Напоминание

"Я-исследователь".


Автор: Курбанова Зулфия Магамедгадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1
Населённый пункт: город Нижневартовск Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Я-исследователь".
Раздел: начальное образование





Назад





Аттестационное задание № 9

Программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Выполнила:

Курбанова З.М.

учитель

МБОУ «Гимназия№1»

Пояснительная записка.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством о своения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности, создана на основе методики и программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Ценность
программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность
основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального
исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
ФГОС
нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность
программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах . Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы
– научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.


Цель программы.
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; - обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; - развивать познавательные потребности и способности, креативность.
2. Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:  вести устный диалог на заданную тему;  участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;  участвовать в работе конференций, чтений. Работа над исследованием предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
3.Особенности программы.

Особенностью
данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:  Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;  Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;  Системность организации учебно-воспитательного процесса;  Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Исследования различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод исследования – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые
Ф Г О С
определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Результат исследовательской деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Исследования по содержанию могут быть технологиче ские, информационные, комбинированные.По форме могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. По продолжительности - бывают краткосрочные и
долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. В качестве заданий предлагают ся конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества. Выполнение исследования складывается из трёх этапов: разработка, практическая реализация, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом является
первый

этап
– интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла, в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй

этап
работы – это материализация замысла, проведение исследования, выбор методов, экспериментирование, наблюдение, сопоставление результата с гипотезой.
Главная цель
защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного исследования является подтверждение или опровержение гипотезы, анализ поставленной и достигнутой цели. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой, следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
4. Назначение программы
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
5. Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований и т.д. Данный вид деятельности предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные
люди, а также другие дети.


6. Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий:
беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные ииндивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини- конференция, консультация.
Методы контроля
: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно- исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
 уровневая дифференциация;  проблемное обучение;  моделирующая деятельность;  поисковая деятельность;  информационно-коммуникационные технологии;  здоровьесберегающие технологии;  7.
Планируемые результаты.

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к исследовательской деятельности; -широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешно сти исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; -выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; -адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - оценивать свои действия на уровне ретро- оценки; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные спо собы решения п о з н а ват е л ь н ы х исследовательских задач; - владеть основами смыслового чтения текста; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; - оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, - обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
8
.
Сроки реализации программы.
Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе. Таким образом, общий объём занятий в 1 классе составляет 33 часа. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
9.Тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ п/п Тема занятия Кол-во часов 1 Что такое исследование? 1 2-3 Как задавать вопросы? 2
4-5 Как выбрать тему исследования? 2 6 Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) 1 7-8 Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») 2 9-10 Наблюдение как способ выявления проблем. 2 11-12 Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Свойства воды. 2 13- 14 Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. Свойства воды. Эксперимент «Лодка с мыльным двигателем» 2 15- 16 П о с т а н о в ка во п р о с а ( п о и с к г и п о т е з ы ) . Формулировка предположения (гипоте зы). Свойства воды. Эксперимент «Подводная лодка из яйца» 2 17-18 Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Свойства воды. Эксперимент «Плотность воды» 2 19 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Наблюдение. Экскурсия в парк. 1 20-21 Обоснованный выбор способа выполнения задания. Практическая работа»Измеряем глубину снежного покрова» 2 22-23 Составление аннотации к прочитанной книге, картотек. Практическая работа. 2 24- 25 Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Практическая работа «Маркировка текста» 2 26-27 Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование «Как работает завод» 2 28-30 Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. 2 31-32 Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. Защита исследовательских работ. 2 33 Круглый стол. Анализ исследовательской деятельности. 1 Итого 33 часа
9.Содержание занятий.


Тема 1.
Что такое исследование? - 1ч Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3.
Как задавать вопросы? – 2 ч Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5.
Как выбрать тему исследования? Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6.
Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 7-8.
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 9-10.
Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч. Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 11-12.
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч. Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14.
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч. Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Т е м а

1 5 - 1 6 .
Постановка вопроса (поиск гипотезы).Формулировка предположения (гипотезы. – 2ч.) Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18.
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч. Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19.
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч. Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21.
Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч. Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

Тема 22-23.
Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Тема 24-25.
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч. Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27.
Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч. Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28.
Коллективная игра-исследование.- 1ч. Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 29-30.
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Тема 31-32.
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Тема 33.
Анализ исследовательской деятельности.- 1ч. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
10.Оборудование.
Для осуществления образовательного процесса по программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:  компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;  набор ЦОР по проектной технологии.
11.Литература.

1.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
3.
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
4.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
5
. Интернет - ресурсы
6.
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008 _____________ ________________________ подпись расшифровка подписи « » ____________ 2015г.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники