Воспитательный потенциал самоуправления учащихся. Его роль и значение в воспитательной работе
Автор: Анненков Роман Викторович Должность: заместитель директора по воспитательной работе Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Воспитательный потенциал самоуправления учащихся. Его роль и значение в воспитательной работе Раздел: дополнительное образование
В
новых
условиях
перед
образовательными
учреждениями
возникает
много социально-педагогических проблем и вопросов. С одной стороны, дети
становятся другими, понимающими свою роль в обществе и стремящимися
отстаивать свои права. С другой – само общество требует серьезной подготовки
детей к адекватной реализации своих гражданских прав и обязанностей, как в
настоящем,
так
и
в
будущем.
Иллюзия
о
том,
что
детство
лишь
время
подготовки к жизни серьезно искажает реальность и ущемляет права детей.
Ребенок, как и любой взрослый, живет в реальной жизни и поэтому он должен
иметь
право
участвовать
в
ее
преобразовании.
Для
13-16-летних
вполне
обозримой становятся перспектива их будущей жизни. Активно формируется
представление о своем «Я».
Вовлечение детей в диалог даёт им возможность учиться конструктивным
методам воздействия на окружающий мир. В социальном плане необходимость
учитывать в процессе участия не только свои интересы, но и интересы других,
учит детей брать на себя большую ответственность в качестве демократически
мыслящих граждан. Поэтапная передача прав и обязанностей от взрослых к
детям
способствует
развитию
их
самостоятельности,
формированию
политической, экологической, экономической культуры.
Включение детей в
общественную жизнь способствует формированию политических навыков у
детей, улучшению и ускорению процесса их ориентации в обществе, развитию
социальной активности и самореализации подростков. Все делается для того,
чтобы обеспечить взаимодействие детей и взрослых в организации интересной
для всех школьной жизни и дать ростки демократическим социальным связям
детей и взрослых. Ученическое самоуправление дает возможность иначе, чем
прежде, рассмотреть воспитательный процесс.
Участвуя
в
деятельности
органов
ученического
самоуправления,
школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое
общение
со
взрослыми
на
равноправной
основе,
вовлекаются
в
практику
гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках ученического
самоуправления дети получают возможность оценивать качество получаемого
образования,
отстаивать
свои
права
и
интересы,
удовлетворять
актуальные
потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.
Практика показывает, что если воспитанник принимал активное участие в
жизнедеятельности образовательного учреждения, то у него более выражены
качества
организатора,
более
высокий
уровень
социальной
активности
и
адаптации
в
дальнейшей
жизни
и
соответственно
он
становится
более
успешным в этом динамично развивающемся и быстро меняющемся мире.
В современной теоретической и методической литературе нет единого
мнения
в
определении
термина
"школьное
самоуправление".
Более
того,
большинство авторов, рассматривающих ученическое самоуправление, пишут о
нем как о само собой разумеющемся.
Да
и
сам
термин
"самоуправление"
трактуется
по-разному.
В
"Педагогической энциклопедии" самоуправление рассматривается как участие
детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Не отрицая этого,
многие
педагоги
делают
акцент
на
разных
словах.
Одни
за
основу
берут
руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы
управления.
Другие
понимают
самоуправление
как
форму
организации
коллективной жизни. Третьи - как возможность учащихся реализовать свое
право на активное участие в управлении всеми делами школы.
Главный
смысл
самоуправления
состоит
в
том,
что
с
его
помощью
участники
школьной
жизни
получают
возможность
влиять
на
школьную
политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется
администрация учебного заведения, так и через собственную активность в
управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную
жизнь предметом совместного творчества всех её участников.
Детский коллектив управляется взрослым. Он и существует потому, что
есть этот взрослый, но его руководящая роль внешне незаметна, при этом он
рядом, он вместе со всеми на равных участвует в коллективной деятельности, к
нему всегда можно обратиться за помощью и советом, если такая деятельность
происходит как бы сама собой. При этом есть иллюзия для окружающего мира,
что коллектив существует благодаря активности самих детей, в этом случае
КПД такой воспитательной работы взрослого очень высок и можно говорить о
высшем пилотаже его педагогической деятельности. Сам же педагогический
процесс в этом случае в чистом виде является педагогикой сотрудничества.
