Автор: Курбанова Зулфия Магамедгадиевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ гимназия №1 Населённый пункт: город Нижневартовск Тюменская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Я-исследователь". Раздел: начальное образование
Программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Выполнила:
Курбанова З.М.
учитель
МБОУ «Гимназия№1»
Пояснительная записка.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных
изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение
акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую —
формировать
у
него
общеучебные
умения
и
навыки,
как
основу
учебной
деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в
полной
мере,
со
стороны
всех
своих
компонентов:
ученик
должен
быть
ориентирован
на
нахождение
общего
способа
решения
задач
(выделение
учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти
задачи
(учебные
действия);
уметь
самостоятельно
контролировать
процесс
своей
учебной
работы
(контроль)
и
адекватно
оценивать
качество
его
выполнения
(оценка),
только
тогда
ученик
становится
субъектом
учебной
деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности
является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская
деятельность
является
средством
о своения
действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения
работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на
этом
этапе
учебная
деятельность
является
ведущей
и
определяет
развитие
главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом
этой
деятельности
является
формирование
познавательных
мотивов,
исследовательских
умений,
субъективно
новых
для
учащихся
знаний
и
способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в
сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности, создана на
основе
методики
и
программы
исследовательского
обучения
младших
школьников автора А.И.Савенкова.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся
получают
возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить
весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их
родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей,
творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она
способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального
исследования,
обучению
в
действии,
побуждает
к
наблюдениям
и
экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет
чередовать
коллективную
и
индивидуальную
деятельность. ФГОС
нового
поколения
требует
использования
в
образовательном
процессе
технологий
деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как
одно из условий реализации основной образовательной программы начального
общего
образования.
Современные
развивающие
программы
начального
образования
включают
проектную
деятельность
в
содержание
различных
курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы
также
обусловлена
ее
методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах .
Программа
позволяет
реализовать
актуальные
в
настоящее
время
компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность,
субъектность,
деятельностный
и
личностный
подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы.
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала
личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских
способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем
способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
2. Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по
психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика
построения
программы
обусловлена
системой
последовательной
работы
по
овладению
учащимися
основами
исследовательской
деятельности:
от
осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и
теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к
изучению
составных
частей
исследовательской
деятельности.
Необходимо,
чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили
наблюдать
понимать,
осмысливать
причинно-следственные
связи
между
деятельностью
человека
и
наукой,
тем
самым
вырабатывать
собственное
отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию
устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над исследованием предваряется необходимым этапом — работой над
темой,
в
процессе
которой
детям
предлагается
собирать
самую
разную
информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно
они хотели бы узнать в рамках данной темы.
В
процессе
прохождения
курса
формируются
умения
и
навыки
самостоятельной
исследовательской
деятельности;
умения
формулировать
проблему
исследования,
выдвигать
гипотезу;
навыки
овладения
методикой
сбора
и
оформления
найденного
материала;
навыки
овладения
научными
терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки
овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения
оформлять доклад, исследовательскую работу.
3.Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования
у
младших
школьников
умения
учиться
–
самостоятельно
добывать
и
систематизировать
новые
знания. В
этом
качестве
программа
обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность
дополнительного
образования
как
механизма
полноты
и
целостности образования в целом;
Развития
индивидуальности
каждого
ребенка
в
процессе
социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Исследования
различных
направлений
служат
продолжением
урока
и
предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на
страницах
учебников,
тетрадей
для
самостоятельных
работ
и
хрестоматий.
Метод исследования – педагогическая технология, цель которой ориентируется
не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение
новых
(порой
путем
самообразования).
Это
дидактическое
средство
активизации
познавательной
деятельности,
развития
креативности
и
одновременно
формирование
определенных
личностных
качеств,
которые
Ф Г О С
определяет
как
результат
освоения
основной
образовательной
программы начального общего образования.
Результат исследовательской деятельности – личностно или общественно
значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная
работа, социальная помощь.
Исследования
по
содержанию
могут
быть
технологиче ские,
информационные, комбинированные.По форме могут быть индивидуальные,
групповые и коллективные. По продолжительности - бывают краткосрочные и
долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени
самостоятельности
учащихся.
В
качестве
заданий
предлагают ся
конструкторско-технологические,
а
также
художественно-конструкторские
задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических
вопросов;
задания,
связанные
с
историей
создания
материальной
культуры
человечества.
Выполнение
исследования
складывается
из
трёх
этапов:
разработка,
практическая реализация, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом
является первый
этап
–
интеллектуальный
поиск.
При
его
организации
основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному
прогнозированию, создание замысла, в строгом соответствии с поставленной
целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики
изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме.
Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы,
простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй
этап работы
–
это
материализация
замысла,
проведение
исследования,
выбор
методов,
экспериментирование,
наблюдение,
сопоставление результата с гипотезой.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ
полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели
или
требованиям,
поэтому
основным
критерием
успешности
выполненного
исследования
является
подтверждение
или
опровержение
гипотезы,
анализ
поставленной и достигнутой цели. Ученики делают сообщение о проделанной
работе,
а
учитель,
руководя
процедурой,
следит
за
соблюдением
доброжелательности,
тактичности,
проявлением
у
детей
внимательного
отношения к идеям и творчеству других.
