Напоминание

Урок обучения грамоте Звук "Ц". Буквы Ц,ц


Автор: Шкелева Алла Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Марковская СОШ"
Населённый пункт: р.п. Маркова
Наименование материала: Конспект
Тема: Урок обучения грамоте Звук "Ц". Буквы Ц,ц
Раздел: начальное образование





Назад





Подготовила учитель начальных классов

Шкелева Алла Федоровна
МОУ ИРМО «Марковская СОШ» УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

Тема: Звук «ц» Буквы Ц, ц

Тип урока :
Урок формирования новых знаний.
УМК:
«Планета знаний».
Цель урока:
обеспечить условия для ознакомления учащихся с непарным твердым согласным звуком «ц» и буквами Ц,ц, обозначающими этот звук на письме.
Планируемые результаты:

Предметные:
обучающиеся научатся: определять место звука в различных словах и сравнивать его звучание; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; получат возможность научиться дифференцировать похожие звуки, читать текст сказки.
Личностные УУД

-
определять границы собственного знания и «незнания» -регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой форме; - познавательные: участвуют в процессе говорения и слушания, сравнивают слово с его звуковой схемой; - коммуникативные: выразительно рассказывать сказку, опираясь на иллюстрацию; прослеживают логику повествования
Оборудование :
цветовые схемы для звуко-буквенного анализа; цветные палочки для конструирования буквы Ц; самооценочный лист; учебник «Букварь», презентация к уроку для интерактивной доски Mimio Studio. 2

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Орг.момент

II.Артикуляционная

гимнастика

III. Актуализация

знаний.
- Представьте себе сегодня наш урок на зимней лесной поляне. Мороз пощипывает вас за щечки, носик, ушки (дети потирают нос, щеки, уши). Вы согреваетесь и вам становится весело. Улыбнитесь друг другу. Передайте вашу теплую улыбку и радость нашим гостям, чтобы сегодня всем было тепло и радостно от общения друг с другом -Прежде чем перейти к теме нашего урока давайте подготовим наш речевой аппарат. Зарядка для язычка: Язычок- обезьянка (верх- низ) Конфетка (право – лево) Чистим зубки (круговые движения языком) - Разбудим голоса:(чтение с повышением голоса) С-с-с – змеиный слышен свист, Ш-ш-ш- шуршит опавший лист, Личностные УУД: -формирование внутренней позиции школьника; - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
Познавательные УУД:
1.формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 2.формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 3

IV.Мотивационный

настрой.

V.Постановка

учебной проблемы.
VI.
Выделение звука

[ц].
Ж-ж-ж- шмели в саду жужжат, Р-р-р- моторы тарахтят - повторить звуки, назвать какие это звуки -на какие группы можно разделить; - Просмотрите мультфильм и постарайтесь узнать сказку. - Какой цветок вырос на клумбе? В чем его волшебство? - Прочитайте его название. С каким звуком в этом слове мы незнакомы? А вы хотите чтобы ваши желания исполнялись? Давайте сформулируем желания для нашего урока.
Познакомиться с
…буквами Ц,ц и звуком [ ц ]
Учиться отличать
… звук [ ц ] от других звуков;
Учиться читать
… слова с новой буквой. 1 желание: познакомиться со звуком а)Назвать предметы находящиеся на слайде - Что в них общего? (Цапля, цепь, циркуль, цветы, цыплёнок) (Все они начинаются со звука Ц) б) Учимся произносить звук [ц]
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
1.формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 2.формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные УУД:

1
формируем умение слушать и понимать других;
2
формируем умение 4

VII. Обобщение

VIII.

Ознакомление

с буквами «Ц,ц».

Физминутка
Учитель: Поучимся произносить звук, посмотрим на соседа, как он произносит звук: а) губы в улыбке, зубы видны; б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются; в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы; г) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя. - Дайте характеристику этому звуку. Какой он? (согласный, глухой) в)Игра «Тим и Том»(распределить картинки двум героям- Тиму начинающиеся с мягкого согласного, Тому – с твердого) - Почему Тиму не досталось картинок? (Звук «Ц» всегда твердый)
Какой звуковичок получает сегодня свое имя?

