Автор: Рогожина Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАОУ "Лицец №58" Населённый пункт: Свердловская область, г.Новоуральск Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа по ритмике Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №58»
Рабочая программа
«Ритмика»
________ класс
количество часов: _________ч (за год)
Составитель:
Рогожина Ирина Владимировна
_____________________________
Новоуральский городской округ
2016- 2017 учебный год
Утверждено
приказом от «_____» ________20____г.
№ _______
Согласовано
на заседании предметной секции
учителей___________________
Протокол от «____»_______20_____г.
№________
Руководитель предметной секции
__________________________________
Согласовано
на заседании ШМС
Протокол от «_____»________20___г.
№_________________
Председатель ШМС
____________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Ритмика» предназначена для преподавания основ
хореографического искусства с первого по четвертый класс для коррекцион-
ных классов, в режиме учебных занятий. Программа является основой заня-
тий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обу-
чение.
Рабочая программа «Ритмика» разработана в соответствии с Феде-
ральным государственными образовательными стандартами начального об-
щего образования на основе программ по хореографии для общеобразова-
тельных школ:
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных докумен-
тов и методических рекомендации:
•
Федеральный Закон от 29.12.2013 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Рос-
сийской Федерации» - " Об Образовании в Российской Федерации"
•
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образо-
вательного стандарта начального общего образования» - (утверждён прика-
зом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октя-
бря 2009 г. № 373)
•
Федеральный перечень учебников на 2015/2016 гг. Приказ Министер-
ства образования и науки Российской Федерации от 26.01. 2016 № 38 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использова-
нию при реализации имеющих государственную аккредитацию образователь-
ных программ начального общего, основного общего, среднего общего об-
разования» - Приказ Минобрнауки РФ от 26 января 2014 г. № 38
•
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования
•
Устав муниципального автономного общеобразовательного учрежде-
ния «Лицей № 58»
•
Основная образовательная программа начального общего образования
МАОУ «Лицей № 58» на 2015 – 2019 гг.
Базовый курс
предмета «Ритмика» в 1-4 классах реализуется за счет часов
обязательной части учебного плана: в 1х классах - по 33 ч в год (по 1 ч в не-
делю, 33 учебные недели), во 2-4 классах на уроки окружающего мира отво-
дится по 34 ч в год (по 1 ч в неделю, не менее 34 учебных недель в каждом
классе).
Общий объём учебного времени составляет 135 ч.
Планируемые результаты
Личностные результаты.
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в со-
ответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгля-
да на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расшире-
ние ценностной сферы в процессе общения с ритмикой и хореографией.
развитие мотивов танцевальной - учебной деятельности и реализация
творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творче-
ства.
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстни-
ками при решении различных творческих задач, в том числе танцевальных.
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной
отзывчивости, понимание и сопереживание уважительное отношение к исто-
рико-культурным традициям других народов.
Метапредметные
результаты.
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического много-
образия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действи-
тельности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы,
города, региона и др.);
овладение способностью к творческой реализации собственных твор-
ческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем
поискового характера;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обоб-
щение, классификация по стилям и жанрам танцевального искусства;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, по-
нимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать
свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
умение
воспринимать
окружающий
мир
во
всем
его
социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты.
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к танцевальному
искусству и различным видам танцевально - творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения
разных видов хореографических искусств, размышлять о танце и ритмике
как о способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли ритмики в жизни ребенка и его духовно-нрав-
ственном развитии, знание основных закономерностей хореографического
искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения
отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, ре-
лигиозной самобытности танцевального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении худо-
жественно-образного содержания танцевальных произведений в различных
видах хореографической и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт твор-
ческой деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятель-
ности.
участие
в
создании
театрализованных
и
танцевально-пластических
композиций, импровизаций, театральных спектаклей, танцевальных фестива-
лей, концертов, конкурсов и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ритмика и элементы музыкальной грамоты.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения,
построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 1-2 класса,
слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 3 и 4 классов.
Упражнения
этого
раздела
способствует
развитию
музыкальности:
формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение
музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать
движений с музыкой.
Танцевальная азбука.
Включает изучение основных позиций и движений классического, народно
— характерного и бального танца.
Танец.
Включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных
танцев:
- усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
- ритмические упражнения,
- разучивание танцевальных композиций.
Беседы по хореографическому искусству.
Беседы
по
хореографическому
искусству
проводятся
систематически
в
течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского
балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии,
её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь
учащимся
ясно
представить
себе
исторический
путь
развития
хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность,
самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Творческая игровая деятельность.
