Автор: Шкелева Алла Федоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ ИРМО "Марковская СОШ" Населённый пункт: р.п. Маркова Наименование материала: Конспект Тема: Урок обучения грамоте Звук "Ц". Буквы Ц,ц Раздел: начальное образование
Шкелева Алла Федоровна
МОУ ИРМО «Марковская СОШ»
УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
Тема: Звук «ц» Буквы Ц, ц
Тип урока : Урок формирования новых знаний.
УМК: «Планета знаний».
Цель урока: обеспечить условия для ознакомления учащихся с непарным твердым согласным звуком «ц» и буквами
Ц,ц, обозначающими этот звук на письме.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: определять место звука в различных словах и сравнивать его звучание; отвечать
на вопросы учителя по содержанию прочитанного; получат возможность научиться дифференцировать похожие звуки,
читать текст сказки.
Личностные УУД
- определять границы собственного знания и «незнания»
-регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой форме;
- познавательные: участвуют в процессе говорения и слушания, сравнивают слово с его звуковой схемой;
- коммуникативные: выразительно рассказывать сказку, опираясь на иллюстрацию; прослеживают логику
повествования
Оборудование : цветовые схемы для звуко-буквенного анализа; цветные палочки для конструирования буквы Ц;
самооценочный лист; учебник «Букварь», презентация к уроку для интерактивной доски Mimio Studio.
2
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
I.Орг.момент
II.Артикуляционная
гимнастика
III. Актуализация
знаний.
- Представьте себе сегодня наш урок на зимней лесной
поляне. Мороз пощипывает вас за щечки, носик, ушки
(дети потирают нос, щеки, уши). Вы согреваетесь и вам
становится весело. Улыбнитесь друг другу. Передайте
вашу теплую улыбку и радость нашим гостям, чтобы
сегодня всем было тепло и радостно от общения друг с
другом
-Прежде чем перейти к теме нашего урока давайте
подготовим наш речевой аппарат.
Зарядка для язычка:
Язычок- обезьянка (верх- низ)
Конфетка (право – лево)
Чистим зубки (круговые движения языком)
- Разбудим голоса:(чтение с повышением голоса)
С-с-с – змеиный слышен свист, Ш-ш-ш- шуршит
опавший лист,
Личностные УУД:
-формирование внутренней
позиции школьника;
- учебно – познавательный
интерес к новому учебному
материалу;
- ориентация на понимание
причин успеха в учебной
деятельности
Познавательные УУД:
1.формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
2.формируем умение
обобщать и
классифицировать по
признакам;
3
IV.Мотивационный
настрой.
V.Постановка
учебной проблемы.
VI. Выделение звука
[ц].
Ж-ж-ж- шмели в саду жужжат, Р-р-р- моторы
тарахтят
- повторить звуки, назвать какие это звуки
-на какие группы можно разделить;
- Просмотрите мультфильм и постарайтесь узнать сказку.
- Какой цветок вырос на клумбе? В чем его волшебство?
- Прочитайте его название. С каким звуком в этом слове
мы незнакомы? А вы хотите чтобы ваши желания
исполнялись? Давайте сформулируем желания для
нашего урока.
Познакомиться с …буквами Ц,ц и звуком [ ц ]
Учиться отличать … звук [ ц ] от других звуков;
Учиться читать … слова с новой буквой.
1 желание: познакомиться со звуком
а)Назвать предметы находящиеся на слайде
- Что в них общего? (Цапля, цепь, циркуль, цветы,
цыплёнок) (Все они начинаются со звука Ц)
б) Учимся произносить звук [ц]
Личностные УУД:
формируем мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности;
Познавательные УУД:
1.формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
2.формируем умение
обобщать и
классифицировать по
признакам;
Коммуникативные УУД:
Физминутка
Учитель: Поучимся произносить звук, посмотрим на
соседа, как он произносит звук:
а) губы в улыбке, зубы видны;
б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не
соединяются;
в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
г) посередине языка идет сильная короткая воздушная
струя.
- Дайте характеристику этому звуку. Какой он?
(согласный, глухой)
в)Игра «Тим и Том»(распределить картинки двум героям-
Тиму начинающиеся с мягкого согласного, Тому – с
твердого)
- Почему Тиму не досталось картинок? (Звук «Ц» всегда
твердый)
Какой звуковичок получает сегодня свое имя?
- Дать характеристику звуку
- Как вы думаете есть ли у него парный согласный звук?
строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами;
Регулятивные УУД:
1 Осуществляют пошаговый
контроль своих действий,
ориентируясь на показ
движений учителем;
2 формируем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
3 формируем умение
оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей;
4 формируем умение
5
IX. Формирование
представления о
буквах Ц, ц
2 желание: познакомиться с буквой
- Ребята! Твёрдый согласный звук [ц] обозначаются на
письме вот такой буквой. (Показ буквы). Её называют
буква «цэ».
