Напоминание

Воспитательный потенциал самоуправления учащихся. Его роль и значение в воспитательной работе


Автор: Анненков Роман Викторович
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал самоуправления учащихся. Его роль и значение в воспитательной работе
Раздел: дополнительное образование





Назад




В новых условиях перед образовательными учреждениями возникает много социально-педагогических проблем и вопросов. С одной стороны, дети становятся другими, понимающими свою роль в обществе и стремящимися отстаивать свои права. С другой – само общество требует серьезной подготовки детей к адекватной реализации своих гражданских прав и обязанностей, как в настоящем, так и в будущем. Иллюзия о том, что детство лишь время подготовки к жизни серьезно искажает реальность и ущемляет права детей. Ребенок, как и любой взрослый, живет в реальной жизни и поэтому он должен иметь право участвовать в ее преобразовании. Для 13-16-летних вполне обозримой становятся перспектива их будущей жизни. Активно формируется представление о своем «Я». Вовлечение детей в диалог даёт им возможность учиться конструктивным методам воздействия на окружающий мир. В социальном плане необходимость учитывать в процессе участия не только свои интересы, но и интересы других, учит детей брать на себя большую ответственность в качестве демократически мыслящих граждан. Поэтапная передача прав и обязанностей от взрослых к детям способствует развитию их самостоятельности, формированию политической, экологической, экономической культуры. Включение детей в общественную жизнь способствует формированию политических навыков у детей, улучшению и ускорению процесса их ориентации в обществе, развитию социальной активности и самореализации подростков. Все делается для того, чтобы обеспечить взаимодействие детей и взрослых в организации интересной для всех школьной жизни и дать ростки демократическим социальным связям детей и взрослых. Ученическое самоуправление дает возможность иначе, чем прежде, рассмотреть воспитательный процесс. Участвуя в деятельности органов ученического самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках ученического самоуправления дети получают возможность оценивать качество получаемого
образования, отстаивать свои права и интересы, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Практика показывает, что если воспитанник принимал активное участие в жизнедеятельности образовательного учреждения, то у него более выражены качества организатора, более высокий уровень социальной активности и адаптации в дальнейшей жизни и соответственно он становится более успешным в этом динамично развивающемся и быстро меняющемся мире. В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина "школьное самоуправление". Более того, большинство авторов, рассматривающих ученическое самоуправление, пишут о нем как о само собой разумеющемся. Да и сам термин "самоуправление" трактуется по-разному. В "Педагогической энциклопедии" самоуправление рассматривается как участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Не отрицая этого, многие педагоги делают акцент на разных словах. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи - как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы. Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Детский коллектив управляется взрослым. Он и существует потому, что есть этот взрослый, но его руководящая роль внешне незаметна, при этом он рядом, он вместе со всеми на равных участвует в коллективной деятельности, к нему всегда можно обратиться за помощью и советом, если такая деятельность происходит как бы сама собой. При этом есть иллюзия для окружающего мира,
что коллектив существует благодаря активности самих детей, в этом случае КПД такой воспитательной работы взрослого очень высок и можно говорить о высшем пилотаже его педагогической деятельности. Сам же педагогический процесс в этом случае в чистом виде является педагогикой сотрудничества. В этой ситуации коллектив становится субъектом педагогического влияния на каждого отдельного ребенка, через деятельность, через общение, через оценочные суждения, через атрибутику причастности, через исполняемые в коллективе роли и пр. Какие бы то ни было органы управления коллективом не должны создаваться искусственно. Иногда для этого достаточно нескольких наиболее активных участников коллектива, но без их обозначения помпезными словами «президент», «мэр», «Парламент» и пр. Как только в детском движении появляется фигура, обозначенная педагогом каким-то взрослым названием, поднимающем его на более высокую ступеньку иерархии над остальными участниками, то вероятность быстрого развала объединения не за горами. Дети готовы подчиняться только более сильному духом (не интеллектом и поведением, а именно духом), за которым они готовы пойти. И он должен быть в своих решениях самостоятельным. Важно, чтобы направленность того, кому дети готовы подчиняться, была позитивной. Если же они его сами обозначат словом «командир», «капитан» или др., то страшного в этом ничего нет. Если сами выберут из наиболее активных членов коллектива совет (коллектива, дела или т.п.) и будут готовы ему подчиняться, и этот совет будет реально работать, а не фигурировать на бумаге в разных отчетах, то педагог поднял свой коллектив ещё на ступеньку выше в его развитии. Современные специалисты в области детского движения убеждены, что дети должны играть в детские игры, а взрослые – во взрослые. Всему своё время. Навязывание же детям «взрослых» игр (например, игры: «Выборы мэра города», «Выборы Государственной думы»), но по «детским» правилам вызывает отторжение у детей вообще к какому бы то ни было проявлению активности в дальнейшей взрослой жизни. Детский мир отличен от мира