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть
характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола,
возраста,
темперамента,
его
интересов
и
потребности
в
данном
роде
деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами,
хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше
становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация
— сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения
заданий на предложенную тему.
Тематическое планирование
по курсу: «Ритмика», 1 класс
33 часа (1 час в неделю)
Раздел,
кол-во часов
№
урока
Тема урока
Ритмика и
элементы
музыкальной
грамоты.
Беседы по
хореографическому
искусству.
6ч.
1.
Введение. Инструктаж по технике
безопасности. Что такое ритмика.
2.
Основные танцевальные правила.
Приветствие. Постановка корпуса.
3.
Первый подход к ритмическому
исполнению (хлопки, притоп)
4.
Слушание музыки, настроение в музыке и в
танце. Характер исполнения.
5.
Понятия размер, музыкальная фраза, дли-
тельность в музыке и в танце.
6.
Счет в танце. Понятие о сильной доле.
Творческая игровая
деятельность.
6ч.
7.
Ритмическая схема.
Ритмическая игра.
8.
Ритмические упражнения с
предметом (мяч, обруч, платок).
9.
Простейшие танцевальные
элементы в форме игры.
10.
Этюдная работа. Игры. Понятие
пантомима.
11.
Танцевальные игры для развития музыкаль-
ного слуха.
12.
Игровые этюды.
Танцевальная
азбука.
6ч.
13.
Позиции рук, позиции ног. Основные прави-
ла.
14.
Партерная гимнастика, упражнения на
гибкость.
15.
Упражнения для развитие
плавности и мягкости движений.
Пластичная гимнастика.
16.
Выразительные средства музыки
и танца. Музыка, движение,
исполнители , костюмы
17.
Правила танцевального этикета.
18.
Разучивание простейших
танцевальных элементов
«Часики», «Качели», «Стирка»
Танец.
15ч.
19.
Ритмические упражнения
20.
Развитие координации.
21.
Разминка. История образования танца
«Полька». Основные движения танца
“Полька”.
22.
Веселая полька.
23.
Упражнения на художественно творческие
способности.
24.
Упражнения в паре.
25.
Перестроение для танцев. Рисунок танца.
26.
Упражнения на развитие отдельных групп
мышц и подвижности суставов.
27.
Тренировочный танец «Стирка»
28.
Ритмико-гимнастические упражнения.
29.
Упражнения на ориентацию в пространстве.
30.
Музыкально – ритмические игры.
31.
Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия,
звездочка, воротца, змейка.
32.
Синхронность и координация
движений, используя
танцевальные упражнения.
33.
Урок-смотр знаний
Тематическое планирование
по курсу: «Ритмика», 2 класс
34 часа (1 час в неделю)
Раздел,
кол-во часов
№
урока
Тема урока
Ритмика и
элементы
музыкальной
грамоты.
Беседы по
хореографическому
искусству.
5ч.
1.
Введение. Инструктаж по технике безопасно-
сти. Что такое ритмика.
2.
Основные танцевальные правила.
Приветствие. Постановка корпуса
3.
Первый подход к ритмическому
исполнению (хлопки, притоп)
4.
Настроение в музыке и в танце. Характер в
музыке.
5.
Поза исполнителя. Зритель, исполнитель.
Положение фигуры по отношению к
зрителю. Ракурс.
Творческая игровая
деятельность.
5ч.
6.
Ритмическая схема. Ритмическая игра.
7.
Простейшие танцевальные элементы в форме
игры
8.
Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима.
9.
Упражнения для развитие плавности и мягко-
сти движений. Пластичная гимнастика
10.
Музыкально – ритмические игры.
Танцевальная азбу-
ка.
4ч.
11.
Позиции рук, позиции ног. Основные прави-
ла.
12.
Партерная гимнастика.
13.
Ритмические упражнения с предметом (мяч,
обруч, лента).
14.
Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звез-
дочка, воротца, змейка
15.
Ритмические упражнения.
16.
Упражнения на координацию .
17.
Упражнения на развитие отдельных групп
мышц и подвижности суставов.
18.
Развитие двигательной активности.
19.
Развитие силы и выносливости.
Танец.
21ч.
20.
Развитие пластики. Точки в зале.
21.
Разминка. Основные движения танца “Поль-
ка”.
22.
Упражнения на художественно творческие
способности.
23.
Основные танцевальные точки,
шаги. Диагональ, середина.
24.
Упражнения в паре.
25.
Историко – бытовой танец «Полонез»
26.
