеет своим источником желание принести матери и отцу радость. А это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, когда ребенок испытал радость творения добра для людей. Заставить ребенка хорошо учиться можно, воспитав в его сердце способность познавать душевный мир другого человека своим маленьким детским сердечком.'' Поэтому одна из главнейших целей образования - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. А основными задачами общего образования являются: 1. сформировать компоненты учебной деятельности, выработать желание и умение учиться, а так же готовность к образованию и самообразованию в основном звене школы; 2. создать условия для проявления инициативности, самостоятельности, приобретения навыков сотрудничества в разных видах деятельности. В стандартах второго поколения подчёркивается, что «…образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают умение учиться. Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень умений и навыков учащихся. В наше время начальное образование закладывает основу для: - формирования учебной деятельности ребенка, - системы учебных и познавательных мотивов, - умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, - планирования, контроля и оценки учебных действий и их результата. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками…». В современном, постоянно меняющемся обществе успешна социализация лишь тех выпускников, которые обладают такими каче ствами, как д и н а м и ч н о с т ь , активность, ответственность.
Любая деятельность, в том числе и учебная, связана с мотивацией. Мотивационная сфера, по мнению известного психолога А. Н. Леонтьева, - ядро личности. Под мотивацией понимают процессы, которые определяют движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации - это изучение того, как и почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели, и почему они проявляют в них настойчивость. Мотив — внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением определённой потребности.Изучение мотивов невозможно без знания потребностей. Любому школьнику присущи потребности общечеловеческие, возрастные и половые (гендерные) Виды школьных потребностей показаны в таблице, мы видим, что их характеристика закономерна для любого возраста: Обще- человеческие потребности интерес к новому, необычному (новизна материала); интерес к информации, помогающей решить жизненные проблемы; связь с практическими потребностями; своевременность и объективность оценивания проделанной работы Возрастные потребности любознательность; интерес к развлекательному и занимательному материалу; требуется пища для воображения, интерес к приключениям Гендерные потребности мальчики – интерес к спорту, автомобилям, технике, военной проблематике; девочки – взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики. Для формирования учебных мотивов своих учеников педагогам необходимо знать и учитывать вышеперечисленные типичные потребности школьников. Далее перейдём к типам мотивации учебной деятельности. Практически все дети, за редким исключением, приходят в школу с желанием учиться. Но за положительным отношением к учению стоят самые разные мотивы. Маленькие ученики, впервые севшие за парты, говорят, что хотят учиться, - потому что надоело ходить в детский сад, - потому что в школе будет много новых друзей, - потому что родители купили им много красивых вещей – рюкзак, пенал и т.д. Далеко не все дети приходят в школу с «настоящими» учебными мотивами, поэтому они обычно развиваются в процессе обучения. Остановимся на этом несколько подробнее.
Учебную деятельность каждого ребенка всегда побуждает целый комплекс мотивов. Принято различать две большие группы учебных мотивов: 
познавательные
(связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения)  и
социальные
(связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми)
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ
Группы мотивов Вид мотива Потребность
Учебно-

познавательные
связанные с содержанием учения стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями связанные с процессом учения стремление проявлять активность, думать, рассуждать
Социальные
мотив долга и ответственности ответственность перед классом, учителем, родителями мотив самоопределения понимание значения знаний для будущего образования, профессии мотив престижа; желание занять высокое место среди одноклассников мотив социального благополучия стремление получать хорошие отметки, одобрение материальный мотив отношение к учению, как к средству получения материальных поощрений
Отрицательные
мотив избегания неудач боязнь наказания, осуждения, отрицательных отметок Давайте начнём характеристику с понятия отрицательная мотивация. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. Особенно она характерна для неуспевающих детей, которые боятся получить очередную «двойку», того, что учитель и родители будут его ругать, дома не пустят гулять, не разрешат играть на планшете и т.д. Такая мотивация не приводит к успешным результатам. Социальные мотивы учения встречаются нередко. Ребенок включён в систему значимых для него отношений, главным образом, с взрослыми. И эти отношения, ценности, установки, требования взрослых тоже побуждают учиться.
