Решение текстовых задач на основе знания связи между величинами: цена, количество, стоимость
Автор: Кузнецова Надежда Андреевна Должность: преподаватель Учебное заведение: КГБ ПОУ "Находкинский государственный гуманитарно - политехнический колледж" Населённый пункт: г. Находка Наименование материала: Технологическая карта показательного урока студентов в 3 классе по математике Тема: Решение текстовых задач на основе знания связи между величинами: цена, количество, стоимость Раздел: начальное образование
Предмет : Математика
Класс : 3 класс
Тип урока : Открытия новых знаний
УМК : Школа России
Технологическая карта
Тема
Решение текстовых задач на основе знания связи между величинами:
цена, количество, стоимость (учебник, стр.22; рабочая тетрадь, стр11;
Цель
деятельности
учителя
Способствовать развитию умений решать текстовые задачи на основе знания связи между величинами: цена,
количество, стоимость, составлять и решать задачи на нахождение цены по известным величинам (стоимость и
количество), решать уравнения, числовые выражения
Задачи
1. Образовательная:
- отрабатывать умение решать задачи на основе знания связи между величинами: цена, количество, стоимость;
- вырабатывать и совершенствовать прочные вычислительные навыки
2. Развивающая:
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- учить сопоставлять, сравнивать;
- обеспечивать проявление мыслительной деятельности в ходе использования мультимедийной презентации.
3. Воспитательная:
- учить детей работать коллективно;
- стимулировать дальнейшее саморазвитие учащихся, благодаря применению мультимедийной презентации.
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):познакомятся с понятиями «цена», «количество»,
«стоимость»; научатся решать новый вид задач, выполнять разные формы записи условия задачи, составлять и решать
задачи на нахождение цены по известным величинам (стоимость и количество).
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретенная компетентность): овладеют
умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают необходимость бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью
других людей
Основные
понятия
Цена, количество, стоимость
Ресурсы:
Математика. 3 класс: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.
- основные
- дополнительные
1 электрон. опт. диск (CD-ROM); nsportalnachalnaya-shkola/matematika/matematicheskie-krossvordy , рабочая
тетрадь
Оборудование
Компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы, смайлики, таблица формата А3.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
(УУД)
Время
I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
Цель.
Включение детей в
деятельность на
личностно-
значимом уровне.
Приветствует учащихся, проверяет
готовность класса и оборудования;
эмоционально настраивает на
учебную деятельность.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ли на месте? Все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо, под рукой!
Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к
уроку, организуют рабочее
место (проверяют наличие
учебника, рабочей тетради,
ластика, линейки, пишущих
принадлежностей)
К – планируют учебное
сотрудничество
с учителем и сверстниками.
Л – понимают значение знаний
для чело-века; имеют желание
учиться; проявляют интерес к
изучаемому предмету,
понимают его важность
1 мин
II.
Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии.
Цель.
Повторение
изученного
материала,
необходимого для
«открытия нового
знания»
выполнение
пробного учебного
действия и
фиксация
индивидуального
Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.
2. Устный счет:
Число 15 увеличить в 5 раз;
Число 72 уменьшить в 6 раз;
Число 72 уменьшить на 7 десятков;
Во сколько раз 51 больше 3;
Число 140 увеличить на 20 десятков;
Карточки с обратными примерами
на умножение и деление стр. 22
с
5
6
7
8
С х 2
m
18
15
12
m : 3
Постановка цели урока:
Представьте себе вы пришли в
Показывают выполненную
домашнюю работу.
Отвечают на вопросы учителя
Ответы:
75, 12,2,17, 340
Индивидуально по карточкам
работают 4 человека
Отвечают на вопросы учителя
проявляют интерес к изучению
темы
3 х 4 =12 руб.
П – осуществляют
анализ, синтез, сравнение,
обобщение;
фиксируют математические
отношения между объектами и
группами объектов в знаково-
символической
форме (на моделях); делают
выводы по аналогии и
проверяют эти выводы.
К –строят речевое
высказывание
в устной форме; используют
математическую терминологию;
принимают активное участие в
работе; используют умение
вести диалог, речевые
5 - мин
затруднения.
магазин, чтобы купить школьные
принадлежности. «3 простых
карандаша по 4 рубля, 10 тетрадей по
2 рубля, 2 альбома для рисования по
7 рублей, 2 резинки по 3 рубля, .
Как вы думаете, когда покупатель
приобретает товар, он совершает?