«Полонез»
27.
Ритмические упражнения.
28.
Индивидуальное творчество «Я – герой лю-
бимой сказки».
29.
Тренировочный танец “Ладошки” Основные
движения, переходы в позиции рук.
30.
Партерная гимнастика.
31.
Упражнения на развитие отдельных групп
мышц.
32.
Танцевальные игры для развития
музыкальности и слуха.
33.
Повторение танцевального материала.
34.
Урок-смотр знаний
Тематическое планирование
по курсу: «Ритмика», 3 класс
34 часа (1 час в неделю)
Раздел,
кол-во часов
№
урока
Тема урока
1.
Вводное занятие. Беседа о технике безопасно-
сти на уроке, при выполнении упражнений, ра-
зучивании танцев.
2.
Основные танцевальные правила. Приветствие.
Постановка корпуса.
3.
Первый подход к ритмическому исполнению
(хлопки, выстукивания, притопы).
4.
Прохлопывание ритмического рисунка.
5.
Позиции рук. Позиции ног. Основные правила.
6.
Разучивание шагов.
7.
Понятие «шаг», 45 90 180. Растяжка.
8.
Урок игра.
9.
Упражнения для развитие
плавности и мягкости движений.
Пластичная гимнастика
10.
Ритмические упражнения с предметом (мяч,
обруч, лента).
11.
Музыкальные, танцевальные темы.
12.
Упражнения на координацию .
13.
Упражнения на развитие отдельных групп
мышц и подвижности суставов.
14.
Упражнения на ориентацию в пространстве.
15.
Партерная гимнастика.
16.
Основы классического танца.
17.
Упражнения на художественно творческие
способности.
18.
Танец «авто стоп»
19.
Танец « Авто стоп»
20.
Элементы гимнастики и акробатики.
21.
Этюдная работа. Игры. Понятие
Пантомима.
22.
Основные танцевальные точки,
шаги. Диагональ, середина.
23.
Развитие силы и выносливости.
24.
Развитие пластики. Точки в зале.
25.
Игровые двигательные упражнения с предмета-
ми.
26.
Ритмические упражнения.
27.
Упражнения в паре.
28.
Танцевальные игры для развития
музыкальности и слуха.
29.
Разучивание польки « Добрый жук».
30.
Закрепление польки « добрый жук».
31.
Повторение танцевального материала.
32.
Игровые двигательные упражнения с
предметами.
33.
Игровые двигательные упражнения с
предметами.
34.
Урок-смотр знаний.
Тематическое планирование
по курсу: «Ритмика», 4 класс
34 часа (1 час в неделю)
Раздел,
кол-во часов
№
урока
Тема урока
1.
Вводное занятие. Беседа о технике безопасно-
сти на уроке, при выполнении упражнений, ра-
зучивании танцев.
2.
Основные танцевальные правила. Приветствие.
Постановка корпуса.
3.
Прохлопывание ритмического рисунка.
4.
Позиции рук. Позиции ног. Основные правила
5.
Упражнения для развитие
плавности и мягкости движений.
Пластичная гимнастика.
6.
Упражнения на развитие отдельных групп
мышц и подвижности суставов.
7.
Партерная гимнастика.
8.
Упражнения на ориентацию в пространстве.
9.
Упражнения на координацию .
10.
Элементы русского народного танца
11.
Освоение танцевального шага
12.
Основные танцевальные точки,
шаги. Диагональ, середина.
13.
Элементы гимнастики и акробатики.
14.
Ритмические упражнения.
15.
Игровые двигательные упражнения с
предметами.
16.
Танцевальные игры для развития
музыкальности и слуха.
17.
Упражнения на художественно творческие
способности.
18.
Основные танцевальные точки,
шаги. Диагональ, середина.
19.
Развитие силы и выносливости.
20.
Разучивание шагов.
21.
Ритмические упражнения с предметом (мяч,
обруч, лента).
22.
Музыкальные, танцевальные темы.
23.
Танцевальные комбинации.
24.
Партерная гимнастика.
25.
Упражнения в паре.
26.
Знакомства с бальными танцами. История об-
разования «Вальса»
27.
Основные движения танца- вальс. Позиции рук,
ног. Отработка движений.
28.
Постановка танцевальной хореографии.
29.
Упражнения на развитие отдельных групп
мышц и подвижности суставов.
30.
Основы классического танца.
31.
Основные движения танца- вальс.
32.
Игровые двигательные упражнения с предмета-
ми.
33.
Повторение танцевального материала.
34.
Урок-смотр знаний.