Автор: Сахаутдинова Гульназ Римовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Насибаш Населённый пункт: село Насибаш Наименование материала: методическая разработка Тема: Обучение грамоте. Буква [з] и [з"] Раздел: начальное образование
Конспект урока «Согласные звуки [з], [з’], буквы Зз»
1класс, обучение грамоте
Цели урока :
Познакомить детей со звонкими согласными звуками [з, з], буквой з.
Учить выполнять звуко-буквенный анализ слов с этой буквой.
Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление,
наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений
делать выводы, формулировать правила.
Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать
друг друга.
Тип урока:
Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения
грамоте .
Оборудование:
Компьютер. Экран.
Презентация Microsoft Office PowerPoint.
Сигнальные карточки красного цвета для слабочитающих детей, желтые –
для детей со слоговым способом чтения, зеленые – для детей читающих
бегло.
Демонстрационные и раздаточные схемы слогов- слияний и звуков для звуко-
буквенного анализа слов.
Ход урока:
I. Организационный момент
Цель :
Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную
обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную
деятельность.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
-Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте повернемся к
ним и поздороваемся
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти
!
II. Актуализация опорных знаний
Цель:
Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлеченности учеников в
учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны
так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести
учащихся к формулированию темы урока.
1. Читательская разминка (коллективная работа по уровням)
- Перед вами слоговые пирамиды.
- Сейчас будут работать первая группа, у которых красные карточки.
- Прочтите слоги, спускаясь к подножию пирамиды.
– А теперь вторая группа., у которых желтые карточки.
Вы читаете слова.
- Теперь читают третья группа, перед которыми лежат карточки з еленого
цвета . Вы будете читать словосочетания.
2. Работа над скороговоркой
Слайд№ Вспомним скороговорку, которую учили на прошлом уроке.
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Мыло Мила уронила.
3. Задания на внимание.
Слайд №13 Игра «Догадайся» - найдите лишний слог
4. физ минутка
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик
Раз сюда,два –туда
Повернись вокруг себя.
lll. Работа над новым материалом .
-Ребята, вы любите животных? А кто из вас был в зоопарке? Хотите мы
сейчас же отправимся на экскурсию в зоопарк?
1.
Слайд №
- Перед вами московский зоопарк. Кто мне скажет, что такое зоопарк?
( место , где обитают животные) А кто там живет давайте посмотрим.
Слайды № (учащиеся читают и называют зверей, живущих в этом
зоопарке) до моржа
-Я вам сейчас прочитаю один стишок (стр 90). Оказывается, еще в зоопарке
живет и гиппопотам.
Слайд -В зоопарке живут и вот эти звери. Как их зовут ,знаете?(зубры,
зебры)
- 2. Выделение звуков в словах.
Зубры и зебры.
- Произнесем все звуки в этих словах. В этих словах звук З твердый или
мягкий? (Выделяем твердый и мягкий звук З)
- Определите , какой это звук? (гласный или согласный? Почему? Какой он,
звонкий или глухой?)
-Как вы думаете , с какой буквой сегодня познакомимся? Чем будем
заниматься на уроке? (Демонстрируется плакат и слайд буква з)
- Назовите предметы, начинающиеся на звук (З)
Какие слова вы еще знаете на букву з ?
На что похожа буква з?
На эту букву посмотри:
Она совсем, как цифра три!
3 не просто завитушка,
3 - пружина, крендель, стружка.
- Как вы думаете , с какой буквой сегодня познакомимся? Чем будем
заниматься на уроке?
3. Чтение слогов . слайд №
Почему буквы синие и зеленые?
Чтение слогов по слайдам № (за,зо,зи,зы,зу,зе)
4.Чистоговорка.
За-за-за- уходи домой коза,
Зу-зу-зу-я веду козу.
Зой-зой-зой- козлята –то с козой,
Зы-зы-зы- есть козлята у козы.
5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
1.
Горизонтальные движения глаз: направо - налево.
2.
Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
3.
Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном
направлении.
4.
Сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
5.
Сведение
глаз
к
носу.
Для
этого
к
переносице
поставьте
палец
и
посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
6.
Частое моргание глазами.
6. Работа в «Прописях» Пишут буквы и слоги.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь
.
lV. Закрепление новых знаний.
1.Звуко-буквенный анализ слов .Демонстрируется слайд №
- Что изображено на иллюстрациях?
Значение слова «зонтик»
• Приспособление для защиты от дождя и солнца в виде складывающегося,
укрепленного на трости каркаса, обтянутого материей.
• Соцветие у растений.
Значение слова «зебра»
• Африканское млекопитающее рода лошадей, имеющее полосатую окраску.
• Пешеходный переход, обозначенный белыми поперечными полосами на
проезжей части дороги.
Вывод: эти слова – многозначные . Одинаково звучат, но значение разное.
ОМОНИМЫ.
- Составьте схему слова зонтик. ( Один ученик у доски.)
- Составьте схему слова зебра самостоятельно ( проверяют с ответом
учителя, в котором допущена ошибка. Дети находят и исправляют )
2.Чтение слогов, слов, текста с новой буквой
.Работа по учебнику «Азбука», с. 91-92
Работа над словами в полях
На с. 91 даны три группы упражнений. Сначала прочитаем слова
вместе.Первая группа читает второй столбик – (для плохо читающих детей),
вторая группа –3 столбик (для средне читающих детей) и третья группа – 1
столбик (для хорошо читающих).
– Продолжим работать по Азбуке. Дарина начинает читать вслух текст. «В
зоопарке», остальные внимательно слушают, так как вопросы будут заданы
всем группам.
3.-Игра «Доскажи словечко»
1) Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадай – ка, кто же это?(зайка)
2) Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю…(зарядку)
3) Я сижу едва не плача,
Очень трудная …(задача)
Vl. Итог урока
Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке,
проводится рефлексия.
-С какой буквой знакомились на уроке?
- Чему научились?
-Дети, что нового вы узнали на уроке?
-Хорошо на уроке поработали? Как вы себя оцените?
-На этом наш урок закончился. Всем большое спасибо!