Конспект урока русского языка: "Развитие умения определять склонение имён существительных"
Автор: Савельева Марина Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ " Лицей № 102 г. Челябинска" Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Конспект урока русского языка: "Развитие умения определять склонение имён существительных" Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное
преподавание учебных предметов и даёт возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ
в соответствии с ФГОС. Технологическая карта является основой его проектирования, представляет собой обобщенно-графический
сценарий урока, где представлены индивидуальные методы моей педагогической деятельности.
Предлагаем конспект урока по русскому языку с использованием технологии критического мышления
Модель урока в технологии развития критического мышления предлагает 3 стадии. Каждая стадия в технологии критического мышления
(КМ) выполняет свои функции. Функции повторяются, но на каждом этапе они играют свою роль.
Первая стадия — «Вызов».
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Стадия вызова включает;
Актуализацию имеющихся знаний.
Побуждение интереса к получению новой информации.
Постановку учеником собственных целей обучения.
Вторая стадия — «Осмысление».
Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)
Стадия осмысления включает:
Получение новой информации.
Корректировку учеником поставленных целей.
Третья стадия — «Рефлексия».
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Стадия рефлексии включает:
Размышление, рождение нового знания.
Постановку новых целей обучения.
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой».
На каждой стадии урока используются приёмы КМ. В рамках данного урока мы продемонстрируем следующие приёмы: на 1 стадии –
кластер; на 2 стадии - Игра «Верю-не верю»; игра «Да-нет» на 3 стадии – «Оценочное окно».
Использование стратегии развития критического мышления учащихся, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в
учебный процесс, создать условия для формирования интеллектуальных умений учащихся и осознание значимости личного вклада каждого в
общее дело.
Технологическая карта урока
Предмет Русский язык
Класс 4
Автор УМК Бунеева Е.В, Бунеев Р.Н .
Тема урока Развитие умения определять склонение имён существительных
Тип урока Систематизация и обобщение знаний и умений
Дидактическая
структура урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведет к достижению
планируемых результатов
Планируемые
результаты
Предметные
УУД
Первая стадия —
«Вызов».
1.Организационный
момент
Заканчивают
рифму
Создаёт условия для
вхождения учащегося в
пространство учебной
деятельности на уроке.
Закончи рифму:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать …
(урок?)
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и …
(тетрадка?)
Проверили? Садитесь!
С усердием..(трудитесь!
Создание у учащихся рабочей
настроенности.
2. Постановка цели
и задач урока.
Мотивация учебной
деятельности
учащихся
Включается в
учебную
деятельность,
вспоминая все
знания о
существительном
и графически
оформляют в
определенном
порядке
Учитель вместе с
учеником записывает
ключевое понятие, а от
него рисуют стрелки-лучи
в разные стороны,
которые соединяют это
слово с другими.
1.Составление кластера
и т.д.
Повторение
грамматических
признаков
существительного;
Повторение
написания
словарных слов;
Познавательные:
На основе анализа
объекта делать
выводы, выявлять
область незнания;
Представлять
информацию в виде
схемы;
Изменяется по
числам
Отвечает на
вопросы
КТО?
ЧТО?
существительное
Обозначает
предмет
Обобщать и
классифицировать
по признакам
Регулятивные:
1. Развивать умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
предложенным
материалом
Личностные:
Формирование
мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности
3.Актуализация
знаний.
Работают со
словарём.
Выписывают 5
слов с
одинаковыми
грамматическими
признаками,
делают
морфологический
разбор одного из
слов
Создает условия
для возникновения
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность,
связывая старые
знания с новыми
условиями.
2.Работа со словарём.
Выписать 5 слов с
одинаковыми
грамматическими
признаками, сделать
морфологический разбор
одного из слов
3. Проверка: два ученика
выполняют работу на
доске.(если у учащихся
выполнено верно, они
ставят «+»
4. Как можно изменить
формулировку задания,
чтобы ваши слова
придерживались моей
закономерности: завод,
облако, дочь?
Повторение написания
словарных слов;
форм.умение делать
морфологический
разбор сущ.
Вторая стадия —
«Осмысление».
