Напоминание

урок окружающего мира "Где зимуют птицы?"


Автор: Андреева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Кодинская СОШ № 3
Населённый пункт: г. Кодинск
Наименование материала: конспект урока
Тема: урок окружающего мира "Где зимуют птицы?"
Раздел: начальное образование





Назад







Тема: Где зимуют птицы?

Цель
: создать условия для расширения знаний обучающихся о зимующих и перелётных птицах.
Планируемые результаты
: учащиеся поймут, что птицы зимуют по-разному.
Задачи:
 Формировать УУД: Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД П – познавательные УУД К – коммуникативные УУД  Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.  Расширять знания учащихся о птицах, зимующих и перелётных.  Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.  Воспитывать заботливое отношение к птицам.  Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Оборудование и используемые учебные пособия:
1. А. А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011. 2. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 1 класс. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011. 3. Разрезные картинки с изображением зимующих и перелётных птиц. 4. А. А. Плешаков.От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы. 5. Компьютер, проектор.

Ход урока

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧЕНИКА

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

1

2

3

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной

деятельности.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ну-ка, проверь, дружок. Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Много нового узнать.
2.

Актуализация опорных знаний.
1) Беседа - О каком времени года я говорю? Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду. Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. - Да. -Об осени - Идет дождь, птицы улетают Планирование у ч е б н о го сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Волевая саморегуляция (Р) Ум е н и е а н а л и з и р о в а т ь , сравнивать, сопоставлять и обобщать (П)
- Как вы догадались, что речь идёт об осени? 2) Игра «Найди ошибки» - Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их. На севере Один из холодных районов Земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.
3.

Самоопределение к деятельности.
- А знаете ли вы, что есть птицы, которые никогда не видели зимы? Послушайте разговор ласточки и журавля и подумайте, почему они не видели зиму? (Инсценировка) -Здравствуй, журавль! -Что ты такая печальная, ласточка? - Ах голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик- пыжик важно вышагивал, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький воробьишко болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда? - Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на Земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. на юг, листопад. - В р а й о н е С е в е р н о г о Л е д о в и т о г о о к е а н а р а с п о л ож е н С е в е р н ы й полюс. - Пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде. Выделение и осознание того, что уже известно (Р). Формирование интереса к н о в о м у м а т е р и а л у , способность к самооценке (Л)
Везде одно лето. - Ребята, почему журавль и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? -Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? - Давайте сегодня на уроке проведём исследование, в ходе которого выясним, где же зимуют птицы. Это и есть тема нашего урока. -Давайте сформулируем тему урока в виде вопроса. - Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
4.

Работа по теме урока.
1) Что вам уже известно о птицах?  Потому что, они улетали на зимовку в тёплые страны. -О птицах. -Где зимуют птицы?  Узнаем, что птицы зимуют по-разному.  Б у д е м у ч и т ь с я выдвигать п р е д п о л о ж е н и я и доказывать их. - Птицы – это животные, т е ло кото р ы х п о к р ы т о перьями.  Тело птицы состоит из головы, т ул о в и щ а , шеи, клюва, крыльев, хвоста, ног. Формирование общеучебных универсальных действий: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П). Целеполагание - постановка учебной задачи (Р). Умение слушать и вступать в диалог (Л) Умение слушать и вступать в

Постановка проблемы
 Попробуйте объяснить, почему одни птицы должны улететь, а другие могут остаться?  Выскажите предположение  Но тогда почему не все птицы улетели в тёплые края?
3) Поиск решения проблемы.

Выявление причин перелета или зимовки птиц.
Посмотрите на рисунки. Почему птицы разделены на две группы? – Как называют птиц, которые улетают в теплые края на зиму? А почему их так называют? А тех птиц, которые остаются на зимовку, как называют? Почему? – Назовите перелетных птиц. – Назовите зимующих птиц. -Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края. Обратите внимание, чем питаются птицы? Какой корм нельзя добыть зимой? - Им холодно -Одни зимой улетают, другие остаются зимовать. - Перелётные  Они перелетают  Зимующие  Остаются на зиму  Журавль, жаворонок, ласточка, скворец. - Сорока, синица, воробей, ворона. -Насекомых:комаров, мошек,мух. д и а л о г , у ч а с т и е в коллективном обсуждении проблемы (К). Выявление причин перелета или зимовки птиц (П) Выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить (Р).