Для того, чтобы совершить покупку
необходимо два условия. Какие?
Покупатель
идёт
в
магазин
и
покупает, например, 5 тетрадей
Что означают числа 5?
А деньги, которые вы должны будете
заплатить
за
всю
покупку,
будут
стоимостью.
(Беседа с учащимися; осуществление
корректировки действий учащихся.)
Как
вы
думаете:
какой
будет
тема
урока?
Тема нашего урока: «Решение задач с
величинами:
цена,
количе ство,
стоимость»
10 х 2 = 20 руб.
2 х 7 = 14 руб.
2 х 3 = 6 руб.
Покупку
Деньги, товар
Количество товара
Стоимость
Дают предполагаемые ответы
коммуникативные средства.
Л – способны адекватно
рассуждать о причинах своего
успеха или неуспеха в учебе.
III.
Этап выявления
места
и
причины
затруднения.
Цель.
Формулирование
темы урока и
анализ учащимися
возникшей
Я предлагаю вам сейчас пройти в
магазин и сделать покупки, у
каждого из вас имеется по 50 рублей.
Посмотрите на витрину. (слайд 2)
- Что продаётся в магазине куда мы
пришли?
Как назвать одним словом все, что вы
видите на витрине?
Фрукты, овощи
Товар
Р-целеполагание
К- постановка вопросов;
П - самостоятельное выделение
и формулирование
познавательной цели;
7 мин.
ситуации
выявление места и
причины
затруднения
Как называется магазин, в котором
продают овощи и фрукты?
-Ребята,
посмотрите
на
слайд,
это
т о в а р ,
к о т о р ы й
м ы
м о ж е м
приобрести.
Каждый
товар
имеет
свою
цену.
Как
вы
понимаете,
что
такое цена? (слайд 3)
Все правильно, цена – это количество
денег которые необходимо заплатить
за единицу товара.
Вы
слышали
когда-нибудь
слово
«ценник». А что это такое?
Ценник я в л я е т с я
н о с и т е л е м
информации
о товарной единице
и
цене на данную единицу
-
На
фруктах
обозначена
цена.
Назовите
цену
яблока,
персика,
банана, клубники, мандарина.
Значит, цена показывает, сколько
денег нужно заплатить за 1 предмет
Сейчас я предлагаю вам приобрести
покупки, и не забывайте, что у вас
50 рублей.
Сколько фруктов купил первый
покупатель?
Что такое 2?
Значит, количество показывает,
сколько предметов мы купили.
Сколько денег он должен
заплатить?
Это называется стоимость товара.
Овощной
Цена – это количество денег за
единицу товара
Дают предполагаемые ответы
Перечисляют цены на
предлагаемый товар
Дети выбирают продавца,
остальные — покупатели,
Дети по очереди называют
товар, который бы они
приобрели в магазине.
Продавец дает согласие
состоится ли покупка.
2
Количество купленных
фруктов
47 рублей
Что такое стоимость?
Далее ещё несколько покупателей
совершают покупки.
Как вы думаете, есть ли связь
между этими словами?
Стоимость – это то, что мы
заплатили за всю покупку.
Отвечают на заданные
вопросы
IV. Построение
проекта выхода из
затруднения
Цель. - выбор
способа и средств
реализации цели.
.
Предлагаю решить задачу
Задача: За тетради в клетку
заплатили всего 150 рублей. Какое
количество тетрадей купили, если
одна тетрадь стоит 10 рублей
–Давайте повторим, о каких
величинах идет речь в задаче?
– Что известно в задаче?
– В какой столбик занесем эти
данные?
– Что еще известно в задаче?
– Что будем узнавать?
Цена
стоимост
ь
одного
предмета
кол- во
предметов
Стоимость
общая
10р.
?
150р.
Задача простая или составная?
Подведем итоги и сделаем выводы:
Чтобы найти количество , стоимость
делим на цену.
С : Ц = К
150 : 10 = 15(шт.)
Цена
стоимост
ь
одного
кол- во
предметов
Стоимость
общая
Стоимость равна 150 рублей
Цена 1 тетради 10 рублей
Записывают число
Составляют обратные задачи и
записывают в таблицу.
Повторяют выводы
П – осуществляют
поиск необходимой
информации; используют
знаково-
символические средства;
производят моделирование и
преобразование моделей разных
типов (схемы, знаки
и т. д.); устанавливают
причинно-следственные связи;
осознанно и произвольно
строят речевые высказывания.
