"Формирование коммуникативных УУД младших школьников через организацию проектной деятельности"
Автор: Булыгина Оксана Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №18" Населённый пункт: город Дзержинск Наименование материала: статья Тема: "Формирование коммуникативных УУД младших школьников через организацию проектной деятельности" Раздел: начальное образование
«Формирование коммуникативных УУД младших школьников через
организацию проектной деятельности»
учителя начальных классов
МБОУ « Средняя школа №18»
г.Дзержинска
Булыгиной
Оксаны Юрьевны
Главная
задача
современной
школы –
это
раскрытие
способностей
каждого
ученика,
во спитание
лично сти,
готовой
к
жизни
в
высокотехнологичном,
конкурентном
мире. Отсутствие
элементарных
навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в
коллективе при совместной деятельности.
Чтобы быть успешным, нужно
быть
более
коммуникативно-активным,
способным
адаптироваться,
эффективно
взаимодействовать
и
управлять
процессами
общения.
Противоречия:недостаточная степень коммуникативной готовности детей к
школьному
обучению
ведет
к
серьезным
последствиям,т.к.
в
условиях
традиционной
школы
коммуникативные
трудности
преодолеваются
очень
плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного
количества
детей
они
приобретают
хронический
характер,
постепенно
переходя
в
устойчивые
и
неблагоприятные
характерологические
черты.
Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования
базовых
коммуникативных
компетенций
(иначе
–
коммуникативного
компонента универсальных учебных действий) в ходе обучения обойтись
нельзя.
2. Актуальность проблемы
Актуально ли все вышеперечисленное для нашей школы? Безусловно,
потому что за время работы в школе я, к огорчению, заметила, согласно
педагогической диагностики, только у 30% будущих первоклассников
уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен
для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются
проблемы коммуникативного характера, особенно в построении
эффективного сотрудничества со сверстниками.
Я предлагаю один из путей решения этой проблемы: Развитие
коммуникативных УУД младших школьников через организацию проектной
деятельности.
В
условиях
начала
реализации
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
наиболее
актуально
звучит
проблема:
как
научить
школьника
учиться
и
применить
полученные
знания,
умения
и
навыки
в
реальной
жизни.
Коммуникативные
«универсальные
учебные
действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других
людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в
диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками
и
взрослыми.
Согласно
Федеральному
го сударственному
стандарту
«результаты
о своения
о с н о в н о й
образовательной
программы
начального
общего
образования
должны
отражать:
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных
технологий
для
решения
коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника
и
вести
диалог;
готовность
признавать
возможность
существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей
цели
и
путей
ее
достижения;
умение
договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной
деятельности;
осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать
конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества» [2;37].
Одним из ведущих методов современной педагогики является метод
проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты
группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на
формирование коммуникативных УУД. Таким образом, формирование
коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной
социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для
каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме
использования
метода
проекта
в
начальных
классах
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности
для развития коммуникативных универсальных
учебных действий.
Джон Дьюи
американский
философ-
идеалист
1859 -1952 Согласно его воззрениям опыт и знания ребёнок
должен приобретать путём «делания», в ходе исследования
проблемной обучающей среды, изготовления различных
макетов, схем, нахождения ответов на спорные вопросы и в
целом – восхождения от частного к общему, т. е. использования
индуктивного метода познания.
Вильям
Килпатрик
американский
1918 Первое теоретическое описание метода проекта в
одноимённой книге «Метод проектов». Решающую роль в учебном
процессе должны играть желания и наклонности детей. Под
проектом данным автором понималась любая деятельность,
выполненная «от всего сердца», с высокой степенью
психолог и
педагог
самостоятельности группой учащихся, объединённых в данный
момент общим интересом
С.Т. Шацкий
1905 Была организована группа сотрудников, апробировавших
различные виды проектирования с детьми и пропагандировавших
их среди российских учителей.
В.Я. Ляудис
1984 Акцентирует личностный эффект совместной деятельности.
По её мнению, общей особенностью совместной деятельности
учителя и учеников является преобразование, перестройка позиций
личности, что выражается в изменении ценностных установок,
смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у
каждого из участников обучения.
Л.С.
Выготский
автор и создатель психологической теории деятельности.
Центральной проблемой, согласно Выготскому, выступает вопрос
об отношении мысли к слову.
Д.Б. Эльконин
В.В. Давыдов
В.В. Рубцов
Г.А.Цукерман
1989 В их исследованиях зафиксировано позитивное влияние
опыта сотрудничества на развитие общения и речи.
1996
1998
1993
Цель: Развитие коммуникативных УУД для общения и взаимодействия с
взрослыми и сверстниками.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
Развивать социальную компетентность в партнерском общении;
Формировать умения слушать и вступать в диалог, работать в
группах;
Воспитывать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми;
Организовывать
учебную
деятельность
учащихся
с
использованием проектной деятельности.