В
этой
ситуации
коллектив
становится
субъектом
педагогического
влияния на каждого отдельного ребенка, через деятельность, через общение,
через оценочные суждения, через атрибутику причастности, через исполняемые
в коллективе роли и пр.
Какие
бы
то
ни
было
органы
управления
коллективом
не
должны
создаваться искусственно. Иногда для этого достаточно нескольких наиболее
активных участников коллектива, но без их обозначения помпезными словами
«президент»,
«мэр»,
«Парламент»
и
пр.
Как
только
в
детском
движении
появляется
фигура,
обозначенная
педагогом
каким-то
взрослым
названием,
поднимающем
его
на
более
высокую
ступеньку
иерархии
над
остальными
участниками, то вероятность быстрого развала объединения не за горами. Дети
готовы
подчиняться
только
более
сильному
духом
(не
интеллектом
и
поведением, а именно духом), за которым они готовы пойти. И он должен быть
в своих решениях самостоятельным. Важно, чтобы направленность того, кому
дети готовы подчиняться, была позитивной. Если же они его сами обозначат
словом «командир», «капитан» или др., то страшного в этом ничего нет. Если
сами выберут из наиболее активных членов коллектива совет (коллектива, дела
или т.п.) и будут готовы ему подчиняться, и этот совет будет реально работать, а
не фигурировать на бумаге в разных отчетах, то педагог поднял свой коллектив
ещё на ступеньку выше в его развитии.
Современные специалисты в области детского движения убеждены, что
дети должны играть в детские игры, а взрослые – во взрослые. Всему своё
время. Навязывание же детям «взрослых» игр (например, игры: «Выборы мэра
города»,
«Выборы
Государственной
думы»),
но
по
«детским»
правилам
вызывает отторжение у детей вообще к какому бы то ни было проявлению
активности
в
дальнейшей
взрослой
жизни.
Детский
мир
отличен
от
мира
взрослых. Дети очень чувствительны к какой либо фальши, неискренности,
формализму. Поэтому если игра, то всё должно быть по-настоящему. Чтобы
решения,
которые
дети
принимают,
исполнялись.
Чтобы,
если
говорим
об
ответственности, то она должна быть реальной с соответствующими санкциями
за безответственность. А детский мир это не принимает. Это неприятие может
происходить с весьма явным внешним протестом, вызывая бурю негодования.
Но чаще оно происходит без явных внешних проявлений, возникает ситуация
тихого протеста. А взрослея и принимая условности взрослого мира (говорим
одно, а делаем другое), дети начинают подстраиваться под этот фальшивый мир
взрослых, транслируя эту модель в дальнейшей своей жизни.
За
годы
существования
в
Санкт-Петербургском
суворовском
военном
училище
сложились
свои
традиции
и
устои.
Это
стремление
к
совершенствованию своих знаний, гордость за свою форму и право носить
суворовский знак, суворовское братство, уважение старших, любовь к своему
училищу, верность Знамени, Заповедям суворовца.
Самоуправление было представлено в суворовских училищах на всём
протяжении
их
существования,
но
его
основная
задача
была
выражена
в
содействии командованию и педагогическому коллективу в управлении самими
суворовцами. При этом сама система военного образования не предусматривала
реальных
демократических
процедур
и
только
создавала
иллюзию
участия
суворовцев в управлении училищем.
В
свете
коренной
перестройки
всей
системы
кадетского
образования
одной из ключевых задач воспитательной работы провозглашено
активное
включение суворовцев в общественную жизнь училища, создание действенной
системы
самоуправления
воспитанников.
В
этом
случае,
участвуя
в
деятельности
органов
самоуправления,
суворовцы
включаются
в
разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на
равноправной
основе,
вовлекаются
в
практику
гражданского
поведения
и
социальной
деятельности.
В
рамках
самоуправления
суворовцы
должны
получить
возможность
влиять
на
содержание
образования,
на
процесс
разработки,
принятие
и
реализации
локальных
нормативно-правовых
актов
училища,
отстаивать
свои
права
и
интересы,
удовлетворять
актуальные
потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.
