Внеурочная деятельность в формировании толерантности у учащихся начальной школы
Автор: Алимова Ирина Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа №58 Приморского района Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Внеурочная деятельность в формировании толерантности у учащихся начальной школы Раздел: начальное образование
Внеурочная деятельность в формировании толерантности у
учащихся начальной школы
Сегодня
задача
воспитания
толерантности
должна
пронизывать
деятельность
всех
социальных
институтов
и
в
первую
очередь
тех,
кто
оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у
детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе
учебной, так и внеурочной деятельности. Именно в школьном сообществе у
ребенка
могут
быть
сформированы
гуманистические
ценности
и
реальная
готовность
к
толерантному
поведению.
Таким
образом,
проблему
толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.
Современный обучающийся должен правильно воспринимать и понимать
единство
человечества,
взаимосвязь
и
взаимозависимость
всех
и
каждого
живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции
других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося
вреда и не ущемляя права других людей.
С е год н я
в с е
б о л ь ш е е
р а с п р о с т р а н е н и е
в
д е т с ко й
с р е д е
недоброжелательность,
озлобленность,
агрессивность.
Причин
тому
много.
Взаимная
нетерпимость
и
культурный
эгоизм
через
социальное
окружение
детей,
семью
все
чаще
проникают
и
в
школу.
Поэтому
необходимо
активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в
духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.
Школа
после
уроков
–
это
мир
творчества,
проявления
и
раскрытия
каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное,
что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается
как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы
школа
стала
для
него
вторым
домом,
что
даст
возможность
превратить
внеурочную
деятельность
в
полноценное
пространство
воспитания
и
образования.
Во
внеурочной
деятельности
создаётся
своеобразная
эмоционально
наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется
«штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в
р а з л и ч н ы х
о б л а с т я х
с п о р т а ,
и с к у с с т в а ,
н а у к и ,
т е х н и к и .
Важно
иметь
в
виду,
что внеурочная
деятельность
—
это
отнюдь
не
механическая
добавка
к
основному
общему
образованию,
призванная
компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Содержание
дополнительного
образования
на
начальном
этапе
задаётся
стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный
(одушевлённый) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить
вещи,
организовать
ситуацию
под
себя,
под
свою
индивидуальность.
В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности
поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные
качества,
постигаются
определённые
морально-нравственные
ценности
и
культурные традиции.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
общего
образования подчеркивается необходимость «воспитания и развития качеств
личности,
отвечающих
потребностям
информационного
обще ства,
инновационной
экономики,
задачам
построения
демократиче ского
гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного и поликонфессионального
состава российского общества».
Поэтому большой потенциал для формирования у учащихся толерантного
поведения
имеется
у
внеурочной
деятельности
в
свете
ФГОС
второго
поколения.
Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
учебно-
воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного
времени
учащихся.
По
сравнению
с
уроками
внеурочная
деятельность
открывает перед учителями разнообразные возможности для удовлетворения
индивидуальных запросов школьников, учета их интересов и склонностей. В
ней не требуется так строго, как на уроках, регламентировать темп и объем
работы,
содержание
и
способы
ее
организации.
В
ходе
внеурочной
деятельности
существенно
изменяется
позиция
ученика:
на
смену
непосредственному
педагогическому
руководству
приходит
опосредованное
влияние
учителя
на
школьника
через
взаимодействие
с
ученическим
коллективом, что способствует повышению активности школьников во всех
видах деятельности. Значительно повышается роль самого школьника в выборе
способов использования свободного времени, в реализации самовоспитания,
формировании определенных жизненных установок.
В настоящее время основными задачами внеурочной работы признаны:
создание
благоприятных
условий
для
проявления
творческих
способностей;
наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный
результат;
внесение в нее романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической
перспективы и приподнятости.
Процесс воспитания - есть процесс формирования мотивов и
потребностей личности. В решении
задачи по формированию у
учащихся
толерантного не последнее место принадлежит просвещению, которое должно
быть нацелено не столько на пополнение знаниями, а на развитие мышления,
оценочных суждений.
Использование знаний в оценочной и регулирующей функции
способствует формированию у воспитуемых
высокого уровня внутренней
мотивации, готовности руководствоваться приобретенными знаниями в своем
поведении.
