Автор: Андреева Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Кодинская СОШ № 3 Населённый пункт: г. Кодинск Наименование материала: конспект урока Тема: урок окружающего мира "Где зимуют птицы?" Раздел: начальное образование
Цель : создать условия для расширения знаний обучающихся о зимующих и перелётных птицах.
Планируемые результаты : учащиеся поймут, что птицы зимуют по-разному.
Задачи:
Формировать УУД:
Л – личностные УУД
Р – регулятивные УУД
П – познавательные УУД
К – коммуникативные УУД
Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Расширять знания учащихся о птицах, зимующих и перелётных.
Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и
общего для всех людей, для всего живого.
Оборудование и используемые учебные пособия:
1.
А. А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.
2.
А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 1 класс. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.
3.
Разрезные картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.
4.
А. А. Плешаков.От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы.
5.
Компьютер, проектор.
Ход урока
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕНИКА
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД
1
2
3
1.
Организационный момент. Мотивация к учебной
деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.
2.
Актуализация опорных знаний.
1)
Беседа
- О каком времени года я говорю?
Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий
дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом.
Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки.
Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду.
Подготовка класса к работе.
Настрой
на
дальнейшую
работу.
- Да.
-Об осени
- Идет дождь, птицы улетают
Планирование
у ч е б н о го
сотрудничества с учителем и
сверстниками (К)
Волевая саморегуляция (Р)
Ум е н и е
а н а л и з и р о в а т ь ,
сравнивать,
сопоставлять
и
обобщать (П)
- Как вы догадались, что речь идёт об осени?
2)
Игра «Найди ошибки»
- Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ, но в них есть
ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.
На севере
Один
из
холодных
районов
Земли
–
это
Северный
Ледовитый
океан.
Здесь
расположен
Южный
полюс.
Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь
холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают.
Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают
густая шерсть и толстый слой подкожного жира.
3.
Самоопределение к деятельности.
- А знаете ли вы, что есть птицы, которые никогда не
видели зимы?
Послушайте разговор ласточки и журавля и подумайте,
почему они не видели зиму? (Инсценировка)
-Здравствуй, журавль!
-Что ты такая печальная, ласточка?
-
Ах
голубчик,
голова
у
меня
разболелась
от
птичьей
болтовни!
Врут
на
каждом
свисте.
Какой-то
чижик-
пыжик
важно
вышагивал,
чирикал,
что
после
теплого
лета
бывает
дождливая
осень,
а
какой-то
серенький
воробьишко
болтал,
что
бывает
зима
и
какой-то
трескучий мороз. Может быть, это правда?
- Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал
на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не
бывает на Земле ни дождливой осени, ни холодной зимы.
на юг, листопад.
-
В
р а й о н е
С е в е р н о г о
Л е д о в и т о г о
о к е а н а
р а с п о л ож е н
С е в е р н ы й
полюс.
- Пингвины здесь не живут,
они обитают в Антарктиде.
Выделение и осознание того,
что уже известно (Р).
Формирование
интереса
к
н о в о м у
м а т е р и а л у ,
способность к самооценке (Л)
Везде одно лето.
- Ребята, почему журавль и ласточка утверждают, что нет
на земле ни осени, ни зимы?
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Давайте сегодня на уроке проведём исследование, в ходе
которого выясним, где же зимуют птицы. Это и есть тема
нашего урока.
-Давайте сформулируем тему урока в виде вопроса.
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед
собой.
4.
Работа по теме урока.
1) Что вам уже известно о птицах?
Потому что, они
улетали на зимовку в
тёплые страны.
-О птицах.
-Где зимуют птицы?
Узнаем,
что
птицы
зимуют по-разному.
Б у д е м
у ч и т ь с я
выдвигать
п р е д п о л о ж е н и я
и
доказывать их.
-
Птицы
–
это
животные,
т е ло
кото р ы х
п о к р ы т о
перьями.
Тело птицы состоит из
головы,
т ул о в и щ а ,
шеи,
клюва,
крыльев,
хвоста, ног.
Формирование
общеучебных
универсальных
действий:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели (П).
Целеполагание
-
постановка
учебной задачи (Р).
Умение слушать и вступать в
диалог (Л)
Умение слушать и вступать в
Постановка проблемы
Попробуйте объяснить, почему одни птицы должны
улететь, а другие могут остаться?
Выскажите предположение
Но тогда почему не все птицы улетели в тёплые
края?
3) Поиск решения проблемы.
Выявление причин перелета или зимовки птиц.
Посмотрите на рисунки. Почему птицы разделены на две
группы?
– Как называют птиц, которые улетают в теплые края на
зиму? А почему их так называют?
А
тех
птиц,
которые
остаются
на
зимовку,
как
называют? Почему?
– Назовите перелетных птиц.
– Назовите зимующих птиц.
-Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему
многие птицы улетают на зиму в тёплые края. Обратите
внимание, чем питаются птицы?
Какой корм нельзя добыть зимой?
- Им холодно
-Одни зимой улетают, другие
остаются зимовать.
- Перелётные
Они перелетают
Зимующие
Остаются на зиму
Журавль, жаворонок,
ласточка, скворец.
- Сорока, синица, воробей,
ворона.
-Насекомых:комаров,
мошек,мух.
д и а л о г ,
у ч а с т и е
в
коллективном
обсуждении
проблемы (К).
Выявление
причин
перелета
или зимовки птиц (П)
Выделение и осознание того,
что уже известно и что нужно
усвоить (Р).
4) Решение проблемы
-Давайте сделаем вывод, какова главная причина перелёта
птиц?
5. Первичное закрепление новых знаний.