Развитие
учебного
процесса
в
школе
показывает,
что
в
обучении
востребованы
такие
методы,
которые
не
просто
формируют
умения,
а
компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической
деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу
проектов,
приобретающему
все
большую
популярность
за
счет
рационального
сочетания
теоретических
знаний
и
их
практического
применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо
все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной
тезис
метода
проектов.
В
основу
метода
проектов
положена
идея
о
направленности
учебно-познавательной,
социальной
деятельности
школьников на результат, который получается при решении той или иной
практически или теоретически значимой проблемы. Преимущество метода
проекта
по
сравнению
с
другими
очевидно:
каждый
ученик
вовлечен
в
активный
творческий
процесс
получения
новых
знаний,
самостоятельно
выполняет
тот
вид
работы,
который
выбран
им
самим,
участвует
в
совместном труде, в процессе общения, коммуникации. У участников проекта
формируются
различные
компетентности,
под
которыми,
по
мнению
современного ученого - дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике
понимают ся
«комплексные
свойства
лично сти,
в к л юч а ю щ и е
взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать
их в необходимой ситуации. Однако внешне компетентности проявляются,
как
правило,
в
форме
умений,
среди
которых
одно
из
главных
–
коммуникативное,
которое
проявляется
в
сотрудничестве
над
решением
проблемы» [4].
Задача проектного обучения – создание условий для освоения новых
типов
деятельности
в
социокультурной
среде,
развитие
умения
адаптироваться
к
изменяющимся
условиям
жизни
человека
и
к
потоку
информации,
подлежащей
анализу
и
синтезу
[5].
Одним
из
результатов
проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что
положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности. В
проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается
как
система
внутренних
ресурсов,
необходимых
для
построения
эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций
межличностного взаимодействия.
Использование
метода
проектов
на
уроках
и
во
внеурочное
время
способствует
коммуникативной
успешности
младших
школьников,
как
в
образовательной
среде,
так
и
в
становлении
социального
опыта.
Под
коммуникативной
успешностью
следует
подразумевать
«многоаспектное
лично стное
образование,
результат
приобретения
учащ имися
положительного
опыта
учебной
коммуникативной
деятельности,
которая
проявляется в стремлении детей включиться в учебное общение на своём
уровне развития, обученности, воспитанности» [1; 56 ].
Система работы учителя по формированию коммуникативных УУД
через проектную деятельность
Формируя коммуникативные УУД через проектную деятельность, используя
личные методы и приемы приближаю детей к реальной жизни, учу
преодолевать трудности и самостоятельно принимать решения. Поэтому моя
система работы представлена по следующим направлениям:
Такое построение урока, где необходима работа в
парах(статистических, динамических, вариационных), группах.
Мозговой штурм
Используется для генерации идей
Соблюдается жесткий регламент
Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря,
хронометриста)
После выработки коллективного решения внутри группы делаются
доклады/сообщения от разных групп
Снежный ком
Работа в группе, которая
начинается с решения
индивидуального задания.
•
Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно
выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся
предлагают свои способы решения данного задания, из которых
выбирается лучшее.
•
Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из
четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и
выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом
последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы
делают доклады о своей работе.
Метод пилы.
•
Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над
учебным материалом, который разбит на фрагменты
•
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в
разных группах, встречаются и обмениваются информацией как
эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
•
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что
узнали сами других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о
своей части задания (как зубцы одной пилы).
Участие в школьной научно – практической конференции с защитой
учебных проектов. Участие в районном туре научно-практической
конференции «Первые шаги в науку». Участие в городском туре
научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Участие
в творческих и научно-практических конкурсах и разного уровня.
Актуальной
проблемой
является
выбор
средств
формирования
коммуникативного
компонента
универсальных
учебных
действий
в
образовательном
процессе.
Широкие
возможности
для
решения
этой
проблемы дает использование различных видов игр, особенно для младшего
школьного возраста, для которого характерны яркость и непосредственность
восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую
деятельность, особенно игровую: игра для них – учёба, игра для них – труд,
игра для них – серьёзная форма воспитания.
•
Например,
''Мяч''. Дети встают в круг, лицом к центру круга. Берут мяч
в руки. По кругу, начиная от того, у кого мяч, передают его, называя
четко и громко своё имя – 1 круг. 2 круг – тот, у кого мяч, кидает его
соседу справа и называет при этом его имя. Усложнение. Ведущий даёт
мяч любому ребёнку, а тот, получив мяч, должен назвать три имени –
имя соседа справа, своё имя, имя соседа слева. Затем передать мяч
следующему игроку, который также называет три имени и т.д.