Р –осуществляют
контроль, коррекцию, оценку,
волевую саморегуляцию при
возникновении затруднений.
К –выражают свои мысли с
достаточной полнотой и
точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение и
позицию
в коммуникации;
используют критерии для
обоснования
своего суждения.
Л – осуществляют
смыслообразование
8 мин
предмета
10р.
15шт.
?
10 х 15 = 150(р.)
Чтобы найти стоимость, цену
умножаем на количество;
Ц х К = С
Цена
стоимост
ь
одного
предмета
кол- во
предметов
Стоимость
общая
?
15
150р.
Чтобы найти цену, стоимость делим
на количество;
С : К = Ц
Повторяют выводы
Повторяют выводы
Физкультминутка
Электронная версия под муз.
«Барбарики»
2 мин
V. Реализация
построенного
проекта и
первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи
Цель. построение
учащимися нового
способа действий и
формирование
умений его
применять при
решении задачи,
Мы с вами доказали, что с помощью
решения задачи раскрывается связь
между величинами: ценой,
количеством и стоимостью.
Открываем учебник стр. 22 № 1
Цена
стоимо
сть
одного
предме
та
кол- во
предме
тов
Стоимо
сть
общая
?
3шт.
15р.
5
?
15р.
5
3
?
Читают условие задачи
Разбор условия задачи,
заполняют таблицу
К - постановка вопросов;
П- самостоятельное выделение
– формулирование
познавательной цели;
Л – формулирование проблемы.
Р - планирование,
прогнозирование;
П - моделирование;
Л– решение проблемы,
построение логической цепи
рассуждений, доказательство;
К – инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации.
6 мин
VI.Самостоятельна
я работа с
Самостоятельно:
Составьте обратную задачу данной и
Р –ориентируются
в учебнике; контролируют
5 мин
самопроверкой по
эталону
Цель. организация
самостоятельного
выполнения
учащимися
типовых заданий на
новый способ
действия с
самопроверкой.
Создать (по
возможности)
ситуацию успеха
для каждого
ребенка;
запишите в таблицу.
1. Сколько открыток можно купить
на 15 руб. если 1 открытка стоит 5
руб.
2. Одна открытка стоит 5 руб.
сколько рублей стоят 3 открытки
Проверка решения задач
Самостоятельная работа по
составлению обратных задач
на нахождение количества и
стоимости.
учебные действия; замечают
допущенные ошибки; осознают
правило контроля и успешно
используют его в решении
учебной задачи.
VII.
Включение
в
с и с т е му
з н а н и й
повторение.
Цель.
Включение нового
знания в систему
изученного
материала.
Запишите в тетради число, классная
работа.
№5, стр. 22 (по вариантам с
самопроверкой)
задание № 2.стр.22 (Проверка)
№3, стр.22 с комментированием
№6 Вычислить со взаимопроверкой
.и сделать проверку.
Выполнение примеров№5 по
вариантам с самопроверкой
Выполнение задания №2,
проверка и обсуждение с
классом
Решение уравнений, подбирая
значения Х
Вычисляют и проводят
взаимопроверку
Р
-
ко н т р о л ь ,
о ц е н к а ,
коррекция;
П
-
умение
структурировать
з н а н и я ,
в ы б о р
н а и б о л е е
эффективных способов решения
задач;
рефлексия
способов
и
условий действия;
К - управление поведением
партнера – контроль, коррекция,
оценка действий партнера
7 мин.
VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание
учащимися своей
учебной
– Что нового узнали на уроке?
– Что оказалось полезным?
– Что осталось непонятным?
- В чем испытывали трудности?
Проверим, насколько успешным для
Отвечают на вопросы учителя
Оценивают урок смайликами
П - ориентируются
в своей системе
знаний.
Р –оценивают собственную
деятельность на уроке.
3 мин
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей
и всего класса.
вас оказался урок (смайлики:
улыбка, спокойствие и грусть).
На следующих уроках мы будем
продолжать работать с задачами,
которые помогут нам быть
внимательными, расчетливыми в
обращении с деньгами. Будем
учиться разумно их тратить и
экономно использовать.
Выставление оценок за урок
Подают дневники для
выставления оценки
Л – проявляют интерес к
предмету
IX. Д/з. Инструктаж
по выполнению
домашнего задания
В рабочей тетради выполните
задания № 12, 14, стр. 11
1 – 2 мин.