Слайд «Зимующие птицы»
- Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать
даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой.
Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может
быть, одна-две доживают до весны.
- Как можно помочь птицам зимой?
– Почему же некоторые птицы улетают на юг?
– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их
было летом?
– Больше или меньше их стало с приходом осени? В
какую погоду их становится меньше?
– А чем еще питаются птицы?
Птицы
питаются
разнообразным
кормом.
Для
одних
основным кормом служат насекомые, для других – плоды и
семена
растений.
С
наступлением
холодов
исчезают
насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и
семян.
-Голод
-Сделать кормушки и
насыпать туда зерна, крупу
или хлебные крошки.
-Птицы улетают на юг, т.к им
нечем питаться.
- Да. Стрекозы, мошки,
комары, мух, их много.
-С приходом осени их стало
меньше.
-Плодами и семенами
Выявление
причин
перелета
или зимовки птиц (П)
Следовать
установке
н а
заботливое
отношение
к
птицам (Л).
Выделение и осознание того,
что уже известно и что нужно
усвоить (Р).
–
Все
ли
птицы
улетают
осенью
в
теплые
страны?
Какие остаются и как они себя ведут?
Мы видим синиц, воробьев, ворон. Эти птицы
перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче
отыскать
корм.
Кроме
того,
на
зиму
к
нам
прилетают
снегири,
свиристели.
Зимующие
птицы
питаются
сохранившимися
плодами
и
семенами
растений,
отыскивают спрятавшихся насекомых.
6. Физкультминутка.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево.)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
7. Продолжение работы по теме урока.
1)
Беседа, работа по учебнику. Работа в парах.
растений.
-Не все птицы улетают, они
перебираются ближе к дому
человека
Выявление
причин
перелета
или зимовки птиц (П)
Выделение и осознание того,
что уже известно и что нужно
усвоить (Р).
Самоорганизация свободного
времени (Л).
Наблюдение
окружающего
мира (Р).
-
Где
же
все-таки
зимуют
перелетные
птицы?
Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите
свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните,
почему вы так считаете.
Проверка.
- Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с.
17
- Куда улетают ласточки?
- А журавли?
- Что вместо колец в последнее время используют ученые?
- Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос:
почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают?
Чтобы
ответить
на
этот
вопрос,
можно
использовать
подсказку на с. 17.
8. Применение полученных знаний
Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с. 14).
-
Рассмотрите
рисунки.
Каких
птиц
вы
смогли
узнать?
Соедините линиями изображения и названия птиц.
-
Остальных
птиц
узнайте
с
помощью
атл а с а -
определителя.
№2 (с.14-15).
- Прочитайте задание и внимательно рассмотрите схемы.
- Каким цветом нужно обозначить направление осенних
перелетов птиц?
- А весенних?
Дети сначала объясняют
своими словами, а затем
читают текст на с. 85.
- В Африку.
- В Индию.
Радиопередатчик.
- Птицам не хватает корма.
П о с т а н о в ка
и
р е ш е н и е
проблемы (П).
Умение
работать
с
разными
видами информации (П).
Умение
п е р е р а б а т ы в а т ь
полученную информацию из
учебных пособий и находить
нужные сведения (П)
С т р о и т ь
п р о д у к т и в н о е
в з а и м о д е й с т в и е
и
с о т р у д н и ч е с т в о
с о
сверстниками,
управление
поведением партнера (К).
- П о и с к
и
в ы д е л е н и е
необходимой
информации,
с м ы с л о в о е
ч т е н и е ,
извлечение
необходимой
информации из текста (П).
Выделение и осознание того,
что уже известно и что нужно
- Выполните задание. Порассуждайте об этом с соседом по
парте. Работа в парах.
-Проверка.
9. Рефлексия.
Игра «Третий лишний». (на доске названия птиц)
-
Из
названий
трех
птиц
необходимо
назвать
лишнюю
птицу и объяснить свой выбор.
Синичка, грач, воробей
Ласточка, скворец, воробей.
Петух, курица, скворец
Грач, снегирь, цыплёнок
Игра «Составь целое из частей»
Составьте из разрезных картинок птицу. Назовите, какую
вы собрали, перелётную или зимующую.
10. Подведение итогов урока.
Вернемся к учебной цели урока. Мы узнали о том,
что птицы зимуют по-разному. Какие названия они
получили в зависимости от этого?
- Какова главная причина перелёта птиц?
- Где пригодятся вам эти знания?
- Оцените свои достижения на уроке.
-Грач
- Воробей
-Скворец
-Цыплёнок птенец
Те ,
ко т о р ы е
з и м у
проводят
в
на ших
краях,
н а з ы ва ют с я
зимующими,
а
т е ,
к о т о р ы е
н а
з и м у
улетают в теплые края,
перелетными.
Отсутствие еды.
Учащиеся достают один из
знаков
и
объясняют
свой
выбор
(смайлики:
зелёный,
красный)
усвоить (Р).
С т р о и т ь
п р о д у к т и в н о е
в з а и м о д е й с т в и е
и
с о т р у д н и ч е с т в о
с о
сверстниками,
управление
поведением партнера (К).
Универсально-логические
действия:
-выдвижение
гипотез
и
их
обоснование (П).
- анализ признаков
с
ц е л ь ю
н а х о ж д е н и я
объектов (П).
- построение логической цепи
рассуждений (П).
П о и с к
и
в ы д е л е н и е
необходимой
информации
(П).
С п о с о б н о с т ь
а д е к в а т н о
судить
о
причинах
своего
успеха/неуспеха
в
учении,
связывая
успех
с
усилиями,
трудолюбием, старанием (Л).