4.Формулирование
проблемы.
На основании
выполненной
работы учащиеся
формулируют
тему урока
Записывает тему урока
Запись на доске:
1скл 2 скл 3 скл.
Развитие умения
определять
склонение имён
существительных
Регулятивные :
1. Развивать умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
предложенным
материалом .
2.Оценивать
учебные действия в
соответствии с
поставленной
задачей
5.Обобщение и
систематизация
знаний
В процессе игры
«Верю-не верю»
ученик записывает
признаки сущ 1, 2,
3 скл. и
Дает учащимся
возможность
самостоятельно делать
выводы;
- создает условия,
Игра «Верю-не верю»
Если верите, рисуете
круг, не верите - квадрат
Верите ли вы, что:
- сущ. М.р. с нулевым
Развитие умения
различать
склонение имён
существительных
Коммуникативные
1. Развивать умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
дописывает
недостающие
признаки, которые
не прозвучали в
игре.
На доске
появляется
таблица:
1ск.
М.р
Ж.р –а,-
2 скл
Ср.р. –о,-е, м.р.
3 скл.
Ж.р. с Ь знаком на
конце
Проверка: у кого
верно, ставят «+»
побуждающие к
принятию
самостоятельных
решений.
окончанием относятся к
1 скл?
-слово ГРУСТНО –
существительное?
- сущ. Ж.р. – это 3 скл?
- имя сущ. В
именительном падеже –
подлежащее?
- бывают сущ мужского
рода с окончанием –а,
-я?
- все сущ м.р. – 2
склонение?
Вопросы к ученику,
выполнявшему работу
(начало формирования
алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было
сделать?
– Удалось тебе
выполнить задание?
– Ты сделал всё
правильно или были
недочёты?
– Ты составил всё сам
или с чьей-то
помощью?
– Какой был уровень
задания?
– Какие умения
формировались при
выполнении этого
задания?
– Какую отметку ты бы
себе поставил?
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.
Личностные:
Формирование
мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные:
формировать умение
оценивать свою
работу
6. Применение
знаний и умений
Упр. 161 –Работа
в парах.
Упр. 162 (устно).
Контролирует и
направляет деятельность
учащихся
Упр. 161 –.
Выполняется в парах.
Умение выявлять
главную мысль
текста
Коммуникативные :
Формировать умение
работать в парах
Чтение текста про
себя, затем вслух,
выявление главной
мысли: что важно
для склонения?
(Она выражена в
1-м предложении
Упр. 162 (устно).
Проверка: у кого верно,
ставят «+»
7. Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок и их
коррекция.
Выписывают
существительные,
определяют
склонения
Проверка:
Игра «да-нет»
- я считаю, что здесь 8
сущ 2-го склонения;
-я считаю, что в
стихотворении 3 сущ. 3-го
склонения;
- 1 сущ. 1-го склонения?
Права ли я?
Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег - на крыше, на
крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят
печки,
В небо дым идет
столбом.
Проверка: у кого верно,
ставят «+»
Развитие умения
определять
склонение имён
существительных
Регулятивные:
Контроль,
коррекция,
выделение
и осознание того,
что уже
усвоено и, что ещё
подлежит
усвоению, осознание
качества
и уровня усвоения
Коммуникативные:
умение с
достаточной
полнотой
и точностью
выражать свои
мысли
Третья стадия —
«Рефлексия».
8. Рефлексия
У каждого ребёнка
таблица, которую
он заполняет,
ставя свой символ
в нужном для него
окне.
Коллективно
подсчитываются символы
каждого окна и
записывается цифра.
В зависимости от
результатов работы
учитель делает вывод.
Подсчитываются «+»,
которые ребёнок поставил
себе в течение урока.
Выставление отметок.
«Оценочное окно»
Хорошо
понял
Ничего
не понял
Применил
бы в
жизни
Никогда
бы не
применил
в жизни
Уйти с урока с
зафиксированным
результатом
Регулятивные :
Развитие оценочной
деятельности;
Развитие умения
оценивать по
критериям;
Соотносить «новую»
информацию со
«старой»