Педагогические проблемы развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста
Автор: Кислякова Инга Вениаминовна Должность: преподаватель по классу фортепиано Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств" Населённый пункт: Ханты-Мансийск Наименование материала: статья Тема: Педагогические проблемы развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста Раздел: дополнительное образование
Педагогические проблемы развития музыкального восприятия
у детей младшего школьного возраста
Педагог
закладывает
фундамент
развития
музыкальных
способностей
своих
учеников. В решении этой сложной задачи преподавателю помогают его знания в области
дидактики и психологии, его интуиция и педагогический талант. Умение вживаться в
индивидуальную психику ребенка, в мир его воображения,
чувств, переживаний и
мечтаний
значительно
облегчает
педагогу
правильный
выбор
методики
развития
музыкальности ученика.
Ориентация учебного процесса на развитие способности музыкального восприятия
связана, прежде всего, с организацией творческого
познания музыки. Так, в обучении
игре на инструменте важно проникновение в содержание музыки через ее всестороннее
аналитическое осмысление, связанное с тщательным изучением текста произведения, с
выявлением
его
стилевых
и
жанровых
черт,
особенностей
его
музыкального
языка.
Интерес
к
восприятию
музыки
поддерживается
также
изучением
художественной
культуры конкретной эпохи и творческого пути, личности композитора.
Познавательные процессы в области музыкального искусства неразрывно связаны с
эмоциональным миром учащихся. «Всякое познание, - писал пианист Генрих Нейгауз, -
есть в тоже время переживание, оно становится уделом музыки, неизбежно входит в ее
орбиту. Отсутствие подобных переживаний, а тем более всяких вообще переживаний
порождает бездушную, формалистическую музыку и пустое, неинтересное исполнение.
Все
«нерастворимое»,
«несказуемое»,
что
постоянно
живет
в
душе
человека,
все
«подсознательное» и есть царство музыки. Здесь ее истоки. (Не могу не вспомнить здесь
замечательные слова поэта Пастернака: «слух есть орган души)» [18, с.33].
Младшие школьники впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко
поддаются внушению. Их музыкально-слуховые проявления отличаются исключительной
конкретностью
восприятия
музыкальных
образов,
чуткостью
реакций
на
песенное
звучание мелодий, активностью восприятия ритмики (особенно энергичного характера).
Умение воспринимать музыку различных жанров и стилей – способность, нуждающаяся в
педагогическом руководстве с первых шагов обучения ребенка музыке.
Как свидетельствуют результаты педагогических исследований, начальный этап
развития
музыкального
слуха
и
слуховых
представлений
осуществляется
в
процессе
слушания и исполнения прежде всего мелодии . Сделать новую для ребенка мелодию
доступной
восприятию
можно
лишь
с
помощью
приобщения
к
ее
образно-
интонационному
содержанию.
Исполнение
мелодии
без
предварительной
аналитической подготовки слуха зачастую
превращается у многих детей просто в
исполнение нот, лишенных музыкально-художественного смысла.
Основой образного содержания мелодии является живая мелодическая интонация.
Сверхзадача, стоящая перед педагогом с первых же уроков – научить ребенка относится к
музыке как к выразительному искусству, то есть научить выразительно интонировать
музыку, и, прежде всего - мелодию.
«Интонация – ядро музыкального образа, как
средство
музыкальной
речи,
от
которой
зависит
содержательность
исполнения»,
-
К.Н.Игумнов [ 11, с.79].
Осознание интонации как горизонтальной частицы музыки, проникновение в ее
экспрессивно-психологическую суть и адекватное ее воспроизведение – путь развития не
только слуха, но и исполнительского мастерства.
Однако
надо
отметить,
что
эмоциональные
оттенки
мелодических
интонаций
в
детских
пьесах
тесно
связаны
с
величиной
интервального
«шага»,
его
высотной
направленностью, ритмикой и артикуляционной окраской. Большие интервалы обычно
символизируют широту и полноту чувств, малые – состояние покоя, ласку.
Способность проникать слухом далеко вперед по горизонтали, ощущать любой миг в
его взаимосвязи с предыдущим и последующим, музыкально мыслить и действовать так,
чтобы «малое вбиралось большим, большее – еще более значительным, чтобы частные
задачи
подчинялись
центральным»
[4],
имеет
самое
непосредственное
отношение
к
функциональным проявлениям интонационно-мелодического слуха. «Продольное
слышание музыки», по словам Л. Баренбойма,
– качество, жизненно необходимое в
музыкально-исполнительском
искусстве,
а
потому
оно
не
может
не
развиваться,
не
совершенствоваться
в
условиях
квалифицированно
поставленного
обучения.
Одновременно
развивается,
поднимается
на
более
высокий
уровень
и
музыкальное
восприятие.