взрослых. Дети очень чувствительны к какой либо фальши, неискренности, формализму. Поэтому если игра, то всё должно быть по-настоящему. Чтобы решения, которые дети принимают, исполнялись. Чтобы, если говорим об ответственности, то она должна быть реальной с соответствующими санкциями за безответственность. А детский мир это не принимает. Это неприятие может происходить с весьма явным внешним протестом, вызывая бурю негодования. Но чаще оно происходит без явных внешних проявлений, возникает ситуация тихого протеста. А взрослея и принимая условности взрослого мира (говорим одно, а делаем другое), дети начинают подстраиваться под этот фальшивый мир взрослых, транслируя эту модель в дальнейшей своей жизни. За годы существования в Санкт-Петербургском суворовском военном училище сложились свои традиции и устои. Это стремление к совершенствованию своих знаний, гордость за свою форму и право носить суворовский знак, суворовское братство, уважение старших, любовь к своему училищу, верность Знамени, Заповедям суворовца. Самоуправление было представлено в суворовских училищах на всём протяжении их существования, но его основная задача была выражена в содействии командованию и педагогическому коллективу в управлении самими суворовцами. При этом сама система военного образования не предусматривала реальных демократических процедур и только создавала иллюзию участия суворовцев в управлении училищем. В свете коренной перестройки всей системы кадетского образования одной из ключевых задач воспитательной работы провозглашено активное включение суворовцев в общественную жизнь училища, создание действенной системы самоуправления воспитанников. В этом случае, участвуя в деятельности органов самоуправления, суворовцы включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках самоуправления суворовцы должны получить возможность влиять на содержание образования, на процесс
разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов училища, отстаивать свои права и интересы, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Конечно, модель самоуправления в закрытом военно-учебном заведении, которым по сути и является суворовское военное училище, не может быть идентична модели, которая действует в обычной общеобразовательной школе. Поэтому в училище представлена модель самоуправления, учитывающая традиции и специфику военных училищ. С одной стороны в подразделениях действует система младших командиров, с другой стороны создана система Советов чести. В то же время на принципах ЧТП (чередование творческих поручений) действует актив из числа суворовцев. Данный принцип позволяет каждому суворовцу занять активную позицию, попробовать себя в роли спорторганизатора, редактора стенной печати, культорганизатора, стажёра у младших суворовцев и т.п. Система младших командиров основана на традициях вооружённых сил и копирует общепринятую систему управления воинскими подразделениями. В данном варианте её сложно назвать демократичным институтом, т.к. она основана на принципе единоначалия и жёстком иерархическом построении. В то же время, при грамотном педагогическом руководстве, она способствует решению ряда управленческих задач. История появления Советов чести в училище относится ко времени, когда прекратили своё существование комсомольские организации. Идея формирования подобных органов заключалась в их выборности, когда в них оказывались суворовцы, обладающие наибольшим авторитетом среди сверстников. На уровне училища утверждено Положение о Советах чести, которое определяет основные задачи, права и обязанности членов совета, порядок избрания и структуру. Принципиальным отличием системы Советов чести от системы младших командиров является, что Советы чести являются коллегиальными органами, не несут управленческих функций и не полномочны командовать суворовцами.
Некую аналогию Советов чести можно провести и от товарищеских судов чести, которые появились в XIX веке и назывались ранее судами общества офицеров. Основой понимания чести офицера служили неписаные правила поведения, сложившиеся в офицерской среде. В первые годы существования советского государства этот институт был упразднен, однако, в конце тридцатых годов его возродили под названием товарищеские суды чести. Советы чести создаются только на уровне курсов и училища. В состав Совета чести курса на общем собрании избираются 5-7 наиболее авторитетных суворовцев, которые из своего состава избирают председателя Совета. Совет чести курса собирается, как правило, 2 раза в месяц и решает вопросы внутренней жизни роты, рассматривает дисциплинарные проступки суворовцев, готовит предложения по поощрению отличившихся и т.д. Конечно, работоспособность данного органа самоуправления серьёзно зависит от поддержки воспитательского состава роты и доверия к нему со стороны самих суворовцев. Наиболее эффективным является Совет чести училища, который состоит из председателей Советов чести курсов и собирается 2 раза в месяц. Практически на всех его заседаниях присутствует директор училища или его заместители. Это ещё больше способствует авторитету Совета в глазах суворовцев и даёт возможность оперативно обсуждать и решать многие вопросы. Только за 2010-2011 год по инициативе Совета чести руководством училища было принято около 20 различных решений, внесены серьёзные изменения в распорядок дня, в организации питания, в системе проведения внеклассных мероприятий. Впервые за 8 лет была в корне пересмотрена система проведения новогодних мероприятий, начались проводиться дискотеки, мероприятия с девушками. Система младших командиров (командир отделения – старший группы) действует только на уровне учебного курса. Младшие командиры назначаются начальниками курсов из наиболее подготовленных, грамотных и авторитетных