Лети, лети, лепесток, (плавные движения
руками)
Через запад на восток, (показывают правой
рукой направления запад – восток)
Через север, через юг, (показывают левой
рукой направления север – юг)
Возвратившись, сделай круг. (крутятся)
Лишь коснёшься ты земли (приседают)
Быть по – моему вели! (топают ногой)
Упражнение в развитии образного восприятия.
Ребята, посмотрите, какой симпатичный котик появился
на экране.
Он утверждает, что если очень-очень быть
внимательным, то можно и у котика найти букву ц.
прогнозировать
Коммуникативные УУД:
ученики смогут: -
учитывать позицию
собеседника (партнера);
- организовать и
осуществить
сотрудничество и
кооперацию с учителем и
сверстниками.
Личностные УУД:
1 формируем умение
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции;
6
X. Упражнения в
выделении звука [ц]
из потока речи
( обвести в кружочек)
- Как вы думаете, где она притаилась? (Высказывания
детей.)
Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка.
2. Конструирование буквы из счетных палочек
- На что она похожа?
3.Отгадай загадку: Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва, капля.
Кто же это?...( Цапля)
- Произнесите слово «цапля» и разделите его на слоги.
Сколько слогов в этом слове?
- Составь схему слова.
- Чем питается цапля?
- В каких сказках встречается лягушка?
3 желание: научиться читать слоги
2 формируем мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности;
3 формируем умение
оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
Познавательные УУД:
1 формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
2 формируем умение
обобщать и
классифицировать по
признакам;
3 формируем умение
7
XI. Применение
нового знания
Физ минутка для
глаз.
8. Чтение слогов с буквой ц
ЦЕ ЦО ЦУ ЦА ЦИ -читать, увеличивая громкость
голоса;
-читать, уменьшая громкость
голоса;
4 желание: отдохнуть
Учитель: Немного устали. Положите голову на парту,
опустите плечи, закройте глаза. Послушайте отрывок из
сказки и определите, что это за сказка?
В некотором царстве , в некотором государстве жил да
был царь с царицей ; у него было три сына – все
молодые, холостые, удальцы , такие, что ни в сказке
сказать, ни пером описать; младшего звали Иван-
Царевич .
Говорит однажды царь- отец такое слово:
- Дети мои милые! Возьмите себе по стреле, натяните
тугие луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей
двор стрела упадет, там и сватайтесь.
Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский
работать с учебником
4 формируем умение
находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
5 формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
6 формируем умение
обобщать и
классифицировать по
признакам;
Коммуникативные УУД:
1 формируем умение
слушать и понимать других;
2 формируем умение
строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами;
3 формируем умение
оформлять свои мысли в
8
Рефлексия.
двор. Пустил стрелу средний брат – полетела она к купцу
на двор и остановилась у красного крыльца . Пустил
стрелу младший брат – попала стрела в грязное болото, и
подхватила её лягушка-квакушка.
Поднимите голову. Итак, какая же это сказка? Какие
слова на букву Ц вам встретились в этой сказке?
5 желание: научиться читать слова
10. Чтение столбиков слов
- А сейчас прочитаем столбики слов и попытаемся
вспомнить, какие слова использовались в этой сказке.
- У одного царя было три сына …
- Сыновья поклонились отцу в пояс…
- Царевна -лягушка.
- Старичок, встретившийся Ивану-царевичу: «Здравствуй,
добрый молодец »…
- Сбросила лягушка свою лягушечью кожу и обернулась
такой красавицей , что ни в сказке сказать, ни пером
описать.
устной форме;
4 формируем умение
работать в паре.
Личностные УУД:
2 формируем мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности;
3 формируем умение
оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
Развиваем умение оценивать
свою деятельность.
Развиваем умение работать с
информацией,
9
- Видит Иван – царевич : стоит высокий дуб, а на нём на
цепях висит сундук каменный…
6 желание: познакомиться со сказкой
11. Работа по учебнику
Чтение-разведка, с. 93
- Самостоятельное чтение отрывка из сказки.
Что произошло с лягушкой?
В каких словах из текста вам встретилась буква ц ?
12. Закрепление
Работа в парах (Парное чтение стихотворения из
учебника)
- 1в Выбрать предмет со звуком ц в начале слова;
- 2в Выбрать предмет со звуком ц в конце
Чтение слогов, рифмование. Развитие артикуляционного
аппарата.
Учитель: Посмотрите на экран. Попробуем сложить
чистоговорки. Готовы? Читаем:
цы — цы — цы — вот поспели ……
ца - ца — ца — захотелось …….
10
ец — ец — ец — мы сорвали ……
цу — цу — цу — дети рады ……
рцы — рцы — рцы — мы полили…….
Вы, ребята,………….
13. Итог урока.
7желание учителя чтобы дети были молодцы
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте
подведём итог нашего урока.
Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что …»
14. Самооценка учащихся.
Поднимите руки у кого исполнились все желания. Дома
поделитесь новыми знаниями с родителями и раскрасте
цветик – семицветик.
11