Понятие одного и того же окончания в разных словах.
Автор: Тескенекова Надежда Аркадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №36 Населённый пункт: город Улан -Удэ Наименование материала: конспект Тема: Понятие одного и того же окончания в разных словах. Раздел: начальное образование
Урок русского языка 3 класс УМК «Развивающее обучение Д.И. Эльконина – Давыдова"
Тема: Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?
Понятие одного и того же окончания в разных словах.
Цель урока.
Расширение понятной базы фонемных и нефонемных написаний падежных окончаний.
Задачи урока:
- совершенствовать навыки правописания падежных окончаний в словах обозначающих предмет.
–
развивать орфографическую зоркость.
Предметные результаты
-умение определять фонемы и выделять окончание в словах обозначающих действие
Универсальные учебные действия
Метапредметные УУД:
-развивать умение формулировать цели своей деятельности;
-развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
-развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
Личностные УУД:
-развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, контролировать свою работу
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-индивидуальная , фронтальная. парная
Средства обучения:
-ПК, мультипроектор.
Тип урока: ОНЗ
Технология построения: развивающая
Этап
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Мотивирование к
учебной
деятельности
ЛичностныеУУД:
формирование интереса
(мотивации) к учению.
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Мы урок наш начинаем,
Что учили повторяем
- Откройте тетради запишите число,
классная работа. Красиво и аккуратно
выполните показ.
Ответы на вопросы.(Высказывание личного
мнения)
Просмотр ЦОР
Актуализация
знаний и
проблемное
учебное действие
Выявление места
и причины
затруднения,
постановка цели
и задач.
Актуализировать знания по
изученному материалу темы
«Окончание в словах
называющих предметы».
Познавательные УУД:
Сравнивать предметы,
объекты: находить общее и
различие.
Личностные УУД:
желания продолжать свою
учебу.
Регулятивные УУД:
.
Создать проблемную
ситуацию, нацелить на
решение проблемы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике:
Создание проблемной ситуации.
На доске появляются слова
Машин, куртк ,рук, девочк, ручк.
Беседа по вопросам.
- Прочитайте слова.
- Почему мы не можем их
прочитать?
- Можем ли мы использовать слова
без окончаний?
Подведение к теме урока.
1. Просмотр видеоресурса
Ответы на вопросы. Аргументирование .
(У них нет окончаний)
Определение учебной деятельности.
Отображение собственного понимания/ не
понимания.
Физкультминутка
Решение учебной
задачи
определять умения, которые
будут сформированы на
основе изучения данного
раздела; определять круг
своего незнания.
Личностные УУД:
Освоение личностного
смысла учения; желания
продолжать свою учебу.
Регулятивные УУД:
Определять цель учебной
деятельности с помощью
учителя и самостоятельно
.
Снять напряжение,
связанное с умственной и
физической нагрузкой.
Выявление обучающимися
новых знаний, развитие
умения находить ответы на
проблемные вопросы.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты
.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно
организовывать свое рабочее
место в соответствии с целью
выполнения заданий
- У ребят Алеши, Маши и Сам -Самыча
тоже возник такой вопрос, давайте
посмотрим к какому мнению они
пришли.
Ресурс:
Диалог персонажей по теме - 401 (N 130750)
Можем ли мы писать слова без
окончаний? Можем мы ответить на этот
вопрос?
- Ребята, а какой еще вопрос возник у
наших друзей?
2. Постановка темы урока, цели.
- давайте сформулируем тему нашего
урока.
- Поставьте цель нашего урока.
Решение орфографической задачи
Ребята ответьте на вопрос что значит
одинаковые окончания?
Аргументирование ответов.
Слова без окончаний мы писать не можем т.к
слова изменяются и могут иметь разное
значение.
Постановка темы и цели на урок.
Могут ли одни и те же окончания работать в
разных словах или нет?
Могут ли одни и те
же окончания работать в разных словах или нет?
