"Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе".
Автор: Абдыева Марал Тувакбайевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ "Школа№33" Населённый пункт: город Казань, республика Татрстан Наименование материала: статья Тема: "Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе". Раздел: начальное образование
Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной
школе.
«Доска и мел – наши главные инструменты,
но хочется большего…..»
В этом году я работала с первоклассниками. Первоклассник,
впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему
предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные,
нестандартные решения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности, одна из главных задач,
провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её
реализация диктует необходимость развития познавательных интересов,
способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными
средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
Основная
цель
обучения
в
начальной
школе
-
научить
каждого
ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и
использовать
в
практической деятельности
огромные
объёмы
информации.
П р и з н а в а я
у р о к
в
к а ч е с т в е
о с н о в н о й
ф о р м ы
обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.
Что такое современный урок? Эта проблема, которая стоит перед
нами, учителями. Что важнее содержание или форма проведения урока?
Многое делается для того, чтобы с первых минут начала урока
овладеть активным вниманием учащихся. С этой целью каждый учитель
сразу включает детей в активную познавательную деятельность: проводит
небольшие по объему фронтальные самостоятельные работы, устный счет
и таким образом привлекает всех детей к активной работе на уроке.
Определенное
значение
для
поддержания
рабочего
настроя
учащихся
имеет
поэлементное
усвоение
учебного
материала,
т.
е.
подразделение
его
на
небольшие
законченные
элементы,
и
последовательная отработка их до полного усвоения.
Важным
средством
повышения
эффективности
урока
является
многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что
ребенок
требует
деятельности
беспрестанно
и
утомляется
не
деятельностью,
а
ее
однообразием,
односторонностью.
Младшие
школьники
усваивают
знания
лучше,
если
на
уроке
чередуются
разнообразные
и
непродолжительные
виды
работы.
Однако
следует
учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе
не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не
является ее выражением.
В
учебных
занятиях
с
младшими
школьниками
необходимы
элементы игры. Игра, я вл я я с ь
о с н о в н ы м
в и д ом
д е я т е л ь н о с т и
дошкольника, продолжает
занимать
важное
место
в
жизни
младших
школьников,
она
рассматривается
в
качестве
важного
компонента
основной
деятельности младших
школьников
—
учения.
Игровые
элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют
развитию
самостоятельности
и
инициативы,
товарищества
и
взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся
интереса к учению.
В начальном обучении широко распространены дидактические, или
обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены
на умственное развитие учащихся.
Также
игра
–
одно
из
важнейших
средств
умственного
и
нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные
или запретные для личности школьника переживания.
Игры
подразделяются
на
творческие
и
игры
с
правилами.
Творческие
игры,
в
свою
очередь
включают:
театральные,
сюжетно-
ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические,
подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.
Какое
же
значение
имеет
игра?
В
процессе
игры
у
детей
вырабатывается
привычка
сосредотачиваться,
мыслить
самостоятельно,
развивается
внимание,
стремление
к
знаниям.
Увлёкшись, дети
не
замечают,
что
учатся:
познают,
запоминают
новое,
ориентируются
в
необычных
ситуациях,
пополняют
запас
представлений,
понятий,
развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с
огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей
по игре.
Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает
заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников.
Крушение
этого
светлого
оптимизма
–
самая
серьезная
проблема
обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться.
Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее
методы
обучения?
Какую
роль
при
этом
играет
учитель?
Может
ли
учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при
помощи чего?
Учитель
должен
помнить,
что
ребенку
необходимо
помогать
добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать
ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать
повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного
труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся,
испытывающие
определенные
затруднения
в
учении.
В
связи
с
этим
необходимо
подбирать
такие
задания,
с
которыми
учащиеся
этой
категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом
переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с
этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое
подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем
создания
ситуаций
успеха
является
дифференцированный
подход
к
определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся
при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и
словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него
уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя.
Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-
психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку
это
в
значительной
мере
снимает
чувство
неуверенности,
боязни
приступить к внешне сложным заданиям.
Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от
самого
процесса
учения
и
радостно
от
общения
с
учителем,
одноклассниками.
В
классе
должна
быть
атмосфера
сотрудничества,
доверия
и взаимного
уважения.
Интерес
и
радость
должны
быть
основными
переживаниями
ребенка
в
школе
и
на
уроках.
Учитель
поощряет
и
подкрепляет
достижения
ученика,
сравнивая
их
не
с
результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на
его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом
подобной
стратегии
обучения
является
возрастание
привлекательности
успеха,
уверенности
в
своих
силах
и
как
результат
-
оптимальная
мотивация и успешная учеба.
В
условиях
начальной
ступени
проблема
а кт и в и за ц и и
познавательной
деятельности
учащихся
на
всех
этапах
развития
образования
–
одна
из
актуальных,
так
как
активность
является
необходимым
условием
формирования
умственных
к ач е с т в
личности.
Уже
в
начальной
школе
большинство
обучающихся
занимают
в
учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе.
Поэтому
важно
развивать
способности
и
поддерживать
стремление
ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность
к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности.
Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких
условий
в
обучении,
в
которых
обучаемый
может
занять
активную
личностную
позицию
и
в
полной
мере
выразить
себя,
свою
индивидуальность.
Заслуживает
внимания
коллективная
форма
познавательной деятельности.
Что же собой она представляет? Это такая форма, при которой
коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член
коллектива
принимает
активное
участие
в
обучении
всех
других
его
членов.
Итак, работа в парах. Здесь общее задание делится между членами
микрогрупп.
Каждый
опрашивает
каждого,
каждый
отвечает
каждому.
Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы.
Наибольшее
распространение
в
школе
получила
микрогруппа
из
4-х
человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. В каждый
момент
половина
учащихся
говорит,
а
остальные
целенаправленно
слушают,
затем
роли
меняются. Это
школа
обучения
каждого
каждым. Д е л е н и е
к л а с с а
н а
г р у п п ы
п о м о г а е т
о р г а-
низовать взаимопроверку
работы
друг
друга
и
поднимает
взаимную
ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке чисто
тоже
проводится
по
группам,
а
посильные
индивидуальные
задания
каждому
ученику
в зависимости
от
его
группы
помогают
слабому
чувствовать свою значимость — он тоже выполняет посильную часть
общей работы. Как сделать урок интересным, увлекательным и добиться
того,
чтобы
дети
хорошо
и
прочно
усваивали
материал?
С
этими
проблемами постоянно сталкивается учитель при подготовке и проведении
урока. Современный урок невозможно провести без привлечения средств
наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и
как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные
технологии.
В современных условиях модернизации образования все
активнее используются информационно-коммуникационные технологии в
процессе
обучения.
Не
стоит
в
стороне
от
этого
процесса
и
начальная школа. Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей
таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на
изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и
задачи,
находить
пути
их
решения.
Достичь
хорошего
результата
в
выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного
подхода
в
обучении,
обеспечивающего
переход
на
продуктивно-
т в о рч е с к и й
у р о в е н ь .
Э то го
м ож н о
д о с т и ч ь
п р и
п ом о щ и
разнообразных технологий, в к л ю ч а я
и н ф о р м а ц и о н н о
–
коммуникационные.
Когда
видишь
горящие
глаза
учеников
на
уроке,
то
чувствуешь
и
понимаешь
слова
Л.С.
Выготского,
основоположника
развивающего
обучения,
который
писал:
"Именно
эмоциональные
реакции
должны
составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или
иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и
позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только-
то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".
Список использованной литературы:
1. Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский
Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.:
Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. (Психология: Классические труды).
2. Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и
любознательности // Начальная школа. 2003. № 11
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: - 7-е изд., стер. – М.: «Академия», 2002. – 452 с.
4. Степанова О.А. Научно-методические подходы к
использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками //
Начальная школа плюс До и После. 2003. №8 – 80 с.
5. Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное
образование. 2000, №8 – 352 с.
6. Рогозин В.М. Природа и генезис игры (опыт методологического
изучения) // Вопросы философии. 1999. №6, -160 с.
7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и
познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1982. - 192с.