" Измерение длин сторон многоугольников. Периметр"
Автор: Барабаш Анна Павловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "СОШ №35 с УИОП" г. Воркуты Населённый пункт: Воркута Наименование материала: конспект урока Тема: " Измерение длин сторон многоугольников. Периметр" Раздел: начальное образование
Урок математики в 1 классе (программа «Перспектива»)
Измерение длин сторон многоугольников. Периметр
Цель
ур ока: создать
условия
для
формирования
представления
о
периметре
прямоугольника, умение его вычислять.
Задачи
Образовательные:
1.
Научить измерять длины сторон многоугольников;
2.
Закрепить знания о величинах и их измерении, полученные на предыдущих
уроках;
3.
Тренировать навык счёта в пределах 9, умение решать простые задачи на
сложение, вычитание и разностное сравнение чисел.
Развивающие:
1.
Способствовать развитию мыслительных операций;
2.
Способствовать развитию психических процессов (внимание, память);
3.
Способствовать развитию познавательной активности обучающихся;
4.
Способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных умений;
5.
Способствовать
становлению
адекватной
самооценки
собственной
деятельности.
Воспитательные:
1.
Способствовать становлению чувства взаимовыручки и товарищества;
2.
Совершенствовать умение работать в паре;
3.
Совершенствовать умение слушать учителя и одноклассников.
Место проведения: МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты, 1 класс В.
Учитель: Барабаш Анна Павловна
Продолжительность: 40 минут
Учебно-методический комплекс:
•
Источники информации:
программа дисциплины;
технологическая карта урока;
литература для учителя;
учебники;
интернет-сайты;
аудиозаписи.
•
Материалы для познавательной деятельности учеников:
карточки для самостоятельной работы;
задания для выполнения на уроке;
индикаторы для обратной связи;
другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик;
компьютерная презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I
этап. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Создадим друг другу хорошее настроение: улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов в
освоении нового. Крепко обнимите себя и скажите: «У меня сегодня всё получится!».
Садитесь.
- Руки? - На месте!
- Ноги? - На месте!
- Локти? - У края!
- Спинка? – Прямая!
II этап. Актуализация знаний
Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а
помощниками
вам
будут
внимание,
находчивость
и
смекалка.
А
сейчас
послушайте
песенку и скажите, из какой она сказки? Кто догадался?
(Правильно, из сказки «Три поросёнка»)
А кто знает, кто написал эту сказку?
(Это английская сказка, а обработал и перевёл её на русский язык Сергей Михалков)
Как же звали этих поросят?
(Правильно, Наф-Наф, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф)
Может, кто-то помнит, чем закончилась история с поросятами?
(Да, тогда всё закончилось благополучно)
Прошло время… Опять поросята попали в беду. Злой, обиженный волк сумел перехитрить
поросят. Он заманил их в свой дом и закрыл на крепкий засов. Никто не смог им помочь!
А вы хотите спасти любимых героев? Попробуем? Для этого мы должны выполнить очень
трудные
задания,
которые
приготовил
волк!
Мы
решаем
задание,
а
волк
отпускает
поросёнка. Готовы?
Устный счёт
Перед вами ряд чисел: 3 5 8
- Назовите самое большое число, самое маленькое.
- Назовите число, которое является суммой двух других чисел. Докажите.
- Назовите число, которое является разностью двух других чисел. Докажите.
- Установите закономерность и продолжите этот ряд на три числа (10, 13, 15)
Назовите последующее число 8, предыдущее число 8.
Увеличьте 8 на 2, уменьшите 8 на 6.
На сколько 8 >4, 8<10?
Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
Придумайте задачу по схеме, используя выражение «на 2 больше». Каким
действием будем решать задачу? Почему? Как записать решение этой задачи? Запишите
на листочках.
Теперь составьте задачу, используя выражение «это на 2 меньше». Каким
действием будем решать задачу? Почему? Как записать решение этой задачи? Запишите
на листочках.
Сравните решения. Что можно сказать? А что мы находили в первой задаче: часть или
целое? А во второй? Как найти целое? А часть?
Молодцы! Мы спасли Ниф-Нифа! И он говорит:… «Спасибо!»
Динамическая пауза
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть!