Формулируют речевое высказывание.
Одинаковые окончание – это окончание,
совпадающие по фонемному составу и по своей
работе.
Реализация,
построенного
Проекта.
Включение в
систему знаний и
повторение.
Домашнее
Использовать алгоритм
порядка действий при
определении окончания.
Регулятивные УУД:
Мультимедийная презентация
- Запишите слова в столбик
Трава и дрова
- Выделите окончание.
- Можно ли считать что в этих словах
одно и то же окончание?
- Из одинаковых ли фонем они
построены?
- А одинакова ли у них работы?
- Вспомните как называются слова,
которые произносятся и пишутся
одинаково , но называют разные
предметы?(например горький лук и
спортивный лук.)
- Можно ли окончание в словах трава и
дрова назвать окончаниями –
омонимами?
- Запишите слова травой и рожью.
Выделите окончание. Определите
работу.
Можно ли у утверждать, что в этих
словах одно и тоже окончание?
Расшифровка орфографической ситуации
методом моделирования.
трава <а>
ед.ч., ж.р.,И.п.
= =
= = =
дрова <а>
ед.ч.,м.р.,Р.п.
Ответы на вопросы.
(Что окончание бывают омонимы и синонимы)
Составление схем.
Графическая запись орфографической задачи .
задание и
инструктаж по
его выполнению
Итоговая
рефлексия
учебной
деятельности
Соотносить выполненное
задание с образцом,
предложенным учителем.
Познавательные УУД:
Сравнивать предметы,
объекты: находить общее и
различие.
Личностные УУД: развивать
коммуникативные навыки,
умение слушать и слышать,
контролировать и оценивать
свою работу
Закрепить знания детей по
усвоению новой темы.
Познавательные УУД:
Сравнивать предметы,
объекты: находить общее и
различие.
Личностные УУД:
развивать коммуникативные
навыки, умение слушать и
слышать, контролировать и
оценивать свою работу
Познавательные УУД:
- Чем они отличаются друг от друга?
- вспомните, как называют слова с
одинаковым значением, но разными
фонемами? (например, отважный боец и
отважный солдат)
- Можно ли считать окончание в словах
травой и рожью окончаниями –
синонимы?
- Ребята что вы сейчас заметили,
записав эти пары слов?
- Давайте составим к ним схемы
1. Самостоятельная работа
- Запишите самостоятельно пары слов
как и предыдущие, составив к ним
схемы.
Траву, сестру
К брату, к отцу
Перо, село
2. Проверка
- что вы можете сказать об этих словах?
Моделирование.
Что у них одинаковый фонемный состав и они
выполняют одинаковую работу.
Работают в парах, выделяют высказывания с
помощью знаков препинания. Проверяют
орфограммы. Записывают текст.
Вникают в суть домашнего задания,
осмысливают его.
Анализируют свою деятельность, показывают
своё отношение к уроку, чувства и настроение.
Формулируют конечный результат своей работы
на уроке
Закрепить умение выполнять
домашнее задание по
алгоритму.
Регулятивные УУД:
Определять цель учебной
деятельности.
Определить отношение
учеников к уроку, к
совместной деятельности
.
ЛичностныеУУД:
Освоение личностного
смысла учения; желания
продолжать свою учебу
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с
учетом своих учебных и
жизненных речевых
ситуаций. Познавательные
УУД:
Наблюдать и делать
самостоятельные простые
выводы.
Парная работа над упр.113 с.148
- Выделите высказывание , проверьте
выделенные орфограммы и запишите
текст.
Выполнить в тетради упр.114
-
Давайте вернемся к началу нашего
урока и вспомним: - Какая была тема
нашего урока? -
Какую цель мы поставили на уроке?
- Достигли ли мы поставленной цели
урока? - Что нового узнали об имени
существительном?
узнал, открыл для себя…
Сегодня на уроке Я научился,
смог
могу похвалить себя и своих
одноклассников за …