У школьника должны появиться широкие социальные мотивы - желание стать образованным, хорошо окончить школу, чувство долга, ответственности перед учителем, родителями и классом, и т.п. К сожалению, эти мотивы, придавая смысл учебе, не обладают такой действенной силой, благодаря которой ребенок немедленно сел бы за стол выполнять скучное домашнее задание. Но всё, же у большинства детей социальные мотивы постепенно приобретают необходимую силу и начинают побуждать их учебную деятельность. Сильными для большинства учеников в этом возрасте являются такие социальные мотивы учения, как отметка, похвала и награда. Ради них ребенок готов старательно заниматься. Конечно,отметкане должна определять полностью смысл учения. Но разумно ее использовать можно и нужно, и именно тогда, когда ребенок учится в начальных классах, в дальнейшем роль оценки не уменьшается, а даже возрастает, но здесь важно объяснить ученику, что оценка должна показывать реальный объём усвоения знаний, а не быть орудием для похвалы или награды. Задача оценки поддержать положительное отношение к учебной деятельности.

Похвала для школьника очень важна. Есть дети с низкой самооценкой, которых практически невозможно «захвалить», похвала всего лишь стимулирует их работу. При общении с детьми, имеющими очень высокую самооценку, это средство нужно использовать осторожно, не «подпитывая» их самомнение. Награда – это самый сложный вариант, который чаще используется в семье. В последнее время плата за высокие учебные результаты оказалась довольно распространенным явлением. Родители в этом случае должны помнить, что, введение такой награды ослабляет познавательную мотивацию: ребенок начинает учиться ради денег, не получая удовольствия от процесса учебной деятельности. К социальным мотивам учения относится и престижная мотивация. Это желание быть первым, лучшим, выделиться на фоне остальных детей. Престижная мотивация – действенный мотив, побуждающий ученика много заниматься и достигать высоких результатов. Дети с престижной мотивацией соперничают с такими же способными и успешными школьниками, стремясь получить свои «пятерки», они идут проторенным надежным путем, но не ищут оригинальных решений и не реализуют полностью свой творческий потенциал. Мы, педагоги, должны стремимся в первую очередь развивать познавательную мотивацию – это
- во - первых ориентация на содержание учебного материала - во – вторых процесс учебной деятельности. Это ценный учебный мотив: материал интересен ученику, а выполнение действий вызывает удовольствие. Мотивация должна быть заложена в самом процессе учебной деятельности, когда мы создаём условия для удовлетворения любознательности, преодоления препятствий, и н т е л л е к т у а л ь н о й а к т и в н о с т и , р е а л и з а ц и и с п о с о б н о с т е й у ч а щ и х с я , расширения кругозора и приобретения ими определенных знаний. Наконец, учебную деятельность побуждает мотивация достижения успеха, когда учащийся ориентирован на получение качественного результата. Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребенком, увлеченно играющим в компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться все лучше и лучше? У каждого из них активизирован мотив достижения успеха, стремление к повышению уровня собственных возможностей. Такой ребенок стремится довести дело до конца, выполнять не только интересную, но и скучную, рутинную работу, необходимую для выполнения задания. Ученик удовлетворен, даже горд собой, когда, преодолев трудности, достигает нужного результата, повышается его самооценка и сохраняется самоуважение. Мотивация - сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Поэтому формирование мотивации не может идти по частям, только целостный подход может обеспечить успех. Очень важная роль отводится нам педагогам. Перейдём к способам повышения мотивации. Развитие учебной мотивации – важная и трудная задача для взрослых, воспитывающих школьника. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как ж е п р о буд и т ь у детей желание «напиться» из источника знаний? Наличие у учителя специальных педагогических задач по формированию у школьников мотивации учения свидетельствует о психологической культуре урока и о педагогическом мастерстве учителя. Большую роль играет содержание учебного материала в мотивации учения. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Только та
информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности.  Поэтому учителю очень важно знать потребности его учеников, у школьника при благоприятных условиях возникают и развиваются такие важнейшие для всей будущей жизни потребности, как потребность в умственной деятельности, потребность в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений, потребность в рефлексии и самооценке и др.  Содержание учебного материала должно быть, конечно, вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в, то, же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Совершенно очевидно, что информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом, поэтому содержание урока не должно полностью копировать материал учебника.  Все, что повышает любознательность, может быть включено в урок: новые необычные факты и нестандартный взгляд на события, яркие наглядные пособия. Используйте загадки, ребусы, головоломки и игры, Школьники любого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения цели предметной, а не игровой. Мы знаем, что удивительные факты всегда заинтересовывают школьников, дают пищу для развития их воображения. Игра наряду с учебой занимает важное место в жизни ребенка. В игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы и приобщается к интеллектуальной деятельности. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой – можно. Познавательные игры способствуют развитию потребности в книге, в чтении, так как увлеченность детей познавательной деятельностью заставляет их искать дополнительную информацию в справочной литературе. Участвуя в познавательных играх, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями. У них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания, а не просто усваивать их в готовом виде.