•
'Добрые слова''. При первом проведении игры обсудить с детьми, что
такое, по их мнению, добрые, хорошие слова, а что такое плохие, злые,
''колючие'' слова. Предложить привести примеры. Подвести к выводу о
том,
что
добрые
слова
создают
человеку
хорошее
настроение,
помогают
быть
уверенными
в
себе,
а
злые,
''колючие''
слова
провоцируют ссоры, обиды. С людьми, которые употребляют слова –
''колючки'', не хочется дружить, неприятно находиться рядом. Далее на
каждом занятии вместе с детьми подбирать добрые, хорошие слова по
алфавиту, например, на букву ''А'': аккуратный, ароматный, аппетитный,
активный;
на
букву
''Б'':
бережливый,
благодарный,
благородный,
бойкий и т.д.
7.
''Ручеёк''. В
произвольном
порядке
разбиться
на
пары.
Пары
располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки
вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и
выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся
участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д. По сути, игра
представляет
собой
социометрическую
процедуру
и
оказывается
эмоционально значимой для каждого участника.
•
''Комплименты''. Дети – в кругу. Передают мяч по кругу со словами:
''Мне нравится в тебе то, что ты…'' Получивший мяч передаёт его
другому участнику с теми же словами. Игру может начать психолог,
если дети испытывают затруднения.
•
''Колечко''. Выбирают водящего, ему дают ''колечко'' – любой маленький
предмет.
Участники
становятся
в
ряд,
держа
перед
собой
ладони
''лодочкой''. Водящий проходит через весь ряд, вкладывая свои ладони в
ладони каждого участника. При этом незаметно оставляет ''колечко'' в
ладонях
какого-либо
участника.
Пройдя
всех,
водящий
говорит:
''Колечко, колечко, выйди на крылечко''. Задача обладателя ''колечка'' –
выбежать
вперёд,
задача
всех
остальных
детей
–
постараться
предугадать обладателя ''колечка'' и не выпустить его из ряда.
•
''Совместный рисунок''. Каждый участник по очереди рисует на доске
или листе бумаги
какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате
получается
совместный рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно
придумать название рисунку или имя, если это персонаж.
Результаты и механизм оценки результатов
Достигнутый
эффект
работы
по
применению
метода
проектов
для
фрормирования коммуникативных УУД младших школьников можно увидеть
на диаграммах. В процессе формирования коммуникативной компетентности
через участие в проектной деятельности младшие школьники, находившиеся
на
низком
уровне
сформированности
коммуникативной
успешности,
перешли на более высокий итоговый уровень. Число школьников, на уровне
сформированности
коммуникативной
успешности
ниже
среднего,
уменьшится
по
всем
параметрам.
Количество
младших
школьников,
находившихся
на
среднем
уровне,
увеличится.
Количество
школьников,
находившихся
на
высоком
уровне,
увеличится.
Полученные
результаты
свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности
успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности.
Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и
воспитания
будет
способствует
повышению
уровня
компетентности
учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы
хорошо
вписывается
как
в
познавательный
процесс,
так
и
в
процесс
становления
духовно-нравственной
личности,
осуществляемый
в
виде
практикума,
эффективен
при
соблюдении
всех
этапов
проектной
деятельности,
обязательно
включающих
рефлексию.
Участие
учащихся
в
проектной
деятельности
стимулирует
мотивацию
к
повышению
уровня
универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и
повышает
потребность
в
самосовершенствовании.
Кроме
того
учащиеся
приобретают
опыт
общения,
усовершенствуют
речевые
навыки
и
способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать,
что
систематическое
применение
метода
проекта
способствует
развитию
коммуникативной компетентности школьников.
Опыт работы по использованию метода проекта, игровой технологии и
технологии сотрудничества для формирования коммуникативных УУД
младших школьников транслировался на разных уровнях:
Выступление на ШМО учителей начальных классов
Выступления на педсоветах.
Представление опыта на городском семинаре для учителей школ
г. Дзержинска .
Представление опыта на областном семинаре для учителей школ
области
Список использованных источников
1.
Гришанова
И.А.
Дидактиче ская
концепция
ф о рм и р о ва н и я
коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010. – с.
2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.
М.: Academia, 2002.
3.
Концепции
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования.
Стандарты
второго
поколения.
М.
«Просвещение».
2009.
4.Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных
классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн.
степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
5. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. СП.:
Питер 2004. –316 с.
6.Фопель
К.
Как
научить
детей
сотрудничать?
Психологические
игры
и
упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. :
Генезис, 2001.
7.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996.
8.
Формирование
ключевых
компетентностей
учащихся
через
проектную
деятельность: Учебно-методическое пособие. /Авт.-сост. Татарченкова С.С.,
Телешов С.В..; Под ред. С.С. Татарченковой. -СПб.: КАРО, 2008.-160 с.
9. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Основы
коммуникации. СПб: Образование, 1995.
10.
Шишов
С.Е.,
Агапов
И.Г.
Компетентный
подход
к
образованию
как
необходимость //Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4.
11.Шустова
Л.А.
Методы
и
способы
подготовки
младших
школьников
к
общению // Вопросы психологии, № 2, 1990.