-
Дать характеристику звуку - Как вы думаете есть ли у него парный согласный звук? строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Регулятивные УУД:

1
Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем;
2
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
3
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4
формируем умение 5

IX. Формирование

представления о

буквах Ц, ц
2 желание: познакомиться с буквой - Ребята! Твёрдый согласный звук [ц] обозначаются на письме вот такой буквой. (Показ буквы). Её называют буква «цэ». Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками) Через запад на восток, (показывают правой рукой направления запад – восток) Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север – юг) Возвратившись, сделай круг. (крутятся) Лишь коснёшься ты земли (приседают) Быть по – моему вели! (топают ногой) Упражнение в развитии образного восприятия. Ребята, посмотрите, какой симпатичный котик появился на экране. Он утверждает, что если очень-очень быть внимательным, то можно и у котика найти букву ц. прогнозировать
Коммуникативные УУД:
ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера); - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Личностные УУД:

1
формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 6

X. Упражнения в

выделении звука [ц]

из потока речи
( обвести в кружочек) - Как вы думаете, где она притаилась? (Высказывания детей.) Вот какая буква Ц – С коготками на конце. Коготок-царапка – Как кошачья лапка. 2. Конструирование буквы из счетных палочек - На что она похожа? 3.Отгадай загадку: Длинным клювом тонким Схватит лягушонка. Капнет с клюва, капля. Кто же это?...( Цапля) - Произнесите слово «цапля» и разделите его на слоги. Сколько слогов в этом слове? - Составь схему слова.
-
Чем питается цапля? - В каких сказках встречается лягушка? 3 желание: научиться читать слоги
2
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД:
1 формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
3
формируем умение 7

XI. Применение

нового знания

Физ минутка для

глаз.
8. Чтение слогов с буквой ц ЦЕ ЦО ЦУ ЦА ЦИ -читать, увеличивая громкость голоса; -читать, уменьшая громкость голоса; 4 желание: отдохнуть Учитель: Немного устали. Положите голову на парту, опустите плечи, закройте глаза. Послушайте отрывок из сказки и определите, что это за сказка? В некотором
царстве
, в некотором государстве жил да был
царь с царицей
; у него было три сына – все молодые, холостые,
удальцы
, такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать; младшего звали Иван-
Царевич
. Говорит однажды
царь- отец
такое слово: - Дети мои милые! Возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь. Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский работать с учебником
4
формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
5
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
6
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные УУД:

1
формируем умение слушать и понимать других;
2
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3
формируем умение оформлять свои мысли в 8

Рефлексия.
двор. Пустил стрелу средний брат – полетела она к
купцу
на двор и остановилась у красного
крыльца
. Пустил стрелу младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка. Поднимите голову. Итак, какая же это сказка? Какие слова на букву Ц вам встретились в этой сказке? 5 желание: научиться читать слова
10. Чтение столбиков слов
- А сейчас прочитаем столбики слов и попытаемся вспомнить, какие слова использовались в этой сказке. - У одного
царя
было три сына … - Сыновья поклонились
отцу
в пояс… -
Царевна
-лягушка. - Старичок, встретившийся Ивану-царевичу: «Здравствуй, добрый
молодец
»… - Сбросила лягушка свою лягушечью кожу и обернулась такой
красавицей
, что ни в сказке сказать, ни пером описать. устной форме;
4
формируем умение работать в паре.
Личностные УУД:

2
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Развиваем умение оценивать свою деятельность. Развиваем умение работать с информацией, 9
- Видит Иван –
царевич
: стоит высокий дуб, а на нём на
цепях
висит сундук каменный… 6 желание: познакомиться со сказкой 11. Работа по учебнику Чтение-разведка, с. 93 - Самостоятельное чтение отрывка из сказки. Что произошло с лягушкой? В каких словах из текста вам встретилась буква ц ? 12. Закрепление Работа в парах (Парное чтение стихотворения из учебника) - 1в Выбрать предмет со звуком ц в начале слова; - 2в Выбрать предмет со звуком ц в конце Чтение слогов, рифмование. Развитие артикуляционного аппарата. Учитель: Посмотрите на экран. Попробуем сложить чистоговорки. Готовы? Читаем: цы — цы — цы — вот поспели …… ца - ца — ца — захотелось ……. 10
ец — ец — ец — мы сорвали …… цу — цу — цу — дети рады …… рцы — рцы — рцы — мы полили……. Вы, ребята,…………. 13. Итог урока. 7желание учителя чтобы дети были молодцы - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока. Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что …» 14. Самооценка учащихся. Поднимите руки у кого исполнились все желания. Дома поделитесь новыми знаниями с родителями и раскрасте цветик – семицветик. 11


В раздел образования