Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения
Автор: Тургульдинова Елена Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 им.Деева В.Н. Населённый пункт: г.Ульяновск Наименование материала: статья Тема: Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №44 им.Деева В.Н.
Работа с одаренными детьми в условиях реализации
ФГОС второго поколения
Тургульдинова Е.В.
« В душе каждого ребенка есть
невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой,
они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего
общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию
личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая
совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент
таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития
их
талантов
поддержки.
Одаренный
ребенок,
в
отличие
от
одарённого
взрослого,
сформировавшаяся
личность,
будущее
которого
ещё
не
определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на
деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть
автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель,
искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и
ответственности
за
него,
максимально
использовать
свои
способности.
Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма
знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить
самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три
основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:
- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской
одарённости, видовом её разнообразии;
- функционально - целевая направленность школы в плане развития
интеллекта учащихся;
- ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на
индивидуальное развитие.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде
всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со
всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Говоря о
формах
работы
с
одаренными
детьми,
необходимо
сразу
оговорить
следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную
и
внеурочную.
Следует
признать
нецелесообразным
в
условиях
школы
выделение
таких
учащихся
в
особые
группы
для
обучения
по
всем
предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими
учащимися.
Это
позволит
создать
условия
для
дальнейшей
социальной
адаптации
одаренных
детей
и
одновременно
для
выявления
скрытой
до
определенного времени одаренности, для максимально возможного развития
всех
учащихся
для
выполнения
ими
различного
рода
проектной
деятельности, творческих заданий.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие
принципы педагогической деятельности:
•
принцип
максимального
разнообразия
предоставленных
возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят
отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
В
работе
с
одаренными
детьми
наиболее
эффективными
из
современных
педагогических
технологий
являются
технологии
продуктивного
обучения
и
компетентностного
подхода.
Эти
технологии
позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со
своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые,
проблемные, проектные виды деятельности.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской
и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся
погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду
знаний,
стремление
к
открытиям,
активному
умственному
труду
самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов. Метод
проектов,
относится
к
технологиям
компетентностно-ориентированного
обучения.
Использование
данного
метода
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности
даёт
новые
возможности
в
активизации
познавательного
интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов
и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот
или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи,
выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным
докладом
с
защитой
своей
позиции.
Такая
форма
обучения
позволяет
одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь
включенным
в
привычные
социальные
взаимоотношения,
вместе
с
тем
качественно
углублять
свои
знания
и
выявить
свои
ресурсы
в
области,
соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации
выступает
консультантом,
координатором
проекта,
помощником,
направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в
учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку
вовремя проявить и развить свой талант.
Есть
одаренные
ребята,
в
которых
удачно
сочетаются
высокий
интеллект,
творчество
и
скромность,
доброта,
чуткость,
внимательное
отношение
к
людям.
У
одаренных
ребят
появился
еще
один
стимул
-
побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь
незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным
счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят
не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и, с этим невозможно
не согласиться.
Обучение
талантливого
ребенка
и
выработка
у
него
умения
самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который
должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус
к
серьезной
включающей
в
себя
элементы
творческого
подхода
работе,
которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя
талантливого
ребенка
в
предмет
исследования,
приобщая
его
к
науке,
необходимо
ставить
конкретную
задачу,
а
именно,
р а з в и т и е
самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам,
а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя
создать
максимально
благоприятные
условия
для
всестороннего
развития
ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как
показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том,
чтобы
создать
условия
практического
овладения
языком
доступным
для
каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы
каждому ученику проявить свою активность и творчество.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными
детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует
от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в
области
психологии
одаренных
и
их
обучения,
а
также
тесного
сотрудничества
с
психологами,
другими
учителями,
администрацией
и
обязательно
с
родителями.
Он
требует
постоянного
роста
мастерства
педагогической
гибкости,
умения
отказаться
оттого,
что
еще
сегодня
казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно
высказался
Сократ:
«Учитель,
подготовь
себе
ученика,
у
которого
сам
сможешь учиться».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Андреев
В.И.,
«Диалектика
воспитания
и
самовоспитания
творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия:
избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального
института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник
материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред.
Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.