4. Назначение программы
Учебно-познавательный
проект
–
это
ограниченное
во
времени,
целенаправленное
изменение
определённой
системы
знаний
на
основе
конкретных
требований
к
качеству
результатов,
четкой
организации,
самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
5. Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей
в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного
типа, библиотеках, на пришкольном участке, исследовательская деятельность
включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад,
викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований и т.д. Данный
вид
деятельности
предусматривает
поиск
необходимой
недостающей
информации
в
энциклопедиях,
справочниках,
книгах,
на
электронных
носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут
быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные
люди, а также другие дети.
6. Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс-исследование, коллективные ииндивидуальные
исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-
конференция, консультация.
Методы контроля :
консультация, доклад, защита исследовательских работ,
выступление,
выставка,
презентация,
мини-конференция,
научно-
исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
7. Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к исследовательской деятельности;
-широкая
мотивационная
основа
исследовательской
деятельности,
включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок
учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность
к
самооценке
на
основе
критериев
успешно сти
исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней
позиции
обучающегося
на
уровне
понимания
необходимости
исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
-выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской
деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе
учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении
моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро- оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
осуществлять
поиск
нужной
информации
для
выполнения
учебного
исследования
с
использованием
учебной
и
дополнительной
литературы
в
открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных
задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться
на
разные
спо собы
решения
п о з н а ват е л ь н ы х
исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
-
оперировать
такими
понятиями,
как
проблема,
гипотеза,
наблюдение,
эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-
видеть
проблемы,
ставить
вопросы,
выдвигать
гипотезы,
планировать
и
проводить
наблюдения
и
эксперименты,
высказывать
суждения,
делать
умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять
расширенный
поиск
информации
в
соответствии
с
исследовательской
задачей
с
использованием
ресурсов
библиотек
и
сети
Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, -
обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения
в
основном
учебном
процессе
и
повседневной
практике
взаимодействия
с
миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров
при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в
общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
-
адекватно
использовать
речь
для
планирования
и
регуляции
своей
деятельности.
8 . Сроки реализации программы.
Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе. Таким
образом, общий объём занятий
в 1 классе составляет 33 часа. Эти часы
поделены
между
тремя
подпрограммами:
«тренинг»,
«исследовательская
практика», «мониторинг».
9.Тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Что такое исследование?
1
2-3
Как задавать вопросы?
2
4-5
Как выбрать тему исследования?
2
6
Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку)
1
7-8
Библиотечное занятие «Знакомство с
информационными справочниками» (продолжение
темы «Учимся выбирать дополнительную
литературу»)
2
9-10
Наблюдение как способ выявления проблем.
2
11-12
Совместное или самостоятельное планирование
выполнения практического задания. Свойства воды.
2
13-
14
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие
умения видеть проблемы. Свойства воды.
Эксперимент «Лодка с мыльным двигателем»
2
15-
16
П о с т а н о в ка
во п р о с а
( п о и с к
г и п о т е з ы ) .
Формулировка
предположения
(гипоте зы).
Свойства воды. Эксперимент «Подводная лодка из
яйца»
2
17-18
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие
умений задавать вопросы. Свойства воды.
Эксперимент «Плотность воды»
2
19
Экскурсия как средство стимулирования
исследовательской деятельности детей. Наблюдение.
Экскурсия в парк.
1
20-21
Обоснованный
выбор
способа
выполнения
задания. Практическая работа»Измеряем глубину
снежного покрова»
2
22-23
Составление
аннотации
к
прочитанной
книге,
картотек. Практическая работа.
2
24- 25
Учимся выделять главное и второстепенное. Как
делать схемы? Практическая работа «Маркировка
текста»
2
26-27
Методика проведения самостоятельных
исследований. Коллективная игра-исследование «Как
работает завод»
2
28-30
Индивидуальные творческие работы на уроке по
выбранной тематике.
2
31-32
Выставки творческих работ – средство
стимулирования проектной деятельности детей.
Защита исследовательских работ.
2
33
Круглый стол. Анализ исследовательской
деятельности.
1
Итого 33 часа
9.Содержание занятий.
Тема 1. Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском
поиске.
Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического
мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку). – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными
справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную
литературу»)- 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать
умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения
практического задания.- 2 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь
учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть
проблемы.- 2ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Т е м а
1 5 - 1 6 . Постановка
вопроса
(поиск
гипотезы).Формулировка
предположения (гипотезы. – 2ч.)
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать
вопросы.- 2ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской
деятельности детей.- 1ч.
Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения.
Аргументы.
Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по
прочитанной книге.
Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28. Коллективная игра-исследование.- 1ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной
тематике. – 2ч.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки
творческих работ.
Тема 31-32. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной
деятельности детей.- 2ч.
Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над
умением анализировать и делать выводы.
10.Оборудование.
Для
осуществления
образовательного
процесса
по
программе
«Я
-
исследователь» необходимы следующие принадлежности:
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по проектной технологии.
11.Литература.
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших
школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.
Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
4. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
5 . Интернет - ресурсы
6. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и
взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М.
БАЛЛАС,2008
_____________ ________________________
подпись расшифровка подписи
« » ____________ 2015г.