Конечно, модель самоуправления в закрытом военно-учебном заведении,
которым по сути и является суворовское военное училище, не может быть
идентична модели, которая действует в обычной общеобразовательной школе.
Поэтому
в
училище
представлена
модель
самоуправления,
учитывающая
традиции и специфику военных училищ.
С
одной
стороны
в
подразделениях
действует
система
младших
командиров, с другой стороны создана система Советов чести. В то же время на
принципах ЧТП (чередование творческих поручений) действует актив из числа
суворовцев. Данный принцип позволяет каждому суворовцу занять активную
позицию,
попробовать
себя
в
роли
спорторганизатора,
редактора
стенной
печати, культорганизатора, стажёра у младших суворовцев и т.п.
Система младших командиров основана на традициях вооружённых сил и
копирует общепринятую систему управления воинскими подразделениями. В
данном
варианте
её
сложно
назвать
демократичным
институтом,
т.к.
она
основана на принципе единоначалия и жёстком иерархическом построении. В
то же время, при грамотном педагогическом руководстве, она способствует
решению ряда управленческих задач.
История появления Советов чести в училище относится ко времени, когда
прекратили
своё
существование
комсомольские
организации.
Идея
формирования подобных органов заключалась в их выборности, когда в них
оказывались
суворовцы,
обладающие
наибольшим
авторитетом
среди
сверстников. На уровне училища утверждено Положение о Советах чести,
которое
определяет
основные
задачи,
права
и
обязанности
членов
совета,
порядок избрания и структуру. Принципиальным отличием системы Советов
чести от системы младших командиров является, что Советы чести являются
коллегиальными органами, не несут управленческих функций и не полномочны
командовать суворовцами.
Некую аналогию Советов чести можно провести и от товарищеских судов
чести, которые появились в XIX веке и назывались ранее судами общества
офицеров. Основой понимания чести офицера служили неписаные правила
поведения, сложившиеся в офицерской среде. В первые годы существования
советского государства этот институт был упразднен, однако, в конце тридцатых
годов его возродили под названием товарищеские суды чести.
Советы чести создаются только на уровне курсов и училища. В состав
Совета чести курса на общем собрании избираются 5-7 наиболее авторитетных
суворовцев, которые из своего состава избирают председателя Совета. Совет
чести
курса
собирается,
как
правило,
2
раза
в
месяц
и
решает
вопросы
внутренней
жизни
роты,
рассматривает
дисциплинарные
проступки
суворовцев, готовит предложения по поощрению отличившихся и т.д. Конечно,
работоспособность
данного
органа
самоуправления
серьёзно
зависит
от
поддержки воспитательского состава роты и доверия к нему со стороны самих
суворовцев.
Наиболее эффективным является Совет чести училища, который состоит
из
председателей
Советов
чести
курсов
и
собирается
2
раза
в
месяц.
Практически на всех его заседаниях присутствует директор училища или его
заместители.
Это ещё больше способствует авторитету Совета в глазах суворовцев и
даёт возможность оперативно обсуждать и решать многие вопросы. Только за
2010-2011
год
по
инициативе
Совета
чести
руководством
училища
было
принято
около
20
различных
решений,
внесены
серьёзные
изменения
в
распорядок дня, в организации питания, в системе проведения внеклассных
мероприятий. Впервые за 8 лет была в корне пересмотрена система проведения
новогодних
мероприятий,
начались
проводиться
дискотеки,
мероприятия
с
девушками.
Система младших командиров (командир отделения – старший группы)
действует только на уровне учебного курса. Младшие командиры назначаются
начальниками курсов из наиболее подготовленных, грамотных и авторитетных
суворовцев,
умеющих
организовать
работу
небольшого
коллектива.
Суворовцам, которые занимают указанные должности, могут быть присвоены
специальные
звания
«вице-сержант»
и
«старший
вице-сержант»,
что
очень
важно для самооценки самих суворовцев.
Каждодневная
работа
с
сержантским
составом
организуется
непосредственно в подразделениях суворовцев. Это инструктажи, подведение
итогов и постановка задач, еженедельные совещания со старшим воспитателем
обсуждение злободневных проблем и подготовка ротных мероприятий.
Ежемесячно
проводятся
общие
сборы
сержантского
состава
и
актива
училища.
Данные сборы проводятся в форме школы актива и состоят из двух
частей. На первой общей части подводятся итоги работы за месяц, поощряются
командиры
лучших
учебных
групп,
организуются
встречи
с
интересными
людьми. Обычно это, известные люди Санкт-Петербурга, известные политики
или военачальники, выпускники училища. Во второй части проводятся занятия
по
секциям.
В
течение
года
ребятам
даются
знания
по
психологическому
общению,
методике
коллективных
творческих
дел,
игротехнике,
умению
руководить коллективом. Занятия проводятся в форме тренингов, отработки
практических навыков, с использованием различных форм и методик.
Общеизвестен
тот
факт,
что
подавляющее
большинство
школьных
активистов составляют девушки, которые, особенно в подростковом возрасте,
более активны и дисциплинированы. К сожалению, среди школьных активистов
редко
можно
встретить
молодых
людей,
да
и
те,
обычно,
являются
успевающими учениками. Принцип самодеятельности и инициативы в работе
нередко игнорируется. Педагоги оказывают прямое давление на общественное
мнение школьников, самоуправление организовано по форме, но не по своей
сути. По-прежнему, в подавляющем большинстве ученическое самоуправление
остается привилегией лишь отдельных школьников. При этом забывается, что
оно не только средство, но и результат воспитания, оно предполагает широкую
вариативность. Иллюзия о том, что детство лишь время подготовки к жизни
серьезно искажает реальность и ущемляет права детей. Ребенок, как и любой
взрослый,
живет
в
реальной
жизни
и
поэтому
он
должен
иметь
права
участвовать в ее преобразовании.
Как показал анализ действующего состава сержантов и активистов в
Санкт-Петербургском суворовском военном училище, большинство ребят ранее
не занимали активных позиций у себя в классах и учебных заведениях. Система
выявления
и
подготовки
лидеров,
поддержка
их
во
время
работы
способствовала значительному раскрытию их потенциала, их организаторских
способностей, приобретению управленческих навыков. Совершенно по-новому
раскрылись ребята из неблагополучных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей. В училище у них появилась возможность проявить
себя,
общаться
с
воспитателями-мужчинами,
имеющими
значительный
жизненный и боевой опыт, заменивших для них отцов.
Вовлечение
подростков
в
диалог
даёт
им
возможность
учиться
конструктивным
методам
воздействия
на
окружающий
мир.
Подросткам
необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы других, учиться
брать на себя большую ответственность. Включение в общественную жизнь
способствует формированию политических навыков у школьников, улучшению
и
ускорению
процесса
их
ориентации
в
обществе,
развитию
социальной
активности и самореализации подростков.
В тоже время приходится констатировать, что в системе военно-учебных
заведений,
с
учётом
их
специфики,
очень
проблематично
создание
полноценного ученического самоуправления. Для этого необходимо передать
воспитанникам целый комплекс реальных полномочий, к чему зачастую мы
просто не готовы. Это потребует коренной перестройки всей модели кадетского
воспитания. В этом случае система реального, а не мнимого ученического
самоуправления,
вступит
в
противоречие
с
устоявшимися
традициями
и
системой
воинского
воспитания,
построенного
на
жёсткой
иерархии
и
подчинённости.
Как
видится,
целесообразнее
начинать
с
выстраивания
системы
проведения коллективных творческих дел с формированием временных Советов
дел,
создания
режим
протекания
совместной
деятельности
суворовцев
и
педагогов,
задающий
реальные
возможности
гражданского
и
личностного
самоопределения
воспитанников.
В
подразделениях
возможен
переход
на
модель со-управления, когда все внеклассные мероприятия организуются и
проводятся
по
событийному
принципу
совместно
активом
суворовцев
и
воспитателями, без педагогического давления и диктата.
Только
в
этом
случае
можно
рассчитывать
на
реальное
участие
суворовцев
в
жизни
училища,
на
системные
изменения
в
воспитательном
процессе. Не зрители, не статисты, а «хозяева своего дома» - как может быть
иначе, если ребята проводят постоянно в стенах училища 7 лет.