4) Решение проблемы
-Давайте сделаем вывод, какова главная причина перелёта птиц?
5. Первичное закрепление новых знаний.
Слайд «Зимующие птицы» - Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. - Как можно помочь птицам зимой? – Почему же некоторые птицы улетают на юг? – Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? – Больше или меньше их стало с приходом осени? В какую погоду их становится меньше? – А чем еще питаются птицы? Птицы питаются разнообразным кормом. Для одних основным кормом служат насекомые, для других – плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. -Голод -Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки. -Птицы улетают на юг, т.к им нечем питаться. - Да. Стрекозы, мошки, комары, мух, их много. -С приходом осени их стало меньше. -Плодами и семенами Выявление причин перелета или зимовки птиц (П) Следовать установке н а заботливое отношение к птицам (Л). Выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить (Р).
– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут? Мы видим синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.
6. Физкультминутка.
Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево.) Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад Наклонились и присели, Заниматься тихо сели.
7. Продолжение работы по теме урока.
1) Беседа, работа по учебнику. Работа в парах. растений. -Не все птицы улетают, они перебираются ближе к дому человека Выявление причин перелета или зимовки птиц (П) Выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить (Р). Самоорганизация свободного времени (Л). Наблюдение окружающего мира (Р).
- Где же все-таки зимуют перелетные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете. Проверка. - Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с. 17 - Куда улетают ласточки? - А журавли? - Что вместо колец в последнее время используют ученые? - Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать подсказку на с. 17.
8. Применение полученных знаний
Выполнение заданий в рабочей тетради №1 (с. 14). - Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы смогли узнать? Соедините линиями изображения и названия птиц. - Остальных птиц узнайте с помощью атл а с а - определителя. №2 (с.14-15). - Прочитайте задание и внимательно рассмотрите схемы. - Каким цветом нужно обозначить направление осенних перелетов птиц? - А весенних? Дети сначала объясняют своими словами, а затем читают текст на с. 85. - В Африку. - В Индию.  Радиопередатчик. - Птицам не хватает корма. П о с т а н о в ка и р е ш е н и е проблемы (П). Умение работать с разными видами информации (П). Умение п е р е р а б а т ы в а т ь полученную информацию из учебных пособий и находить нужные сведения (П) С т р о и т ь п р о д у к т и в н о е в з а и м о д е й с т в и е и с о т р у д н и ч е с т в о с о сверстниками, управление поведением партнера (К). - П о и с к и в ы д е л е н и е необходимой информации, с м ы с л о в о е ч т е н и е , извлечение необходимой информации из текста (П). Выделение и осознание того, что уже известно и что нужно
- Выполните задание. Порассуждайте об этом с соседом по парте. Работа в парах. -Проверка.
9. Рефлексия.
Игра «Третий лишний». (на доске названия птиц) - Из названий трех птиц необходимо назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор.  Синичка, грач, воробей  Ласточка, скворец, воробей.  Петух, курица, скворец  Грач, снегирь, цыплёнок Игра «Составь целое из частей» Составьте из разрезных картинок птицу. Назовите, какую вы собрали, перелётную или зимующую.
10. Подведение итогов урока.
 Вернемся к учебной цели урока. Мы узнали о том, что птицы зимуют по-разному. Какие названия они получили в зависимости от этого? - Какова главная причина перелёта птиц? - Где пригодятся вам эти знания? - Оцените свои достижения на уроке. -Грач - Воробей -Скворец -Цыплёнок птенец  Те , ко т о р ы е з и м у проводят в на ших краях, н а з ы ва ют с я зимующими, а т е , к о т о р ы е н а з и м у улетают в теплые края, перелетными. Отсутствие еды. Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор (смайлики: зелёный, красный) усвоить (Р). С т р о и т ь п р о д у к т и в н о е в з а и м о д е й с т в и е и с о т р у д н и ч е с т в о с о сверстниками, управление поведением партнера (К). Универсально-логические действия: -выдвижение гипотез и их обоснование (П). - анализ признаков с ц е л ь ю н а х о ж д е н и я объектов (П). - построение логической цепи рассуждений (П). П о и с к и в ы д е л е н и е необходимой информации (П). С п о с о б н о с т ь а д е к в а т н о судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием (Л).


В раздел образования