суворовцев, умеющих организовать работу небольшого коллектива. Суворовцам, которые занимают указанные должности, могут быть присвоены специальные звания «вице-сержант» и «старший вице-сержант», что очень важно для самооценки самих суворовцев. Каждодневная работа с сержантским составом организуется непосредственно в подразделениях суворовцев. Это инструктажи, подведение итогов и постановка задач, еженедельные совещания со старшим воспитателем обсуждение злободневных проблем и подготовка ротных мероприятий. Ежемесячно проводятся общие сборы сержантского состава и актива училища. Данные сборы проводятся в форме школы актива и состоят из двух частей. На первой общей части подводятся итоги работы за месяц, поощряются командиры лучших учебных групп, организуются встречи с интересными людьми. Обычно это, известные люди Санкт-Петербурга, известные политики или военачальники, выпускники училища. Во второй части проводятся занятия по секциям. В течение года ребятам даются знания по психологическому общению, методике коллективных творческих дел, игротехнике, умению руководить коллективом. Занятия проводятся в форме тренингов, отработки практических навыков, с использованием различных форм и методик. Общеизвестен тот факт, что подавляющее большинство школьных активистов составляют девушки, которые, особенно в подростковом возрасте, более активны и дисциплинированы. К сожалению, среди школьных активистов редко можно встретить молодых людей, да и те, обычно, являются успевающими учениками. Принцип самодеятельности и инициативы в работе нередко игнорируется. Педагоги оказывают прямое давление на общественное мнение школьников, самоуправление организовано по форме, но не по своей сути. По-прежнему, в подавляющем большинстве ученическое самоуправление остается привилегией лишь отдельных школьников. При этом забывается, что оно не только средство, но и результат воспитания, оно предполагает широкую вариативность. Иллюзия о том, что детство лишь время подготовки к жизни
серьезно искажает реальность и ущемляет права детей. Ребенок, как и любой взрослый, живет в реальной жизни и поэтому он должен иметь права участвовать в ее преобразовании. Как показал анализ действующего состава сержантов и активистов в Санкт-Петербургском суворовском военном училище, большинство ребят ранее не занимали активных позиций у себя в классах и учебных заведениях. Система выявления и подготовки лидеров, поддержка их во время работы способствовала значительному раскрытию их потенциала, их организаторских способностей, приобретению управленческих навыков. Совершенно по-новому раскрылись ребята из неблагополучных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В училище у них появилась возможность проявить себя, общаться с воспитателями-мужчинами, имеющими значительный жизненный и боевой опыт, заменивших для них отцов. Вовлечение подростков в диалог даёт им возможность учиться конструктивным методам воздействия на окружающий мир. Подросткам необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы других, учиться брать на себя большую ответственность. Включение в общественную жизнь способствует формированию политических навыков у школьников, улучшению и ускорению процесса их ориентации в обществе, развитию социальной активности и самореализации подростков. В тоже время приходится констатировать, что в системе военно-учебных заведений, с учётом их специфики, очень проблематично создание полноценного ученического самоуправления. Для этого необходимо передать воспитанникам целый комплекс реальных полномочий, к чему зачастую мы просто не готовы. Это потребует коренной перестройки всей модели кадетского воспитания. В этом случае система реального, а не мнимого ученического самоуправления, вступит в противоречие с устоявшимися традициями и системой воинского воспитания, построенного на жёсткой иерархии и подчинённости.
Как видится, целесообразнее начинать с выстраивания системы проведения коллективных творческих дел с формированием временных Советов дел, создания режим протекания совместной деятельности суворовцев и педагогов, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения воспитанников. В подразделениях возможен переход на модель со-управления, когда все внеклассные мероприятия организуются и проводятся по событийному принципу совместно активом суворовцев и воспитателями, без педагогического давления и диктата. Только в этом случае можно рассчитывать на реальное участие суворовцев в жизни училища, на системные изменения в воспитательном процессе. Не зрители, не статисты, а «хозяева своего дома» - как может быть иначе, если ребята проводят постоянно в стенах училища 7 лет.


В раздел образования