Изучение художественных промыслов России, как фактор формирования духовной культуры подрастающего поколения.
Автор: Зудилов Анатолий Николаевич Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №6 Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: статья Тема: Изучение художественных промыслов России, как фактор формирования духовной культуры подрастающего поколения. Раздел: дополнительное образование
Зудилов Анатолий Николаевич
Преподаватель МБУ ДО ДШИ № 6 г. Ульяновск
Тема: Изучение художественных промыслов России, как фактор
формирования духовной культуры подрастающего поколения.
Народные
художественные
промыслы
России
-
это
уникальное
и
ценнейшее явление нашей жизни. От одного перечня захватывает дух: Палех,
Мстёра,
Федоскино,
Холуй,
Городец,
Хохлома,
русские
матрёшки…
Они
составляют славу и гордость страны. Нас часто за границей идентифицируют
по ним. Приобщаясь к традициям, соблюдая и развивая их, осуществляется
непрерывная
связь
поколений.
Это
само
по
себе
уже
ценнейший,
объединяющий
фактор
и
условие
взаимопонимания
и
бесконфликтного
развития социума.
История знает времена рассвета и падений промыслов. Художественный
промысел - это живой организм, откликающийся на любые экономические,
социальные и политические изменения. Нам из истории известны трудные
времена для Палеха в послереволюционные годы, для Хохломы в связи с
появлением мануфактур по производству фарфора и столовых приборов из
металла. В первом случае политический фактор, во втором - экономический
чуть
не
стали
причиной
исчезновения
промыслов.
Условием
выживания
промысла
является
поиск
новых
возможностей
и
приспособляемость
к
условиям
новой
жизни.
Утилитарная
функция
произведений
народных
художественных
промыслов
неуклонно
утрачивается.
Сегодня
нет
необходимости
пользоваться
деревянной
посудой,
не
надо
иметь
в
доме
расписную
прялку
и
т.д.
Это
значит,
что
утилитарность
должна
перекладываться
на
другие
функции:
сувенирную,
праздничную,
т.е.
эстетическую.
В
связи
с
этим
требования
к
предметам
промыслов
возрастают.
В
современных
условиях
выживают
высокохудожественные,
авторские произведения. Они менее всего нуждаются в поддержке. Но в
существующем разнообразии форм художественных промыслов отдельные
мастера,
работающие
вне
системы,
составляют
небольшой
процент.
Возможно,
в
будущем
это
и
станет
основной
формой
существования
промыслов.
Скорее
всего,
это
будет
путь
интерпретации.
Пока
ещё
сохраняются
традиционные
центры,
где
из
рук
в
руки,
от
поколения
в
поколение
передаётся
накопленный
уникальный
духовно-материальный
опыт.
Традиция
не
терпит
суеты
и
не
может
приспособиться
к
скорым
преобразованиям нашей жизни, в то время как отдельные авторы вполне
соответствуют
духу
времени.
Не
случайно
подавляющее
большинство
промысловых
центров
находится
в
сельской
местности
с
размеренной
жизнью, а не в суете городов.
Можно
выделить
следующие
формы
существования
художественных
промыслов:
1.
Художественные
промыслы,
существующие
в
единстве
с
этнографической средой, как элементом быта и формой сознания
являются особо ценными.
2.
Стихийно
развивающиеся
художественные
промыслы.
Жизнь
промысла
основана
на
сбыте
вовне.
Здесь
от
одного
мастера
к
другому передаются художественные навыки, техническая сноровка,
методы работы, мотивы изображения.
3.
Творчество
единичных
мастеров
-
носителей
художественных
традиций. Народное творчество здесь проявляется как необходимость
и потребность в художественной деятельности.
4.
Современные художественные мастерские, основой существования
которых является профессионально-художественная культура.
В своем выступлении я хочу затронуть вопросы выживания, поддержки и
сохранения народных художественных промыслов, как части национальной
культуры. Пожалуй, сложно назвать период в нашей непростой истории,
когда
художественные
промыслы
пользовались
большой
поддержкой.
Трудности были всегда: вчера они были одни, сегодня другие. Причин как
всегда множество. На сегодняшний день существуют три основные причины,
которые препятствуют сохранению и развитию промыслов:
1.
В основном декларативная форма поддержки со стороны государства.
В
2014
году
на
поддержание
и
развития
всех
существующих
промыслов
России
было
выделено
300
млн.
рублей.
Что
из
них
досталось
непосредственно
художнику-создателю
произведений
большой
вопрос.
