Автор: Дощицына Наталья Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 2010 Населённый пункт: Москва Наименование материала: конспект урока по ОРКСЭ Тема: Искусство в религиозной культуре Раздел: начальное образование
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ
Слушатель специальных курсов повышения квалификации ДИС-29
Дощицына Наталья Васильевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 1986
им. Героя Советского Союза
М.П.Судакова
МОСКВА
2013
Тема: Искусство в религиозной культуре. ( урок 14-15)
Цель:
Образовательные: обеспечение условий для усвоения обучающимися
приоритетных традиционных базовых национальных ценностей;
Развивающие: развитие умения сравнивать события и явления, извлекать из
этого данные для выявления закономерностей;
Воспитательные:
формирование образа мира как единого целого при
разнообразии культур, национальностей, религий, развитие доверия и уважения
к истории и культуре всех народов.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- компьютер
- презентация для урока
План урока:
I часть:
Организация эмоционального настроя;
Определение
основной
цели
и
задач
урока,
создание
проблемной
ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов;
Демонстрация презентации с устным комментарием слайдов ( 1 часть)
II часть:
Демонстрация презентации с устным комментарием слайдов ( 2 часть)
Ответы на вопросы с закреплением нового материала
Определение домашнего задания.
Этапы урока
I.
Организационный
момент.
II.
Сообщение темы
и задач урока.
III.
Демонстрация
презентации.
Содержание урока (деятельность учителя)
I часть
Цель:
концентрация
внимания
учащихся,
создание
эмоционального
настроя,
подведение
к
осознанию
темы
урока.
Здравствуйте,
друзья!
Сегодня
мы
поговорим
и
порассуждаем
на
такую
тему:
Искусство
в
религиозном
мире!
Учащимся
демонстрируется
подборка
фотографий
с
объектами
мировых
религиозных
культур,
попутно
задаются наводящие вопросы.
-
Как
вы
считаете,
к
какой
вере
относится
картинка,
фотография, рисунок?
-
Назовите
отличия
изображения
объектов
мировых
культур
-
Как
вы
думаете,
в
чем ценность и смысл создания
объектов искусства, скульптуры, архитектуры.
Цель:
концентрация
внимания
учащихся,
создание
проблемной
ситуации
на
основе
проблемно-поисковых
вопросов.
Беседа
- Давайте вспомним какие религии встречаются в нашей
стране?
- Какую роль в разных религиях играет искусство? Как вы
думаете?
-Как
называются
сооружения
культа
в
различных
религиях?
-Какие
еще
существуют
объекты
культа,
кроме
священных сооружений?
Также
учащимся
демонстрируются
«живые»
объекты
религиозного
искусства
–
христианские
иконы,
нэцкэ,
изображающие Будду, Коран на арабском языке с исламской
каллиграфией и узорами.
- Я, думаю, что вы догадались о чем мы будем говорить
сегодня? ( Религиозное искусство)
1 слайд:
Религиозное
искусство,
понимаемое
в
широком
смысле,
вк лючает
в
себя
те
произвед ения,
в
ко т о р ы х
художественными
средствами
выражены
религиозные
идеи
и
устремления,
т.
е.
произведения,
имеющие
религиозную направленность, прививающие людям мысль о
всемогуществе божества, о необходимости поклоняться
ему и соблюдать его заповеди.
2 Слайд:
В
религиозной
культуре
христианства
занимает
особое
место иконопись. Икона в переводе с греческого означает
«образ», предмет поклонения - живописное изображение
Бога,
святого
или
святых.
На
Руси
очень
много
почитаемых
икон,
среди
них
Владимирская
и
Казанская
иконы Божьей Матери.
Учащимся предлагается самим поучаствовать в создании
объектов религиозного искусства. Каждый из них должен
пройти три «станции»:
Станция № 1.
Раскрасить
христианскую
картинку
(соблюдать
канон
росписи) Дети могут выполнять работу индивидуально
или в парах.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3 Слайд:
Еще
одно
из
искусств,
широко
распространенное
в
христианстве – фреско (стенопись) - способ живописи по
сырой, особой штукатурке. Фрески можно наблюдать в
очень многих православных Храмах.
Станция № 2.
Найти
из
предложенных
фото
разнообразных
фресок,
фрески
на
религиозную
тему
и
объяснить
почему
так
думают.
4 Слайд:
Ислам не рекомендует изображать людей и животных,
поэтому среди них большое развитие получило искусство
каллиграфии, т.к. мусульмане огромное значение придают
Священному
Писанию.
Считается,
что
каллиграф
превосходит всех остальных художников, поскольку он в
наилучшем виде передает Божье Слово.
Станция № 3.
Попрактиковаться
в
каллиграфии,
написав
(нарисовав)
арабское
слово,
или
написать
каллиграфией
свое
имя.
(запись с права на лево)
5 Слайд:
Еще
одно
из
распространенных
искусств
у
мусульман-
декоративное искусство- создание орнаментов, арабесок.
Как
правило, очень богатыми узорами украшены многие
элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных
школ.
На сегодня наш урок закончен. На следующем уроке мы
продолжим знакомство с искусством религий.
II часть
- На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с
разнообразными объектами искусства разных религий. Кто
вспомнит и назовет их?
-
Найдите соответствие между понятием слова и его
определением ( слайд № 6)
7 Слайд:
Центр
иудейской
религиозной
жизни
–
это
синагога.
Синагогу украшают разнообразные светильники. Главный
из
них
менора
или
семисвечник,
напоминающий
о
семисвечнике разрушенного Иерусалимского храма.
8 Слайд:
Главная
святыня
синагоги
–
это
свиток
Священного
Писания,
Торы.
Поэтому
в
иудаизме
особое
развитие
получили те виды художественного творчества, которые
связаны
с
украшением
этого
священного
предмета.
Например,
корона
Торы.
Она
надевается
на
стержни,
которые держат в синагогах свиток – в знак того, что
именно Писание – владыка народа.
Станция № 4.
Предложить
детям
изобразить
по
своему
замыслу
семисвечник
или
корону
Торы.
Дети
могут
выполнять
работу индивидуально или в парах.
9 Слайд:
В
буддизме
важнейшую
роль
играют
изображения
и
скульптуры
Будды.
Все
детали
таких
скульптур
или
картин подчиняются «тридцати двум иконографическим
признакам великой личности», которые подробно изложены
в священных текстах.
Во время одного из обрядов в Тибете, монахи-буддисты
тщательно изображают мандалу ( круг)- символический
вид буддийской Вселенной.
Станция № 5.
Здесь учащиеся:
-
просматривают
еще
одну
подборку
фотографий
с
изображением буддийский мандал.
- выбирают одну из предложенных учителем картинок с
контурами рисунков около-буддийской тематики.
Готовую
графическую
зарисовку
окрашивают
цветными
карандашами, гелиевыми ручками
Под
воздействием
буддизма
получило
развитие
садовое
искусство – сады камней, которые делались для духовных
упражнений монахов и медитации.
IV. Итог.
V. Д/З.
Как вы думаете, пригодятся ли в жизни знания и умения,
которые вы сегодня приобрели?
Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока?
Слайд 9:
Давайте попробуем ответить на вопросы!
Цель: дальнейшее развитие знаний и умений; подготовка к
последующему обучению; развитие творческого
потенциала учащихся.
Подготовьте сообщение об одном из религиозных
сооружений находящихся в нашем городе и о том какие
художественные произведения религиозного значения в нем
находятся?
Вы молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за
урок.