Напоминание

Понятие одного и того же окончания в разных словах.


Автор: Тескенекова Надежда Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №36
Населённый пункт: город Улан -Удэ
Наименование материала: конспект
Тема: Понятие одного и того же окончания в разных словах.
Раздел: начальное образование





Назад





Урок русского языка 3 класс УМК «Развивающее обучение Д.И. Эльконина – Давыдова"

Тема:
Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма? Понятие одного и того же окончания в разных словах.
Цель урока.
Расширение понятной базы фонемных и нефонемных написаний падежных окончаний.
Задачи урока:
- совершенствовать навыки правописания падежных окончаний в словах обозначающих предмет. – развивать орфографическую зоркость.
Предметные результаты
-умение определять фонемы и выделять окончание в словах обозначающих действие
Универсальные учебные действия

Метапредметные УУД:
-развивать умение формулировать цели своей деятельности; -развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности; -развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
Личностные УУД:
-развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, контролировать свою работу
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-индивидуальная , фронтальная. парная
Средства обучения:
-ПК, мультипроектор. Тип урока: ОНЗ Технология построения: развивающая
Этап Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Мотивирование к учебной деятельности
ЛичностныеУУД:
формирование интереса (мотивации) к учению. Прозвенел звонок весёлый Мы начать урок готовы Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Мы урок наш начинаем, Что учили повторяем - Откройте тетради запишите число, классная работа. Красиво и аккуратно выполните показ. Ответы на вопросы.(Высказывание личного мнения) Просмотр ЦОР Актуализация знаний и проблемное учебное действие Выявление места и причины затруднения, постановка цели и задач. Актуализировать знания по изученному материалу темы «Окончание в словах называющих предметы».
Познавательные УУД:
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Личностные УУД:
желания продолжать свою учебу. Регулятивные УУД: . Создать проблемную ситуацию, нацелить на решение проблемы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике: Создание проблемной ситуации. На доске появляются слова Машин, куртк ,рук, девочк, ручк.
Беседа по вопросам.

- Прочитайте слова.

- Почему мы не можем их

прочитать?

- Можем ли мы использовать слова

без окончаний?
Подведение к теме урока. 1. Просмотр видеоресурса Ответы на вопросы. Аргументирование . (У них нет окончаний) Определение учебной деятельности. Отображение собственного понимания/ не понимания.
Физкультминутка Решение учебной задачи определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Личностные УУД:
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Регулятивные УУД:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно . Снять напряжение, связанное с умственной и физической нагрузкой. Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты . Регулятивные УУД: Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий - У ребят Алеши, Маши и Сам -Самыча тоже возник такой вопрос, давайте посмотрим к какому мнению они пришли.
Ресурс:

Диалог персонажей по теме - 401 (N 130750)
Можем ли мы писать слова без окончаний? Можем мы ответить на этот вопрос? - Ребята, а какой еще вопрос возник у наших друзей? 2. Постановка темы урока, цели. - давайте сформулируем тему нашего урока. - Поставьте цель нашего урока. Решение орфографической задачи Ребята ответьте на вопрос что значит одинаковые окончания? Аргументирование ответов. Слова без окончаний мы писать не можем т.к слова изменяются и могут иметь разное значение. Постановка темы и цели на урок. Могут ли одни и те же окончания работать в разных словах или нет? Могут ли одни и те же окончания работать в разных словах или нет? Формулируют речевое высказывание. Одинаковые окончание – это окончание, совпадающие по фонемному составу и по своей работе.
Реализация, построенного Проекта. Включение в систему знаний и повторение. Домашнее Использовать алгоритм порядка действий при определении окончания.
Регулятивные УУД:

Мультимедийная презентация
- Запишите слова в столбик Трава и дрова - Выделите окончание. - Можно ли считать что в этих словах одно и то же окончание? - Из одинаковых ли фонем они построены? - А одинакова ли у них работы? - Вспомните как называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково , но называют разные предметы?(например горький лук и спортивный лук.) - Можно ли окончание в словах трава и дрова назвать окончаниями – омонимами? - Запишите слова травой и рожью. Выделите окончание. Определите работу. Можно ли у утверждать, что в этих словах одно и тоже окончание? Расшифровка орфографической ситуации методом моделирования. трава <а> ед.ч., ж.р.,И.п. = = = = = дрова <а> ед.ч.,м.р.,Р.п. Ответы на вопросы. (Что окончание бывают омонимы и синонимы) Составление схем. Графическая запись орфографической задачи .
задание и инструктаж по его выполнению Итоговая рефлексия учебной деятельности Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Познавательные УУД:
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Личностные УУД:
развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, контролировать и оценивать свою работу Закрепить знания детей по усвоению новой темы.
Познавательные УУД:
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Личностные УУД:
развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, контролировать и оценивать свою работу
Познавательные УУД:
- Чем они отличаются друг от друга? - вспомните, как называют слова с одинаковым значением, но разными фонемами? (например, отважный боец и отважный солдат) - Можно ли считать окончание в словах травой и рожью окончаниями – синонимы? - Ребята что вы сейчас заметили, записав эти пары слов? - Давайте составим к ним схемы 1. Самостоятельная работа - Запишите самостоятельно пары слов как и предыдущие, составив к ним схемы. Траву, сестру К брату, к отцу Перо, село 2. Проверка - что вы можете сказать об этих словах? Моделирование. Что у них одинаковый фонемный состав и они выполняют одинаковую работу. Работают в парах, выделяют высказывания с помощью знаков препинания. Проверяют орфограммы. Записывают текст. Вникают в суть домашнего задания, осмысливают его. Анализируют свою деятельность, показывают своё отношение к уроку, чувства и настроение. Формулируют конечный результат своей работы на уроке
Закрепить умение выполнять домашнее задание по алгоритму.
Регулятивные УУД:
Определять цель учебной деятельности. Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности .
ЛичностныеУУД:
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Познавательные

УУД:
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Парная работа над упр.113 с.148 - Выделите высказывание , проверьте выделенные орфограммы и запишите текст. Выполнить в тетради упр.114 - Давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним: - Какая была тема нашего урока? - Какую цель мы поставили на уроке? - Достигли ли мы поставленной цели урока? - Что нового узнали об имени существительном? узнал, открыл для себя… Сегодня на уроке Я научился, смог могу похвалить себя и своих одноклассников за …


В раздел образования