III этап. Постановка учебной проблемы
Ну
что,
готовы
спасать
Нуф-Нуфа?
Волк
решил
узнать,
как
быстрее
добраться
до
следующей сказки. У него был план дороги и линейка. А вот что с ними делать он не
знает. Давайте объясним волку всё с самого начала.
- Начнём с величины. Что такое величина?
(Величина – это свойство предметов)
- Какие ещё есть свойства предметов?
Какую величину мы уже изучили? А в каких единицах умеем измерять длину?
(Сантиметры)
С помощью какого инструмента можно узнать длину? Так зачем нужна линейка волку?
(С помощью линейки волк может измерить длину отрезка и найти короткий путь)
Давайте
покажем
волку,
как
надо
измерять
отрезки.
Вспомните
алгоритм
измерения
отрезка:
Приложить линейку к отрезку.
Совместить один конец отрезка с О на линейке.
Найти число, которое соответствует второму концу отрезка.
Назвать или записать ответ.
Работа по учебнику стр. 4
№ 1. Что видим в синей рамочке? Что это за фигура? Как называется этот многоугольник?
(Четырёхугольник АБВГ)
Измерьте длины сторон этого многоугольника.
Затруднение
Смогли вы измерить стороны многоугольника? Почему?
(Мы не знаем, как измерять стороны многоугольника)
Значит, какова будет цель урока?
(Мы должны узнать, как измерять стороны многоугольника и научиться измерять их
самостоятельно)
IV
этап.
Построение
проекта
выхода
из
затруднения(«открытие»
детьми
нового
знания)
- Рассмотрите внимательно наш многоугольник. На что похожи его стороны? Как вы
думаете: являются ли стороны многоугольника отрезками? Почему?
- Чтобы узнать, кто прав, а кто ошибся, давайте разберём многоугольник. Посмотрите на
доску (слайд).
- Какой же вывод мы сделаем?
(Стороны
многоугольника
–
это
отрезки,
концами
которых
являются
вершины
многоугольника. Поэтому их измерение происходит точно также, как и измерение длин
отрезков)
Давайте измерим стороны нашего четырёхугольника АБВГ. Для удобства перед началом
измерения можно отметить вершины фигуры точками. Попробуйте! Отметили, измерили,
записали, проверили.
Что можно сказать о длинах сторон многоугольника?
(Длины сторон многоугольника разные)
V этап. Первичное закрепление во внешней речи
№ 2. Какие фигуры нам даны?
(Квадрат, треугольник, шестиугольник)
Как одним словом назвать эти фигуры?
(Многоугольники)
Что надо сделать в этом номере?
(Измерить стороны многоугольников)
Как будем измерять стороны многоугольников?
(Как отрезки)
Что заметили?
(Длины сторон одинаковые. Значит, стороны равные)
Какой вывод можем сделать?
(Есть
многоугольники,
у
которых
разные
длины
сторон,
и
есть
многоугольники,
у
которых равные длины сторон)
Молодцы! Не зря мы учились и измеряли длины сторон многоугольников, потому что мы
спасли Нуф-Нуфа! Он говорит…: «Спасибо, друзья!»
Нам с вами осталось спасти последнего поросёнка - Наф-Нафа. И
- Посмотрите на доску. Какая это фигура? Назовите предметы из окружающей обстановки,
может вспомните что-то ещё, что имеет прямоугольную форму.
(Парты, книги, шкафы, окна и т.д.)
- Как называется прямоугольник?
(АБВГ)
- У вас на парте лежат такие же прямоугольники. Измерьте стороны прямоугольника. Как
измеряем стороны прямоугольника? Что заметили?
(2 стороны АБ и ВГ одинаковые, 2 см и 2 стороны АГ и БВ тоже одинаковые, 4 см)
- Посмотрите в учебники. № 3. Такой же прямоугольник? Докажите. Запишите результаты
измерений.
- А как называются стороны прямоугольника? Прочитайте.
-
Сколько
сторон,
которые
называются ширина? Длина? А как они расположены по
отношению друг к другу?
(Одна напротив другой)
-
Такие
стороны
называются
противоположными.
Противоположные
стороны
в
прямоугольнике равны.
Динамическая пауза
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
VII этап. Включение в систему знаний и повторение
VIII этап. Рефлексия деятельности (итог урока)