Автор: Чечулина Лариса Анатольевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева Населённый пункт: Пензенская область г. Кузнецк-12 Наименование материала: Статья Тема: Важен каждый шаг Раздел: дополнительное образование
Е. ЕВТУШЕНКО
Деятельность педагога дополнительного образования в рамках
предложенной схемы выглядит так:
- диагностика актуальных задач и возможностей их решения, реалистичное
целеполагание (инвентаризация под целевые ориентиры имеющихся
возможностей и ресурсов, привлечение которых возможно),
- планирование работы с теми, кто обладает и распоряжается
возможностями, работы по активизации свойств создающих возможности,
создание ресурсного потенциала для осуществления целевых ориентиров,
- привлечение возможностей для реализации всех сфер ответственности
(оперативная инвентаризация имеющихся возможностей, поддержка в
субъектах и объектах окружающей среды характеристик, создающих новые
возможности и содействие реализации ресурсов),
- анализ полученных результатов и реализованных возможностей,
привлеченных ресурсов и оценка перспектив развития возможностей
воспитанников, использования своего собственного потенциала и ресурсов
окружающей среды.
Попытаемся нарисовать первый этап деятельности педагога
дополнительного образования. Определение в качестве первоначального
шага работы учителя - воспитателя психолого-педагогической диагностики
явление едва ли не тривиальное, однако, что диагностировать? Каковы
рамки диагностики, думается, здесь есть одна тайна. На этапе разработки
программы педагог уже сформулировал предполагаемый результат, в
данном случае этот эталон-ориентир не является целью в полном смысле.
Но именно благодаря эталону – ориентиру, возможно, построить
диагностику, которая ответит на вопрос на каком уровне по отношению к
ориентиру находятся участники детско-подросткового объединения.
Именно отсюда и проистекает формулировка цели (целеполагание) – какое
отличие между тем, на что ориентируемся и тем, что на данный момент
можно констатировать будет, преодолено в ходе реализации
дополнительной образовательной программы. Здесь снимается одна из
серьезных нестыковок в работе педагога доп. образования, которую
практики формулируют так: как можно сформулировать цели не видя
детей? И все же для завершения целеполагания не достает еще одного
действия – соотнести сформулированную цель с имеющимися
возможностями. Хватит ли ресурсов на то, что существенно приблизиться
к целевому ориентиру программы доп. образования.
Второй этап – планирование , вроде бы столь же тривиальный, как и
диагностика в предлагаемой схеме в планировании кроме, отбора
содержания и форм организации коллективной жизнедеятельности,
формирования уклада жизни детско-подросткового объединения, не менее
важно определить какие и чьи возможности будут привлечены в
образовательный процесс. Целесообразно в дополнительной
образовательной программе отразить логику реализации сфер
ответственности, а в календарных планах - срез по всем сферам
ответственности на четверть.
Третий этап профессиональной деятельности педагога дополнительного
образования представляет собой практическое осуществление программы.
В этой работе педагогу необходимо подключать всех обладателей
возможностей: воспитанников, коллег, родителей, специалистов. Думается,
что при этом чрезвычайно важно, поддерживать у всех перечисленных
субъектов значимость их участия в реализации программы, здесь необходим
большой объем организационной работы. Педагогу важно рассчитать
собственные возможности, координация потенциалов окружающей детско-
подросткового объединения среды также требует ощутимых усилий.
Последний этап в цикле педагогического управления возможностями -
анализ полученных результатов и реализованных возможностей . К
сожалению, приходится признать, что массовый педагог дополнительного
образования испытывает большие сложности при осуществлении анализа.
Думается, важным ресурсом для решения этой задачи обладают
методисты, руководители отделов, заместители руководителя учреждения
доп. образования. Нам представляется, что при анализе целесообразно
оценить то, как привлекались и развивались возможности детей, самого
педагога, окружающей среды для реализации целевых ориентиров
дополнительной образовательной программы.