Выразительное
интонирование
мелодии
естественно
соприкасается
с
ее
ритмическим характером. Слуховое восприятие закономерностей ритма в музыкальном
сочинении
–
одно
из
важнейших
условий
его
полноценной
исполнительской
интерпретации. Особенно это относится к произведениям моторных жанров, в которых
выразительные возможности ритма проявляются с наибольшей силой.
Раскрытие педагогом жанровых черт ритмики, различных проявлений ритмической
пульсации, ритмического своеобразия отдельных элементов ткани, особенностей связи
ритма
с
динамикой,
артикуляцией
способствует
активизации
слухового
восприятия
учеником выразительных возможностей ритма в целом и в деталях.
В
комплексном
развитии
способности
музыкального
восприятия
у
младших
школьников, наряду с активным слуховым «вживанием» в мелодию и ритм, начинают
развиваться и отдельные стороны его гармонического слышания, то есть гармонический
слух .
Уже на начальном этапе обучения ученик начинает вслушиваться в ладовую и
гармоническую окраску звучания.
Интенсивность
восприятия
аккорда
как
единицы
гармонии
зависит
от
степени
привлечения
к
нему
внимания
учащегося
педагогом.
Так,
например,
фортепианный
репертуар исполнительского класса сам по себе содержит фундаментальные формулы
аккордики.
Поэтому изучение его может привести к слуховому усвоению всех типов
аккордовых структур, к формированию соответствующих представлений.
Таким образом, уже с первого года обучения музыке ребенок должен познавать язык
музыкального искусства
– мелодию, ритм, гармонию и как самостоятельные, и как
взаимодействующие друг с другом выразительные категории.
Первостепенная педагогическая задача - способствовать этому познанию, научить
ребенка размышлять о музыке.
Размышления эти будут обладать для него притягательной
силой, если педагог направит их на познание-переживание внутренней сути музыки –
содержательности
ее
образного
мира,
путем
анализа
средств
выразительности
музыкального языка.
«Учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего, учителем, т.е.
разъяснителем и толкователем музыки, - полагал Г.Г.Нейгауз. – Особенно это необходимо
на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно необходим комплексный
метод преподавания, т.е. учитель должен донести до ученика не только так называемое
«содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, на и дать ему
подробнейший
анализ
формы,
структуры
в
целом
и
в
деталях,
гармонии,
молоди,
полифонии, фортепианной фактуры, короче - он должен быть одновременно и историком
музыки,
и
теоретиком,
учителем
сольфеджио,
гармонии,
контрапункта
и
игры
на
фортепиано» [18, с. 196]
И так. Изучение и анализ методической литературы показали следующее:
Музыкальное восприятие требует учета и развития всех составляющих ее компонентов:
музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости, образного и логического мышления,
способности к сотворчеству;
Музыкальная педагогика решает проблемы развития восприятия, главной из которых
является педагогическое руководство познанием учащимися языка музыки – мелодии,
ритма, гармонии как самостоятельные выразительные средства и в их взаимосвязи;
Чем
сложнее
музыкальное
произведение,
чем
менее
конкретно
выражено
в
музыкальном языке его образное содержание, тем полнее педагог должен раскрывать
художественное богатство произведения и отдельные выразительные особенности его
музыкального языка;
Целостные
музыкально-исполнительские
образы
и
представления
для
усвоения
учеником должны быть развернуты преподавателем поэлементно в процессе музыкально-
педагогического
анализа
средств
выразительности,
что
в
свою
очередь
приведет
к
эмоционально-логическому восприятию произведений детской музыки.
Литература:
1.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1971.
2.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.
3.
Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л.,
1968.
4.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л.-М., 1973.
5.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
6.
Гейнрихс И.П. Музыкальный слух / Музыкально-педагогическая подготовка учителя. –
М., 1970.
7.
Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. – М., 1978.
8.
Глушенко М. Волшебный мир фортепиано. – Санкт-Петербург, 2001.
9.
Гольденберг Н.М. Яворский и музыкальное воспитание детей //Статьи. Воспоминания.
Переписка. – М., 1972.
10. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М., 2004.
11. Критская Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / Л.В.Школяр,
М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. Теория и методика музыкального образования
детей. – М., 1999.
12. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2002.
13. Лагутин А.И. Основы педагогики в музыкальных школах. – М., 1985.
14. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. – М., 1973.
15. Медушевский
В.В.
О
закономерностях
и
средствах
художественного
воздействия
музыки. – М., 1976.
16. Медушевский В.В. Восприятие музыки. – М., 1980.
17. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М., 2002.
18. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
19. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1958.
20. Психология музыкальной деятельности/Под ред. Г.М. Цыпина. - М., 2003.
21. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 2004.
22. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. – М., 2001.
23. Савшинский
С.
Детская
фортепианная
педагогика
//
Вопросы
фортепианной
педагогики. Вып. 4. - М., 1976.
24. Стоковский Л. Музыка и маленькие дети //Музыка для всех нас. – М., 1963
25. Холопова В.Н.Теория музыки. – Санкт-Петербург, 2002.