Напоминание

Конспект урока русского языка: "Развитие умения определять склонение имён существительных"


Автор: Савельева Марина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Лицей № 102 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока русского языка: "Развитие умения определять склонение имён существительных"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и даёт возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Технологическая карта является основой его проектирования, представляет собой обобщенно-графический сценарий урока, где представлены индивидуальные методы моей педагогической деятельности. Предлагаем конспект урока по русскому языку с использованием технологии критического мышления Модель урока в технологии развития критического мышления предлагает 3 стадии. Каждая стадия в технологии критического мышления (КМ) выполняет свои функции. Функции повторяются, но на каждом этапе они играют свою роль.
Первая стадия

«Вызов».
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Стадия вызова включает; Актуализацию имеющихся знаний. Побуждение интереса к получению новой информации. Постановку учеником собственных целей обучения.
Вторая стадия — «Осмысление».
Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) Стадия осмысления включает: Получение новой информации. Корректировку учеником поставленных целей.
Третья стадия — «Рефлексия».


Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Стадия рефлексии включает: Размышление, рождение нового знания. Постановку новых целей обучения. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой». На каждой стадии урока используются приёмы КМ. В рамках данного урока мы продемонстрируем следующие приёмы: на 1 стадии – кластер; на 2 стадии - Игра «Верю-не верю»; игра «Да-нет» на 3 стадии – «Оценочное окно». Использование стратегии развития критического мышления учащихся, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования интеллектуальных умений учащихся и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.


Технологическая карта урока

Предмет
Русский язык
Класс
4
Автор УМК
Бунеева Е.В, Бунеев Р.Н
.

Тема урока
Развитие умения определять склонение имён существительных
Тип урока
Систематизация и обобщение знаний и умений Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты Предметные УУД Первая стадия — «Вызов». 1.Организационный момент Заканчивают рифму Создаёт условия для вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Закончи рифму: Проверь, дружок, Готов ли ты начать … (урок?) Всё ль в порядке Книжка, ручка и … (тетрадка?) Проверили? Садитесь! С усердием..(трудитесь! Создание у учащихся рабочей настроенности. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Включается в учебную деятельность, вспоминая все знания о существительном и графически оформляют в определенном порядке Учитель вместе с учеником записывает ключевое понятие, а от него рисуют стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. 1.Составление кластера и т.д. Повторение грамматических признаков существительного; Повторение написания словарных слов;
Познавательные:
На основе анализа объекта делать выводы, выявлять область незнания; Представлять информацию в виде схемы; Изменяется по числам Отвечает на вопросы КТО? ЧТО? существительное Обозначает предмет
Обобщать и классифицировать по признакам
Регулятивные:
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом
Личностные:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 3.Актуализация знаний. Работают со словарём. Выписывают 5 слов с одинаковыми грамматическими признаками, делают морфологический разбор одного из слов Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, связывая старые знания с новыми условиями. 2.Работа со словарём. Выписать 5 слов с одинаковыми грамматическими признаками, сделать морфологический разбор одного из слов 3. Проверка: два ученика выполняют работу на доске.(если у учащихся выполнено верно, они ставят «+» 4. Как можно изменить формулировку задания, чтобы ваши слова придерживались моей закономерности: завод, облако, дочь? Повторение написания словарных слов; форм.умение делать морфологический разбор сущ. Вторая стадия — «Осмысление». 4.Формулирование проблемы. На основании выполненной работы учащиеся формулируют тему урока Записывает тему урока Запись на доске: 1скл 2 скл 3 скл. Развитие умения определять склонение имён существительных
Регулятивные
: 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом . 2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей 5.Обобщение и систематизация знаний В процессе игры «Верю-не верю» ученик записывает признаки сущ 1, 2, 3 скл. и Дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; - создает условия, Игра «Верю-не верю» Если верите, рисуете круг, не верите - квадрат Верите ли вы, что: - сущ. М.р. с нулевым Развитие умения различать склонение имён существительных
Коммуникативные
1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое
дописывает недостающие признаки, которые не прозвучали в игре. На доске появляется таблица: 1ск. М.р Ж.р –а,- 2 скл Ср.р. –о,-е, м.р. 3 скл. Ж.р. с Ь знаком на конце Проверка: у кого верно, ставят «+» побуждающие к принятию самостоятельных решений. окончанием относятся к 1 скл? -слово ГРУСТНО – существительное? - сущ. Ж.р. – это 3 скл? - имя сущ. В именительном падеже – подлежащее? - бывают сущ мужского рода с окончанием –а, -я? - все сущ м.р. – 2 склонение? Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
формировать умение оценивать свою работу 6. Применение знаний и умений Упр. 161 –Работа в парах. Упр. 162 (устно). Контролирует и направляет деятельность учащихся Упр. 161 –. Выполняется в парах. Умение выявлять главную мысль текста
Коммуникативные
: Формировать умение работать в парах
Чтение текста про себя, затем вслух, выявление главной мысли: что важно для склонения? (Она выражена в 1-м предложении Упр. 162 (устно). Проверка: у кого верно, ставят «+» 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Выписывают существительные, определяют склонения Проверка: Игра «да-нет» - я считаю, что здесь 8 сущ 2-го склонения; -я считаю, что в стихотворении 3 сущ. 3-го склонения; - 1 сущ. 1-го склонения? Права ли я? Открываем календарь - Начинается январь. В январе, в январе Много снегу во дворе. Снег - на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небо дым идет столбом. Проверка: у кого верно, ставят «+» Развитие умения определять склонение имён существительных
Регулятивные:
Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и, что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Третья стадия — «Рефлексия». 8. Рефлексия У каждого ребёнка таблица, которую он заполняет, ставя свой символ в нужном для него окне. Коллективно подсчитываются символы каждого окна и записывается цифра. В зависимости от результатов работы учитель делает вывод. Подсчитываются «+», которые ребёнок поставил себе в течение урока. Выставление отметок.
«Оценочное окно»
Хорошо понял Ничего не понял Применил бы в жизни Никогда бы не применил в жизни Уйти с урока с зафиксированным результатом
Регулятивные
: Развитие оценочной деятельности; Развитие умения оценивать по критериям; Соотносить «новую» информацию со «старой»


В раздел образования