Напоминание

Роль ансамблевого музицирования в классе - баян,аккордеон.


Автор: Кривецкая Александра Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Республика Бурятия г.Улан-Удэ
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Роль ансамблевого музицирования в классе - баян,аккордеон.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Комитет по культуре Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №13 г. Улан-Удэ»

Роль ансамблевого музицирования в классе – баян, аккордеон

Методические сообщение


Составила: А.В. Кривецкая Улан-Удэ 2016 год

Содержание
I. Ансамблевое музицирование как метод всестороннего развития учащихся II. Основы ансамблевой техники III. Роль ансамблевого музицирования в формировании музыкальных способностей школьников на начальном этапе обучения 1) Формирование звуковысотных представлений; 2) Развитие гармонического слуха; 3) Воспитание полифонического слуха; 4) Развитие тембро-динамического слуха; 5) Развитие ритмического слуха; 6) Чтение с листа; 7) Развитие памяти; 8) Развитие игровых способностей. IV. Заключение V. Список литературы Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными данными не является новой. Но то, что этим развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.
Главная цель всего нашего обучения в ДШИ – подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, уметь концентрировать внимание на определённой задаче, уметь считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и др. . Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. «Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, чем сольное исполнение. Известно, ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнёра, общее звучание все музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищество. Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнёра», умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий. Сотрудничество учителя и ученика в музыкальной педагогике понимается как сотворчество. В сотворческом процессе работы над художественным произведением возникают условия для осуществления основных идей сотрудничества: изменения отношений между учителем и учеником, принципов целепостановки и творческого воспитания. Для установления взаимного творческого контакта между педагогом и учеником совместное ансамблевое музицирование – идеальное средство. С самого начала обучения ребёнка игре на инструменте пявляется масса задач: псадка, постановка рук, изучения клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты счёт, паузы,ключи и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную – в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развивать интерес к музыкальным занятиям. Неоценима роль ансамблевой игры на начальном этапе обучения игре на инструменте. Она является лучшим средством заинтересовать ребёнка, помогает эмоцианально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап обучения. И в этой ситуации идеальной формой работы с учащимися будет ансамблевая игра. С самого первого занятия ученик вовлекается в активное
музицирование, дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия хотя и крупицы, но искусства.
Основы ансамблевой техники.
Технически грамотная ансамблевая игра предусматривает достижения синхронности ансамблевого звучания. Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показать вступления, снятия, замедления. Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх (ауфтакт) и затем – чёткого, довольно резкого (раз) движения вниз. Последнее служит сигналом к вступлению. Кивок не всегда делается одинаково, всё зависит от характера и темпа исполняемого произведения. Когда призведение начинается из-за такта, то сигнал, по сути, такой же, с той разницей, что если в первом варианте при подъёме головы была пауза, то в данном случае она заполняется звучанием затакта. На репетиции можно просчитывать пустой такт, могут быть слова. В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. Замечено, что в пьесах активного, волевого плана это качество достигается быстрее, чем в пьесах спокойного созерцательного характера. То же самое можно сказать и относительно «старта». Вряд ли есть необходимость подчёркивать, насколько важно закончить произведение вместе, одновременно: а) последний аккорд – имеет определённую длительность, - каждый из ансамблистов отсчитывает «про себя» метрические доли и снимает аккорд точно во время. б) аккорд – над которым стоит фермата, продолжительность которого необходимо обусловить. Все это отрабатывается в процессе репетиции. Ориентиром снятия может также быть и движение- кивок головы. Технически грамотное ансамблевое выполнение предусматривает: уравновешенность в силе звучания всех партий (единство динамики) и согласованность штрихов всех партий (единство приёмов и фразировки). Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиальный результат. Пусть даже это исполнение ещё далеко от совершенства, всё можно выправить дальнейшей работой.
Роль ансамблевого музицирования в формировании музыкальных

способностей школьников на начальном этапе обучения.

В комплексе специфически способностей учащегося-музыканта выделяется первоочередные: музыкальный слух, ритмическое чувство, память, технические способности, музыкальное мышление. Развитие музыкальных способностей может иметь место при различных видах музыкально- теоретических дисциплин. Но процессы развития учащегося-музыканта протекают особо эффективно, когда он собственноручно оперирует с материалом. Именно такую возможность и представляет ему музыкальное исполнительство. «Лучший способ понять и освоить явление – это воссоздать, воспроизвести его» (С.И.Савшинский). В соответствии с поставленной задачей рассмотрим, как ансамблевая игра способствует ускоренному развитию музыкальных способностей учащегося.
1.

Формирование звуковысотных представлений -
первоочередной этап в слуховом воспитании учащегося. Обучение игре на баяне начинается с так называемого донотного периода. Его цель – развитие звуковысотного слуха ученика. С этой целью большинство педагогов начинают донотный период с подбора или транспонирования мелодий. Этот процесс проходит на материале детских и народных песен, расположенных в порядке увеличения сложности. Мелодии для подбора лучше использовать с поэтическим текстом, что способствует пониманию исполняемого произведения и облегчает ощущения метроритма и в ходе музицирования верную интонацию, что наикратчайшей дорогой ведёт его к обострению чувства высоты звука. Некоторые мелодии песен лучше исполнять в ансамбле с педагогом. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Как показывает практика, дети с удовольствием и радостью принимают участие в подобной форме занятий.
Никита Сумкин. 1кл. транспонирует Р.Н.П. «Как под горкой под горой» от звуков

правой рукой.