В
связи
с
этим
важно,
чтобы
классный
руководитель
явился
организатором такой деятельности, создавал ситуации нравственного выбора на
основе этического анализа и оценки явлений действительности. Одной из форм
такой
оценочной
деятельности
является
рефлексия,
направленная
на
осмысление человеком собственных действий, своих внутренних состояний,
чувств,
переживаний,
анализ
этих
состояний
и
формулирование
соответствующих выводов. К таким приемам, стимулирующим аналитическую,
оценочную деятельность школьников можно отнести следующие:
-анализ
противоречивых
высказываний
(это
помогает
учить
детей
понимать сложность, противоречивость жизненных и нравственных явлений);
-анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов,
(в
которых
заключается
глубокая
мудрость,
открытие
которой
побуждает
учащихся к размышлениям над нравственными проблемами);
-анализ проблемных вопросов – таких в которых четко просматривается
противоречие
между
чем-то
известным
и
новым
или
иным
взглядом
на
общеизвестное;
-анализ нравственных проблемных ситуаций (важно чтобы эти ситуации
были конкретны и жизненны, а также истинно проблемны и неоднозначны, а не
просто требующие оценки «хорошо» или «плохо»);
-анализ
дилемм
(ситуаций
нравственного
выбора,
которые
нельзя
разрешить однозначно; в них человек вынужден делать выбор, сообразуясь со
своей
совестью,
высшими
нравственными
принципами,
взять
на
себя
ответственность за свой выбор);
- участие в различных типах дискуссий.
В процессе формирования толерантного поведения важно создание
для детей ситуаций «проживания», прочувствования своего эмоционального
состояния посредством моделирования отношений, в которые ребенок включен
в
процессе
своей
жизнедеятельности.
Для
того,
чтобы
ребенок
осознал,
осмыслил свои состояния и чувства, он должен эти чувства, эти состояния
пережить вновь или восстановить в своей эмоциональной памяти.
Среди приемов активизации нравственных эмоций и чувств выделяются:
-актуализация
эмоционального
опыта
(используется
для
того,
чтобы
пробудить в душе ребенка те чувства и переживания, которые он испытал когда-
то);
-рисунок-ассоциация
(когда
детям
дается
возможность
зафиксировать
возникающие в их сознании мысли, чувства в образной форме на бумаге, что
помогает
понять
им
и
выразить
свой
внутренний
мир,
осознать
сущность
многих явлений);
-дневник настроения (создает ситуацию постоянной рефлексии учениками
своих
внутренних
состояний,
развивать
внимание
и
интерес
учащихся
к
внутреннему миру других людей;
-игровое
взаимодействие
(способствует
активному
самовыражению
школьника «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного
нравственного
опыта,
созданию
ценностных
отношений
в
коллективе
в
процессе взаимодействия.);
-тренинговые
упражнения
(во
время
их
выполнения
ребёнок
имеет
возможность
активно
экспериментировать
с
разными
стилями
общения,
усваивать
и
отрабатывать
совершенно
иные,
не
свойственные
ему
ранее
коммуникативные
навыки
и
умения,
ощущая
при
этом
психологический
комфорт и защищенность). В процессе выполнения тренинговых упражнений
детьми приобретаются умения встать на точку зрения другого, умение видеть
положительное
в
человеке,
умение
осознать
собственные
достоинства
и
недостатки, умение сдерживать свои эмоциональные порывы.
В классе можно проводить приемы для организации и сплочения
детского коллектива:
1. «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы
в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся разных групп.
2. «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от
помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
3.
«Акцент
на
лучшее».
Педагог
в
разговоре
с
детьми
старается
подчеркнуть
лучшие
черты
каждого,
при
этом
его
оценка
должна
быть
объективна и опираться на конкретные факты.
4. «Обмен ролями».
Учащиеся обмениваются ролями или функциями,
которые получили при выполнении заданий.
5.
«Коррекция
позиций».
Тактичное
изменение
мнений
учащихся,
принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими
детьми
и
препятствующих
возникновению
агрессивного
поведения
(напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-
подсказка и т.п.)
6.
«Общаться
по
правилам».
На
период
выполнения
того
или
иного
творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и
поведение
учащихся:
в
каком
порядке,
с
учетом
каких
требований
можно
вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих
товарищей.
При правильной организации коллективная творческая деятельность
позволяет
увлечь
детей
общим
делом,
снять
имеющуюся
межличностную
напряженность в отношениях между ребятами, раскрывает их лучшие стороны,
показывает
достоинства
и
проблемы
школьников,
учит
их
идти
на
компромиссы,
умело,
тактично,
доброжелательно
давать
оценки,
а
значит
способствует приобретению опыта толерантного, гуманного взаимодействия со
старшими,
сверстниками,
младшими
участниками
учебно-воспитательного
процесса в школе.
Педагогу
необходимо
предпринимать
шаги
к
формированию
толерантности
личности.
Для
развития
у
обучающихся
межкультурной
толерантности необходимо познакомить детей с разнообразными культурами.
На первое место должна выходить работа педагогов не столько над проблемой
расширения и углубления знаний, обучающихся о других культурах, сколько
над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще. В школах
проводятся классные часы, беседы, лекции, игры, праздники, направленные на
решение этой проблемы.