Автор: Прохорова Елена Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "СОШ п.Моряк-Рыболов" Населённый пункт: п.Моряк-Рыболов Наименование материала: конспект Тема: Квадратный дециметр Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Моряк-Рыболов»
Конспект
урока математики в 3 классе
«КВАДРАТНЫЙ ДЕЦИМЕТР»
Подготовила:
Прохорова Елена Борисовна
учитель начальных классов
2 0 1 6 г.
Класс . Третий.
Тема :
Квадратный дециметр.
Тип урока: Изучение новых знаний и способов действий
Педагогическая цель: способствовать развитию умений соотносить единицы измерения
площади, сравнивать их определять количество квадратных сантиметров в квадратном
дециметре, решать геометрические задачи на нахождение площади.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся познакомятся с единицей площади –квадратным
дециметром, его условным обозначением, научатся записывать условное обозначение
площади, соотносить единицы измерения площади, сравнивать их, определять количество
квадратных сантиметров в квадратном дециметре.
Метапредметные: овладеть умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на
вопросы, обобщать собственные представления, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
проявлять умение работать в команде, усидчивость, аккуратность,
последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.
Методы и формы обучения:
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы:фронтальная, индивидуальная
Учебно-методическое обеспечение . Программа «Школа России». Математика 3 класс.
Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.
Необходимое оборудование и материалы для занятия .Компьютер,
мультимедиапроектор, презентационный экран, ручка, карандаш, тетрадь, линейка,
квадраты.
Основные термины и понятия: Единица площади – квадратный дециметр (дм
2
)
Ход урока
I-й этап урока. Организационный момент.
Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
Формы, приёмы, методы.
Цель применения.
Психологический настрой детей на урок
Начинается урок математики.
Ребята, поприветствуйте друг друга улыбкой.
И у меня сегодня радостное настроение, потому что мы отправляемся с
вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам
и новых открытий!
Эмоциональная,
психологическая и
мотивационная
подготовка к
усвоению
изучаемого
материала.
II -й этап урока. Актуализация знаний.
Цель этапа: Активизация мыслительной деятельности учащихся
1. Математический диктант
1.
Какое сегодня число? (23)
2.
Увеличьте его на 7. (30)
3.
Какое число следует за числом 59, 88, 99? (60,89,100)
4.
Увеличьте 9 в 6 раз. (54)
5.
Увеличьте 9 на 6. (15)
6.
Уменьшите 42 на 7. (35)
7.
Уменьшите 40 в 7 раз. (6)
8.
Сколько см в 1 м? (100 см)
9.
Сколько см в 1 дм ? (10 см)
2.Работа над задачами
- Из 18 м ткани сшили 6 одинаковых платьев. Сколько м ткани пошло на одно
платье? (18:6= 3 м)
- Маша купила 5 ластиков по 8 рублей . Сколько денег она заплатила? (8х5=40
руб.)
- Стороны прямоугольника 5 и см. Найдите площадь прямоугольника. (5х9= 45
см
2
)
III -й этап урока. Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: повторить материал иподготовить учащихся к усвоению нового
материала.
-Решите примеры устно, записывая в тетрадь только ответы, потом с помощью
шифра сможете узнать часть темы урока. Что надо знать, чтобы решить эти
примеры? Вспомните порядок действий. (учащиеся решают примеры)
(6 + 2)
.
4
(13 – 8)
.
7
68 – 60 + 12
36 : 6 + 4
Развитие
познавательной
активности.
Развитие
умения
осуществлять
(18 – 18)
.
10
(29 – 28)
.
4
(70 – 40) : 5
0
4
6
10
20
32
35
а
д
ь
щ
о
п
л
-Какое слово получилось? (площадь)
- Какое слово получилось?
- Что такое площадь? (Место, которое занимает фигура на плоскости.)
- Площадь, какой фигуры мы уже умеем вычислять?
- В каких измерения мы вычисляем площадь? (см
2
)
-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 1 и 3 см. (1х3= 3 см
2
)
-Как нашли площадь? ( длину умножили на ширину)
- Какое главное свойство квадрат вы знаете? (У квадрата все стороны равны).
-Найдите площадь квадрата со стороной 1 см. (1х1= 1 см
2
)
Один сантиметр квадратный – это мерка измерения площади. А если фигура
большая, удобно ли будет использовать такую мерку? ( нет, это придется
выполнять очень долго)
- Какой выход может быть? (взять мерку больше)
У детей на партах квадрат со стороной 10 см.
Измерьте стороны этой фигуры. Что можно сказать? (это квадрат со стороной
10 см)
Мы знаем, что 10 см = 1 дм. Запись в тетради
Значит у вас квадрат со стороной 1 дм.
- Как найти площадь такого квадрата? (1 дм х 1 дм = 1 дм
2
). Запись в тетради.
- Значит, у вас квадрат площадь которого равна 1 дм
2
.
-Какое открытие мы сделали ? (Нашли площадь квадрата в дм
2
)
.
-Сформулируйте тему урока.