2.

Нередко гармонический слух отстаёт от мелодического.
Учащися может свободно обращаться с одноголосием, но, в тоже время, испытывать затруднения со слуховой оринтеровкой в многоголосье гармонического склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль – особо выгодные условия для развития гармонического слуха. «В интересах развития гармонического слуха музыканта, пишет Л.А. Баренбойм, - необходимо настойчиво и упорно с детских лет развивать целостное ощущение музыкальной вертикали». Наиболее сильнодействующим средством развития гармонического слуха является подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям, что может иметь место как специальный слуховоспитательный приём в большинстве стадий обучения баяниста, аккордеониста. На начальном этапе при подборе по слуху мы овладеваем только простыми гармониями – Т.S.D. (Пример ученик подбирает аккомпанемент к простой мелодии) Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. В этом случае целесообразно исполнять пьесы в ансамбле, где гармоническое сопровождение будет исполнять учитель. Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки.
(Пример У.н.п. Семейка) исп.Сумкин Никита преп. Кривецкая А.В.


3.

Воспитание полифонического слуха
или другими словами способности расчленено воспринимать и воспроизводить в музыкально-исполнительском действии несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. На начальном этапе обучения игре на баяне ребёнок не имеет достаточных навыков для исполнения полифонических произведений, не владеет достаточным умением слышания нескольких мелодических линий и исполнения сложной полифонической ткани. Игра в ансамбле помогает ярче оттенить, высветить отдельные элементы звуковых конструкций. Диференцированная игра в ансамбле (как правило) верхнего голоса, не даёт «спутаться», «слипнуться» нитям, из которых соткана музыкальная ткань. Уже первые ансамбли для начинающих содержат различные виды полифонии: канон,поголосочную и т.д.
(Пример исполняет каноном Р.н.п. «Василёк» исп. Третьяков Никита.

4.

Тембро-динамический слух.
Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембро-динамическим слухом. Такой слух важен во всех видах музыкальной практики, но особенно велика и ответственна его роль в музыкальном исполнительстве. Он, получая импульсы со стороны оразного воображения и фантазии музыканта, кристаллизуется и совершенствуется через стремление к воплощению в жизнь определённых художественно- изобразительных замыслов идей. Ансамблевая игра предоставляет наибольший простор для развития тембро-динамического слуха благодаря обогащённой фактуре, позволяющей услышать воображаемое оркестровое звучание. Совместно с педагогом, творческий поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов и т.д. помогает развитию тембро –динамического слуха ученика. Начиная с начального обучения неоходимо развивать воображение ребёнка, даже на примерах несложных музыкальных произведений искать в простейших звуковых сочетаниях разнообразные краски. Начинающие музыканты легко имитируют звуки башенных часов, призывы кукушки, эффекты эха и т.д.
«Эхо» произведение с элементами полифонии, и для развития тембро-

динамического слуха). Исп. Третьяков Никита

5.

Ритм -
один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма важная задача в музыкальной педагогике. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально выразительная, оразнопоэтическая, художественно-смысловая. Ряд авторитетных исследователей указывают на три главных структурных элемента образующих чувство ритма: темп, акцент, соотношение длительностей во времени. Всё это складывается в музыкально-ритмическую способность. Вот некоторые способы её формирования, которые непосредственно взаимодействуют с ансамблевой игрой. 1.Технические трудности вызывают желание возможно скорее «проскочить» опасный эпизод. При обьединении в дуэте двух музыкантов, страдающих таким недостатком, возникшее accelerando развивается с неумолимостью цепной реакции и увлекает партнёров к неизбежной катастрофе. Если же этот недостаток присущ только одному из участников, то второй оказывается верным помощником.
(Пример Качурбина «Мишка с куклой» ) исп. Содбоева Саяна.
2.Свобода музыкально- ритмическая (рубато, агогика). Игру рубато нельзя механически перенять, она познаётся в личном художественном опыте. Самым главным в союзе преподаватель – ученик
является интуитивное влияние. Многие динамические и агогические трудности легче преодолеваются по примеру учителя, который непосредственно вовлекает в ускорение и замедление музыкального движения. 3.Пауза. Система музыкально ритмического воспитания должна «вбирать» в себя те специфические моменты, которые связаны с выразительно-смысловой функцией паузы в музыкальном искусстве. Особо нужно следить, чтобы паузы воспринимались учениками в виде естественного компонента музыкальной структуры, а не как механическая или внезапная остановка.
(Пример исп.Штраус « Вальс» ) исп. Анынова Альбина.