Средства
потрачены
на
издание
специальной
литературы, организацию фестивалей, выставок и конкурсов, работу
со СМИ и др.
2.
Переход
на
рыночные
рельсы.
Дорогостоящий
ручной
труд
не
выдерживает конкуренции. Для признания производства промыслом
ручной труд должен составлять не менее 50 %. Рынок народных
художественных промыслов в основном направлен на обслуживание
туристических потоков, особенно иностранных. В таких условиях
может спасти высококлассный менеджмент и выживает в основном
высокохудожественный труд, часто авторские работы.
3.
Угасание интереса со стороны своего народа. Мы за последние годы
активно
приобщаемся
к
западным
жизненным
и
бытовым
стандартам. В новых стандартах наших жилищ не находится места
для предметов народных художественных промыслов.
Последний
пункт
является
самым
губительным
для
народных
художественных
промыслов.
Истощение
промыслов
без
внутренней
поддержки неизбежно. Мы лишь поверхностно прикасаемся к традициям и
отрываемся от корней, которые питают нас жизненной силой и энергией. А
недееспособные особи не в состоянии ни изучать, ни сохранять, ни развивать.
Возможно, слова мои вызывают протестное настроение , особенно у тех, кто
не тесно связана с народными художественными промыслами. Я принимаю
это как неоспоримый факт, как данность, на которую государство глобально
не влияет. А наши возможности ограничены. Я много лет изучал кистевую
роспись в основном по дереву, долгое время занимался созданием авторской
матрёшки. Потом руководил классом художественной росписи, основанной
на народных мотивах в школе народной традиционной культуры. Написал
учебную программу по изучению кистевой росписи. По учебному плану на 4
года обучения отводилось 12 часов еженедельной нагрузки: 6 часов росписи ,
2 часа
рисунка, 2 часа живописи, 2 часа этнографии. По действующим в
детских школах искусств учебным планам таких возможностей нет. Особенно
в связи с переходом на дополнительные общеразвивающие программы и
учитывая
особенности
современных
детей.
Дети
не
умеют
много
и
кропотливо трудиться, им нужен результат сразу и с небольшими затратами
эмоциональной
и
физической
энергии.
Можно
сказать,
что
дети
очень
прагматичны. Поэтому на практике получается следующее: дети осваивают
начальную
ступень.
Некоторые
дети
переходят
к
освоению
тонкостей
техники исполнения. Это уже трудоёмкий процесс. Здесь надо ставить руку и
в
процессе
овладения
тонкостями
мастерства
научиться
получать
удовольствие от проделанной работы и собственных достижений. И если
ребёнок
выберет
народный
художественный
промысел
темой
дипломной
работы,
то
можно
надеяться
на
то,
что
произведение
будет
создано
в
стилевом
единстве
с
использованием
скромных
выразительных
средств.
Тогда можно будет увидеть художественный вкус и мастерство.
При создании программы по обучению росписи я, прежде всего,
обращал внимание на доступность изучаемого материала, а также вложил в
программу тот алгоритм действий, который должен обеспечить максимально
высокие
личные
достижения
ребёнка
в
приобретении
знаний,
умений
и
навыков. В результате выстроилась следующая последовательность изучения
росписей:
1.
Городецкая
роспись.
Яркая,
выразительная,
легко
читающаяся
композиция, чёткий ритм, наличие большинства элементов росписи.
2.
Хохломская
роспись.
Сложная,
непрерывная,
трудно
читаемая
композиция с применением навыков письма, освоенных ранее.
3.
Гжель. Сложность выполнения объёмного мазка. Простая сюжетная
композиция.
На последнем этапе дети переходят на выполнение авторской росписи, где
избирательно и мастерски используют ранее приобретённые знания, умения и
навыки во всех изученных видах росписи.
Подводя итоги, хочу отметить, что условием сохранения и развития
традиций является привлечение молодёжи. Вовлекать молодых людей можно
в любом качестве: как потребителей, любителей, ценителей, собирателей,
мастеров…
От
знакомства
к
почтенному
уважительному
отношению
к
национальным традициям и народному искусству. От изучения традиций до
самореализации. От признания традиций как элемента быта и сознания до
готовности передать накопленный опыт окружающему миру, детям… Дело
нашей
чести
–
вовлекать
молодых
людей
в
духовный
мир
предков
для
обретения еще одной грани своего мира, сделать все, чтобы дети испытывали
внутреннюю потребность приобщения к народной культуре, т.к. народная
культура – это мы. Мы все в той или иной степени являемся носителями
народной культуры, эта сила и красота внутри нас.