Нам необходимо организовывать учебную деятельность так, чтобы она была одним из главных путей формирования мотивации. Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности, - от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.  Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: - мотивационного, - операционально-познавательного - рефлексивно-оценочного.  Активные формы обучения позволяют вовлечь учащихся в процесс познания, дают возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Обращаясь к проблемному обучению, нельзя не вспомнить слова мудреца: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». В решении проблемы нужно использовать все идеи и соображения детей: поощрять догадки, вопросы и критику; позволять им доказывать и проверять даже явно ложные идеи; учить спорить друг с другом и опровергать имеющиеся версии. Всем известные виды активных форм работы с учащимися. 1. Различают изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, где процессом управляет учитель. 2. Метод проектов(о нём мы не так давно говорили с учителями начальной школы) т а к ж е п о з в о л я е т у ч а щ и х с я в к л ю ч и т ь в исследовательскую работу. Систематическое и целенаправленное вовлечение учащихся в проектировочную деятельность постепенно учит детей правильно формулировать цель исследования, определять объект исследования, формулировать гипотезы, выбирать способы проверки гипотез, делать обоснованные выводы. Самое ценное в этом методе то, что у детей есть возможность по выбору определить тему исследования, проявить активность и самостоятельность. 3. Широкие возможности для повышения мотивации учащихся содержат в себе современные педагогические технологии и нестандартные формы проведения
уроков (урок – аукцион знаний, урок-сказка, урок-экскурсия, урок-путешествие и др.). Для развития социальных мотивов школьника необходима: организация сотрудничества. Здесь имеется ввиду совместная работа. В ней школьники учатся взаимодействовать и быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счет работы группы, нужно распределять ответ ственно сть между учениками. Можно создавать команды учебных достижений,состоящих из 5-6 человек с разными способностями и успеваемостью. Учитель отмечает работу каждого члена команды, также ведется общий счет всей команды. Каждый работает самостоятельно, и все работают вместе. По итогам определяется группа-победитель. В повышении мотивации учеников весьма эффективен момент соревнования. Но следует помнить, что индивидуальные соревнования надо использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве случаев более полезными являются групповые соревнования, участвующие в которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их по возможностям. Нынешнее поколение школьников относительно мало читает, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение для сердца и разума. Поэтому перед современной школой стоит важная задача – сохранить интерес к чтению, развивать мотивацию к читательской деятельности. Пользуется популярностью пособие педагога Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники». Эта книга-методика адресована учителям-практикам и методистам независимо от предметной специализации. В ней содержатся апробированные и четко сформулированные приемы управления классом, технологии организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, приёмы повышения мотивации учащихся и интереса к учебному материалу, которые можно использовать на различных этапах урока. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счёте, к совершению подростками правонарушений. Давайте сделаем некоторые выводы: 1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
3) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,

а свеча, которую нужно запалить.


В раздел образования