Квадратный дециметр
1.Практическая работа. (Работа в парах)
Наш квадрат разделен на квадратные сантиметры. Сколько можно уложить
квадратиков в 1 дм
2
?
-А как удобно и быстро вычислить? (пересчитать квадратики по длине и
ширине).
умозаключения
на основе
раннее
приобретённых
знаний.
-Как это записать? ( 10 см х 10 см = 100см
2
)
-Какой путь короче: пересчитать квадратики или измерить длину и перевести в
сантиметры? (перевести в дециметры)
- Сколько в 1 дм
2
квадратных сантиметров? (1 дм
2
= 100 см
2
)
- Сделайте вывод:
10 см= 1 дм
1 дм х 1 дм = 1 дм
2
10 см х 10 см = 100 см
2
, значит
1 дм
2
= 100 см
2
- Откроем учебник на с.66 и посмотрим, правильно мы сделали вывод
- Этим мы займемся после небольшой разминки. Сейчас вам придется много
думать самостоятельно и много писать, поэтому разомнем руки, глаза и сделаем
упражнения для улучшения мозговой деятельности.
«Физкультминутка»
IV-й этап. Закрепление изученного материала
Цель этапа : повторить алгоритм нахождения площади.
Работа с учебником
– Чтение объяснения на странице 66.
– Сейчас мы будем учиться решать задачи, используя новую единицу
площади.
- Для чего мы учимся решать задачи? (Чтобы знать, как находить площадь
прямоугольника.)
- А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1
кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять
крупные фигуры или предметы)
- Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки?
- Посмотрите на картинки и найдите среди них те, которые удобнее измерять в
кв.дм, а какие в кв.см.
(На доске изображены предметы: почтовая марка, учебник
математики, блокнот, тетрадь, зеркало, шкаф)
(В кв. дм удобнее измерять крупные предметы – шкаф, зеркало, учебник.
А маленькие – марку, блокнот – в кв.см
1) Задача С. 66, № 3
– Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна
площадь зеркала?
– В каких единицах измеряется высота и ширина зеркала? (В дм)
– Почему? (Зеркало большое)
Ученик у доски решает с объяснением.
10 х 5 =50 дм
2
- Ну а теперь, каждый из вас самостоятельно проверит, как он запомнил новый
материал.
V-й этап урока. Самостоятельная работа c самопроверкой
Цель этапа: закрепление изученного материала.
Прочитайте задачу.
Начертить прямоугольник со сторонами 1 дм и 3см. Найти площадь.
- Что надо сделать?
-Что известно?
- Какая длина? Ширина?
-В каких единицах измеряется длина и ширина? ( в разных: дм и см)
-Что надо найти? ( найти площадь)
Можно сделать сразу? ( нет)
Что надо сделать сначала? (перевести дм в см)
Составьте план решения задачи.
1.
Перевести в дм в см
2.
Найти площадь
3.
Записать ответ
Решите самостоятельно по плану.
- Запишите решение и ответ задачи.
(Проверка.)
Формирование
практических
навыков
нахождения
площади
VI-й этап урока. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного
материала.
Детям предлагается задание повышенной трудности
Длина 8 дм
Ширина-? в 2 раза меньше
Найти S.
Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
Решите задачу самостоятельно.
-А для всех остальных он приготовил задание в учебнике на с. 67 «Проверь
себя».
(Самостоятельное выполнение задания. Проверка.)
Способствует
развитию
умений
устанавливать
причинно-
следственные
связи.
Применение
раннее
полученных
знаний на
практике.
Актуализация
полученных
знаний
Практическая деятельность.
А сейчас предлагаю решить вам самостоятельно примеры в учебнике стр.67 № 6 по рядам.
(Решение примеров по рядам, с последующей самопроверкой.)
- Кто не сделал ни одной ошибки?
- Кому было легко выполнять эту работу?
- Кто испытывал трудности при выполнении этой работы?
VII-й этап урока. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель этапа: Обобщение всей работы. Самооценивание.
Итоговый тест.
1.
Верно ли утверждение, что площадь фигуры измеряется в квадратных единицах?
2.
Согласны ли вы с утверждением, что 1 дм
2
— это квадрат, сторона которого равна 1 дм.
3.
Правда ли то, что 1 см
2
> 1 дм
2
?
4.
Верно ли, что формула нахождения площади фигуры и его периметра одинаковы?
5.
Согласны ли вы с тем, что в 1дм
2
содержится 100 см
2
?
6.
Верно ли, что для нахождения площади прямоугольника мы должны длину умножить на
ширину?
7.
Правда ли, что площадь обложки учебника, тетради, стола, картины можно измерить в дм
2
?
Итоговый ряд: +, +, -, -, +, +, +.
VIII. Подведение итогов урока
– Наш урок подошел к концу.
– Над какой темой работали?
– В каких единицах измеряется площадь?
– Сколько в 1 квадратном ДМ квадратных СМ?
– Что нового вы для себя узнали?
– Что вам понравилось делать больше всего?
– А в чем были трудности
?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: № 117, 118 (с. 45).