6. Чтение с листа.
Одной из наиболее эффективных форм, развивающей весь комплекс музыкальных способностей, является игра с листа. Чтобы научить разбирать музыку и научить разучиванию очень важно, чтобы первое знакомство с произведением пробуждало интерес, а не гасило его, внести смысл, в процесс разучивания, сократить время и повысить интерес – это одна сторона работы. Ансамблевое музицирование способствует хорошему чтению с листа. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её освоить, быстро осваивают нотную графику. Стихотворный текст помогает разобраться в простейших элементах музыкальной формы и ритме, а также закрепляются полученные навыки артикуляции – staccato, leqatto, non leqatto. Параллельно следует развивать навыки непрерывного чтения нот, непрерывного внимания. Надо добиться длительной концентрации внимания и плавной непрерывности мышления, идущего несколько впереди движений рук, тем самым, обеспечивая цельность игрового процесса. Необходимо нацелить исполнителей на охват сочинения в целом, то есть обратить внимание на самое существенное. При чтении ансамбля с листа нельзя поправляться, останавливаться в трудных местах, так как это приводит к нарушению контакта с партнёрами. Слишком частые остановки портят радость от игры с листа и поэтому необходимо избирать музыкальный материал для этого значительно, лёгкий. Желательно чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит второго исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.
7. Память.
Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть. Если в сольном музицировании при выучивании наизусть очень часто преобладает механическое выучивание, то игра в ансамбле требует более углублённое понимания произведения, его образно-поэтической сущности, особенности его структуры формообразования и т.д. – основное условие успешного, художественно -полноценного запоминания музыки. Ансамблевое исполнение будет способствовать не механическому запоминанию, а откроет пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти (с опорой на фактический анализ). Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнёры должны понять музыкальную форму в целом, осознать её как некое структурное единство; затем переходить к дифферинцированному усвоению составляющих её частей, к работе над фразировкой, динамическим планом и т.д. Исполнителю, как первой, так и второй партии необходимо иметь представления каждой партии, а также заострить внимание на гармоническом анализе и, опираясь на гармонию, нужно учиться мысленно, слышать всю музыкальную ткань произведения. Способ «умозрительного» запоминания, лишённого опоры на реальное звучание, основывается исключительно на внутрислуховых представлениях.

8. Игра в ансамбле.
Позволяет расширить круг музыкальных знаний и понятий, интенсифицировать процесс их усвоения за счёт
овладения музыкальными жанрами.
Благодаря разнообразию музыкального репертуара, учащиеся получают знания в области жанров, танцевальных (полька, вальс, хоровод), песенных (романс, колыбельных

и т.д.). В дальнейшем

происходит освоение и осознание жанровых особенностей музыки – песенности, маршевости, танцевальности. Осознанное выявление этих способностей при исполнении учеником пьес также способствует более полному раскрытию художественного образа
.

Пример Р. Паулс «Колыбельная» исп. Анынова А. Лхамаева С.

Б.Тихонов «Полька (Шутка) исп. Цоктоев Тимур , Бандо Влад.

9.Игровые способности
. Рассмотрев влияние ансамблевого музицирования на развитие музыкальных способностей ребёнка на начальном этапе формирования (слуха, памяти). А теперь хочется заострить внимание на положительном эффекте ансамблевой игры в процессе развития игровых способностей. Именно благодаря проявляемому интересу к ансамблю на начальном этапе, легко и безболезненно происходит организация игрового аппарата ребёнка, с большим эффектом он осваивает основные приёмы звукоизвлечения, знакомится с различными типами фактур. На первый взгляд двигательные навыки при игре в ансамбле развиваются достаточно традиционно: то же постепенное охватывание звукоряда,введение всё новых ритмов и т.д. Но это только на первый взгляд. Практика показала, что двигательные навыки развиваются при ансамблевой игре значительно интенсивнее и закрепляются прочнее, так как получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося. Всем известна склонность к подражанию. Эта склонность может принести большую пользу и ученику, и педагогу в налаживании необходимых удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в умении достичь певучести звука, ведении меха и много другого; то есть в формировании целого комплекса знаний, умений и навыков будущего музыканта.
Заключение.
В заключении хочется сказать, что ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного,гармонического,полифонического,тембро-динамического),игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического слуха. Она помогает заложить элементарные основы ритма, а также овладеть более сложными метро-ритмическими категориями (агогика, пауза и др.), ансамблевое музицирование способствует развитию муз. памяти. Работая над ансамблем, интенсивно развивает образное мышление учащихся и способствует формированию обобщённых понятий. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей. Ансамблевая игра может включена в различные виды деятельности учащихся (импровизация, чтение с листа, подбор по слуху, игра в оркестре). Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества ученика и учителя. Главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником. Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ребёнка.

Список литературы
1. Н. Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. М.1986г. 2. А. Готлиб. Первые уроки ансамбля. 3. Л. Баренбойм. Путь к музицированию. М. 1964г. 4. Г.Стативкин. «Начальное обучение на выборно-готовом баяне» М.,1989.


В раздел образования